Учебная программа по химии для учащихся общеобразовательного 11 класса
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс)

Шевченко Виктория Александровна

Мои разработки для уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11a_kl_obshcheobr_2021-2022.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №1 г. Зеленокумска»

Рассмотрена

на заседании ШМО предметов естественно-математического цикла

Протокол №1 от 28 августа 2022 года

Руководитель ШМО

                  Талыбова Е.А.

Согласована

На заседании МС

Протокол №1

от 28 августа 2022 года

Заместитель директора по УВР

                  Одинцова А.В.

Утверждена

Приказом №195 от 28 августа 2022 года

Директор МОУ « СОШ №1 г. Зеленокумска»

______     С. А. Лескова

                                                                                           

                                                                                    Рабочая программа

по химии в 11а  классе

Шевченко Виктории Александровны, учителя химии

2022 – 2023 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе письма МО и науки  РФ департамента государственной политики  в сфере общего образования  

( Письмо № 08-1786 от 28 .10. 2015 года « О рабочих  программах учебных предметов на  основе примерных рабочих программ по химии). На  изучение отводится 2 часа в неделю, итого – 68 часа  за учебный год.  Содержание курса химии  11 класса  ставит своей задачей интеграцию знаний по неорганической и органической химии. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности  понятий, законов и теорий, общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Вопросы строения атома и вещества, закономерностей протекания химических реакций, свойств веществ даются в неразрывном единстве органической и неорганической химии. Курс завершается разделом "Бытовая химическая грамотность", где рассмотрено значение этой науки в повседневной жизни человека, проблемы экологии. Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.  Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы.

Рабочая программа по химии  формирует у учащихся  общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые  компетенции за счет применения словесных, наглядных, практических методов, а также использования  информационных технологий и  разнообразных дидактических  материалов.

Приоритетными являются методы проблемного изложения материала, поисковой беседы, самостоятельной работы с учебником, применения опорного конспекта, работы с дополнительной литературой, установления причинно-следственной зависимости между составом, строением и свойствами веществ.

            Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые  химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества,  подготовиться  к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.  На  изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год

                                                   

Планируемые результаты освоения химии

Личностные результаты: 

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания , осознания своего места в поликультурном мире;
  • Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной , творческой и ответственной деятельности;
  • Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, способность и готовность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности , самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов решения задач, применению различных методов познания;
  •  Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию , получаемую из различных источников;
  • Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданский и нравственных ценностей;

Предметные результаты:

  • Сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • Владение основополагающими химическими понятиями , теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  • Владение основными методами научного познания , используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • Сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • Владение правилами техники безопасности при использование химических веществ;
  • Сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

Содержание учебного предмета

 Основы общей  химии                                                        

Методы познания в химии

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (6 часов)

 Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
 Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава.

 Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов.

 Распределение электронов в атомах элементов больших периодов.

 Положение в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

 Валентность и валентные возможности атомов.  

Тема 2. Строение вещества(9 часов)

 Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Строение кристаллов.

Пространственное строение молекул.

 Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля.

 Модели молекул изомеров, гомологов.

Тема 3. Химические реакции (6 часов)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации
. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.

 Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
 
Лабораторные опыты.  Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.
 
Расчетные задачи. Скорость химических реакций

 

Тема 4. Растворы (10 час)

 Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного веществамолярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Способы выражения концентрации растворов.

Практическая работа №1. Приготовление растворов с заданной концентрацией.
 Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.  Степень и константа диссоциации. Кислотно-основные взаимодействия в растворах.
 Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
 Гидролиз органических и неорганических соединений.
 
Лабораторные опыты.   Определение реакции среды универсальным индикатором. Гидролиз солей.

Расчетные задачи. Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе».

Тема 5. Электрохимические реакции (8 часов)

Химические источники тока. Понятие о гальваническом элементе. Принцип работы аккумуляторов. Задачи электрохимии.

Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Демонстрации. Гальванический элемент на примере цинка и меди. Принцип его работы. Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Расчетные задачи. Нахождение электродвижущей силы элементов. Уравнение Нернста.

 Неорганическая химия

Тема 6. Металлы ( 15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
Обзор металлов главных подгрупп  (А-групп) периодической системы химических элементов.
 Обзор  металлов побочных подгрупп  (Б -групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан
хром  железо, никельплатина). Сплавы металлов.   Оксиды и гидрооксиды металлов.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с  водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II).
 Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 7. Неметаллы(9 часов)

  Обзор свойств неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства и промышленные способы получения азотной и серной кислот. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.    Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».

