Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО
статья по химии (10 класс)

Иващенко Анастасия Александровна

Согласно п.13 ФГОС СОО [24] внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы, определяющей цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Общеобразовательные организации разрабатывают основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ст. 12 ч. 7 Закона об образовании) [25].
В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. №09-1672 (далее - Методические рекомендации по внеурочной деятельности) [26] под внеурочной деятельностью подразумевается учебная деятельность, которая реализуется с целью достижения планируемых результатов при овладении основных общеобразовательных программ. К планируемым результатам относят три основных группы: личностные, предметные и метапредметные. Внеурочная деятельность по формам проведения занятий принципиально отличается от урочной.
Целеполагание внеурочной деятельности заключается в овладении учениками планируемых результатов в рамках формирования новой учебной среды, которая включает в себя информационную, культурную и предметную составляющую. Новая образовательная среда позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности ученика, семейные ценности и традиции культуры обучающихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Организация внеурочной деятельности в соответствии с     требованиями ФГОС СОО

Согласно п.13 ФГОС СОО [24] внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы, определяющей цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Общеобразовательные организации разрабатывают основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ст. 12 ч. 7 Закона об образовании) [25].

В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. №09-1672 (далее - Методические рекомендации по внеурочной деятельности) [26] под внеурочной деятельностью подразумевается учебная деятельность, которая реализуется с целью достижения планируемых результатов при овладении основных общеобразовательных программ. К планируемым результатам относят три основных группы: личностные, предметные и метапредметные. Внеурочная деятельность по формам проведения занятий принципиально отличается от урочной.

Целеполагание внеурочной деятельности заключается в овладении учениками планируемых результатов в рамках формирования новой учебной среды, которая включает в себя информационную, культурную и предметную составляющую. Новая образовательная среда позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности ученика, семейные ценности и традиции культуры обучающихся.

Согласно п.13 ФГОС СОО внеурочная деятельность организуется на добровольной основе [24]. Добровольность участия во внеурочной деятельности обеспечивается для обучающегося через возможность выбора участниками образовательных отношений. Ученик самостоятельно в начале учебного года принимает решение о выборе посещаемой программы курса внеурочной деятельности или о посещаемом модуле, в случае если внеурочная деятельность состоит из нескольких таковых. Обучающимся предоставляется полная информация о реализуемых программах в рамках общеобразовательного учреждения, говорится о предметном содержании, конкретизируется их объем и срок реализации, а также уточняются формы и виды деятельности при реализации внеурочной деятельности.

Выбор ученика фиксируется в заявлении, по результатам которого формируются группы, осваивающие выбранные программы (модули программ) курсов внеурочной деятельности, ведется журнал внеурочной деятельности. В журнале внеурочной деятельности фиксируется наличие

обучающегося на внеурочном занятии (или его отсутствие). Отметки за освоение курсов внеурочной деятельности требованиями ФГОС СОО не предусмотрены (в соответствии с п.12 ФГОС СОО аттестация обучающихся проводится по всем изучаемым учебным предметам) [24]. Указанные выше планируемые результаты курса внеурочной деятельности диагностируются в результате заключительных мероприятий. В качестве таких могут быть организованны выставки творческих работ, оформление отчета по посещению заводов, проведение дискуссий, тематических вечеров, конференций. Они становятся основой для рефлексии и фиксируются в портфолио обучающегося. Обучающийся имеет право изменить свой выбор осваиваемых программ курсов внеурочной деятельности в течение учебного года, что фиксируется в соответствующем заявлении ученика. Данное заявление является основанием для корректировки группы, осваивающей соответствующую программу курса внеурочной деятельности.

