Дисперсные системы
план-конспект урока по химии (11 класс)

комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дисперсные системы

        

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: 

Задачи урока:

- образовательные: сформировать понятие о дисперсных системах, дисперсной фазе и дисперсионной среде, классификации дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, грубодисперсных (эмульсии, суспензии и аэрозоли) и тонкодисперсных (гели и золи) системах; систематизировать и обобщить сведения о составе вещества и смесей  раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества;

- воспитательные: формирование элементов мировоззрения посредством подтверждения на конкретных примерах таких категорий как раствор (истинный, дисперсный), формирование представлений о единстве мира органических и неорганических веществ путем рассмотрения примеров дисперсных систем; формирование представлений о химии как о прикладной науке путем рассмотрения вопросов, связанных с практическим значением дисперсных систем для деятельности человека;

- развивающие: развитие кругозора учащихся; развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.

Оборудование: образцы препаратов бытовой химии (различные аэрозоли, водоэмульсионные краски), вода, растительное масло, реактивы по карте-инструкции, минералы и горные породы, желатин.

План урока:

- организационный момент- 3 мин                                                        

- проверка ранее изученного материала- 10 мин                                

- изучение нового материала- 20 мин                                                     - закрепление и обобщение изученного материала- 10 мин                         - задание на дом- 2 мин                                                                                                    

План-конспект урока

1.Организационный момент.

2. Проверка ранее изученного материала: ( комбинированный  опрос)

Работа проводится следующим образом:

2 учащихся - отвечают устно у доски на вопросы:

«Какими свойствами характеризуется ковалентная химическая связь?»

«Что такое гибридизация атомных орбиталей и какие виды гибридизации

вам известны?»

5 учащихся - работают на местах по карточкам;

Остальные - выполняют тестовые задания по теме

Оцениваются ответы.

 3. Изучение нового материала (беседа):  « Темой сегодняшнего

 нашего урока является «Дисперсные системы».

      Вы знаете из ранее изучаемого материала, что большинство

 веществ в природе являются смесями. Вспомните, как можно описать

чистое вещество?

Абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное

 количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: их

температуру кипения, электро - и теплопроводность, реакционную

 способность и т.д.

 В современной прикладной химии получение чистых задач является одной

из важнейших задач.

В природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества,

а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы, т.е.

гетерогенные системы, состоящие из двух и более фаз с сильно развитой

поверхностью раздела между ними. Запишите это определение себе в тетрадь

По крайней мере, одна из фаз распределена в виде мелких частиц

и называется дисперсной фазой, а другая, сплошная фаза – дисперсионной

 средой.

И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять

 вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях - твердом,

 жидком и газообразном. Подумайте, а сколько всего типов таких

 сочетаний можно предложить. Правильно.

Рассмотрите возможные сочетания фазы и среды.

 Для этого самостоятельно рассмотрите табл.1 на стр. 37 вашего

 учебника и запишите себе в тетрадь примеры каждой дисперсной системы.                  

      По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу,

 дисперсные системы делят на грубодисперсные (взвеси)

 с размерами частиц более 100 нм и тонкодисперсные (коллоидные

 растворы или коллоидные системы) с размерами частиц от 100 до 1 нм

. Если же вещество раздроблено до молекул или ионов размером менее

 1 нм, образуется гомогенная система - раствор. Она однородна, гомогенна,

поверхности раздела между частицами и средой нет (на доске

 схема данной классификации).  

Начнем рассмотрение дисперсных систем с

 грубодисперсных систем.

       Взвеси - это дисперсные системы, в которых размер частиц

фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы

 которых можно заметить невооруженным взглядом. Такие системы

 разделяют на:   (демонстрация)

        Эмульсии (среда и фаза - нерастворимые друг в друге жидкости).

Например, известные вам молоко, лимфа, водоэмульсионные краски. Чтобы

 приготовить эмульсию самостоятельно, можно просто добавить

 растительное масло в воду.

     Суспензии (среда - жидкость, фаза - нерастворимое в ней твердое вещество).

Например, строительные растворы, взвешенный в воде морской и речной

 ил, живая смесь микроскопических живых организмов в морской воде –

 планктон (приготовим «известковое молоко» как пример суспензии)

        Аэрозоли - взвеси в газе (например в воздухе) мелких частиц твердых

веществ и жидкостей. Например, пыли, туманы, дымы. Аэрозоли играют

 важную роль в природе, быту и производственной деятельности человека.

 А в чем же выражается это значение? Для ответа на этот вопрос

самостоятельно прочитайте текст учебника.

       Следующим видом дисперсной системы являются коллоидные растворы,

которые представляют собой системы, в которых размер частиц фазы

от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом.

Коллоидные растворы подразделяют на золи и гели (студни).

              Золи - это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма,

 ядерный сок, содержимое вакуолей и органоидов) и живого организма

в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки,

 гуморальные жидкости и т.д.

Сейчас мы с вами приготовим золь.( гидролиз хлорида железа ).

А теперь самостоятельно ответьте на вопрос: «Что такое явление коагуляции

и при каких условиях оно возникает?            

        Вторая подгруппа коллоидных систем - это гель. Гели представляют

 собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. К ним

 относиться большое количество полимерных гелей, столь хорошо известные

 вам кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец,

желе, мармелад) и конечно же большинство природных гелей: минералы (опал),

тела медуз, хрящи, сухожилия и т.д. История развития жизни на Земле можно

 одновременно читать историей эволюции коллоидного состояния вещества.

Со временем структура гелей нарушается - из них выделяется вода.

Это явление называют синерезисом.

      Ну что же мы с вами закончили рассмотрение дисперсных систем.

Данные по истинным растворам вы уже неоднократно изучали и для

того чтобы систематизировать все имеющиеся у вас знания  предлагаю

 вам самостоятельно дома составить краткий конспект пункта «Растворы»

по учебнику (стр. 36-40)

 4. Закрепление и обобщение изученного материала 10 мин. (тестирование)

А теперь чтобы определить как вы усвоили данную тему выполните тестовые

 задания, (тестовые задания совместно с учащимися проверяем )

 5. Рефлексия.

Задание на дом (2 мин).Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест в 11 классе "Твердые, жидкие, газообразные вещества. Дисперсные системы"

Тест составлен в соответствии с учебником О.С.Габриеляна "Химия 11 класс" базовый уровень...

Урок по теие "Дисперсные системы и растворы"

К учебнику авт. Габриелян О.С....

презентация к уроку "Дисперсные системы"

Данная презентация дает представление одисперсных системах, их классификации. Раскрывает значение коллоидных систем в жизни природы и общества....

Дисперсные системы

Проекты разработанные учениками 11 класса по теме "Дисперсные системы"...

урок по химии "Дисперсные системы"

Открытый урок по химии в 11 классе по теме "Дисперсные системы" с исполизованием электронных образовательных ресурсов....

Контрольная работа 11 класс по теме "Дисперсные системы"

Контрольная работа 11 класс по теме "Дисперсные системы"...

Урок по теме Дисперсные системы

В сценарии данного урока приведен сценарий урока по теме Дисперстные системы., проведение опыта Тиндаля, а также формы работы с учащимися...