Конспект по химии "Атом, молекулы и ионы"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Ольга Сергеевна Андреева

Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.

Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных»  частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_atom_molekuly.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Пигари»

Разработка урока по Химии 8 класс

Автор учебника : Габриэлян О.С

Тема урока: Атомы, молекулы и ионы.

Учитель химии: Андреева Ольга Сергеевна

Тип урока: Освоение новых знаний

Цели урока: Используя знания учеников о строении вещества, подойти к рассмотрению атома как сложной частице; рассмотреть строение атома; ввести новые понятия: электрон, протон, нейтрон; сформировать знания о молекулах, атомно-молекулярном учении в химии и его значении; изучить образование ионов.

Задачи :

Образовательные: познакомить с понятиями «атом», «молекула», «ион».

Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, осознанно и обоснованно вести диалог, делать выводы.

Воспитательные: освоить регулятивные и коммуникативные УУД (воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся).

Планируемые результаты обучения:

Личностные: сформировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Предметные: сформировать знания о составе атома и атомного ядра, ионов и молекул.

Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, уметь использовать знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; составлять конспект по прочитанному тексту, применять знания физики и русского языка.

Основные понятия, изучаемые на уроке : атом, ядро атома, протон, электрон, нейтрон, молекулы, ионы.

Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2. Повторение

Слово Учителя : Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.

Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.

Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики.

С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.

Основные положения АМУ:

#1057;уществуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.

#1052;ежду молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.

#1052;олекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул.

#1052;ежду молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах.

#1040;томы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.

#1055;ри физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются.

#1059; веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления.

#1059; веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления.

Задание №1.(10 минут)

Прочитайте 1 пункт параграфа 7. Составьте краткий конспект «Возникновение представлений об атомах и молекулах»

Демокрит

Ломоносов М.В.

Джон Дальтон

Всемирный съезд химиков в Карлсруэ (1860г.)

Ответ: У1, у2, у3…….Обобщает У4.

Задание №2. Анализ рисунка 14 стр. 25. Вывод.

В трубке №1 газ. Поднести спичку – вспыхнет. Какой газ? (кислород)

В трубке № 2 газ. Поднести спичку – загорится газ. Какой газ (водород)

Вывод: вода состоит из водорода и кислорода. Под действием тока разложилась на водород и кислород.

Задание № 3.

На доске из магнитов строим молекулу воды.

Н2О распалась на 2Н и 2 О.

Вывод: молекула воды состоит из разных атомов. Молекулы водорода и кислорода- из одинаковых.

Задание № 4.

Из чего состоят атомы? Они же неделимые частицы?

Рисунок

5

4

3

2

1

  1. Атом 2- ядро 3 – протоны 4- нейтроны 5 – электроны

Вывод: Молекулы делятся на атомы, атомы неделимы!!!!!!

Ядро + заряжено, в нем протоны (+) и нейтроны (без заряда). Число протонов определяет заряд ядра. Заряд ядра равен порядковому номеру элемента в таблице. (К = 19. Fe = 26; у К + протонов и 19 – электронов, у железа 26 +протонов и 26- электронов)

Электроны вокруг ядра. Отрицательно заряжены.

Число протонов = числу электронов в нейтральном атоме.

Закрепление. На доске таблица. У1 у доски, остальные в тетради.

Проверка сразу.

Задание №5.

Одни атомы могут принимать электроны, другие могут отдавать электроны. Атом превращается в ион!!!

Если атом отдает электрон – он + заряженный ион.

Если атом присоединяет электроны – отрицательно заряженный ион!!! (каждому карточку отдать)

  1. Закрепление.
  1. Что вы сегодня узнали на уроке? (отвечают не повторяясь)
  2. Чему научились? (определять заряд ядра, составлять конспект и т.д.)
  3. Допишите предложения, вставленные слова подчеркните как члены предложения.

А. Атом – это ……………………….. частица вещества.

Б. Атом состоит ………… .

В. Электроны располагаются ………….. .

Г. Протоны и нейтроны находятся ………… .

Д. Электроны имеют ……………………… заряд.

А. Молекула – это …………………… частица вещества.

Б. Ядро состоит ………………. .

В. Возле ядра располагаются ………………… .

Г. Протоны имеют ………………………… заряд.

  1. Рефлексия.

Как вам сегодня было на уроке?

Как вы считаете, вы усвоили материал урока?

Какую отметку вы бы себе поставили и почему?

Какую отметку поставили бы У2……Почему? Д\З. п.7, задания и тест стр. 28.

  1. Допишите предложения, вставленные слова подчеркните как члены предложения.

А. Атом – это ……………………….. частица вещества.

Б. Атом состоит ………… .

В. Электроны располагаются ………….. .

Г. Протоны и нейтроны находятся ………… .

Д. Электроны имеют ……………………… заряд.

А. Молекула – это …………………… частица вещества.

Б. Ядро состоит ………………. .

В. Возле ядра располагаются ………………… .

Г. Протоны имеют ………………………… заряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атомы, молекулы и ионы

Урок изучения нового материала с последующим закреплением...

Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.

Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии...

конспект урока "Строение молекулы бензола"

С использованием метода конфликтов сконструирована модель молекулы бензола, не противоречащая сведениям о его химических свойствах ( присоединение водорода превращает бензол в циклогексан) и спектрах ...

Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Урок химии в 8 классе. Атомы, молекулы, ионы.

Урок химии в 8 классе по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана....

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы

Изучить делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы...