Исследовательская работа для выступления на научно-практической конференции
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Исследовательская работа на тему: "Крылатые слова и выражения, их употребление в речи" учащегося 7 класса Малашкина Андрея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx115.96 КБ

Предварительный просмотр:

I. Введение.

Тема моего исследования «Крылатые слова, их происхождение и употребление в речи». Я выбрал именно эту тему, потому что  хочу показать, как важно употребление крылатых фраз в нашей речи, как данные выражения обогащают нашу речь и делают её яркой, образной, красочной. Крылатые слова являются помощниками образной и выразительной литературной речи. Несомненно, крылатые слова и выражения, используемые в нашей речи,  являются Золотым фондом русской фразеологии.

К сожалению, современная молодёжь редко использует крылатые выражения. Это истощает речь молодого поколения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей учащиеся перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Уже мало кто из нас может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. Чаще всего крылатые слова не употребляются, потому что неизвестно значение того или иного выражения. Незнание значения крылатых слов возникает из-за нежелания молодого поколения знакомиться с русской классикой, мифологией. Издревле человечество собирало мудрые изречения, афоризмы или просто меткие выражения, помогающие осмыслить действительность и приобрести необходимый опыт. Сегодня мы нередко обозначаем то или иное явление короткой фразой, которая делает пространное описание ненужным, ведь из контекста этого самого выражения, названного "крылатым", наш собеседник без проблем понимает, о чем идет речь. Внимание исследователей к данным единицам языка неудивительно: крылатые выражения выступают показателем как принадлежности к определенной социальной группе, так и средством национально-культурной идентификации.

Актуальность нашей работы обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью крылатых выражений русского языка, а также неоднозначностью взглядов лингвистов на проблему. Некоторые филологи включают данные языковые единицы в состав фразеологии, другие же считают крылатые выражения чем-то совершенно иным. Во-вторых, использование крылатых выражений делает нашу речь богатой, сочной и выразительной, придавая ей не только смысловую, но еще и эстетическую нагрузку.

 И, наконец, как утверждают исследователи Е.Верещагин и В.Костомаров, именно фразеологизмы и "языковые афоризмы" и их национально-культурная семантика содержит в себе сразу две трети страноведческой информации. Поэтому владение фразеологией неродного для себя языка дает человеку возможность продемонстрировать "высший пилотаж", вызывая уважение в иноязычной среде.

Поэтому я считаю, что мне и моим сверстникам просто необходимо включать в речь подобные слова и сочетания.  

Таким образом, я поставил перед собой цели:

- обогатить словарный запас, способствовать повышению грамотности ;

- сформировать представление о языке как развивающемся явлении;

- воспитать любовь к родному языку и русской классической литературе;

- развить творческие способности;

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие

Задачи исследования:

  • Определить понятие «крылатые слова и выражения».
  • Проанализировать русские крылатые слова и выражения от древности до наших дней;
  • Выявить умения учащихся пользоваться крылатыми выражениями.
  • Исследовать использование и умение определять смысл крылатых слов и выражений учащимися нашей школы, а также жителей посёлка.
  • Определить   и  раскрыть характерные особенности  крылатых слов и выражений в речевом общении.
  • Изучить специальную литературу по теме.
  • Определить собственную позицию при раскрытии темы.
  • Создать презентацию по теме проекта.

Объект исследования: крылатые слова и выражения

Предмет исследования: происхождение и употребление крылатых выражений учащимися школы и жителями посёлка Тургенево

Гипотеза:   крылатые слова обогащают  речь человека красочными,  яркими оборотами,  украшают ее, делая выразительной, образной, меткой.

Актуальность:   изучая, зная смысл крылатых слов, мы не только украшаем и обогащаем свою речь, но  можем воздействовать на собеседника, умело употребляя эти выражения в повседневной жизни.

Теоретическая значимость данной работы:

Изученные материалы расширяют и углубляют наши  исторические знания, которыми мы можем поделиться  с другими учащимися.

Практическая значимость:

1. Получения опыта в поисках нужной информации из различных источников;

2. Приобщение к историческому наследию и культуре .

3. Использование данной информации на уроках истории, обществознания, литературы и мировой художественной культуры.

4. Приобретение коммуникативных навыков

При подготовке мною  были использованы следующие методы:

  • Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
  • Анкетирование, социологический и лингвистический эксперимент.
  • Статистический метод (статистический учёт данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования:

-выбор темы,

- постановку цели и задач,

- сбор материла,

-обобщение полученных данных,

- выявление закономерности,

-подведение итогов работы.

В сборе материала о крылатых выражениях я обращался за помощью к учителям, родителям, беседовал с одноклассниками. Кроме того многие сведения брал из литературных произведений, интернет – ресурсов.

II.Основная часть.

2.1. Что такое «крылатые слова»?

