Урок по теме:" Кислоты"
план-конспект урока по химии

Наталья Михайловна Адищева

Урок по теме: " Кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_kisloty.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кислоты».

Цель урока: Познакомить  учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.

Задачи:

Образовательные:

-Сформировать у обучающих понятие о кислотах;

-Рассмотреть состав, название и классификацию кислот;

-Познакомить обучающихся с важнейшими неорганическими кислотами.

Развивающие:

-Совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека;

-Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

-Дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете.

Воспитательные:

-Формировать положительные привычки, такие как аккуратно писать, делать опыты;

-Формирование интереса к предмету;

-Продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развития химической речи.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: комбинированный урок.

Методы обучения:

-словесные;

-наглядные;

-объяснительно-иллюстративные ( рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации;

-практические.

Предполагаемые результаты обучения:

знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы, правила ТБ при работе с кислотами.

уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

     Ход   урока:

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

II.Актуализация знаний учащихся:

1.Фронтальный опрос:

В: С какими классами веществ вы уже знакомы?

В: Что такое оксиды?

В: Чем они отличаются от других классов веществ?

В: Что такое основания?

В: Как отличить основание от других классов?

2.В каких соединениях степень окисления определена неверно:

Са3О2;  ВаО;  ZnO; С5О2; Na2O.

3. «Подъём с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов.

S(VI)        Р(V)      AI(III)       К(I)     Си(II)

4. «Золотой ключик». Определите шифр к сейфу «Основания».

1.Na2O        4.FeO   7.HNO3           10.SiO2

2.Ва(ОН)2 5.СО2            8.КОН             11.Cи(ОН)2

3.НСI                   6.СаО           9.Р2О5              12.СН4

5.Распределите формулы по классам и по классификации:

HCI; Cu(OH)2; K2O;  Na2O; HNO3;  AI2O3; Zn(OH)2; AI(OH)3; H2SO4; NaOH; CO2;P2O5.

Оксиды основные

Оксиды

кислотные

Оксиды

амфотерные

Основания

растворимые

Основания

нерастворимые

III.Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами будем путешествовать:

1.Первая станция – «Историческая». (слайд № 2)

Сообщение об  истории открытия важнейших кислот.

2.Вторая станция – «Дегустационная». ( слайд № 3)

На столах  учеников  аскорбиновая кислота, лимон, кусочки яблока.

-Ребята попробуйте, что я вам дала ( пока они пробуют) продолжаю:

Но не забывайте, что вы находитесь в кабинете химии, где без разрешения учителя пробовать нельзя ничего.

-Вы дома все едите квашёную капусту, кислые яблоки, уксус пробовали на вкус, скажите мне, что объединяет все эти вещества? ( все они на вкус кислые). Так вот из-за того, что они кислые, эти вещества давным-давно назвали кислотами. Кислоты имеют большое значение в природе:

Учитель читает стихотворение про кислоты ( слайд № 4 )

- муравьи выделяют кислоту в момент опасности, это служит сигналом о нападении хищников;

- медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась в муравейник, муравьи его, кусая, впрыскивают кислоту:

- молочная кислота улавливается кровососущими насекомыми, позволяя находить им жертву;

-соляная кислота находится в наших желудках и убивает часть бактерий;

- некоторые дикорастущие растения выделяют уксусную и масляную кислоту, которые подавляют рост или вызывают гибель растений;

-также мы часто прибегаем к их помощи в быту.

Я расскажу вам о пользе кислот,

Может, не знает о них наш народ.

Если ты проглотил аскорбинку,

Твой организм получил витаминку.

Знай, закрывает болезням врата

Аскорбиновая кислота!

Если простыли, болит голова,

Вас аспирин выручает сперва.

Яблоко ешь – кислый вкус красота, (слайд № 5)

В яблоке – яблочная кислота.

Яблочный уксус по ложечке пейте, ( слайд № 6)

И обязательно вы похудеете.

Уксус столовый на кухне хранится –

Для консервации он пригодится.

Но и компресс из него помогает,

Быстро он жар при простуде снижает.