В соответствии с методическими рекомендациями к программам курса выделяют различные направления развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно- патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы. Также опираясь на письмо Министерства образования стоит отметить, что важным фактором организации внеурочной деятельности, является такое условие, как отличительные формы проведения занятий, которые организуются с акцентом на активность и самостоятельность учеников. Реализуемые формы должны быть представлены в симбиозе индивидуальной и групповой работы. Для участников курса должен быть обеспечен комфортный режим занятий, необходимо организовывать переменный состав учеников. Планирование программы курса должно протекать с учетом

реализации системно-деятельностного подхода, то есть реализация курса должна осуществляться с внедрением исследовательской и проектной деятельности. С данной целью уместно организовывать для обучающихся экскурсии на различные объекты, деловые походы, лабораторные практикумы и т.д.

В зависимости от конкретных условий осуществление внеурочной деятельности предполагает формирование учебной группы из учеников разных классов, но необходимо соблюдать один уровень образования обучающихся. Не постоянный состав участников в группах, осваивающих программу курса, возникает в случае решения общеобразовательной организации о предоставлении обучающимся возможности выбора отдельных модулей, входящих в программу курса внеурочной деятельности. В этом случае при сборе заявлений, фиксирующих выбор курсов внеурочной деятельности, указываются выбранные модули курсов внеурочной деятельности. Максимальный объём внеурочной деятельности согласно п.10-5 СанПиН 2.4.2.2821-10 составляет 10 академических часов в неделю, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Согласно нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10 часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Согласно ФГОС СОО (п.18.3.2. ФГОС СОО), при условии реализации программы курса в течение двух лет общий объем не может превышать 700 учебных часов [24].

Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы определяет учебное заведение

(п.13 ФГОС СОО) [24]. Стоит отметить, что в рамках реализации среднего общего образования в 10-м классе с целью адаптирования учеников к новой образовательной среде, может быть выделено больше учебных часов для внеурочной деятельности, нежели для обучающихся 11-го класса.

При реализации внеурочной деятельности могут быть задействованы каникулярные периоды для организации отдыха и оздоровления обучающихся (п.15 ФГОС СОО). Общеобразовательная организация определяет минимальное количество часов внеурочной деятельности, которые должен реализовать каждый обучающийся, осваивающий ООП СОО, фиксируя свое решение в локальном акте учреждения.

Для реализации данной формы обучения в рамках учебной организации предварительно утверждается рабочая программа и план курса внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП СОО (п. 14 ФГОС СОО). Он должен отражать систему функционирования общеобразовательной организации в сфере внеурочной деятельности, с учетом аспектов, актуальных для уровня среднего общего образования: профилизации обучения, профессионально- ориентационной и самоорганизационной направленности. ПООП СОО, (пункт III.2. Примерный план внеурочной деятельности) фиксирует необходимость включения в план внеурочной деятельности среднего общего образования трех компонентов: учет образовательного запроса учеников зафиксированного в рамках системы школьного самоуправления, от инициативных групп школьников или от ученических сообществ школы, юношеских   общественных   объединений,   в   том   числе   и   в   рамках

«Российского движения школьников»; компонента, который обеспечивает реализацию образовательных событий и ориентированного на решение задач воспитания, социализации, формирования коллектива класса, уклада школьной жизни; компонента, обеспечивающего вариативные образовательные запросы обучающихся в соответствии с выбранными профилями    обучения.    Компонент    плана    внеурочной    деятельности,

учитывающий образовательные запросы обучающихся (волонтерские акции, социальные проекты, коллективные творческие дела, образовательные события), поступившие через систему школьного самоуправления, от инициативных групп школьников или от ученических сообществ школы, предполагает разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих реализацию субъектной позиции школьников как участников образовательных отношений, развитие их активной личностной позиции. Рабочие программы курсов обеспечивают подготовку и проведение запланированных мероприятий (ориентиром для планирования может выступать Перечень мер и мероприятий развития воспитательной компоненты), которые могут быть адресованы всем обучающимся старшей школы. Программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются педагогами школы на основании решений, принятых органами ученического самоуправления, планов работы ученических сообществ и клубов по интересам (например, дискуссионный клуб, предпринимательский клуб, дизайнерский клуб, спортивные клубы, клуб волонтеров, научное общество обучающихся, клуб школьных блогеров, театральная студия, школа шоуменов, клуб истории и краеведения, клуб клипмейкеров, студия моды, кулинарный клуб или другие). Содержание программ уточняется каждый учебный год, что предполагает их ежегодную корректировку и утверждение в составе основной общеобразовательной программы школы. Для оптимизации планирования внеурочной деятельности целесообразно выделить на этот компонент определенное количество часов и далее проектировать программы с учетом имеющегося лимита времени. Компонент плана внеурочной деятельности, обеспечивающий решение задач воспитания, социализации, развития классного коллектива, включает рабочие программы курсов, которые обеспечивают подготовку и проведение мероприятий в соответствии с Перечнем мер и мероприятий развития воспитательной компоненты, с планом воспитательной работы школы и класса, укладом школьной жизни, календарем образовательных событий.

Данные программы, как правило, адресованы конкретному классному коллективу, поэтому наиболее целесообразной представляется их реализация классным руководителем. Программы должны предусматривать привлечение максимального количества (в идеале – всех) обучающихся каждого класса. Третий компонент плана внеурочной деятельности состоит из рабочих программ, которые построены с учетом индивидуальных учебных запросов участников курса в соответствии с реализуемым учебным профилем.

В условиях, когда образовательная организация реализует несколько профилей обучения в одном классе, данная часть внеурочной деятельности должна быть вариативной и обеспечивать возможность выбора курсов (модулей курса) внеурочной деятельности внутри каждого профиля. Для проведения внеурочных занятий целесообразно формировать группы из обучающихся класса (параллели, уровня среднего общего образования), выбравших одинаковый профиль. При проектировании этого компонента внеурочной деятельности важно помнить, что внеурочная деятельность, направленная на углубление знаний и практических умений вне зависимости от предметной области, осуществляется в формах, отличных от урочных (дискуссии, исследования и практики, профессиональные пробы, посещение предприятий, коллективные проекты, квесты и другие формы). Примерное соотношение компонентов плана внеурочной деятельности определяется решением общеобразовательной организации, традициями, актуальными задачами реализации ОПП СОО. Ориентиром для общеобразовательной организации может быть такое соотношение: 1-2 часа в неделю на курсы, обеспечивающие образовательные запросы обучающихся (или в сумме за 10- 11 класс от 67 до 134 часов)/ 1-2 часа в неделю на курсы, обеспечивающие решение задач воспитания, социализации, развития классного коллектива (или в сумме за 10-11 класс от 67 до 134 часов) / 2-3 часа в неделю (или в сумме за 10-11 класс от 134 до 201 часа) в соответствии с избранным профилем при наличии 5 часов внеурочной деятельности на класс. Информация о формах и объеме программ курсов внеурочной деятельности и

их отношении к конкретному компоненту плана внеурочной деятельности; цели и задачам реализации программ курсов внеурочной деятельности; направления развития личности, которые они обеспечивают; необходимые для реализации курсов внеурочной деятельности условия; оптимальные сроки и особенности реализации курсов внеурочной деятельности (наличие в программах курсов внеурочной деятельности модулей, интенсивов, «погружений») определяет образовательная организация, фиксируя свое решение в пояснительной записке к плану внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс «Занимательная химия»

Актуальность Внеурочная деятельность с пятиклассниками в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходимо организовать  для обеспечения досуга, кото...

Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Выступление на педсовете "Реализация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО"....

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Консультация для родителей по реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит консультацию для родителей по реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ....

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...

Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке немецкого языка и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе

Проектирование современного урока немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС. Методы и формы современного урока немецкого языка...

КПК "Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и реализация"

ответы на итоговый тест ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ https://www.matburo.ru/sub_test.php?p=test_tmvr1...