Конспект урока "Реакции ионного обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Чулочникова Оксана Викторовна

Урок -открытия новых знаний.  Урок разработан с применением развивающей педагогической технологии Способа диалектического обучения.

Ключевая идея урока:  построить суждения - ответив на проблемные вопросы:

1. Когда химическая реакция является реакцией ионного обмена?

2. В каком случае реакции  ионного обмена между растворами электролитов идут до конца?

3. Почему ионные уравнения отображают сущность реакции ионного обмена?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Чулочникова Оксана Викторовна

Класс: 8

УМК: Габриелян О. С.

Тема: Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР

Тема урока: Ионные реакции

Тип урока: комбинированый

Место  урока в изучаемой теме:   4 урок в теме

Цели:

-  сформировать понятия: «ионные реакции», «ионы», «молекулярно-ионные уравнения», «реакции нейтрализации», «признак химической реакции»;

- развивать умения выделять существенные признаки реакций ионного обмена, составлять ионные уравнения реакции обмена;

- формировать умения и  навыки выполнения  лабораторных работ;

- разработать алгоритм составления ионно-молекулярных уравнений реакций ионного обмена.

- воспитывать волевые качества личности: трудолюбие, внимательность, толерантность.

Планируемые результаты

Предметные знания, умения

УДД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- формулируют понятия «ионые реакции», «ионы», «электролиты», «молекулярно-ионные уравнения», «реакции нейтрализации», «признак химической реакции»;

- описывают алгоритм написания реакций ионного обмена;

- составляют полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

- проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

  • целеполагание постановка учебной задачи
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений
  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

ОУУД

  • действия постановки и  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;
  • смысловое чтение;

Логические УУД:

  • синтез;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификация объектов;
  • подведение под понятие;
  • выделение следствий;
  • установление  причинно-следственных связей; 
  • построение логической цепи рассуждений, доказательств;
  • выдвижение гипотез; их доказательство
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

— нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Ход урока

Этап урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Баллы

Планируемые результаты

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 

1.1.Приветствие учащихся.

1.2. Целевая установка на урок.

- В конце урока Вам нужно построить суждения - ответы на проблемные вопросы:

1. Когда химическая реакция является реакцией ионного обмена?

2. В каком случае реакции  ионного обмена между растворами электролитов идут до конца?

3. Почему ионные уравнения отображают сущность реакции ионного обмена?

1.3.Заявка на оценку:

«5» - 12 баллов и выше

«4» - 11-9 баллов

«3» - 8-6 баллов

Критерии оценки

Обоснование ответа – 1 балл

Дополнение-возражение – 1 балл

Построение логической схемы-3 балла

Построение логической цепи рассуждений – 3б

Ответ на вопрос – суждение – 2 балла

Выдвижение аргумента – 1 балл

Доказательство – 2 балла

За скорость – 1 балл

Умение работать в группе – 1 балл

Самоорганизация учащихся.

Учащиеся определяют учебные задачи

5 мин

ЛУУД:

Смыслообразование;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

РУУД:

-умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Как доказать, раствор какого электролита находится в пробирке?  (Демонстрация пробирки с прозрачным раствором)

- Почему растворы кислот, оснований  изменяют окраску индикаторов?

- Прочитайте текст №1 «Ионы».

- Используя текст, составьте логическую схему «Классификация ионов» по различным признакам.

- Представьте результаты работы в группах.

Поисковая беседа

Индивидуальный труд (работа с текстом)

Простая кооперация. (Составление логической схемы)

Сложная кооперация (Выступление от групп с презентацией логических схем)

8 мин

ПУУД

-установление логической цепочки рассуждений

ПУУД:

  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;
  • КУУД
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

III. Постановка учебной задачи

- В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов?

- Каким образом можно получить доказательства ваших предположений?

Поисковая беседа

Информацию можно получить посредством источников информации, объяснений учителем, учебник

2 мин

ПУУД

-выдвижение гипотезы, их доказательство

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

Доказать гипотезу может практика.