Тема 8. Химия и жизнь (5 часов)

Химия в промышленности. Принципы химического производства.

Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. Производство стали.

Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда.

                                                               

                                                       

                                                 

Календарно  -  тематическое  планирование   уроков

Дата урока

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание

план

факт

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы(6 часов)

1

 2.09

Химический элемент. Нуклиды. Изотопы.

1

§1, с.6 в.1-2

2

8.09

Законы сохранения массы и энергии в химии.

1

§2,с 9 в.1-2 з.3,4

3

9.09

Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов.

1

§ 3. с. 14  в. 2, з. 4, тест 1-2

4

15.09

 Распределение электронов в атомах элементов больших периодов.

1

§ 4. с. 22.в.1-3

5

16.09

Положение в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

1

§ 5, с. 25,з.3

6

22.09

Валентность и валентные возможности атомов.

1

§ 6, с. 31, в.1-6

Тема 2.    Строение вещества(9 часов)

7

23.09

Основные виды химической связи.. Виды и механизмы образования химической связи

1

§7, с.34, в. 1

8

29.09

Ионная и ковалентная связь

1

§7, с.34, в. 2-3

9

30.09

Металлическая связь. Водородная связь.

1

§ 8 с 37, в. 1-3 ,тест 1-2

10

6.10

Решение расчетных задач по теме: «Вычисление массы, объема или колическтво вещества по одному известному реагенту»

1

Дидактический материал

11

7.10

Пространственное строение молекул

§9, с.43, тест 1-3

12

13.10

Строение кристаллов. Кристаллические решетки. Демонстрации  Модели кристаллических решеток

1

§ 10, с.45 схема 2, с.48, з .5

13

14.10

Причины многообразия веществ. Демонстрации. Модели изомеров и гомологов

1

§11, с.51,в.4,  з. 5

14

20.10

Причины многообразия веществ. Аллотропия, изотопия

1

Записи в тетради

15

21.10

 Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

Конспект

Тема 3. Химические реакции (6 часов)

16

27.10

Сущность и классификация химических реакций

1

§ 12 с 58,

в 1-3

17

28.10

Окислительно-восстановительные реакции

1

 с 58, в 4, тест 1-4

18

10.11

Скорость химических реакций. Лабораторный опыт.  Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.

1

§13, с.64, тест 1-2

19

11.11

Решение расчетных задач по теме: «Скорость химических реакций».

 

1

Конспект

20

17.11

Катализ. Демонстрации. Реакция получения кислорода из пероксида водорода под действием MnO2

1

§14, с. 68-69, таблица 1, с.70, тест 1-2

21

18.11

Химическое равновесие и условия его смещения

1

§15,с.73, в. 1-2

Тема 4. Растворы (10 часов)

22

24.11

Дисперсные системы 

Демонстрация  Знакомство с образцами пищевых, косметических, органических, медицинских золей и гелей.

1

§ 16, с.78, в.1-3, тест 1-2

23

25.11

Способы выражения концентрации растворов

1

§17, з.1-4

24

1.12

 Решение задач по теме: «Нахождение массовой доли вещества в растворе»

1

Конспект

25

2.12

Практическая работа №1 по теме: «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

1

Отчет ПР №1

26

8.12

Электролитическая диссоциация

1

§19,с.83-86

27

9.12

Водородный показатель . Определение рН раствора. 

1

§19, с.86-88

с.88-89,з. 6-7, тест 1-4

28

15.12

Реакции  ионного обмена

1

§ 20, с.91-92,в.1-5,тест 1-3

29

16.12

 Гидролиз неорганических соединений

Лабораторный опыт Определение среды раствора  индикатором.

1

§21

30

22.12

 Гидролиз органических соединений

1

с. 97, в.1-3

31

 23.12

Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции»

1

дидактический материал

Тема 5. Электрохимические реакции (8 часов)

32

29.12

Химические источники тока. Демонстрации. Гальванический элемент на примере цинка и меди. Принцип его работы.

1

§22, с.103, тест 1-2

33

30.12

Ряд стандартных электродных потенциалов.

1

§23, с. 106, в. 1-4

34

 12.01

Решение расчетных  задач по теме: «Электродвижущая сила».

