Рабочая.программа эллективного курса по химии 10класс 2022-2023 уч. год
рабочая программа по химии

Курносенкова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (базовый уровень) 2004 г. (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05 марта 2004 года "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".)
  2. Федерального базисного учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09 марта 2004 года);.

3.           Авторской программы Гара Н. Н. Программы общеобразовательных  учреждений. Химия  10 - 11 классы.

 4.        Образовательная программа основного общего образования МБОУ-Княгининской СОШ

       Учебный курс  изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов (1ч в неделю). 

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  1. сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;
  2. сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;
  3. сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критериев успешности;
  4. сформированность готовности следовать нормам природо и здоровьесберегающего поведения;
  5. сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через самообразование;
  6. сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

  1. сформированность умения ставить цели и новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  2. овладение приемами самостоятельного планирования путей достижения цели, умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  4. сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свой действия;
  5. сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и соответствующие возможности их решения;
  6. сформированность умения анализировать, классифицировать, обобщать, выбирать основания и критерии для установления причинно-следственных связей;
  7. сформированность умения приобретать и применять новые знания;
  8. сформированность умения создавать простейшие модели, использовать схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;
  9. овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов.
  10. сформированность умения эффективно организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учетом общих интересов;
  11. сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;
  12. высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;
  13. сформированность экологического мышления;

сформированность умения применять в познавательной, коммуникативной и социальной практике знания, полученные при изучении предмета.

 

Предметные результаты:

  1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность методы познания при решении практических задач;
  4. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  6. сформированность умения классифицировать органические вещества и реакции по разным признакам;
  7. сформированность умения описывать и различать изученные классы органических веществ;
  8. сформированность умения делать выводы, умозаключения из наблюдений, химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии с изученными;
  9. сформированность умения структурировать изученный материал и химическую информацию, получаемую из разных источников;
  10. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
  11. сформированность умения анализировать и оценивать последствия производственной и бытовой деятельности, связанной с переработкой органических веществ;
  12. овладение основами научного мышления, технологией исследовательской и проектной деятельности
  13. сформированность умения проводить эксперименты разной дидактической направленности;
  14. сформированность умения оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных явлений окружающего мира;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту и на производстве, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.

Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- электроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей.

Классификация органических соединений. Функциональная группа.

Углеводороды

Предельные углеводороды (алканы). Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов.

Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета.

Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов.

Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулыгомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия).

Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь.

Алкадиены (диеновые углеводороды). Изомерия и номенклатура. Дивинил (бутадиена-1,3). Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.

Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, окисления и полимеризации алкинов.

Арены (ароматические углеводороды). Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей.

Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь.

Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз.

Кислородсодержащие органические соединения. Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь.

Получение и химические свойства спиртов. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Химические свойства предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенолы. Ароматические спиртыХимические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.

Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура.

Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислотОдноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.

Сложные эфиры и жиры. НоменклатураПолучение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление).

Жиры. Твердые жиры, жидкие жиры. Синтетические моющие средства.

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза.

Полисахариды. Крахмал. Гликоген. Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза. Классификация волокон.

Азотсодержащие органические соединения.

Азотсодержащие органические соединенияАмины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная (амидная) группа. Пептидная (амидная) связь. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин.

Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки.

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания.

Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия.

Химия полимеров

Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен. Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина. Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Демонстрации.

  • Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ.
  • Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде. Использование оборудования «Точки роста»
  • Модели молекул гомологов и изомеров.
  • Получение ацетилена карбидным способом.
  • Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой.
  • Горение ацетилена.
  • Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков. Использование оборудования «Точки роста»
  • Бензол как растворитель. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
  • Растворение в ацетоне различных органических веществ. Использование оборудования «Точки роста»

Образцы моющих и чистящих средств. Инструкции по их применению.

Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.

Лабораторные опыты.

  • Изготовление моделей молекул углеводородов
  • Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки
  • Окисление этанола оксидом меди(II). Растворение глицерина в воде и его реакция с гидроксидом меди(II). Химические свойства фенола. Использование оборудования «Точки роста»

.

  • Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Использование оборудования «Точки роста»

  • Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств
  • Свойства глюкозы как альдегидоспирта.
  • Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Использование оборудования «Точки роста»

.

         Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие с йодом.

  • Гидролиз крахмала. Использование оборудования «Точки роста»

.

   Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

  • Цветные реакции на белки
  • Свойства капрона.

Практические работы

1.«Получение этилена и опыты с ним». Использование оборудования «Точки роста»

2. «Получение и свойства карбоновых кислот».

3.«Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». Использование оборудования «Точки роста»

4.«Распознавание пластмасс и волокон»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

 Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

План

Факт

1.Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (3 ч.)

1.

Предмет органической химии. ИОТ 001 ,003, 016

8.09

2.

Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях.

15.09

3.

Классификация органических соединений.

22.09

2. Углеводороды (9 ч.)

2.1 Предельные углеводороды – алканы (2 ч.)

4.

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов.

29.09

5.

Метан — простейший представитель алканов.

6.09

2.2 Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины) (4 ч)

6.

Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия. Получение, свойства и применение алкенов.

13.10

7.

Практическая работа №1 «Получение этилена и опыты с ним».

20.10

8.

Алкадиены.

10.11

9.

Ацетилен и его гомологи.

17.11

2.3 Арены (Ароматические углеводороды) (1 ч)

10.

Бензол и его гомологи. Свойства бензола и его гомологов.

24.11

2.4 Природные источники и переработка углеводородов (2 ч.)

11.

Природные источники углеводородов. Переработка нефти.

1.12

12.

  Контрольная работа «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды».

8.12

3. Кислородсодержащие органические соединения (11 ч)

3.1 Спирты и фенолы (3 ч.)

13.

Одноатомные предельные спирты. Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов.

15.12

14.

Многоатомные спирты.

22.12

15.

Фенолы и ароматические спирты

12.01

3.2 Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (3 ч)

16.

Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов.

19.01

17.

Карбоновые кислоты. Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот.

26.01

18.

Практическая работа № 2 

2.02

3.3 Сложные эфиры. Жиры (2 ч)

19.

Сложные эфиры.

9.02

20.

Жиры. Моющие средства.

16.02

3.4 Углеводы (3 ч)

21.

Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды. Сахароза.

23.02

22.

Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза

2.03

23.

Практическая работа№ 3 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».

9.03

4. Азотсодержащие органические соединения (5 ч)

24.

Амины

16.03

25.

Аминокислоты. Белки

23.03

26.

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты

6.04

27.

Химия и здоровье человека

13.04

28.

Контрольная работа:«Кислородсодержащие органические вещества», «Азотсодержащие органические соединения»

20.04

5. Химия полимеров (6 ч)

29.

Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты.

27.04

30.

Натуральный каучук. Синтетические каучуки

4.05

31.

Синтетические волокна

11.05

32.

Практическая работа №4 «Распознавание пластмасс и волокон»

18.05

33.

Органическая химия, человек и природа.

25.05

34.

Обобщающий урок по теме «Химия полимеров»

35

Заключительный урок

Итого 35 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета химии на 2022-2023 учебный год (МТБ кабинета)

Паспорт кабинета химии включает:Требования к кабинету химии как базы для успешного выполнения образовательной программыЦель, задачи и направления работы кабинетаНормативные документы, регламентирующие...

Анализ работы РМО учителей химии Пригородного района РСО – Алания за 1 полугодие 2022-2023 учебный год

Создание условий для развития профессиональной компетентности  учителя, способствующее повышению качества образования в условиях перехода на новые государственные  стандарты образования...