Конспект урока по теме "Комплексные соединения"
план-конспект урока по химии (11 класс)

Урок предназначен для учащихся 11 класса, изучающих предмет химия на углубленном уровне. Продолжительность урока - 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnye_soedineniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Комплексные соединения.

Цель:  сформировать представление учащихся о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений, познакомить с химическими свойствами соединений данного вида.

Ход и содержание урока.

  1. Оргмомент. Цели и задачи урока.

     3. Изучение нового материала.

Комплексные соединения распространены в природе (это гемоглобин и хлорофилл), используются в аналитической химии, в медицине, технике, в химической промышленности как катализаторы.

Комплексные соединения - это сложные вещества, в которых можно выделить:

1) внутреннюю сферу, в которую входят: центральный атом (ион) - комплексообразователь; связанные с ним  донорно-акцепторными связями лиганды;

2) внешнюю сферу, связанную с внутренней ионной связью.

Число лигандов во внутренней сфере называется координационным числом.

Координационное число зависит от заряда центрального иона, и, как правило, в 2 раза больше него.

   центр

    ион        лиганд

     ↓        ↓

  [Ag (NH3)2]Cl  ←  внешняя сфера

           ↑          

      внутр сфера

Лигандами выступают атомы, ионы, молекулы, имеющие неподеленные электронные пары: H2O; NH3; Cl; Br; 1; F; CN; NO2; ОН; СО0; остатки многоатомных спиртов, аминокислот; амины и т. д.

Комплексные соединения бывают:  

а) анионные (комплексный анион)  K3[Fe(CN)6];

б) катионные (комплексный катион) [Cu(NH3)4]SO4;

в) катионанионные (комплексные анион и катион) [Cu(NH3)4] [PtCl4];

г) нейтральные (комплексная группа нейтральна) [Fe(CO)5].

Комплексные соединения могут относиться к:

-  кислотам  H[AuCl4]);

- основаниям  [Ag (NH3)2]OH,

- солям   Na3[AlF6],

- неэлектролитам  [Pt(NH3)2Cl2]0.

Получение комплексных соединений.

Лабораторная работа.

Опыт 1. Взаимодействие сульфата меди (II) с аммиаком.

Опыт 2.  Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).

Опыт 3. Взаимодействие фенола с хлоридом железа (III).

Записываем уравнения соответствующих реакций. Отмечаем цвет полученных соединений.

Номенклатура комплексных соединений.

Сначала называют анион, потом катион, как бы читая формулу комплексного соединения с конца к началу.

В названиях комплексных соединений используют числительные:

2 - ди; 3 - три; 4 - тетра; 5 - пента; 6 – гекса.

Названия лигандов:

Н2О - аква;      

NH3 - аммин;      

СО - карбонил

F;  Сl;  Br,  I

фторо-;    

хлоро-;  

бромо-;    

йодо-;

ОН - гидроксо;

CN- циано;      

NO2 - нитро и т. д.

Если центральный ион входит в состав комплексного аниона, то анион называется:        

Fe - феррат

Сu - купрат

Ag - аргентат

Аu - аурат

Hg - меркурат

Zn - цинкат

Аl — алюминат и т. д.

После названия центрального иона в скобках указывается его валентность, равная заряду.

Примеры:

K2[HgI4]  - тетрайодомеркурат (II) калия

[Cu(NH3)4]SO4  - сульфат тетраамминмеди (II)

Fe(CO)5  - пентакарбонилжелезо (0).

Химические свойства комплексных соединений.

  1. Диссоциация [Cu(NH3)4]SO4  ↔ [Cu(NH3)4]2+ + SO42- 

Внутренняя сфера практически не диссоциирует.   

     

 Реакции по внешней сфере.

Демонстрация опытов.

FeCl3 + K4[Fe(CN)6) → KFe [Fe(CN)6]↓ + 3KC1

синий

     [Cu (NH3)4]SO4  + BaCl2 → [Cu(NH3)4] Cl2 + BaSO4

   

  3. Реакции с участием лигандов:

Демонстрация опыта.

     [Cu (NH3)4]SO4  +  4HCl  → CuSO4  +4NH4Cl  

     4. Реакции по центральному иону:

Демонстрация опытов.

      • Обменные: [Ag(NH3)2]Cl + KI   →  AgI  +  KCl  + 2NH3

      желтый

       • Окислительно-восстановительные:

        2[Ag(NH3)2]OH  +  CH3 – C = O  →  CH3 – C = O  + 2Ag + 3NH3   +  H2O

                                            |                           |

                                          H                          ONH4            

Реакция  «серебряное зеркало»

 Домашнее задание:  

1) Выучить конспект.

2) Подготовиться к практической работе по инструктивной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации....

Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"

Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...

Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"

Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида....