Дифференциация обучения на уроках химии с целью повышения качества знаний.
статья по химии

Анжела Тугановна Рамонова

Дифференциированный подход в обучении химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannoe_obuchenie.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

       

Дифференцированное обучение

на уроках химии

с целью повышения качества знаний.

Учитель химии

МБОУСОШ № 3

Рамонова Анжела Тугановна

  Чтобы достичь поставленных перед школой задач, необходимо совершенствовать и находить новые методы обучения, обращать большое внимание на средства повышения эффективности преподавания.

   Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также выявление, зарождение интереса к изучению предмета. А интерес к химии как предмету приведет и к выбору профиля, ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление системы химических знаний. Данные знания станут базой для новых понятий, суждений и выводов, доступной для обучающихся, раскроют основные законы жизни и развития органического мира.

   В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

   Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого обучающегося. Важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Осуществление дифференцированного подхода в  образовании потребует:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по области интересов (гуманитарные, исторические, математические и т. д.);

Стоит более подробно остановиться на уровневой дифференциации, т. к. она наиболее часто используется учителем на уроке.

В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения построения «индивидуального образовательного маршрута»

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.

На всех этапах урока можно применить дифференциацию, но чаще всего учителя данный подход используют при проверке знаний , предъявляя обучающимся разноуровневые задания.

Примеры разноуровневых заданий на уроках химии.

10 класс.

  1. Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются предельными: C7H14, C2H2, C8H18, C6H6, C10H22?
  2. Составьте молекулярную формулу углеводорода гомологического ряда этена, содержащего а) 15 атомов углерода; б) 20 атомов углерода.
  3. Ниже нарисованы формулы изомеров пентана:

Какие из них отличаются между собой только на бумаге? Сколько изомеров имеет пентан?

9 класс.

  1.  Проставить степени окисления элементов в следующих реакциях и уравнять их методом электронного баланса:
    FeCl3 + KI = I2 + FeCl2 + KCl
    P + O2 = P2O5 Назвать все указанные соединения.
  2. Определить тип данных реакций (ОВР/не ОВР), ОВР уравнять методом электронного     баланса:
    FeCl3 + KI = I2 + FeCl2 + KCl
    HCl + Ba(OH)2 = BaCl2 + H2O
    Al + CuO = Cu + Al2O3 Назвать все указанные соединения.
  3. Написать продукты реакций и уравнять их методом электронного баланса:
    P + O2 =
    Al + CuO =
    Zn + H2SO4 = Назвать все указанные соединения.

8 класс.

1 уровень. Расставьте необходимые коэффициенты в реакциях и

определите их тип:

а) Zn + O2 → ZnO

б) Fe + Cl2→ FeCl3

в) Mg + HCl → MgCl2 + H2

г) Al(OH)3 → Al2O3 + H2O

д) CaO+H2O→ Ca(OH)2

е) H2+Cl2→ HCl 19

2 уровень

Используя алгоритм составления уравнений химических

реакций, составьте уравнения реакций взаимодействия

между следующими парами веществ, расставьте

коэффициенты:

1) K и O2 2) Na и Br2 3) Al и S 4) C и H2

3 уровень. Составьте уравнения указанных реакций, используя

химические формулы веществ и расставьте коэффициенты.

а) калий + хлор → хлорид калия;

б) оксид железа(III) + углерод → железо + оксид углерода(II);

в)кислород + марганец → оксид марганца(IV).

2. Определите тип реакции по описанию:

а) дихромат аммония при нагревании;

б) серная кислота нейтрализовала гидроксид калия;

в)алюминий прореагировал с соляной кислотой, в

результате выделился водород и образовалась соль;

г) для получения аммиака взяли два простых вещества -

азот и водород.

11 класс.

 1 уровень. Составьте графическую схему внешнего электронного слоя фосфора в основном и возбужденном состояниях. Определите значение высшей валентности атомов этого элемента.

2 уровень.  Одинаковы ли валентные возможности фтора и хлора? Ответ поясните. Напишите формулы соединений этих элементов, в которых они проявляют указанную вами валентность.

 3 уровень . Атом элемента имеет на 6 электронов больше, чем ион алюминия. Назовите элемент. Укажите, какими валентными возможностями располагают атомы этого химического элемента.

Дифференцированный подход в обучении - это важнейший

принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к

каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-

урочной системы обучения по обязательным учебным программам,

предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий

для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Осуществляя

дифференцированный подход, учитель должен делать все возможное, чтобы

нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного

изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных

возможностях. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у

учащихся никаких стрессовых ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»

Рассматриваются основные задачи, дидактические особенности, этапы технологии позиционного обучения. Дана структура занятия по технологии позиционного обучения....

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным л...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

«Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».

laquo;Активные методы обучения на уроках физики как средство повышения качества знаний».           Переход на обучение по Федеральным государственны...