Рекомендации при подготовке к представлению результатов исследовательской работы и композиция выступления на научно-практической конференции
методическая разработка по химии

Машеева Мария Дашеевна

От умений заявить о себе, представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов, зависит результативность выступления на научно-практических конференциях. На практике часто бывает так: работа отличная, её не могут учащиеся достойно представить. Создается впечатление о том, что они впервые видят текст, не занимались сами исследованием. Поэтому учащихся нужно подготовить к представлению своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pri_podgotovke_k_predstavleniyu.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации при подготовке к представлению

результатов исследовательской работы и композиция выступления на научно-практической конференции

(молодым учителям)

I. Рекомендации при подготовке к представлению результатов исследовательской работы

От умений заявить о себе, представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов, зависит результативность выступления на научно-практических конференциях. На практике часто бывает так: работа отличная, её не могут учащиеся достойно представить. Создается впечатление о том, что они впервые видят текст, не занимались сами исследованием. Поэтому учащихся нужно подготовить к представлению своей работы. Руководителям следует ориентировать на шесть вопросов, входящих в состав публичной речи:

1. О чем говорить? Необходимо сформулировать основной тезис. Это значит раскрыть тему, определить, о чем говорить. Необходимо научить юных исследователей не говорить много не о чем, а выражать четко, кратко и выразительно свои мысли. Определение главной мысли начинается с анализа темы, выделения опорного понятия, нахождения ему научного определения. Учащийся должен хорошо представлять то о чем говорит, то есть систему взглядов по проблеме, охватываемой темой выступления. Мало определить главную мысль, её надо сформулировать. Что нужно для этого?

  • Фраза должна утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения для более полного раскрытия.
  • Если это суждение – должно быть кратким, ясным, не содержащим противоречие.
  • Тезис должен содержать выделенное опорное понятие. Сформулировать тезис – это, значит, ответить на вопрос «о чем говорить?».

2. Зачем говорить? Выступая перед аудиторией, необходимо осознавать цель своей речи. Конкретность цели предполагает ответную реакцию слушателей: согласие с выступающим или неприятие ее доводов, одобрение или осуждение. Формулируя цель, нужно подбирать глагол, выражающий ожидаемое воздействие на аудиторию: рассмотреть, доказать, определить, обнаружить и.т.д.

3. Сколько говорить? Время публичной речи ограничено, всего, что хотелось сказать, не высказать. Необходимо продумать, сколько необходимо аргументов для доказательства основного тезиса и достижения поставленной цели. Больше внимания нужно уделить экспериментальной части и выводам

4. Кому говорить? Выступая перед учащимися, нужно с детьми строить речь так, чтобы, каждое слово или тезис не изобиловали научными формулировками. В выступлениях на НПК, где присутствуют в основном такие же исследователи, необходимо избегать разъяснений известных фактов, нужно больше говорить об эксперименте и его значимости.

5. Как говорить? Выступая перед юными исследователями темп речи должен быть не очень быстрым, слегка разъясняющим, а на НПК разъяснений следует избегать. Разъяснения нужны для ответов на вопросы.

6. Что говорить? Для реализации замысла речи и достижения цели нужны средства. Этими средствами являются надежные аргументы. Следует провести впечатляющие аргументы, примеры, факты, которые закрепятся в памяти слушателей. Для этого необходимо использовать данные эксперимента и выводы. Также необходимо произвести ораторским искусством на чувства людей. Нельзя опровергать научные истины, показать, что ваши выводы состыкуются с научными теориями и объясняются ими.

II. Композиция выступления на научно-практической конференции

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе.

1. Зачин – начальная часть ораторской речи, основные функции которой – контактоустанавливающая и создание представления о теме и направлении речи. Чаще всего речь начинается с этикетных формул, приветствия (Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме …).

2. Вступление. Оно вводит слушателей в сущность выступления и психологически подготавливает их к восприятию речи. После сообщения темы рассматривается актуальность исследования, перечисляются и кратко описываются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части, перечислены объект и предмет исследования, цель и исследовательские задачи. Во вступлении проявляются две основные функции: психологическая, которая заключается в укреплении связи с аудиторией, и дидактическая, которая отражает стремление автора рассмотреть задачи, идею, структуру речи.  Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал.

3. Основная часть. Необходимо пользоваться логическими формами аргументации: дедукцией, индукцией и аналогией, которые отличаются друг от друга смысловой направленностью и характером следования компонентов доказательства.

Дедукция – это логический переход от общего знания к частному. В этом случае конкретный факт подводится под общее правило, затем из общего положения выводится заключение в отношении конкретного факта.

Индукция – обобщение, возникающее на основе анализа эмпирического материала, базирующего на опыте. Индуктивное рассуждение строится, опираясь на конкретные данные с целью обобщения, то есть форма изложения от единичных и менее общих положений к общим положениям и выводам.

Аналогия -  это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках. Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о принадлежности предмету или явлению определенного признака с другим предметом или явлением. Обычно форма аргументации выступает в речи комбинированно. Первые главы исследования, посвященные отбору литературы, подвергаются дедуктивному рассуждению, а вторая часть – экспериментальная – подчиняются законам индукции.

4. Заключение. В заключении могут: 1) Подводиться итоги всеми сказанному, суммироваться сказанное, обобщаться мысли, которые высказывались в основной части, кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части; 2) еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; 3) намечаться пути развития идей; 4)  комментироваться значение данного исследования; 5) ставиться на основе речи какие- либо задачи (на этом наше исследование не закончено, оно ставит перед нами новые задачи)). Форма заключения зависит от вида красноречия и цели речи. Заключение должно быть кратким, сжатым и выражать главную мысль выступления.

Литература:

  1. 1. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. №10.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М: Народное образование, 2001.
  3. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе. М.; сентябрь 1998.
  4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. - №4.
  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Уроки мастерства., М.: «Глобус»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".

Совершенствование оценки качества образования на уроках географии                    Мы хоти...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях

В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...

Исследовательская работа для выступления на научно-практической конференции

Исследовательская работа на тему: "Крылатые слова и выражения, их употребление в речи" учащегося 7 класса Малашкина Андрея...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....