                                                        Анатолий Лень

- Посмотрите учебный фильм «Ионные реакции в растворах». Сделайте вывод об условиях протекания  реакций обмена в растворах электролитов.

Демонстрационный эксперимент.

.-К раствору  хлорида бария прильём раствор сульфата натрия.

- Определите признак реакции. Составьте молекулярное уравнение химической реакции, определите её тип.

- Записываем молекулярное уравнение на доске:

ВаCl2+ Na2SO4 = ВаSO4 + 2 NaCl

Полное ионное уравнение реакции:

Ва2+ +2Cl- +2Na+ +SO42- =ВаSO4 +2Na+ +2Cl-

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Ва2++ SO42- = ВаSO4

Вывод: Электролиты обмениваются составными частями – ионами.

Условия протекания реакций ионного обмена между растворами электролитов до конца:

 - образование осадка,

- выделение газа;

- образование малодиссоциируемого вещества, в том числе воды.

-Постройте суждения на сравнения молекулярного уравнения и полного ионного уравнения химической реакции.

- Постройте суждения на сравнения полного ионного уравнения и краткого ионного уравнения химической реакции.-

Просмотр видеофильма

Определяют признаки реакции.

Составляют  уравнение реакции в молекулярном виде.

Составляют ионного уравнения на основе молекулярного.

7 мин

ПУУД

  • действия постановки и  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;

ЛогУУД

  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификация объектов;
  • подведение под понятие;
  • выделение следствий;
  • построение логической цепи рассуждений, доказательств

V. Первичное закрепление

На каждой парте находятся реактивы, штативы с пробирками.

- Выполните лабораторный опыт «Ионные реакции между растворами электролитов», сливая электролиты в пробирки попарно:

 №1. К раствору гидроксида натрия добавьте фенолфталеин и прилейте соляную кислоту. Реакция обмена между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации, она протекает с образованием малодиссоциирующего вещества- воды

№2. К раствору соляной кислоты добавьте соду (карбонат натрия)

 

№3 К раствору гидроксида натрия прилейте раствор хлорида калия.

- Составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения, пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований.

- Соблюдайте правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами. 

Работа в группах.

Презентация результатов работы в письменном виде.

NaOH + HCl →NaCl + H2O  

                      (слабый электролит)

Na+ + OH + H+ + Cl→Na+ + Cl + H2O

H+ + OH→ H2O

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2Na+ + CO32– + 2H+ + 2Cl→ 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2Cl

CO32–+ 2H+ = CO2↑ + H2O

NaOH + КCI =

данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.

10 мин

ЛУУД:

Смыслообразование;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

РУУД

  • планирование -
  • контроль 
  • коррекция 
  • оценка

ПУУД

  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;

КУУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

VII. Рефлексия деятельности

- Сформулируйте суждения на проблемные вопросы. (см. выше)

- Оцените свои результаты труда. Посчитав баллы, переведите ее в вашу оценку.

Ответы на проблемные вопросы:

1. Реакции ионного обмена –это реакции растворов электролитов, входе которых электролиты обмениваются составными частями – ионами.

2. Реакции ионного обмена имеют практический смысл, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество (например, вода).

3. Реакции растворов электролитов сводятся к взаимодействию ионов. Краткое ионное уравнение отображает сущность реакции ионного обмена: образование слабого электролита.

- Оцределение оценки каждым учащимся

5 мин

ПУУД

  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;

рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия,

  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;

ЛУУД

нравственно_этическая ориентация

РУУД

  • контроль 
  • коррекция 
  • оценка

VIII. Самостоятельное применение знаний

- Просмотр видеоролика рекламы гастала.

Учебная задача: 

После приема лекарственных средств, алкоголя, кофе; погрешностей в питании может возникнуть изжога - состояние, сопровождающееся повышенным кислотообразованием соляной кислоты, вырабатываемой клетками желудка. Медицинский препарат гастал рекомендуют для устранения изжоги. В инструкции по применению гастала содержится информация:
.       Состав препарата гастал

Активные вещества: одна таблетка гастала содержит 450 мг гидроталцита и 300 мг магния гидроксида.

