Конспект урока химии в 9 классе "Оксиды углерода"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Антонюк Ольга Станиславовна

Урок изучения физических и химических свойств с выполнением лабораторной работы и применением технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksidy_ugleroda.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Оксиды углерода.

Цель: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом. 

Задачи:

- Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе,  познавательного интереса к химии.

Предметные – систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксида углерода (IV), усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа.

- Метапредметные – формирование научного мировоззрения (о реальности существования этих оксидов и связанных с ними превращений), развитие умений самостоятельно ставить и формулировать    для себя новые задачи.

        Объяснение с элементами демонстрации, беседы, рассказа, постановка проблемного вопроса, актуализация Приемы “Верите ли Вы?”, “Сравнительная таблица”.

Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проектор.

Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок, реактивы (соляная кислота, карбонат  кальция, гидроксид кальция).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте!

Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

II. Мотивация

На Земле живут три брата из семейства Карбонатов

Старший брат - красавец Мрамор, славен именем Каррады,

Превосходный зодчий он, строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк, потому и назван так,

Знаменит своим трудом, возведя за домом дом

И способен, и умел младший мягкий братец Мел.

Как рисует посмотри, этот CaCO3

Любят братья порезвиться, в жаркой печке прокалиться

CaO да CO2 образуются тогда. Этот углекислый газ,

Каждый с ним знаком из вас, выдыхаем мы его.

Ну, а это CaO - жарко обожженная известь, негашеная.

Добавляем к ней воды, тщательно мешая,

Чтобы не было беды, руки защищаем.

Круто замещенная известь, но гашеная.

Известковым молоком стены белятся легко.

Светлый дом повеселел, превратив известку в мел.

Фокус - покус для народа: стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко превратится в молоко!

А теперь довольно ловко получаю газировку:

Молоко плюс уксус. Ай! Льется пена через край!

Все в заботах, все в работе от зари и до зари

Эти братья - Карбонаты. Эти - CaCO3.

        Учащиеся, прослушав сказку о братьях Карбонатах, должны написать уравнения соответствующих химических реакций.

СaCO3

|

                                         /                                                \

                                  мрамор            известняк              мел

1. Обжиг известняка  

CaCO3 → CaO + CO2

2. Гашение извести

CaO + H2O = Ca(OH)2 

3. При поглощении углекислого газа из воздуха эта смесь затвердевает (при побелке):

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O  

4. Молоко плюс уксус, ай! Льется пена через край:

CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Ca + CO2 +H2O

                          Уксусная кислота    

        Посмотрите, во всех реакциях, которые мы написали, прослушав сказку, присутствует газообразное вещество. Что это за газ?

Углекислый газ или оксид углерода (IV).

Сколько оксидов имеет углерод?

С

                                             /                                        \

                     оксид углерода (IV)                   оксид углерода (II)

                           углекислый газ                            угарный газ

        УЗ: Ребята, а можем ли мы получить эти два газа в лаборатории? Как же мы их получим? И как определим эти газы?

        Ответ: Угарный газ мы не сможем получить, так как это ядовитый газ, оказывающий отравляющее действие, необратимо связывается с гемоглобином крови и тем самым, блокируя перенос кислорода в организме. Первая помощь - доступ свежего воздуха. Газ бесцветный, без запаха.

CO2 + C = 2CO образуется при неполном сгорании веществ, содержащих углерод.

        Углекислый газ можем получить, безвредный, бесцветный газ без запаха, который мы выдыхает. Из прослушанной сказки о карбонатах мы знаем, что доступнее нам только вещества - мел и сода. Получим действием соляной кислоты на мел в приборах для получения газа.

        А как же мы узнаем, что выделяется газ, он же бесцветный и без запаха?

        Надо пропустить газ, через известковую воду и наблюдаем помутнение.

Какова наша УЗ: получение углекислого газа в лаборатории, выявление и их свойства.

 А как мы назовем тему нашего урока?

Оксиды углерода, их свойства, получение.

III. Операционно-содержательный этап.

        Ребята, давайте выясним наши действия при решении УЗ:

- готовим прибор при получении газа;

- берем 2-3 кусочка мела для получения газа;

- закрываем газоотводной трубкой и сразу пропускаем через известковую воду;

- также пропускаем через щелочь с метилоранжем, если образуется кислота, то цвет должен изменится на красный;

- пропускаем через щелочь с фенолфталеином, раствор обесцветится.

        Сделав все эти действия, напишите все уравнения реакции и делаем вывод по виртуальной лаборатории.

        Работа в группах по 2 человека.

Лабораторный опыт.

1. Получение углекислого газа из соды:

2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O

2. Определение углекислого газа:

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O

3.  Пропускаем через воду:

CO2 + H2O = H2CO3

4. Пропускаем через щелочь:

CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O раствор обесцвечивается

               фенолфталеин

5. Подносим зажженную лучину (она гаснет). 

        Делаем вывод: углекислый газ можно получить в лаборатории из гидрокарбоната натрия, с водой образует кислоту, значит это кислотный оксид и реагирует со щелочами, не поддерживает горение. Самое главное - определить углекислый газ можно, пропуская его через известковую воду.

Эта реакция называется качественной реакцией для определения углекислого газа.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Прием "Верите ли вы?" + и -

Выберите из предложенных утверждений  те, которые справедливы:

I вариант: - для угарного газа (CO)

II вариант: - для углекислого газа (СО2)

1. Бесцветный газ, без запаха.

2. Газообразный при обычных условиях.

3. Ядовит.

4. Не ядовит.

5. Хорошо растворим в воде.

6. Плохо растворим в воде.

7. Газ легче воздуха.

8. Газ тяжелее воздуха.

9. Проявляет кислотные свойства.

10. В молекуле 3-я связь образуется по донорно -

акцепторному механизму.

11. Соединяется с гемоглобином крови.

12.Степень окисления углерода +2.

13.Степень окисления углерода +4.

14. В реакциях может быть и окислителем, и

восстановителем.

15. В реакциях может быть только окислителем.

16. При пропускании через известковую воду

наблюдается помутнение.

V. Домашнее задание: § 33, 34. Осуществить превращение:

C → CH4 → CO2 → Na2CO3  →NaHCO3 → CO2 → CaCO3 →CO2,

Составить синквейн по одному из оксидов углерода

Пример:

1. Угарный газ

2. Бесцветный, без запаха

3. Восстанавливает, соединяет, уничтожает

4. Проявляет окислительно-восстановительные свойства

5. Летальный исход

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

Презентация к уроку химии по теме: "Углерод"

Презентация составлена учителем для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....

Проблемное обучение на уроках химии по теме "Углерод и кремний"

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, творчески мыслить....

Технологическая карта урока химии по теме "Углерод" (9 кл.)

Технологическая карта по теме "Углерод" ( 9 кл.) составлена на основе современных требований к уроку....

Конспект урока химии в 9 классе "Оксиды углерода"

Урок проводится с целью изучения особенностей строения и свойств соединений углерода. На уроке рассматриваются отличия молекулярного строения оксидов углерода, взаимосвязь с химическими свойствами. Ор...

Конспект урока по теме "Оксиды углерода"

Конспект урока химии, 9 класс. Тема: "Оксиды углерода"...

Презентация к уроку химии "Кислородные соединения углерода"

Презентация к уроку химии 9 класса "Кислородные соединения углерода"...