Урок по теме :"Кислоты"
план-конспект урока по химии

Франковская Евгения Николаевна

Разработка урока по теме:"Кислоты" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_kisloty_8_klass_funktsionalnaya_gramotnost.zip173.17 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки и алгоритмы для решения учебно-практических задач на основе естественнонаучной грамотности

Учебно-практическая задача – это учебная задача, в ходе решения которой учащиеся выполняют предметно-практические действия, используя обобщенные способы деятельности.

Учебно-практическая задача - это задача, ориентированная на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной детям ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

Типы учебно-практических задач по направлениям их применения

Учитывая естественнонаучную направленность содержания задач наиболее интересными являются задачи, направленные на формирование и оценку навыка решения проблем/проблемных ситуаций.

К данному классу задач относятся учебно-исследовательские задачи

Учебно-исследовательская задача – это задача, процесс решения которой предполагает самостоятельное (с минимумом указаний) осуществление учеником учебно-исследовательской деятельности в полном ее объеме или отдельных ее этапов.

Признаками исследовательской задачи являются:

  • постановка вопроса, при котором ответ не очевиден;
  • широта условия, допускающая несколько вариантов его трактовки или соответствующая нескольким конфигурациям;
  • маскировка связей условия с известными учащимся теоремами и формулами;
  • скрытость метода решения;
  • формулировка содержит противоречие

Проблема - в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю, что, не знаю, как», тоесть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать

Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет – она оказывается ложным предположением. Может быть сформулировано в виде предложения «Если ………, то ………»

Пример. Если увеличить объём тела, погруженного в воду, то выталкивающая сила (сила Архимеда) возрастет.

Типы учебно-исследовательских задач

Критерий классификации

Типы учебно-исследовательских заданий

1) содержание учебного материала

- эмпирические;

- теоретические;

- практические;

- смешанные.

2) требование, предъявляемое в учеб- но-исследовательском задании

- на распознавание;

- на конструирование;

- на объяснение и доказательство;

- смешанного типа.

3) схема построения учебно- исследовательского задания

- задания, построенные на индуктивно-логической схеме;

- задания, построенные надедуктивно-логической схеме.

4) метод решения учебно- исследовательского задания

- логические;

- аналитические;

- экспериментальные;

- графические и др.

5) соотношение «данных» и «цели» выполнения учебно- исследовательского задания

- с полными данными;

- с избыточными данными;

- с недостающими данными.

6) форма организации выполнения учебно-исследовательского задания

- индивидуальные;

- групповые;

- фронтальные

Алгоритм решения учебно-исследовательских задач

естественнонаучной направленности

  1. Внимательно прочитайте текст задачи.
  2. Выделите проблему и сформулируйте гипотезу.
  3. Определите цель и методы решения задачи, составьте перечень необходимого оборудования и материалов для проведения эксперимента.
  4. Подготовьте рабочее место для проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности.
  5. Выполните эксперимент, запишите полученные результаты измерений в таблицу, проведите первичную обработку данных (при необходимости).
  6. Проанализируйте полученные результаты с целью проверки гипотезы.
  7. Сделайте вывод в соответствии с целью задания.

Критерии оценивания решения учебно-исследовательской задачи

№№

Содержание критерия

Максимальный балл

1

Совместно с учителем определена проблема учебно-исследовательской задачи. Сформулирована цель, определены методы её решения

1

2

Составлен план решения задачи (последовательность действий), выбрано оборудование и материалы

1

3

Правильно использовано лабораторное оборудование, получены необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, с соблюдением правила ТБ

1

4

Правильно собраны и записаны данные (при необходимости использован соответствующий перевод единиц в систему СИ)

Данные систематизированы в виде таблиц или схем, вычислены погрешности прямых и косвенных измерений (при необходимости)

1

5

Проанализированы данные, определена правильность гипотезы, сформулирован вывод, который соответствует цели

1

5

Алгоритм решения учебно-практических задач

естественнонаучной направленности

  1. Внимательно прочтите условие задачи и определите, к какой теме она относится.
  2. Выпишите условие задачи: какие факты даны, какие реакции или процессы происходят и в какой последовательности, что нужно определить.
  3. Определите ключевые правила, методики и формулы для проведения расчетов, анализа на основе имеющихся данных.
  4. Проведите расчеты и анализ: подставьте имеющиеся данные в конкретные законы и формулы, произведите расчеты, проанализируйте полученные результаты.
  5. Проверьте решение задачи.
  6. Запишите ответ и сформулируйте выводы.

Критерии оценивания решения учебно-практической задачи

Содержание критерия

Максимальный балл

1

Верно записано условие задачи

1

2

Составлен план решения задачи, выбран способ решения

1

3

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом

1

4

Выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу

1

5

Записан ответ задачи

1

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме кислоты

разработка урока с картой химического путешествия...

урок по теме: " Кислоты"

урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....

разработка урока по теме: "Кислоты"

классификация кислот, работа с инструктивной карточкой, самостоятельная работа учащихся и т.д....

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Конспект урока по теме: "Кислоты"

Конспект урока предназначен для учащихся 8 класса по  химии...

Урок по теме "Кислоты"

Урок Кислоты является комбинированным уроком. Проводится с использованием презентации. В ходе  урока  проводится лабораторная работа....

Презентация урока по теме "Кислоты"

Презентация урока - путешествия для учащихся 8 классов по теме:"Кислоты". Презентация содержит аудио файл по теме"Действие индикаторов на кислоты" и звуковые файлы, записанные автором с химическими за...