рабочая программа внеурочной деятельности Химия в задачах и упражнениях 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Саввина Олеся Владимировна

программа разработанана основе  Программы элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии» О.Г. Габлиелян, Т.Е. Деглина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волгодонской район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Романовская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю.

Директор МБОУ: Романовская СОШ

____________ Левченко Т.Ю.

Приказ от 26.08.2021г. № 243

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Химия в задачах и упражнениях»_______________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования, класс

основное общее образование, 9 класс

 (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35_____________

Учитель Саввина Олеся Владимировна_______________

                            (Ф.И.О.)

Программа разработана на основе Программы элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии» О.Г. Габлиелян, Т.Е. Деглина. М.: Дрофа, 2016.; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Романовская СОШ на 2021-2022 учебной год_________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2021 г.

Планируемые результаты учебного предмета, курса

На занятиях учащиеся должны строго выполнять требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ, знать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные действия 

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

- проводит классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;

- устанавливать последовательность событий;

- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;

 - понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Регулятивные универсальные действия 

- принимать и сохранять учебные цели и задачи;

- осуществлять контроль при наличии эталона;

- планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

Коммуникативные  универсальные действия 

- строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;

формулировать вопросы.

Предметные результаты:

- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;

- знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

- умение определять признаки химических реакций;

- умения и навыки при проведении химического эксперимента;

- умение проводить наблюдение за химическим явлением.

- уметь:

- производить измерения (массы твердого вещества с помощью технохимических весов, объема раствора с помощью мерной посуды, плотности раствора с помощью ареометра);

- готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества;

- определять процентную концентрацию растворов кислот и щелочей по табличным значениям их плотностей;

- планировать, подготавливать и проводить простейшие химические эксперименты, связанные с растворением, фильтрованием, выпариванием веществ, промыванием и сушкой осадков; - получением и взаимодействием веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений; определением неорганических веществ в индивидуальных раствора, осуществлением цепочки превращений неорганических соединений;

- решать комбинированные задачи, включающие элементы типовых расчетных задач:

- определение массы и массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном разными способами (растворением вещества в воде, смешиванием растворов разной концентрации, разбавлением и концентрированием раствора);

- определение массы продукта реакции или объема газа по известной массе одного из реагирующих веществ;

- определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного;

- определение массы продукта реакции или объема газа по известной массе одного из реагирующих веществ, содержащего определенную долю примесей;

- определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.


Содержание учебного предмета, курса

1. Вывод химических формул.

1.1.Составление химической формулы по валентности. Элементы с переменной валентностью. Элементы побочных подгрупп. Алгоритм вычисления массовой доли элемента по химической формуле вещества.

1.2. Нахождение химической формулы вещества по массовым долям элементов, по отношению масс  элементов.

2. Расчёты с использованием понятия «моль».

2.1. Вычисление количества частиц (количества вещества, массы, объёма) вещества по одному известному параметру.

3. Расчёты по уравнениям химических реакций

3.1. Вычисление массы (объёма) вещества по известной массе (объёму) вещества.

3.2. Вычисление массы (объёма) вещества по известной массе (объёму) вещества, содержащего определённую массу примесей

3.3.  Вычисление массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

3.4. Вычисление массы (объёма) вещества по известной массе (объёму) вещества, если одно из исходных веществ взято в избытке.

4. Качественные задачи

4.1.Понятие качественной реакции. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и содей, характеристики видимых изменений процессов.

4.2.Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов.

5. Химические реакции.

5.1. Типы химических реакций.

5.2. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Реакции ионного обмена. Молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения.

5.3. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса

5.4.Осуществление превращений неорганических веществ.

6. Расчёты, связанные с приготовлением растворов

6.1.Основные формулы для выражения состава растворов. Перевод одного типа концентраций в другой. Масса раствора, растворителя, растворенного вещества. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества.

