Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Цыган Елена Викторовна

 

В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posvyashchenie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное образовательное учреждение



средняя общеобразовательная школа №41





















Внеклассное мероприятие для учеников 8 – го класса















«Посвящение в химики»









Девиз: Будем химию учить,



                     Будем с химией дружить,



                  Потому, что нам друзья,



                   Без неё прожить нельзя















Учитель химии первой категории : Цыган Елена Викторовна.











        Борзя 2012 го


Цель: В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем.

Задачи:

  1. Отрабатывать умения наблюдать, анализировать, проводить химический эксперимент, соблюдать технику безопасности.
  2. Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
  3. Воспитывать ответственность каждого учащегося за результаты коллективной работы и интерес к науке химия.

Оборудование: пробирки, спиртовки, колбы,  химические стаканчики,   держатели, асбестированная сетка, вата, сухая булка, костюм Бабы Яги, планшеты с формулами, ключ «знаний», эмблемы, плакаты с надписями.

Реактивы: растворы йода, хлорида бария, сульфата натрия, соды, соляной кислоты, гидроксида натрия, роданида калия,  хлорида железа, метилового оранжевого, фенолфталеина, вода. Кристаллические: сахарная пудра, сода, дихромат аммония, магний.

  1. Вступительное слово учителя

2.  Выступление учащихся

В-1   Дорогие друзья! Мы собрались в этом зале, чтобы совершить таинство            посвящение в химики.

Химия – наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что:

В-2  Химия – это наука

И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

В-1  Химия – это наука о веществах и превращениях настолько не обыкновенных, что для не посвященных они кажутся чудом.

Секрет этой магии – знание химического ремесла.

В-2  Согласно традиции, кандидаты считаются химически пригодными

- если они знают свойства веществ и закономерности превращений;

- умеют осуществлять эти превращения не только в своей голове, но ещё хотя бы в пробирке;

- умеют взглянуть на вещества, вещи и мир в целом с новой, неожиданной стороны.

- обладают чувством юмора.

В-1  Своё посвящение мы начинаем с игры

«Кто внимательнее?»

Игровая цель: кто больше заметит ошибок  у ученика – мима---и исправит их. Действия ученика – мима: имитирует насыпание вещества из склянки с этикеткой. Жестами и мимикой показывает, что взял больше, поэтому отсыпает избыток из пробирки в склянку; кладет пробирку с веществом на стол и записывает формулу и название вещества на доске, например хлорид натрия. Повернувшись к столу, показывает жестами, что просыпал вещество на стол, рукой протирает поверхность стола, ставит пробирку с остатками вещества в штатив для пробирок, поднимает спиртовку над собой, энергично встряхивает её, сильно выдвигает фитиль, имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки. Переключает внимание ребят на лабораторный штатив, оставив спиртовку «горящей». Демонстрирует составные части штатива, делает надписи на заранее приготовленном рисунке на доске, допуская ошибки. Имитирует наливание воды в колбу и пробирку. Пробирку закрепляет в держателе и нагревает. Тушит, спиртовку дуя на пламя. Аккуратно складывает посуду, убирает рабочее место (обсуждение, беседа с учителем)

В-1 Химия  - это наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности. Приглашаем вас в музей «Полуживых фигур». Знакомьтесь – «Жертва взрыва»

В-2. Представляет экспонат «Жертвы взрыва»

(входит ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой,               лицо в саже, волосы всклочены)

Жертва взрыва

Получил я водород,

К нему прибавил кислород,

А они взорвались сразу,

И остался я без глаза

В-1 Ему хотелось волшебства

В пробирке он поджёг два вещества…..

(Звучит траурная музыка. Взявшись за руки, входят  «Жертва щёлочи» в одежде с большими «дырами» и заплатами и «Жертва кислоты»  в аналогичном костюме)

Жертва щёлочи (размазывая слёзы)

Вы не думайте, друзья

Что пришла так в школу я

Злая щелочь платье съела,

Вот такое, братцы дело

Жертва кислоты

Попробовать на вкус решила я и кислоту,

Глядь, языка, уж нет во рту!

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор все жжет

В-2. Перед тем,  как с веществами обращаться, надо бы узнать – как с ними обращаться

В-1 Последний эксперимент – «Жертва любопытства »

(Входит ученик с поднятыми вверх руками, к рукам прикреплены рисунки – руки без пальцев)

Жертва любопытства (плача)

Сунул палец я в пробирку

В место пальца – просто дырка

В-2. Вот беда! Игра опасна,

Слёзы льешь теперь напрасно

Ведущие вместе. Чтобы жизнь свою не подвергать опасности. Ты свято соблюдай все правила безопасности

В-1. Настало время пригласить всех на химическую кухню, где шеф поваром работает Баба Яга

Химическая кухня

Б.Я Мои гости дорогие,

Как же долго вас ждала!

И я к вашему приходу

Свой сюрприз приберегла

Проходите, отдохните

Приглашаю вас к столу

И, как принято в начале

Я вас чаем угощу

Чай покрепче заварила

Булок вкусных испекла

Подкрепитесь - ка с дороги,

Я же отдохну пока

(Ученик кусает булку)

У-1. Твоя булка словно камень,

Съешь – зубов не соберешь

Размочу – ка её в чае

Бабуля, нас не проведешь

(Помещает булку в стакан с «чаем» - это раствор йода. Булка синеет)

У-2. Всё ясно!

