План-конспект урока "электроотрицательность химических элементов"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Савельева Юлия Леонидовна

План-конспект урока в 8 классе на тему "электроотрицательность химических элементов". УМК Рудзитис, Фельдман. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_elektrootritsatelnost.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  электроотрицательность химических элементов.

Цель: сформировать у учащихся представление об электроотрицательности. Совершенствовать знания и умение характеризовать химические элементы.

Задачи:

Образовательные: 

Создать условия для формирования понятия электроотрицательность, самостоятельного определения учащимися необходимых условий и порядка действий для сравнения электроотрицательности химических элементов в сложных веществах.

Развивающие: 

Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Воспитательные: 

Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Знать определение понятия «электроотрицательность», уметь определять смещение электронов в соединениях, используя периодическую систему химических элементов

Метапредметные:

Уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

Личностные:

Формирование познавательного интереса и самоконтроля для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.

УУД:

Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала: 

  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов урока).

Ход урока

Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание у учащихся положительного эмоционального настроя.

Проверка домашнего задания

Проверяется наличие у учащихся выполненных письменных домашних работ. Обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся

Актуализация знаний

  • На какие две группы делятся все химические элементы? (металлы и неметаллы)
  • Какое строение атома? (ядро содержит протоны и нейтроны, вокруг ядра вращаются электроны)
  • Какой заряд имеет протон? (положительный)
  • Какой заряд электрона? (отрицательный)
  • Какой заряд у нейтрона? (не имеет заряда)
  • Как определить количество электронов в атоме? (количество равно порядковому номеру атома)
  • Как определить количество протонов в атоме? (количество равно порядковому номеру атома)
  • Как определить количество нейтронов в атоме? (из массы вычесть порядковый номер)
  • Что обозначает номер периода? (количество энергетических уровней)
  • Как определить количество электронов на внешнем энергетическом слое? (равно номеру группы, если элемент расположен в главной подгруппе)
  • Что такое валентность? (способность атомов химических элементов образовывать общие электронные пары или химические связи с другими атомами)

Объяснение нового материала

Вещества образуются за счёт взаимодействия различных атомов, при этом образуются химические связи. Какие частицы участвуют в образовании химических связей? (электроны)

Существуют различные типы химических связей, об этом мы поговорим на следующих уроках, но образование химической связи происходит за счёт притяжения электронов одного атома к другим атомам. Как определить, отдаёт атом электроны или забирает? Ответ на этот вопрос найдите в параграфе 55 (самостоятельная работа с учебником 3-4 минуты).

Для характеристики способности атомов отдавать или принимать электроны используется понятие электроотрицательности. Что такое электроотрицательность? (свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов). Если говорить проще, электроотрицательность – способность атомов притягивать электроны (удерживать свои и отнимать чужие).

На странице 192 дана таблица относительной электроотрицательности. За единицу условно принимают электроотрицательность лития, электроотрицательности других элементов вычисляют относительно него.

  • Назовите элемент с максимальной электроотрицательностью. (фтор)
  • У какого элемента электроотрицательность минимальна? (франций)
  • Как изменяется электроотрицательность в периоде слева направо? (увеличивается)
  • Как изменяется электроотрицательность в группе сверху вниз? (уменьшается)
  • У каких элементов (металлов или неметаллов) электроотрицательность больше? (у неметаллов)

Таким образом, чем ближе в таблице Менделеева элемент расположен  к фтору, тем больше у него электроотрицательность. При образовании химической связи электроны переходят или смещаются к атомам с большей электроотрицательностью.

Для атомов металлов характерна электроотрицательность меньше 2, неметаллы, как правило, имеют электроотрицательность от 2 до 4.

Металлические свойства – способность атомов отдавать электроны. Неметаллические свойства – способность атомов забирать электроны.

Закрепление знаний

1. Дан ряд химических элементов: Cs, H, Br, F, O

- у какого элемента наибольшая электроотрицательность? (F)

- у какого элемента наименьшая электроотрицательность? (Cs)

- какой элемент является металлом? (Cs)

- у какого элемента на внешнем уровне 1 электрон? (H)

- у какого элемента на внешнем уровне 6 электронов? (O)

2. Определить, в сторону какого элемента сместятся электроны (кто электроотрицательнее в молекуле) H2O, H2S, NaCl, LiH, BaO, CO2, SO3, HF, NH3, Al2S3, AgI, SiC, Fe(OH)3, MgSO4, HNO3, CaCO3.

Домашнее задание

  1. Выучить определение электроотрицательности.
  2. Перечертить в тетрадь таблицу электроотрицательности (стр. 192).
  3. Стр. 193 задание 1.

Рефлексия

Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Закончите фразы:

  • На уроке мне было …
  • На уроке я узнал …
  • Я хотел бы ещё узнать …
  • При выполнении домашнего задания мне следует обратить внимание на …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»

Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...

План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...

План – конспект урока. Тема: «Химические свойства оснований»

1    Познакомить учащихся с химическими свойствами, общими для класса оснований.2    Дать понятие «Реакция нейтрализации»3     Изучить химические свой...

План конспект урока математики с элементами сингапурской методики

Тема « Деление дробей» («Вакланмаларны бүлү”) занимает особое место в школьной программе по математике, является необходимым этапом при вычислений значения выражения, при  решении уравнений и...

План-конспект открытого урока по элементам математической логике

Данный конспект урока можно использовать на уроках математики, дискретной математики Ссылка на урок: https://yadi.sk/i/zir-QifMqM7me...

План - конспект открытого урока с элементами нетрадиционных методов обучения в 6 классе "Гимнастика"

План - конспект открытого урока с элементами нетрадиционных методов обучения в 6 классе "Гимнастика".Урок нацелен на развитие физических качеств учащися, закрепление упражнений  на тренажерах, ко...

План-конспект урока "Гимнастика с элементами психокоррекции"

Конспект урока для примениения в работе с учащимися с когнитивными нарушениями...