6.2 Вычисление массы вещества по заданной массе раствора. Вычисление массы вещества и растворителя для приготовления растворов с заданной концентрацией.

6.3.Правило смешения растворов одного и того же вещества в виде диагональной схемы («правило креста»). Вычисление массовой доли, массы растворенного вещества; массы растворителя; массы и объема раствора, получаемого при смешении двух растворов.

6.4.Растворимость веществ. Насыщенный раствор. Решение задач на вычисление растворимости веществ; концентрации, массы раствора, получаемых при разбавлении и концентрировании растворов.

Тематическое планирование« ВД 9 кл Химия в задачах и упражнениях»

п/п

Дата.

Тема урока

Кол-во

часов

Тема 1. Вывод химических формул (4 часа)

1

02.09

Составление химической формулы по валентности.

1

2

09.09

Элементы с переменной валентностью. Элементы побочных подгрупп.

1

3

16.09

Вычисление массовой доли элемента по химической формуле вещества

1

4

23.09

Нахождение химической формулы вещества по массовым долям элементов, по отношению масс  элементов

1

Тема 2. Расчёты с использованием понятия «моль» (2 часа)

5,6

30.09

07.10

Расчёты с использованием понятия «моль»

2

Тема 3. Расчёты по уравнениям химических реакций  (9 часов)

7,8

14.10

21.10

Вычисление массы (объёма) вещества по известной массе (объёму) вещества

2

9,10

28.10

11.11

Вычисление массы (объёма) вещества по известной массе (объёму) вещества, содержащего определённую массу примесей

2

11,

12

18.11

25.11

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным

2

13,

14

02.12

09.12

Вычисление массы (объёма) вещества по известной массе (объёму) вещества, если одно из исходных веществ взятого в избытке

2

15

16.12

Комбинированные задачи

1

Тема 4. Качественные задачи (2 часа)

16

23.12

Понятие качественной реакции. Определение веществ с помощью таблицы

1

17

13.01

Определение неорганических веществ без использования дополнительных реактивов

1

Тема 5. Химические реакции (10 часов)

18

20.01

Типы химических реакций

1

19

27.01

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей

1

20

21

03.02

10.02

Реакции ионного обмена

2

22

17.02

Практическая работа № 1. Идентификация растворов

1

23

24.02

Окислительно-восстановительные реакции

1

24,

25

03.03

10.03

Метод электронного баланса

2

26

17.03

Осуществление превращений неорганических веществ

1

27

31.03

Практическая работа № 2. Осуществление цепочки превращений

1

Тема 6. Расчёты, связанные с приготовлением растворов (7 часов)

28

04.04

Основные формулы для выражения состава растворов. Вычисление массовой доли вещества в растворе

1

29

14.04

Вычисление массы вещества и растворителя для приготовления растворов с заданной концентрацией

1

30

21.04

Правило смешения растворов одного и того же вещества в виде диагональной схемы («правило креста»)

1

31

28.04

Решение задач на вычисление массы раствора, получаемых при разбавлении и концентрировании растворов.

1

32-35

06.05

13.05

20.05

Комбинированные задачи

3

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ: Романовская СОШ

от  24.08.2021г.№ ___________________ (подпись                         председателя методического совета)

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УР

_______Ермолова Н.В.

«24» августа   2021г.  

              _______Левченко Т.Ю.


Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата (план)

Дата (факт)

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи по физике"

Разработка программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся решать задачи по физике"...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Химия для самых маленьких»

Программа   предназначена для учащихся 6 классов. Программа дополнительного образования детей имеет естественно – научную направленность и рассчитана на 34 часа. Содержание программы з...

Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах и упражнениях " 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа. Программа отображает основные разделы курса химии 8-9 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия. Первые шаги"

Программа носит пропедевтический характер. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Способствует расширению кругозора, формированию естественно-научной картины мира, готовит к изучению программы курса Х...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов

Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...

Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях»

Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» для 8 класса,  ориентированная на сопровождение и поддержку учебного предмета «Химия» предметной област...