конспект урока в 8 классе на тему "Реакции замещения"
план-конспект урока по химии (8 класс)

конспект урока по химии в 8 классе по УМК Габриелян О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reaktsii_zameshcheniya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по теме "Реакции замещения»

Цель урока: создать условия для формирования знаний по теме «Типы химических реакций. Реакции замещения». Познакомить с электрохимическим рядом напряжений металлов.

Задачи урока:

Предметные:познакомиться на практике с  реакциями замещения,научиться прогнози-ровать и записыватьформулы продуктов реакциивыяснить возможность их протекания.

Личностные: способствовать  создать условия  к саморазвитию и формированию  мотивации к учению и познанию.  

Метапредметные:

Регулятивные:  уметь управлять  собственной деятельностью, проявлять инициативность и самостоятельность.

Коммукативные:  развивать  речевую  деятельность, навыки сотрудничества, умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.  

Познавательные: продолжать формировать умение работать с  учебником и учебными моделями, решать проблемные ситуации на основе демонстрационного эксперимента.         Знать понятия типов химических реакций, признаки этих химических реакций и условия их протеекания.  

Тип урока: урок усвоения нового  материала.

Технология : проблемно-исследовательская.

Методы обучения: Исследовательский, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, основанные на системно-деятельностном подходе и личностно-ориентированном обучении.

Оборудование и реактивы:

Цинк,  кальций, олово,  алюминий, соляная кислота, серная кислота, сульфат меди, железный гвоздь  пробирки,  штатив,  компьютер, проектор,  таблица Электрохимический ряд напряжений металлов.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний. 1. Фронтальный опрос учащихся с целью актуализации имеющихся знаний (вопросы на слайде). По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются химические реакции? Что называют химической реакцией?

2. Самостоятельная работа по вариантам (задания на слайде). Нужно составить уравнения реакций  и расставить коэффициенты.

4Р + 5 О2 =2Р2 О5

2SO 2 + O2 = 2SO 3

2 KMnO4  =  K2 MnO4 +MnO2 + O2

(Самопроверка и взаимопроверка).

3 Работа по каточкам: определить тип химический реакции:

1) CaO + CO2 → CaCO3 -соед.               1) 2Fe(OH)3= Fe2O3+3H20 –разл.

2) 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 –соед.                  2) 2SO2 + O2 → 2SO3 –соед.

3) Na2O + H2O →2NaOH – соед.              3) SO3 + H2O → H2SO4 –соед.

4) 2Н2О2= 2Н2О+ О2 –разл.                    4) K2O + H2O → 2KOH –соед.

3. Объяснение нового материала

Сегодня мы познакомимся еще с одним типом реакций. Попробуем научиться предсказывать продукты химических реакций. Для этого повторим опыт лорда Генри Кавендиша получение водорода

Идет демонстрация опыта

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

В результате данной реакции выделяется водород.

Вопрос. Почему я собираю этот газ в перевернутую вверх дном пробирку? (идет пояснение способа собирания водорода)

Подносим пробирку к пламени спиртовки. Раздается “лающий” звук. Закрываем газоотводную трубку и через 5 – 10 мин  подносим к пламени. Раздается легкий хлопок. Почему мы наблюдаем разные результаты? ( учащихся пытаются объяснить разницу).

(Идет объяснение проверки водорода на чистоту).

Запишем уравнение реакции:

Zn + HCl = H+…

Кроме водорода будут ли другие продукты реакции?

Идет демонстрация опыта: На предметное стекло поместить каплю раствора из пробирки-реактора, выпарить, на стекле белое пятно – это соль ZnCl2.Учащимся предлагается дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты. Следовательно, из исходных простого и сложного вещества образовались новое простое и новое сложное. Определение реакции замещения (записывают в тетрадь). Предлагается записать уравнение реакции магния с соляной кислотой.

Постановка проблемного вопроса. А любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой?

Демонстрация опыта: в четырех пробирках находится соляная кислота. В первую опускаем Ca, вторую - Zn, третью –Sn, четвертую – Cu. Окончании реакции делается вывод:  выделение водорода происходит с разной скоростью, а в четвертой пробирке не выделяется вообще. Почему? Для ответа можно воспользоваться еще одной  “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжения металлов (рядом активности металлов Н.Бекетова ).

Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет (записываем в тетрадь).

Это и есть 1-е правило ряда напряжений. Ca, Zn, Sn  давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Сu нет (она после Н). Этот ряд имеет и еще одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:

если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (2-е правило ряда напряжений) (записываем в тетрадь).

Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:

СиSО4 + Fе = FеSО4 + Сu

По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):

2А1 + ЗСuС12 = 2А1С13 + ЗСu

Необходимо показать, что здесь положение металла до или после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:

Сu + 2АgNО3 = 2Аg + Сu(NО3)2

Серебро на медной монетке получается неэффектное — темный налет, но если его натереть мягкой тряпочкой — монета заблестит, она стала посеребренной.

Учащиеся формулируют выводы:

1) более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли с образованием другого металла и другой соли;
2) металлы расположенные в ряду напряжения до водорода вытесняют водород из растворов кислот;
3) все рассмотренные реакции относятся к реакциям замещения.

4.Закрепление материала

Учащиеся в парах  выполняют задания по карточке.

  1. Напишите уравнения возможных реакций между серной кислотой и металлами: а) Zn, б) Сu, в) Fе, г) Ва.
  2. Напишите уравнения возможных реакций между сульфатом меди (II) и металлами: а) Аg, б) Zn, в) Mg.

5.Подведение итогов.

Делается вывод о достижении поставленных целей в результате проведенных исследований учащимися совместно с учителем. Результат – наличие положительного мотива к исследовательской деятельности.

Домашнее задание:§11, упр.2-3 стр.64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока химии на тему:"Реакции замещения"

Задачи урока: ·         познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;·...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...