Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия за пределами дома"
рабочая программа по химии (7, 8, 9 класс)

Степкина Светлана Юрьевна

Программа предназначена для повышения интереса к предмету, развития естественнонаучной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_himiya_za_predelami_doma.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЯКОВЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Терновская ООШ»

______________ Тарасов Я.А.

Приказ № 128

«31» мая 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Химия за пределами дома»

направление общеинтеллектуальное

(11-14 лет)

Срок реализации 1 год

«Рассмотрено»

на заседании МС МБОУ «Терновская ООШ»

Протокол № 10 от

«30» мая 2022 г.

«Согласовано»

заместитель директора МБОУ «Терновская ООШ»

__________ Степкина С.Ю.

«30» мая 2022 г.

«Принято»

на заседании

педагогического совета МБОУ «Терновская ООШ»

Протокол № 12  от

«31» мая 2022 г.

Составитель:

Степкина Светлана Юрьевна


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия за пределами дома» является авторской и разработана в соответствии с Федеральными документами: Законом РФ «Об образовании», нормами СанПин 2.4.4., Конвенцией «О правах ребенка». Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественнонаучной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Химия».

Программа составлена для обучающихся 5 – 8 классов.

Цель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
  2. формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
  3. повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.

Воспитательные:

  1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
  2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
  3. содействие в профориентации школьников.

Развивающие:

  1. развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
  2. развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
  3. развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
  4. развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
  5. развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по химии;
  6. учить технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;
  7. расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры.

Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия дают возможность достичь личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)

Метапредметными результатами освоения программы являются:

1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  1. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  2. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
  5. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  7. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  8. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  9. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  10. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
  11. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей учащегося;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • готовность к выбору профильного образования.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам

других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Научатся:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Содержание учебного курса «Химия за пределами дома»

Знакомые незнакомцы. Экскурсия в магазин. Отработка методики проведения эксперимента на эффектном опыте. Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина. Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль». Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим. Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов. Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах. Химические продукты: «сок, вода, молоко».

Практические работы:

  1. Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах.
  2. Удаление пятен.
  3. Удаление ржавчины, чернил, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти.
  4. Самовозгорание костра. «Перо жар-птицы» - цветные огни.
  5.  «Дым без огня, «сиреневый» туман, химическое «золото»

Урок – игра по теме «Химические вещества вокруг нас».

Литература

  1. Естествознание: Программа:5 класс /Е.В.Высоцкая, А.Б. Воронцов, В.А. Львовский, С.Б. Хребтова, М.А.Янишевская -М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб»,2013. - 118 с.
  2. Программы внеурочной деятельности/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.- М.:Просвещение, 2011, 90с.
  3. Химия в часы досуга ( Ю.С.Ляликов.-Кишинев.: ШТИИНЦА, 193. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учеб. Пособие для студентов вузов (Б.Д. Степан, Л.Ю. Аликберова,И.С., Рукк, Е.В. Савинкина. - М.: ВЛАДОС, 2003.)
  4. Забавная химия (Д. Шкурко.- М.:ВЛАДОС,1996.)

Электронные ресурсы

  1. Электронное приложение к учебнику Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
  1. Е. Кузнецова, Н.Н Гара, И.М. Титова- М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014248с.

Интернет ресурсы

  1. http:www.standart.ru - сайт «Федеральный Государственный образовательный стандарт». На сайте расположены нормативные и

концептуальные документы

  1. http://school-collection.edu.ru - хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
  2. http://wmolow.edu.ru - федеральная система информационно-образовательных ресурсов
  3. http://fcior.edu.ru - хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов
  4. http://www.int.ru - сеть творческих учителей
  5. http://teacher.ru - «Учитель ру». Педагогические мастерские. Каталог ресурсов «в помощь учителю»
  6. bio.1september.ru
  7. http://www. center. eidos.ri/master/index. htm
  8. http://www.trizland.ru

Приложение 1

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

К-во часов

Примечание

Химия за пределами дома

9

1

Знакомые незнакомцы. Видеоэкскурсия в магазин. Инструктаж при работе в химической лаборатории

1

2

Методики проведения эксперимента, знакомство с посудой.

3

Практическая работа «Определение по этикеткам наличие пищевых добавок в продуктах»

1

4

Химические продукты

1

5

Практическая работа «Удаление пятен»

1

6

Практическая работа Удаление ржавчины, чернил, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти.

1

7

Практическая работа Самовозгорание костра. «Перо жар-птицы» - цветные огни.

1

8

Практическая работа «Дым без огня, «сиреневый» туман, химическое «золото»

1

9

Урок - игра по теме: «Химические вещества вокруг нас»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" и "Школа безопасности" на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа и тематическое планирование программ внеурочной деятельности "ЕДИМ ДОМА" и "ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"...

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружок "Едим дома"

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружок "Едим дома"...

Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома" на 2018-2019 учебный год

Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" на 2019-2020 учебный год

Рабочая проргамма внеурочной деятельности кулинарного кружка "Едим дома" разработана для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп...

Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома" на 2019-2020 учебный год

Рецензия на рабочую проргамму кулинарного кружка "Едим дома"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению «Экология у нас в доме»

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)6на 2022 – 2023 учебный год...