Мероприятие по химии для обучающихся 11 класса : Год науки шагает по стране.
методическая разработка по химии (11 класс)

Кононова Елена

Мероприятие по химии для обучающихся 11 класса : Год науки шагает по стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pn.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по химии для обучающихся 11 классов «Год науки шагает по стране».

Цель мероприятия: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом и другими научными дисциплинами; развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности. Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Воспитательные задачи: воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; развитие творческих способностей учащихся;  самореализация личности обучающегося  через внеклассную деятельность.

Правила игры: 11 класс разделен на две команды, гости мероприятия - жюри.

Право первого хода принадлежит той команде, которая быстрее ответит на первый вопрос. Вопросы задаются по очереди, за каждый правильный ответ присуждается один балл. Победители награждаются пятерками.

Ход мероприятия:

Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в стране Года науки и технологий в 2021 году. «В целях дальнейшего развития науки и технологий в РФ постановляю: провести в 2021 году в РФ Год науки и технологий», — говорится в указе. «Наука, образование и культура как для всего российского общества, так и для отдельного человека, - это то, что определяет наш национальный менталитет и, несомненно, является основой для консолидации всего российского общества. Вместе с тем совокупный потенциал социальной сферы, объединяющий в себе науку, образование и культуру является также мощным фактором экономического развития и политической стабильности нашей страны.

 Наука, образование и культура как для всего российского общества, так и для отдельного человека, - это то, что определяет наш национальный менталитет и, несомненно, является основой для консолидации всего российского общества. Вместе с тем совокупный потенциал социальной сферы, объединяющий в себе науку, образование и культуру является также мощным фактором экономического развития и политической стабильности нашей страны».

 Год науки и технологий 2021 в России официально стартовал 8 февраля, в День российской науки . Но сегодня мы посвятим наше мероприятие  отдельной дисциплине. Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами. Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, отвечая на вопросы, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше. У вас есть прекрасная возможность удостовериться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, поэзии, искусству. Она неразрывно связана с другими научными дисциплинами. Трудно представить, что медицина, химия, биология могут обойтись без физики и математики. Но ведь истинный ученый должен знать и историю открытия и изучения элементов, веществ, законов. А человек эрудированный найдет связь между такими далекими друг от друга науками, как литература и химия. Наша игра этому подтверждение.

Конкурс 1. Ба, знакомые все лица!

В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их! За правильный ответ – 1 балл. А за «опознание» героя на портере – ещё один балл. (портреты – на экране проектора).

1.Фамилию этого ученого знают все. Но не многие знают, что именно ему удалось создать рецепт изготовления пороха. Он изобрел рецепт прочного и качественного клея и увлекался изготовлением чемоданов, клеением рамок для картин, переплет книг. Ему же принадлежит полет на воздушном шаре, который длился около трех часов. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии (Д.И.Менделеев).

2.Этот ученый ввёл понятие о молекулах и атомах, ввёл понятие взвешивание, разработал способ изготовления цветного стекла, внес вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии и других наук. А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)

3.Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ (А,М. Бутлеров).

4.Именно этот ученый в 1916 году впервые в мире изобрел универсальный противогаз, давший людям защиту от удушающих и ядовитых газов и спасший сотни тысяч жизней. (Н.Д. Зелинский).

5.Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)

 Конкурс 2. Химики и лирики

Может показаться странным, что на химическом вечере мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.
Предлагаю командам вопросы, так или иначе связанные с литературой.

1.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? (Озон)

2.В произведении А. Конан Дойль есть такой отрывок: “Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль... из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте”. О каком химическом веществе идёт речь? (белый фосфор)

Перевёртыши

  1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)
  2. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит)
  3. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за золото)
  4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)
  5. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)

Конкурс 3. Химия и история

Используя исторические сведения, угадайте, о каком веществе идет речь.
1.Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день - проглоти кристалл… Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится". На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши". (Поваренная соль)

2. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.  В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота.  Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Они назвали его "вааепере" - "родившийся на небе".  По имени этого металла назван век. (Железо)

3.Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Были покорены Персия, Египет, Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что интересно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина более частого заболевания рядовых воинов? (Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро способно убивать микробы, находящиеся в воде).

Конкурс 4. Химия и география.

А сейчас у нас будет путешествие по таблице Менделеева. На основе географической информации попытайтесь угадать химический элемент.

  1. Какой элемент самый распространенный на Земле? (кислород).
  2. Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (водород).
  3. Какие элементы действительно названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галий)
  4. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений, 44)
  5. Где находится действующий  вулкан  названный в честь Менделеева?  (В южной части острова Кунашир, одного из Курильских  островов.)

Конкурс 5. Симбиоз химии с биологией

1 Какие вещества образуются при фотосинтезе? (глюкоза и кислород)

2. При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (Нитраты)

3. Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (нашатырный спирт)

4. Из какого вещества состоит яичная скорлупа? (карбоната кальция)

5. Какой металл придает крови красный цвет? (железо)

6. В какой капусте много йода? (морская)

7. Биологический катализатор (фермент)

8.  Какая кислота всегда присутствует в желудке? (соляная)

9. От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).

10. Что общего между яичной скорлупой, раковиной моллюска, жемчужиной и мелом? (Все они содержат кальций)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.

Ведущий: Итоги вечера подведены, победители определены, а, значит я могу сказать вам до свидания. До новых встреч, дорогие друзья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии, в рамках декады естественных наук «Экскурсия в кабинет химии» для 4-7 классов

В данном мероприятии учащиеся старших классов показывают занимательные опыты младшим школьникам.  В каждом доме есть домовенок, а  в кабинете химии живет Химовенок, который любит смотреть оп...

Мероприятие по химии для 7 класса " Химия-наука чудес"

Химия - наука очень интересная. Она старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать ого...

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов «Экскурсия в кабинет химии»

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов«Экскурсия в кабинет химии»...

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 9 классов

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 9 классов...

Презентация к мероприятию: Год науки шагает по стране.

Презентация к мероприятию: Год науки шагает по стране....

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса: «Химия- наука чудес и превращений» посвящение в химики

Цели урока : Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить зн...