Булочки ты не пекла,

Из буфета принесла

Вместо чая раствор йода

Нам в стаканы налила

У-1. В булке той крахмал «сидел»

Он от  йода посинел

Б.Я. Не хотите чай, тогда

Предложу вам молока

Молоко парное

Вкусное такое

(Сливает растворы хлорида бария и сульфата натрия)

У-1 (Берет стакан с «молоком» и делает вид, что подносит ко рту)

У-2 (Товарищу)

Подожди – ка пить пока

Нет в стакане молока

В натрий – два эс – о – четыре

Хлорид бария прилили

И в осадке получили

Барий – эс – о – четыре

(показывает планшеты с формулами)

Входят четыре  ученика

1-й. Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-й. Я бы выпил очень много газировки без сиропа

3-й. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть – чуть, немного!

4-й (В руках у него большая колба с жидкостью). Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу

Подставляйте – ка стаканы! Опыт точно провели, всё у нас по плану.

(ребята берут стаканы, в которых на донышке растворы необходимых веществ, а 4-й ученик им наливает из колбы).

4-й.  Вот вода, вот газировка, получилось очень ловко, а секрет узнать легко

(ребята делают вид, что хотят выпить)

4-й Стоп ребята, погодите, чтобы не было беды вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные запреты. Все, запомните друзья здесь ни пить, ни есть нельзя.

1,2,3,4-й Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

4-й  Чудо первое свершилось, что в стакане находилось?

1-й.  А ответ совсем простой -  был у меня стакан пустой.

2-й.  У меня в стакане сода

3-й.  Вместе с ней метилоранж

4-й. Не составит вам труда, понять, что в колбе кислота!

5-й. У меня спокойный опыт  без огня и пламени

(проделывает опыт с фенолфталеином)  

Не страшны кислоты мне даже, очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я? (фенолфталеин)

А в щелочах я очень жёлтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной – индикатор очень – важный, как зовусь я? (Метиловый оранжевый).

6-й. Все вода раствор, раствор, надоевший  разговор... У меня другие планы: разожгу на сетке пламя

(поджигает горку песка, пропитанную спиртом)

Я ещё не то, умея, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие от страха не заплачете? Не боитесь? Ну, смотрите. Не всё сразу. Подождите: чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть.

Спирт горит и выделяет много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар – вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар- это углекислота.

Все понятно, ясно тут, змеи от чего ползут. Мы знакомы с чудесами,  делать их умеем сами. (Темно-серая «змея». Для опыта на стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г. пищевой соды и 13г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».

7-й. Улыбнитесь по скорее, улыбнитесь веселее.

      Мы сегодня открываем наше фотоателье!

8-й Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото (приглашает желающих)

7-й. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно

8-й. Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора

(Приглашаем следующего) (Моментальная цветная «фотография». Для опыта на белый лист бумаги наносят рисунок индикатором фенолфталеиновым и высушивают. Для проявления таких «фотографий» бумагу сбрызнем из пульверизатора , который  содержащит слабый раствор щелочи)

9-й. Вот ещё одно развлечение: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья

10-й Оперируем без боли, правда, будет много крови .

9-й. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод….

10-й. Один момент (подает «йод») (Хлорид железа).

9-й Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.

(Делает ножом «разрез», течет кровь)

10-й. Посмотрите: прямо струйкой, кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку - от пореза нет следа!    

(Этот монолог сопровождает демонстрация опыта. Руку смачивают раствором хлорида железа (III). После этого игрушечный нож смачивают раствором роданида калия и легко проводят им по руке. Образуется кроваво-красный след. Затем руку вытирают раствором фторида натрия- следа нет)    

11-й. А сейчас друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано встали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот. Через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

(прикасается нагретой палочкой к дихромату  аммония смешанному с магнием , начинается «извержение» вулкана ).

Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции здесь, разложение!    

В-1Наступает торжественный момент. Приглашаем представителей химических классов

Сейчас они, от имени одноклассников, присягнут на верность химии

У-1   Мы жизнь свою решили посвятить

         Науке царственной, великой химии

         Уверены, она научит жить

         В согласии с надеждами счастливыми

У-2.   С тобою химия, мы многого добьемся

         И от тебя мы никогда не отречемся

         Перед лицом друзей, учителей

         Торжественно клянемся

Все.   Клянемся!

У-4.  Все законы изучать

        Пройденное повторять,

        Задачи трудные решать

        Контрольные на пять писать!

 Все. Клянемся!

 У-1 Эксперимент осуществлять

        Честь нашей школы защищать,

        Своих позиций не сдавать,

        Престиж науки, поднимать!

           Идти в перед, не уставать!

   Все. Клянемся!

   У-2 Учителей не подводить,

          Всегда, во всем примером быть,

          Народу пользу приносить,

          Науку химию любить

          И верно ей всегда служить

   Все. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

   Вместе. Знайте, люди: это тут

                 Менделеевы растут

                 Поздравления учителя и вручение ключа «знаний», эмблем

                 Звучит «Гимн химиков» на музыку марша «Энтузиастов».  

 

 Нам суждено пролить все то, что льётся.

Просыпать то, что нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется.

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам,

И кто этим бромом подышит, тот

Тот рыжим становится сам

 

Литература:

Галичкина О.В. Занимательная химия на уроках 8 – 11 классах /сост. О.В. Галичкина О.В.  – Волгоград: Учитель, 2005 – 119с.  

Злотников Э. Г., Махова Л. В. И др. Урок окончен – занятия продолжаются.- М.: Просвещение, 1992.

Малышев А.И. Оригинальные задачи по химии 8 – 11 класс М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 – 151С.

Научно -  методический журнал «Химия в школе» №3 1986 г. №5 1998 г. №6 2001 г. №4 2005 г.г.