Посвящение в химики
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Мазяр МарияАнатольевна

Посвящение в химики для 8-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_posvyashchenie_v_himii1.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Посвящение в химики»(мероприятие для учащихся 8 классов)

Мероприятие проходит в форме турнира между командами 8 –го класса. Каждая команда должна иметь своё название, девиз, эмблему, приветствие соперникам , жюри и зрителям.

После того, как зрители и участники расселись по своим местам, звучит песня.

( Маленькая страна)

                                                         

Ведущий1:  Добрый вечер дорогие ребята. добрый вечер уважаемые учителя. Мы очень рады видеть вас.

Химия – серьёзная наука, но химики – весёлый народ и иногда они любят пошутить. Сегодня вы в этом убедитесь сами.

Ведущий 2: Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука - вот истинная волшебница. И самой чудесной наукой , несомненно, является химия. Сегодня мы попытаемся это доказать.
Ведущий1:  Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая - потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.
Ведущий2:  Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Ведущий1:  Мы собрались в этом кабинете ради ребят – восьмиклассников, которые только начали изучать удивительную науку – химию. Сегодня «мастера» - старшеклассники хотят посвятить своих младших товарищей в химики. Но для этого они должны проверить профессиональную пригодность кандидатов. Приглашаем на сцену команды 8 «в»  класса.

Конкурс1: Представление команд (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам, пожелание жюри и зрителям) – макс. оценка – 5 баллов/ Слайд 2

Ведущий2: Сегодня эти команды будут соревноваться между собой и демонстрировать свои знания по химии. Для этого мы проведём несколько конкурсов

Конкурс №2  «Разминка»

Ведущий1:  Хочется отдать дань уважения великим русским химикам. Сейчас я буду говорить о некоторых интересных фактах из жизни знаменитых учёных. У вас будет 4 попытки. Если ваша команда угадывает имя учёного с 1-ой попытки, то получает 5 баллов; со  2-ой  - 4балла; с 3-ей – 3 балла; с 4 –ой попытки – 2 балла.

Если команда не отвечает на поставленный вопрос, то право ответа переходит к другой команде, за это можно получить 2 дополнительных балла.

Задание первой команде.

1. Назовите имя русского учёного, которого считают основоположником химической науки. До него химия не считалась наукой, а относилась к категории искусств.

2. Он  ввёл в обращение такие термины: «формула», «термометр», «атмосфера» и др.

3. По словам Пушкина : «Он создал первую химическую лабораторию. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был «первым нашим университетом»

4. Тяга к знаниям у этого человека была так велика, что будучи 14-летним подростком, он отправился пешком из далёкой сибирской деревни Холмогоры в Москву получать образование.

        (Ломоносов М.В.)

Задание второй команде.

1. Учёба вначале давалась ему нелегко. На первом курсе педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить двойки. Но окончил институт он всё же с отличием.

2. Его будущий зять А.Блок писал о нём: «Он давно всё знает. Во всё проник. Его знание самое полное»

3. Его любимым занятием было изготовление чемоданов, переплетение книг, изготовление рамок для портретов.

4. Ему принадлежит заслуга открытия основного закона химии.

(Менделеев Д.И.)

Ведущий1:  Молодцы, ребята. Отлично справились с первым заданием. Вы заслужили награду.

Входит  Бертолет: Здравствуйте мои дорогие! Я прибыл сюда, чтобы доказать вам, что химия- - это удивительная наука, способная  творить чудеса.  Смотрите! Наслаждайтесь!

Говорят «Нет дыма без огня!»  Я вам докажу, что это не так.