Фармакологическое действие гастала

Гастал — комбинированный антацидный препарат для приема внутрь. Снижает повышенную кислотность желудочного сока до физиологического уровня и устраняет диспепсические расстройства за счет нейтрализации избытка соляной кислоты в желудке.

Демонстрация опыта: реакция обмена между твердым Мg(OH)2 и раствором НCl.

Вследствие чего гастал снижает чувство изжоги? Ответ обоснуйте, составив ионные уравнения реакции.

Mg(OH)2 + 2HCl → MgCl2 + H2O

Mg(OH)2  + 2H+ + 2Cl →Mg2+  + 2Cl + H2O

Mg(OH)2 + 2H+→Mg2+ +2Cl +H2O

8 мин

ПУУД

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

ЛУУД

- смыслообразование

КУУД

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи

Приложение 1.

Рабочий лист по теме «Реакции ионного обмена»

Вопросы – суждения

1. Когда химическая реакция является реакцией ионного обмена?

2. В каком случае реакции  ионного обмена между растворами электролитов идут до конца?

3. Почему ионные уравнения отображают сущность реакции ионного обмена?

Текст 1. ИОНЫ

Ионы - это одна из форм существования химического элемента. Атомы  в результате отдачи или присоединения электронов превращаются в положительно или отрицательные ионы. Положительные ионы называют катионами (К+, Н+, NH+), отрицательные ионы - анионы (ОН-, S2- , NO3-).

Слово «Ион» в переводе с греческого означает «странствующий». В растворах ионы беспорядочно передвигаются в различных направлениях. По составу различают простые +, Cl-, Са2+) и сложные (ОН-, NH4+, SO42-) ионы.

В результате взаимодействия электролита с молекулами воды образуются гидратированные ионы, т.е. связанные с молекулами воды. Следовательно, ионы не имеющие водной оболочки ионы называют негидратированными.

Задание 1. Используя текст, составьте логическую схему «Классификация ионов» по различным признакам.

Задание 2. Выполните лабораторный опыт «Ионные реакции между растворами электролитов». Слейте в пробирки электролиты попарно:

 №1. К раствору гидроксида натрия добавьте фенолфталеин и прилейте соляную кислоту. Реакция обмена между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации, она протекает с образованием малодиссоциирующего вещества- воды

№2. К раствору соляной кислоты добавьте соду (карбонат натрия).

 №3 К раствору гидроксида натрия прилейте раствор хлорида калия.

- Составьте молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения, пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований.

- Соблюдайте правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

Задание 3. Решите качественную  задачу.

После приема лекарственных средств, алкоголя, кофе; погрешностей в питании может возникнуть изжога - состояние, сопровождающееся повышенным кислотообразованием соляной кислоты, вырабатываемой клетками желудка. Медицинский препарат гастал рекомендуют для устранения изжоги. В инструкции по применению гастала содержится информация:
.       Состав препарата

Активные вещества: одна таблетка гастала содержит 450 мг гидроталцита и 300 мг магния гидроксида.

Фармакологическое действие

Гастал — комбинированный антацидный препарат для приема внутрь. Снижает повышенную кислотность желудочного сока до физиологического уровня и устраняет диспепсические расстройства за счет нейтрализации избытка соляной кислоты в желудке.

Вследствие чего гастал снижает чувство изжоги? Ответ обоснуйте, составив ионные уравнения реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Практическая работа"Реакции ионного обмена"

МАТЕРИАЛЫдля урока по химии в 8 классе на тему:«Практическая работа: Реакции ионного обмена»Карточка № 11.    Распределите вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидрокс...

Реакции ионного обмена химия 9 класс

Интегрированный урок химия - информатика по теме: " Реакции ионного обмена"....

проверочная работа "Реакции ионного обмена"

Тренировочные работы для учащихся 9-х класов помогут им успешнее усвоить данную тему ....

План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса

План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...