Программа элективного курса по химии «Готовимся к государственной итоговой аттестации»
элективный курс по химии (9 класс)

Татьяна Владимировна Богданова

курс разработан как помощь учащимся в подготовке к ГИА ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Иркутского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

«__»_______2020г

Зам. директора по НМР

____________________

Донских А.С.

Согласовано

«__»_______2020г

Зам. директора по УВР

____________________

Сырова Н.А.

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2020г.

Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»

________Луканина И.А.

Программа элективного курса по химии

«Готовимся к государственной итоговой аттестации»

Автор:

Богданова Татьяна Владимировна

учитель химии

высшей

квалификационной категории

с.Пивовариха

2020 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 18 часов. Курс позволяет повысить  эффективность подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по химии за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.

Программа элективного курса разработана на основе УМК по химии Габриелян О.С., рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса химии основной школы.

Программой школьного курса химии не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения в 8 классе. Элективный курс «Готовимся к государственной итоговой аттестации» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса химии основной школы.

Задания практической части (13 часов) программы направлены на то, чтобы учащиеся освоили практическую часть ГИА, развили интерес к предмету, познакомились с новыми идеями и методами, расширили представление о химической науке.

Этот курс предлагает знакомство с химией как с общекультурной ценностью, создает условия понимания того, что химия является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Цель элективного курса: привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшей профильной ориентации; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся по химии за курс основной школы; подготовка обучающихся 9 класса к успешному прохождению ГИА по химии.

Задачи курса:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)

  • Формирование навыков грамотного выполнения и правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
  • Развить навыки решения тестов.
  • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
  • Подготовить школьников к успешной сдаче ОГЭ по химии.

- развивающие: (формирование регулятивных УУД)

  • умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планировать свою работу — планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • формировать умение слушать и вступать в диалог;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Методы обучения.

Проблемно-интегративный метод; Метод диалогического изложения;

Метод работы в малых группах; Объяснительно-иллюстративный метод;

Метод тестирования; Экспериментальный метод.

Формы обучения. 

Лекция и семинар; Практикум; Тематическое тестирование;

Промежуточное и итоговое тестирование в формате ОГЭ.

Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Основное содержание

 (18часов)

«Классификация, свойства и получение неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (6ч.)

Химические формулы. Оксиды. Кислоты .Основания. Закон постоянства состава. Расчеты по химической формуле и химическим уравнениям. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей.

Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»).

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.

«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (2ч.)

Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ. Решение задач на основные законы и понятия химии.

«Вода. Растворы.» (2ч.)

Вода и растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).

«Окислительно-восстановительные реакции» (4ч.)

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

«Строение веществ» (4ч.)

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

Итоговое занятие. Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия в теме

Тема занятия

Теор.

Практ.

Тема 1. «Классификация, свойства и получение неорганических веществ.

Количественные     отношения в химии» (6ч.)

1

Классы неорганических веществ (Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.) их свойства. Закон постоянства состава.

1

-

2

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

-

1

3

Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей.

-

1

4

Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»)

-

1

5

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.

-

1

6

Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений.

-

1

Тема 2. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (2ч.)

7

Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ.

-

1

8

Решение задач на основные законы и понятия химии.

-

1

Тема 3. «Вода. Растворы» (2ч.)

9, 10

Вода и растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).

1

1

Тема 4. «Окислительно-восстановительные реакции» (4ч.)

11

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

1

-

12

Составление ОВР на основе метода электронного баланса.

-

1

13

Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Решение задач с применением алгоритмов.

-

1

14

Промежуточная аттестация.

Решение тестов.

-

1

Тема 5. «Строение веществ» (4ч.)

15

Типы кристаллических решеток. Строение молекул.

1

-

16, 17

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

1

1

18

Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.

-

1

Итого

5

13

Литература для учителя:

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007
  3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2008.
  4. Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С. Габриелян. — М.  : Дрофа, 2018. — 109.

https://drofa-ventana.ru/material/khimiya-8-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/

  1. Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 9 класс / О. С. Габриелян. — М.  : Дрофа, 2018. — 108.

           https://drofa-ventana.ru/material/khimiya-9-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/

Литература для ученика:

  1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса по физике "Готовимся к ГИА" для 9 класса.

Элективный курс "Готовимся к ГИА" состоит из 2-х  частей, рассчитан на 34часа, служит для повторения курса физики основной школы и готовит учащихся к успешной сдачи ГИА. Этот курс является подгот...

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Правила чтения в английском языке. Готовимся к государственной итоговой аттестации

Данный материал показывает особенности чтения некоторых буквосочетаний в английском языке. Представлен теоретический материал, а так же упражнения на отработку фонетического чтения. Будет полезен учащ...