Облако из колбы

Обыкновенная колба выпускает в пространство целое облако дыма. Вот как это происходит. В большую колбу насыпают кристаллический карбонат калия слоем 1--2 см и осторожно наливают 10%-й водный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2 мм. Затем очень тонкой струйкой вливают в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам, стелется по поверхности стола и, добравшись до края, хлопьями медленно падает на пол. Появление белого дыма вызвано реакциями:

 NH3 + HCl = NH4Cl,
K
2CO3 + 2HCl = 2KCl + CO2 + H2O

 Аэрозоль (воздушная взвесь мельчайших кристалликов) хлорида аммония, который получается по первой реакции, увлекается из колбы углекислым газом, выделяющимся по второй реакции. Углекислый газ тяжелее воздуха, и поэтому "дым" падает на пол

Ведущий2: Как здорово!

Чего только нету, чего только нет
На этом на белом на свете.
Химия- трудный, но важный предмет,
Ее изучают дети.
Метан, аммиак и бензол –все равно
Раскроют секреты однажды.
Нам жить интересно и весело, но
Всем похимичить нам хочется страшно.
А вам, друзья, хочется похимичить?

Ведущий1: Сейчас мы проведём экспериментальный конкурс. На сцену вызываются по одному представителю каждой команды.

Химия – наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила техники безопасности. А если правилами техники безопасности пренебрегать, то это может привести к очень неприятным последствиям.

Ведущий2:   Посмотрите, к нам пришли гости. Их можно смело помещать в химический музей  на экспозицию «Жертвы химических опытов»

Звучит печальная музыка. На сцену выходит ученик в порванной одежде, глаз с чёрной повязкой, лицо в саже, волосы всклокочены, на груди табличка «Жертва взрыва»

Ученик :

Получал я водород,
К нему прибавил кислород,
А они взорвались сразу,
И остался я без глаза.

Опять звучит печальная музыка. На сцену, взявшись за руки, выходят «Жертва щёлочи» и «Жертва кислоты» в одежде с большими дырами.

«Жертва щёлочи»:

Вы не думайте друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь юбку съела,
Вот такое, братцы, дело.

«Жертва кислоты:
Попробовать на вкус решил я кислоту.
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.

Ведущий 1:Ребята! Помните! Перед тем как с веществами общаться,
Надо бы узнать - как с ними обращаться.

Ведущий 2: Чтоб жизнь не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности!

Конкурс 3: «Экспериментальный»

Ведущий 1

Мы хотим проверить, знакомы ли вы с правилами техники безопасности?

Задание .  Вспомните правила работы со спиртовкой. Соблюдая все правила техники безопасности, доведите воду в пробирке до кипения.

/ За правильно выполненные задания1, 2 учащиеся получают 1 балл.

За задание 3 можно получить максимум - 5 баллов:

налили воды в пробирку не более, чем на треть – 1 балл

правильно закрепили пробирку в пробиркодержателе – 1 балл,

сначала прогрели всю пробирку, а уж потом стали нагревать воду – 1 балл,

держат пробирку, направляя горлышко в сторону от себя и товарищей – 1 балл,

правильно тушат спиртовку -1балл/

Волшебник Бертолет:  Какие вы молодцы! Вы уже готовы к проведению сложнейших химических опытов.

 В вашу честь я хочу устроить небольшой фейерверк.  

 Опыт «Вулканчик»

На асбестовую сетку насыпать немного дихромата аммония. Нагреть в пламени спиртовки стеклянную палочку и поднести к дихромату аммония. Под действием температуры происходит процесс разложения дихромата, сопровождающийся разбрызгиванием искр и «пепла»

Ведущий 1: Мы продолжаем наш турнир. На Земле существуют миллионы веществ.

Конкурс №4 « Знаете ли вы вещества?»  

Сейчас мы будем загадывать загадки. Вы должны сказать, о каком веществе идёт речь? Та команда, которая первой поднимет руку  и даст правильный ответ, получает 1 балл за каждую отгаданную загадку.

«Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород».
(Кислород).

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
(Водород.)

Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.
(вода)

Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.
(Алюминий.)

Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша
(медь)

Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил!
(Магний.)


Я парнишка непростой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко-красным -
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу синим стану я.
Назовите-ка меня!
(Индикатор лакмус.)

Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(Хлор.)


«Порознь каждый ядовит,
Вместе – будит аппетит».     (Хлорид натрия).

«Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл,
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой сини огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней»       (Алюминий).

«Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается».    (Азот).

«По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид».  (Хром).

После того как конкурс подошёл к концу и жюри подводит его итоги, раздаётся музыка из  мультфильма «Винни -пух и его друзья». На сцене появляется Винни –Пух.

Вини-Пух (поет).
Кто любит химию учить,
Тот поступает мудро,
Любое чудо сотворить
Совсем тогда нетрудно.
Вот это колба (показывает зрителям колбу), да-да-да (чешет в затылке). Я в ней творю такое! Вот это мел (показывает зрителям кусочек мела), а вот вода ( бросает мел в колбу с водой). Что получилось? Ерунда! Как ерунда? Нет, тут что-то не так! Надо попробовать еще раз. (Собирается повторить эксперимент, но тут его догоняет Пятачок и дергает за руку).
Пятачок. Винни, Винни…..
Винни-Пух. Что случилось, Пятачок?
Пятачок. Объясни, что ты делаешь? Куда ты так торопишься? Я просто не могу угнаться за тобой.
Винни-Пух. Пятачок, я решил стать знаменитым химиком. Видишь, я уже знаю, что это колба (показывает колбу Пяточку), а в колбе смесь из мела и воды. И теперь я направляюсь к волшебнику Бертолету, чтобы он подсказал мне, что еще надо сделать, чтобы стать великим и знаменитым химиком.
Пятачок. А химия, это про что?
Винни-Пух. (задумываясь).
Химия-это…..А вот ты лучше послушай.

Химия смело простирает руки,
В дела любой мирской науки.
Куда ни кинешь взор – повсюду,
Пришла она на помощь люду.

Носки, ботинки и рубашки,
Ковры и куклы-неваляшки.
Серёжки, шубы, мебель, елки,
Косметика, чулки, расчёски.
И даже что-то из еды -
Волшебной химии плоды!

Мы без неё бы до сих пор

Ходили в шкурах, жгли костер,
В пещерах сидя и скучая,
Без кофе «Якобс» и без чая.

Ни удобрений, ни бензина,
Ни урожая, ни машины,

Ни самолётов, ни колёс,
Без химии – тоска до слёз!

Винни –Пух. Ну что, Пятачок, все понял? Пойдешь со мной ?
Пятачок. Да, Винни, мне все понятно, я иду с тобой!

На сцене появляется волшебник Бертолет. О, алмазы моей души! Я случайно услышал ваш разговор. Это замечательно, что вы решили стать химиками. Оставайтесь со мной. Я научу вам многим чудесам.
Смотрите!

Опыт «Рука-волшебница"

Растворите в стакане воды две чайные ложки хлорида кобальта, намочите полученным розовым раствором белый хлопчатобумажный платок и высушите его на батарее отопления или нагретым утюгом. Платок станет голубым.
Покажите зрителям голубой платок, а потом скомкайте его, сожмите в руке и несколько раз сильно подуйте на него.
Платок увлажнится и станет бледно-розовым.
Объяснение изменений цвета состоит в том, что при нагревании розовый
хлорид гексааквакобальта [Co(H2O)6]Cl2 теряет часть воды и превращается в [Co(H2O)4]Cl2 голубого цвета. При увлажнении две молекулы воды возвращаются на место, и соединение опять становится розовым.

Бертолет:          

Вот вам еще одно развлечение
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения!
Оперируем без боли.
Правда будет много крови. /Вызывается желающий из зала/


Опыт «Химическая хирургия и волшебное исцеление»

Для этого эффектного опыта вам потребуются 10%-й раствор хлорида железа FeCl3 и 5%-е растворы тиоцианата аммония NH4NCS и фторида натрия NaF. И еще нужен будет доброволец из зрителей, который согласится, чтобы на нем провели демонстрацию медицинского чуда. В крайнем случае экспериментатор может показать опыт на себе самом. Лучше всего для этого подойдет участок кожи на руке от локтевого сгиба до ладони или кисть руки.