1

с. 106-107, з. 7-9

35

13.01

Термодинамика химических процессов.

1

Дидактический материал

36

19.01

Решение расчетных задач по теме «Термодинамика химических процессов».

1

Конспект

37

20.01

Коррозия металлов и её предупреждение. Демонстрация: Взаимодействие железа с водой.

1

§24, с. 112, в. 1-2,тест 1-2

38

26.01

Электролиз растворов и расплавов веществ.

1

§25, с. 118, в 1-3

39

27.01

Применение электролиза                        

1

с.118, в 4-7, тест 1-2

Тема 6. Металлы (15 часов)

40

2.02

Общая характеристика металлов

Демонстрация  Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

1

§ 26

41

3.02

Общие способы получения металлов

Демонстрация  Знакомство с образцами металлов и их рудами.

1

§26, с. 123, в.5-7, тест 1-3

42

9.02

Решение задач по теме: « Способы получения металлов»

1

Конспект

43

10.02

Обзор металлических элементов А-групп.

1

§ 27,с. 132,з.9,тест 1-3

44

24.02

Общий обзор металлических элементов Б-групп.

1

§ 28, с.134, в.4

45

2.03

Медь.

1

§ 29, с. 137, в.2,3

46

 3.03

Цинк. Демонстрация: Взаимодействие цинка с минеральными кислотами и щелочами.

1

§30, с. 140, в 2-4

47

9.03

Титан и хром.

1

§ 31, с. 145, тест 1-3

48

10.03

Железо, никель, платина.

1

§ 32, с. 149, тест 1-3

49

16.03

Сплавы металлов.

1

§ 33, презентация

50

17.03

Оксиды и   гидрооксиды  металлов.

1

§34, с. 159, з. 4

51

30.03

Решение задач по теме: «Металлы и их соединения»

1

дидактический материал

52

6.04

Практическая работа №2 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»».

Отчёт ПР №2

53

7.04

Генетическая связь неорганических  молекул различных классов.

1

дидактический

 материал

54

13.04

Контрольная работа № 3 по теме «Металлы и их соединения»

1

Конспект

Тема  7.   Неметаллы   ( 9 часов )

55

14.04

Общая характеристика неметаллов. Обзор неметаллов.

Демонстрация  Знакомство с образцами неметаллов и их природных соединений

1

§ 36 ,с. 165, в.2,тест1-2

56

18.04

Свойства и применение важнейших неметаллов.

1

§ 37, с. 172.в.2, з.3-4

57

20.04

Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

Демонстрация  Горение серы, фосфора, магния в кислороде.

1

§ 38, с. 179,тест 1-2

58

21.04

Окислительные свойства серной и азотной кислот.

1

§39,с. 183,в.3

59

25.04

Водородные соединения неметаллов.

1

§ 40,с. 186,з.3

60

27.04

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

1

§41, с. 189, з.1

61

28.04

Практическая работа№3 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»».

1

Отчет ПР №3

62

4.05

Решение   расчетных задач по теме «Неметаллы и их соединения»

1

Дидактический материал

63

5.05

Контрольная работа № 4 по теме:   « Неметаллы и их соединения»

1

Конспект

Тема 8. Химия и жизнь ( 5 час )

64

11.05

Химия в промышленности. Принципы химического производства.

1

§ 43,с.198, з.5-6

65

12.05

Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна.

§44, с.204, тест 1-5

66

16.05

Производство стали. Химия в быту.

§45-46

67

18.05

Химическая промышленность и окружающая среда.

1

Конспект

68

19.05

Годовая контрольная работа

1

Повторить §43-46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса. УМК О.С. Габриелян.

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2011г....

Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. составлена в соответствии с современным  требованиями к рабочим программам. Ориентирована на создание у...

Учебная программа по химии для 10-12 классов

Программа разработанна на основе авторской программы о О.С. Габриеляна для 10-12 классов вечерней общеобразовательной школы....

Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса (О.С. Габриелян, по ФГОС)

Настоящая рабочая программа предмета «Химия» для  9-го класса составлена в соответствии с:    ·         Примерной программой по химии  (Прим...

Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса

Данная рабочая программа предназначена тем преподавателям, которые работают по комплекту под редакцией И.И.Новошинского...

Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса

Рабочая программа соответствует учебнику для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: ...

Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса. Автор - О. С. Габриелян, соответствует ФГОС

Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса. Автор - О. С. Габриелян, соответствует ФГОС...