Урок-игра "Звездный час" по теме "Обобщение знаний о химических связях и химических реакциях"
методическая разработка по химии (8 класс)

Стадниченко Валентина Владимировна

 С целью развития учащихся познавательного интереса к предмету, логического мышления, активности, самостоятельности, на уроках обобщения и систематизации знаний хорошо использовать игры, которые помогают активно включать в учебно-познавательную деятельность, смотреть на изучаемый материал другими глазами.

            На таких уроках используется много наглядного и информационного материала, что помогает вызвать интерес у учащихся к более глубокому изучению данного предмета. Психологический секрет игр в том, что они построены на интересе и удовольствии.

            Игра снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть на традиционном уроке и оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения учащихся к изучаемому предмету. Такая форма урока, как правило, проходит динамично, организовано. Важно то, что все учащиеся работают с желанием.

            Урок-игра позволяет в полной мере реализовать все основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_r_zvezdnyy_chas.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

           Стадниченко ВВ., учитель химии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»

г.Старый Оскол

 Белгородской области.

        С целью развития учащихся познавательного интереса к предмету, логического мышления, активности, самостоятельности, на уроках обобщения и систематизации знаний хорошо использовать игры, которые помогают активно включать в учебно-познавательную деятельность, смотреть на изучаемый материал другими глазами.

        На таких уроках используется много наглядного и информационного материала, что помогает вызвать интерес у учащихся к более глубокому изучению данного предмета. Психологический секрет игр в том, что они построены на интересе и удовольствии.

        Игра снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть на традиционном уроке и оказывает значительное воздействие на формирование положительного отношения учащихся к изучаемому предмету. Такая форма урока, как правило, проходит динамично, организовано. Важно то, что все учащиеся работают с желанием.

        Урок-игра позволяет в полной мере реализовать все основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Тема: Обобщение знаний о химических связях и химических реакциях

Девиз: «Кто ищет, тот всегда найдёт».

 Цели:

          1.Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся о химических элементах, химических связях и типах кристаллических решёток, о растворах заданной концентрации и классификации химических реакций.

          2.Проверить знания учащихся по изученным темам и умение применять их.

          3.Развивать познавательный интерес к предмету.

          4.Развивать логическое мышление, используя приёмы анализа и синтеза, способствуя развитию интеллектуальных умений и навыков.

          5.Развивать умение прогнозировать, осуществляя при этом связь с жизнью, межпредметные связи и связь с будущей профессией.

          6.Воспитывать самостоятельность, активную жизненную позицию, организованность, экологическую культуру.

Оборудование:

           1.На столах учащихся таблички с цифрами, кроссворды.

           2.На демонстрационном столе магнитные аппликации с вариантами ответов, бумажные звёздочки, штатив с пробирками, подсветка, реактивы: раствор CuSО4, раствор HCI, Fe, Zn, кристаллизатор с водой, фенолфталеин.

           3.Таблица “Периодическая система элементов Д.И.Менделеева”.

           4.Схема кристаллической решётки.

           5.Памятный приз.

  Ход урока-игры

           1.Организационный момент.

           2.Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

           3.Подготовительный этап игры - ознакомление с основными правилами.

           Перед каждым учащимся лежат таблички с цифрами 1,2,3,4.           Преподаватель называет тему конкурса, формулирует вопрос и приводит  четыре варианта ответа (с помощью магнитных аппликаций.) Учащиеся выбирают правильный, по их мнению, ответ и по сигналу преподавателя поднимают табличку с цифрой, которая, соответствует правильному ответу. Учащиеся, правильно ответившие на вопрос, получают звёздочку.

          После каждого конкурса один из учащихся даёт пояснение, за правильный ответ – дополнительная звёздочка.

          В заключение игры подсчитывается количество набранных звёздочек, выявляются учащиеся, набравшие по пять звёздочек. Среди них проводится конкурс, в результате которого два участника выходят в финал, где и разыгрывается первое место.

          Учащимся, набравшим по 5 и 4 звёздочки, ставятся отметки “5” и  “4” .

Победителю вручается памятный приз.

                    4.Проведение игры.

Конкурс 1. “Шерлок Холмс”.

         Узнайте химический элемент по описанию его признаков, свойств  простого вещества и соединений этого химического элемента.

