Дифференциация обучения на уроках химии с целью повышения качества знаний.
статья по химии
Дифференциированный подход в обучении химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированное обучение
на уроках химии
с целью повышения качества знаний.
Учитель химии
МБОУСОШ № 3
Рамонова Анжела Тугановна
Чтобы достичь поставленных перед школой задач, необходимо совершенствовать и находить новые методы обучения, обращать большое внимание на средства повышения эффективности преподавания.
Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также выявление, зарождение интереса к изучению предмета. А интерес к химии как предмету приведет и к выбору профиля, ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление системы химических знаний. Данные знания станут базой для новых понятий, суждений и выводов, доступной для обучающихся, раскроют основные законы жизни и развития органического мира.
В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.
Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого обучающегося. Важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Осуществление дифференцированного подхода в образовании потребует:
- изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
- определение критериев деления учащихся на группы;
- умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
- умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
- перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
- умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по области интересов (гуманитарные, исторические, математические и т. д.);
Стоит более подробно остановиться на уровневой дифференциации, т. к. она наиболее часто используется учителем на уроке.
В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения построения «индивидуального образовательного маршрута»
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.
На всех этапах урока можно применить дифференциацию, но чаще всего учителя данный подход используют при проверке знаний , предъявляя обучающимся разноуровневые задания.
Примеры разноуровневых заданий на уроках химии.
10 класс.
- Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются предельными: C7H14, C2H2, C8H18, C6H6, C10H22?
- Составьте молекулярную формулу углеводорода гомологического ряда этена, содержащего а) 15 атомов углерода; б) 20 атомов углерода.
- Ниже нарисованы формулы изомеров пентана:
Какие из них отличаются между собой только на бумаге? Сколько изомеров имеет пентан?
9 класс.
- Проставить степени окисления элементов в следующих реакциях и уравнять их методом электронного баланса:
FeCl3 + KI = I2 + FeCl2 + KCl
P + O2 = P2O5 Назвать все указанные соединения.
• - Определить тип данных реакций (ОВР/не ОВР), ОВР уравнять методом электронного баланса:
FeCl3 + KI = I2 + FeCl2 + KCl
HCl + Ba(OH)2 = BaCl2 + H2O
Al + CuO = Cu + Al2O3 Назвать все указанные соединения.
• - Написать продукты реакций и уравнять их методом электронного баланса:
P + O2 =
Al + CuO =
Zn + H2SO4 = Назвать все указанные соединения.
8 класс.
1 уровень. Расставьте необходимые коэффициенты в реакциях и
определите их тип:
а) Zn + O2 → ZnO
б) Fe + Cl2→ FeCl3
в) Mg + HCl → MgCl2 + H2
г) Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
д) CaO+H2O→ Ca(OH)2
е) H2+Cl2→ HCl 19
2 уровень
Используя алгоритм составления уравнений химических
реакций, составьте уравнения реакций взаимодействия
между следующими парами веществ, расставьте
коэффициенты:
1) K и O2 2) Na и Br2 3) Al и S 4) C и H2
3 уровень. Составьте уравнения указанных реакций, используя
химические формулы веществ и расставьте коэффициенты.
а) калий + хлор → хлорид калия;
б) оксид железа(III) + углерод → железо + оксид углерода(II);
в)кислород + марганец → оксид марганца(IV).
2. Определите тип реакции по описанию:
а) дихромат аммония при нагревании;
б) серная кислота нейтрализовала гидроксид калия;
в)алюминий прореагировал с соляной кислотой, в
результате выделился водород и образовалась соль;
г) для получения аммиака взяли два простых вещества -
азот и водород.
11 класс.
1 уровень. Составьте графическую схему внешнего электронного слоя фосфора в основном и возбужденном состояниях. Определите значение высшей валентности атомов этого элемента.
2 уровень. Одинаковы ли валентные возможности фтора и хлора? Ответ поясните. Напишите формулы соединений этих элементов, в которых они проявляют указанную вами валентность.
3 уровень . Атом элемента имеет на 6 электронов больше, чем ион алюминия. Назовите элемент. Укажите, какими валентными возможностями располагают атомы этого химического элемента.
Дифференцированный подход в обучении - это важнейший
принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к
каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-
урочной системы обучения по обязательным учебным программам,
предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий
для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Осуществляя
дифференцированный подход, учитель должен делать все возможное, чтобы
нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного
изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных
возможностях. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у
учащихся никаких стрессовых ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»
Рассматриваются основные задачи, дидактические особенности, этапы технологии позиционного обучения. Дана структура занятия по технологии позиционного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34219.jpg)
Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным л...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-107257-1461432203.jpg)
Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»
Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....
«Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».
laquo;Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний». Переход на обучение по Федеральным государственны...