Фрукты и овощи, щавель, крапива

Кислоты содержат – и это не диво.

Есть в муравьях и крапиве невинная ( слайд № 7)

С виду совсем кислота муравьиная.

Жжёт она кожу, но есть в ней и прок –

Ваш ревматизм она вылечит в срок.

Лучше не жуйте косточки вишни ( слайд № 8)

И абрикосов – это все лишнее.

Будет вам плохо – диагноз  такой:

Синильной отравлены вы кислотой.

Думаю, что совсем не приукрашу,

Если хвалить буду я простоквашу, (слайд № 9)

Есть в ней молочная кислота –

Молодость ваша и красота.

3.Третья станция – «Правила техники безопасности».

      Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами». ( на столах у каждого инструкция по т/безопасности)

      Затем фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность,

оказывается на поверхности, закипает, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни:

Сначала – вода,

Затем – кислота –

Иначе случится  большая беда!

4.Четвёртая станция – «Информационная».

      Итак, тема нашего урока – кислоты. Кислот в природе очень много, а сегодня мы с вами познакомимся только с важнейшими неорганическими кислотами, познакомимся с их строением, названиями, классификацией. (слайд № 1)

На доске написаны серная, угольная, фосфорная, азотная, соляная, сероводородная,

кремневая кислоты.

-Обратите внимание, что общего между этими веществами?

-Водород. ( присутствие Н даёт кислый вкус всем кислотам).

-По составу это сложные вещества, почему? ( т.к. состоят из нескольких элементов).

-Кислоты состоят из двух частей: на первом месте атомы водорода, а на втором кислотный остаток.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков

 Классификация кислот.

-Обратите внимание на атомы водорода – что можно сказать? ( разное количество).

Т.е  кислоты различаются, прежде всего, по количеству атомов водорода, от этого зависит основность кислоты. Они могут быть – 1,2,3- основные.

-Посмотрите на кислотные остатки, что вы можете сказать? (в один входит кислород, а в другие нет). Т.е они могут быть кислородсодержащие, или бескислородные.

                                                                  КИСЛОТЫ (слайд № 10)

Кислородсодержащие                                                                                         Бескислородные                        

Н3РО4  Н2SO4             HNO3                                                                                              HCI     HF   HJ   HBr

                                                                  КИСЛОТЫ (слайд № 11)

Одноосновные                                   Двухосновные                           Трёхосновные

HNO3     HCI        H2S  H2CO3                    H3PO4

5.Пятая станция – «Индикаторная».

Как можно определить  где кислоты, а где основания? (слайд № 12)

С помощью индикаторов. Индикаторы – вещества, которые под действием кислот  и щелочей изменяют свой цвет. Индикаторы открыты  Бойлем.

Ученики выполняют лабораторную работу. ( инструкция «Проводим опыты»)

Напомнить  т/ безопасности.

Вывод: Эта жёлтая бумажка ( слайд № 13)

              Всё покажет без труда:

              Посинеет – в колбе щёлочь,

              Покраснеет – кислота.

 

IV.Закрепление.

1.Что  называется кислотами?

2. Какие кислоты бывают по классификации?

3. «Третий лишний»:

А.H2S                             Б.H2SO4                      В.HNO3

    HNO3                             H3PO4                         HF

    H3PO4                            H2CO3                         HBr

4.Что такое индикаторы?

V. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме кислоты

разработка урока с картой химического путешествия...

урок по теме: " Кислоты"

урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....

разработка урока по теме: "Кислоты"

классификация кислот, работа с инструктивной карточкой, самостоятельная работа учащихся и т.д....

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Конспект урока по теме: "Кислоты"

Конспект урока предназначен для учащихся 8 класса по  химии...

Урок по теме "Кислоты"

Урок Кислоты является комбинированным уроком. Проводится с использованием презентации. В ходе  урока  проводится лабораторная работа....

Презентация урока по теме "Кислоты"

Презентация урока - путешествия для учащихся 8 классов по теме:"Кислоты". Презентация содержит аудио файл по теме"Действие индикаторов на кислоты" и звуковые файлы, записанные автором с химическими за...