         “Трудно мне живётся. Все гуляют, дышат воздухом, даже купаются в реке. А я вынужден всё время лежать под слоем вазелина или керосина, потому что на воздухе покрываюсь тусклой, белой плёнкой, и постепенно я весь могу превратиться в рыхлый белый порошок. А в воде сразу начинается скандал: она шипит, выделяется бесцветный газ без запаха, меня подбрасывает, я бегаю по поверхности воды, иногда даже охваченный пламенем. А если в “воду” после этого добавить фенолфталеин, он становится малиновым. Мои соседи по подгруппе похожи на меня, поэтому все мы имеем одно название, состоящее из двух слов. Я стою в самом начале периода, по распространённости занимаю 5-е место. А ещё мой температурный интервал жидкого состояния достаточно велик, поэтому меня используют в ядерной энергетике как теплоноситель.

          Если я прихожу в гости к моему другу Хлору, то нас сразу вместе отправляют на кухню, да ещё норовят бросить в суп, салат или гуляш.

Люди считают, что после этого блюдо становится вкуснее. Правда по одиночке они нас не только не едят, но и остерегаются.”

           Варианты ответа:

1.Mg.

2.Na.

3.Ca

4.Cu.

Конкурс 2.”Конкурс исследователей”.

           При паянии и лужении металлических предметов их поверхность очищают хлоридом цинка, образующимся при травлении кислоты цинком. Вы наблюдаете бурное выделение водорода, а необходимое для очистки вещество остаётся в пробирке.

            Известно, что при разметке стальных заготовок и омеднении стальных проводов используют 10% - ный р-р CuSО4. Подобный процесс проведём в химической пробирке. Вы видите, что железо покрывается налётом меди.

            Оба эти процесса относятся к одному и тому же типу реакции. Проведите мыслительное исследование и определите, к какому же?

            Варианты ответа:

1.Разложение.

2.Соединение.

3.Обмен.

4.Замещение.

Конкурс 3.Знаете ли вы виды химической связи?

                         Какой вид химической связи представлен на схеме данной кристаллической решётки?

            Варианты ответа:

1.Ионная.

2.Металлическаяю

3.Ковалентная полярная.

4.Ковалентная неполярная.

Конкурс 4.Химия в литературе.

            Послушайте отрывок из романа Л.Буссенара “Похитители бриллиантов”, где описывается  взрыв в пещере рудничного газа, в результате которого погибают бандиты, и ответьте на вопрос: “Какие химические процессы произошли в пещере в результате взрыва рудничного газа и последующего ливня?”

            “Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известняковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился…, и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями ”.

             Варианты ответа:

1.соединения и обмена;

2.разложения и обмена;

3.замещения и соединения;

4.разложения и соединения;  

Конкурс 5. «Экологи»

               Сегодня экологические проблемы  очень актуальны. Существуют они и в г. Старый Оскол.

             В связи с этим - экологическая задача.

                         Есть у нас большой завод –

             Он продукцию даёт.

             А над ним труба дымит –

             Небо синее коптит.

             Жить под ней – сплошная мука!

             Но поможет нам наука:

             Чтобы снять противогаз,

             Обезвредить нужно газ.

             Отходом Оскольского электрометаллургического комбината является сернистый газ – оксид серы (4). Для его нейтрализации используют 4% - ный раствор щёлочи.

              Сколько тонн воды должен ежемесячно получать завод для приготовления 1000 т 4% - ного раствора NaOH, необходимого для нейтрализации газообразных выбросов?

             Варианты ответа:

1.960т.

2.996т.

3.920т.

4.992т.

Конкурс 6 “Лучший среди лучших” для выбора финалистов.

                 В повседневной жизни и литературе мы часто выбираем выражения, в которых свойства каких – либо предметов или объектов сравниваются со свойствами металлов, например: железные нервы, медные трубы, свинцовый взгляд и т.д.

             В течении 1 минуты составить максимальное количество подобных словосочетаний, в которых фигурируют названия химических элементов.

Ф И Н А Л

        Решить кроссворд. Ключевым словом является название химического элемента, содержание которого в морской воде составляет 8 млрд. т.

  1. 2H2O = O2 + 2H2  -  тип химической реакции.
  2. N2 + 3H2 = 2NH3  - тип химической реакции.
  3.  Тип кристаллической  решетки, имеющий место в веществах H2O и HCI
  4.  Реакция, при которой выделяется теплота.
  5. Тип кристаллической решетки, представленной на схеме:

  1. Химическая связь, возникающая за счет образования общих электронных пар.

5. Заключительная часть.

 5.1    Подведение итогов игры.

 5.2    Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"  Конспекты двух уроков....

Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".

Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки,  но результат того стоит. Ре...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"

Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"...

Конспект урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Урок изучения нового материала "Химические уравнения.Типы химических реакций" с использованием ИКТ...

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...

Самостоятельная работа (обобщение) по химии на темы: "Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции".

Самостоятельная работа (обобщение) по химии на темы: "Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции". Обобщение полностью соответствует программе 8-го класса на территории Республ...