Сначала смочите ватку "спиртом" (на самом деле это будет раствор тиоцианата аммония). Потом продезинфицируйте скальпель, не жалея "иода" (в роли иода будет выступать раствор хлорида железа). Вместо настоящего скальпеля можно использовать стеклянную или деревянную палочку. Теперь будем делать "надрез".

Хлорид железа взаимодействует с тиоцианатом аммония с образованием ярко окрашенных комплексных соединений состава [Fe(H2O)3(NCS)3], цвет которых очень похож на цвет крови...

 А теперь "заживим рану". Для этого возьмем раствор фторида натрия NaF или фторида калия KF (этот раствор будет играть роль "живой воды") и смажем "рану". Кровь исчезнет, а под ней -- здоровая кожа. Фторидные соли при взаимодействии с тиоцианатными комплексами железа дают очень прочные бесцветные фтороферратные комплексные анионы.

Вот и все. Не забудьте хорошо вымыть "прооперированную" руку водой, чтобы не осталось следов использованных реактивов.

Ведущий1: Продолжаем наше состязание.  Приглашаем сюда капитанов команд.

Сейчас  состоится  Конкурс капитанов под названием «Дальше, дальше…»

Ведущий 2: Вам предстоит в течение  1 минуты отвечать на мои вопросы.  Желательно дать как можно больше правильных ответов. Если вы не знаете ответа на вопрос, вы можете сказать «Дальше»

Вопросы первому капитану:

  1. Сапоги мои того, пропускают ... 2О)
  2. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет, отличается только агрегатное состояние вещества)
  3. Реакция, при которой из нескольких более простых веществ  образуется одно более сложное. (Соединения)
  4. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, называются… (Оксиды)
  5. Закон сохранения массы веществ открыл ... (М.В.Ломоносов)
  6. Вещество, способное отнимать кислород у молекул оксидов(восстановитель)
  7. Формула углекислого газа. (СО2)
  8. Сколько групп в Периодической системе Д.И. Менделеева? (Восемь)
  9. Реакции, идущие с выделением энергии называются …(экзотермические)
  10. Каким химическим элементом образован алмаз? (Углеродом)
  11. Молярный объем равен? (22,4 литра/моль)
  12. Единственный жидкий металл, существующий в природе. (Ртуть)
  13. Валентность кислорода равна (двум)
  14. Как обнаружить наличие водорода в пробирке(Он сгорает с характерным хлопком)
  15. Наука о веществах. их свойствах и их превращениях называется (химия)
  16. Способ разделения двух хорошо растворимых друг в друге жидкостях называется (дистилляция)

Вопросы второму капитану:

  1. В огне не горит и в воде не тонет…. (Лед)
  2. Первый элемент Периодической системы Д.И.Менделеева… (Водород)
  3. Реакции, в которых из одного более сложного вещества получаются несколько более простых, называются реакциями…  ( разложения)
  4. Самый сильный по электропроводности металл. (Серебро)
  5. Вещества, состоящие из одного вида атомов называются ... (простыми).
  6. Мельчайшая. далее неделимая частица вещества, называется …(атом)
  7. Присутствие кислорода в пробирке можно обнаружить с помощью .. (тлеющей лучинки)
  8. Реакции, которые сопровождаются поглощением энергии, называются …(эндотермическими)
  9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является водород, называются…(гидриды)
  10. Могла ли существовать собака Баскервилей и почему? (Нет, белый фосфор  горит на воздухе)
  11.  Как рассчитать массу вещества, зная его количество вещества? ( m= n *V)
  12. Формула серной кислоты. 24)
  13.  Мутные смеси, которые образуются при смешивании с водой нерастворимых твёрдых веществ или жидкостей называются …(взвеси)
  14. Реакция взаимодействия вещества с кислородом называется …(окисление)
  15. Марганцовка и бертоллетова соль – это одно и то же вещество? (нет)

Бертолет:  Пока наше почётное жюри подводит итоги конкурса, я хочу показать вам ещё один фокус.

Удивляет, поражает.
Палочкой волшебной тронь –
Зажигается огонь!
Обойдусь без спичек я
В получении огня!
Раз!
(Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.)
Два!
(Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат калия.)
Три!
(Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96%-ным) спиртом вате, которая находится в фарфоровой чашечке.)
Огонь, гори!

Ведущий 1:Вот оказывается, как бывает. Химики могут сделать дым без огня, а огонь разжечь без спичек!
Ведущий2: Ребята, сейчас мы проведём последний  конкурс. Он называется  Конкурс «Волшебные элементы»

Даны элементы: Ва, S, Р, О, Н, Аg, N, Аl. Какая из команд за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам, та и побеждает.

Бертолет: А пока наши команды заняты, я хочу провести игру со зрителями.

Вопрос №1

В банку, стоящую на окне и освещенную ярким солнечным светом ввели равное количество газообразного хлора и водорода, потом закрыли ее притертой пробкой. У ребят спросили, что дальше произойдет с этими веществами?
Олег ответил: "Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу".
Аркадий сказал: "Часа через три газы перемешаются".
Семен изрек: "Отойдем, банка сейчас взорвется".
Кто прав?
(Семён. Водород с хором на свету очень активно взаимодействуют, со взрывом)

Вопрос № 2

В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет?
Олег ответил: "Калий - металл очень активный. Попав в керосин, он воспламенится, будет пожар
Аркадий сказал: "Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется в воздухе. Его до банки не донесут - сгорит".
Семен произнес: "Металл упадет на дно и останется лежать там".
Кто прав? (
Семён. Калий и натрий – очень активные металлы, но с керосином они не взаимодействуют. Эти металлы хранят под слоем керосина)

Бертолет: Ребята, не огорчайтесь. что  не смогли ответить на мои вопросы. Учите химию! Ивы узнаете много интересного. А пока я приглашаю на сцену одного мальчика

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

Посмотри, какой симпатичный портрет получился!

(На листе ватмана заранее сделан портрет мальчика фенолфталеином. Сбрызнем его раствором карбоната натрия из пульверизатора)

Ведущий 1: а теперь посмотрим, как команды справились с заданием.

Бертолет: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почетное звание граждан химической страны.
(Звучат фанфары.)
Командам приготовиться к произнесению клятвы химиков.

Ученики встают. Магистр зачитывает клятву, все хором повторяют: «Клянемся!».

Текст клятвы.
Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!
Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон - Дмитрий Иванович Менделеев. Клянемся!
Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!
Выливая ведро воды в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянемся!
Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!
Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их из Интернета. Клянемся!
Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина!

Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Далее следует подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

КВН "Посвящение в химики"

Внеклассная работа по химии – важнейшее звено учебно-воспитательной работы в нашей школе. Её содержание всегда связано с изучаемым курсом химии Особенностью этой формы работы является проведение мероп...

Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"

В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем....

Сценарий химического вечера "Посвящение в химики"

Предлагаю сценарий химического вечера "Посвящение в химики". Данное мероприятие провела в рамках недели биологии и химии. Участвовали 7 -1 0 классы. Мероприятие прошло очень живо и интересно. Химическ...

Внеклассное мероприятие"Посвящение в химики"

Данное мероприятие предлагаю проводить в четвертой четверти, когда пройдены темы: составление формул по валентности, классификация основных неорганических соединений, типы химических реакций....

Посвящение в химики

для учащихся 8-го класса...

Командная игра"Посвящение в химики"

Командная игра "Посвящение  в химики" для учащихся 8 классов.В нашей школе она проводится ежегодно во время декады естественных наук....