Программа проектно-исследовательской деятельности по химии
рабочая программа по химии (8 класс)

Программа предназначена для учителей химии, работающих с учащимися 8 класса. Программа позволит педагогу развить индивидуальные способности учащегося через проектную или исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

проектно-исследовательской деятельности

по химии

(для учащихся 8-х  классов)

Разработала:

           Матвеева Людмила

    Владимировна,

   учитель химии

Волгоград, 2023

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов и материалов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  5. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
  6. Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012. –99 с.
  7. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.

           В настоящее время приоритетным направлением в методике является деятельностный подход, на его основе выстраиваются отношения с современными школьниками. Это напрямую связано с изменениями в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности школьника, создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, то есть качеств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде путем адекватного отражения и активного воздействия. Школьник становится в позицию субъекта собственной деятельности. И это позволяет ему развивать свои личностные компетенции.
        Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Цели проектно – исследовательской деятельности обучающихся по химии отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

- развитие компетентности общения;

  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

- владение приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей, решаются следующие задачи:

  • обучение целеполаганию, планированию и контролю;
  • овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
  • обучение методам творческого решения проектных задач;
  • формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
  • формирование конструктивного отношения к работе;
  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Результаты освоения программы.

Личностные УУД:

▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;

▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

▪ основы ценностных суждений и оценок;

▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Метапредметные УУД:

▪ самоопределение в области познавательных интересов;

▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;

▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;

▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;

▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;

▪ повышение предметной компетенции подростков;

▪ расширение кругозора в различных областях;

▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;

▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ владение нормами и техникой общения;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.

▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

▪ основам реализации проектной деятельности;

▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;

Предметные результаты:

▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Виды занятий: теоретические занятия, практические работы, научные исследования.

Данный  курс предназначен для обучающихся 9-х классов.

Продолжительность курса – 18 часов. Программа осваивается в течение одного учебного года.

Режим занятий – 0,5 час в неделю (или 1 час в две недели).


Содержание программы.

Введение (1ч)

Исследование и проект. Виды проектов. Особенности проектно-исследовательской работы по химии. Научные методы исследования.

Раздел 1. Этапы проектно - исследовательской работы (3ч)

Обсуждение готовых проектов. Тема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Подбор методов исследования. Постановка проблемы и выдвижение гипотез, способы проверки гипотез.

Раздел 2. Поиск информации (4ч)

Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации. Поиск информации в сети Интернет. Составление анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Анализ анкет и обобщение результатов опроса. Составление диаграмм различных видов. Работа с таблицами.

Раздел 3. Организация исследования (6ч)

Правила работы в группе. Определение темы проекта для групп, объекта и предмета исследований. Выдвижение гипотез, подбор методов исследования. Сбор и обработка информации по выбранной теме исследования. Составление отчетов. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Составление приложения.

Раздел 4. Оформление работ (2ч)

Требования к оформлению работ. Обобщение материала.  Правила оформления библиографического материала. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

Раздел 5. Защита работ (2ч)

Подготовка текста защиты работы. Подготовка презентации. Защита работ. Участие в конференциях различного уровня. Подведение итогов работы. Рефлексия.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

Введение.

1

1

2.

Этапы проектно - исследовательской работы

3

1

2

2.1.

Обсуждение готовых проектов.

1

1

2.2.

Тема, предмет, объект исследования.

1

1

2.3.

Цели и задачи, методы исследования. Формулирование гипотез и проблем.

1

1

3.

Поиск информации

4

1

3

3.1.

Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации.

1

1

3.2.

Поиск информации в сети интернет.

1

1

3.3.

Составления анкет, опросников, интервью.

1

1

3.4.

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

1

1

4.

Организация исследования

6

6

4.1

Определение темы проекта, объекта и предмета, проблема и гипотеза исследования.

1

1

4.2

Целеполагание и планирование, выбор методов исследования.

1

1

4.3

Сбор информации по теме.

1

1

4.4.

Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Формулирование выводов.

3

3

5.

Оформление работ

2

2

5.1.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

1

1

5.2.

Обобщение материала.  Требования к оформлению работы.

1

1

6.

Защита работ

2

2

6.1.

Подготовка к защите проекта.

1

1

6.2.

Защита проектов. Подведение итогов, рефлексия.

1

1

Итого часов

18

3

15

Литература.

Литература для учителя:

  1. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Организация проектной деятельности по химии. 8 – 9 классы. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012.
  6. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  8. Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для учащихся:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке / Художник Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992.
  4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
  5. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. 4-е – М.: Химия, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка

В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Проектно-исследовательская работа учащихся по химии как фактор активной познавательной деятельности.

Проектные работы исследовательского типа в определённой мере имитируют научное исследование. Данная статья раскрывает четыре этапа организации таких проектов. Процесс обучения становится не репродукти...

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)...

Дистанционное обучение по программе «Проектно – исследовательская деятельность»

С 2014-2015 уч. году в Доме творчества открыто объединение «Проектно-исследовательская деятельность» с дистанционным обучением. . , возраст обучающихся 7-16 лет[[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"

В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....