Изучая историю, просматривая фильмы или читая художественную литературу, мы

часто сталкиваемся с крылатыми выражениями, но мы не задумываемся о том, что это мудрость поколений. Под крылатыми выражениями понимаются лаконичные формулировки, отражающие или суммирующие опыт в различных сферах деятельности и устойчиво используемые в литературной и разговорной речи.

  Крылатые слова (калька с немецкого Geflügelte Worte) — устойчивые фразеологизмы образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности. Понятие «крылатое выражение» очень тесно переплетается с другим, родственным ему – «фразеологизм». Фразеологизм тоже является устойчивым словесным выражением, но, в отличие от крылатой фразы, фразеологизм не всегда имеет литературный источник. Помимо этого, фразеологизм является неделимой, отдельной лексической единицей, чего нельзя сказать о крылатом выражении.

Изучив теоретический вопрос о значении и признаках фразеологизмов и «крылатых выражений», мы узнали, что среди ученых нет четкого мнения – относить ли «крылатые выражения» к фразеологизмам, так как они лишены основных фразеологических признаков. Но, по мнению ученого - лингвиста Н.М. Шанского, крылатые выражения входят в состав так называемых «фразеологических выражений».

Повседневная речь не включает весь арсенал выразительных средств, имеющихся в русском языке, что сказывается на её качестве. Необходимо правильное применение этих художественных средств, так как их неуместное или неправильное использование делает речь не только скудной, но и стилистически неграмотной. С их помощью можно описать и охарактеризовать человека или какую-то ситуацию и выразить свое отношение к ней. Речь человека, который правильно использует в своем лексиконе крылатые слова, всегда будет богатой и точной. Многие из используемых в быту крылатых фраз и выражений пришли к нам из литературы, популярных кинофильмов прошлых лет и современности, но некоторые имеют глубокие корни, которые уходят в давние времена. О значении многих слов мы давно уже позабыли и при употреблении совсем не задумываемся о том, какой реальный смысл стоит за этими всеми привычными устойчивыми фразами.

Почему какое-то выражение становится вдруг крылатым, его цитируют, оно прочно входит даже в разговорную речь? Все дело в том, что фраза имеет глубокий, часто скрытый смысл, и представляет собой игру слов или краткое содержание какой-то легенды. Крылатые выражение всегда очень емкие. Даже непонятно, как фраза из нескольких слов может содержать в себе столько смысла. Но именно смысл становится теми крыльями, на которых эти фразы разлетаются по свету и живут в языке на протяжении долгих лет и даже столетий. Все мы не раз слышали такие выражения, как «блудный сын», «дамоклов меч», «хочешь мира, готовься к войне», «знание – сила», «сизифов труд» и многие другие. Эти крылатые выражения имеют понятный смысл, так как употребляются часто, но есть и многие другие, услышав которые можно прийти в замешательство, столкнуться с непониманием.

2.2. Происхождение крылатых выражений.

Крылатые выражения уже давно стали известны во всем мире, притом не только в переводе на другие языки, но также - и даже преимущественно - в своей исходной форме.

Русский язык богат крылатыми выражениями. Мы их  употребляем, не задумываясь  над  их происхождением. А  ведь в  них отразилась  история  нашего  народа. Так как же и когда возникли крылатые выражения? Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Одни из них возникли в отдаленные эпохи, другие — совсем недавно. Старинные поговорки и различные крылатые выражения мы используем в быту каждый день, порой даже не зная истории возникновения таких крылатых фраз. Значения многих этих фраз мы все знаем с детства и уместно пользуемся этими выражениями, они пришли к нам незаметно и упрочились в нашей культуре на века.

   2.3.Крылатые  выражения Древности

Я хотел бы рассказать о некоторых крылатых словах и выражениях, источником которых стали мифы древних греков.  Впервые это название встречается у Гомера (легендарный древнегреческий поэт) в поэмах «Илиада» и «Одиссея», например: «Он крылатое слово промолвил», поэт называл слова «крылатыми» потому, что из уст говорящего они перелетали к уху слушающего.                                                                    

      Гомеровское выражение «крылатые слова»   стало термином языковедения и стилистики. Этим термином обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 исторических деятелей, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными. Вот несколько примеров таких изречений.                                                                                      

«Пришел, увидел, победил!»

Плутарх в биографии Гая Юлия Цезаря рассказывает, что Цезарь выступил против

Фарнака II – царя Босфорского царства с тремя легионами и в большой битве при

городе Зеле (город-крепость в северо-восточной части Малой Азии) совершенно

уничтожил войско Фарнака и самого изгнал из Понтийского царства. Сообщая об этом

в Рим одному из своих друзей Аммантию, Цезарь описал внезапность и быстроту

этой битвы тремя словами «пришел, увидел, победил»

«Жребий-брошен»

Эти слова были будто бы произнесены Гай Юлием Цезарем, когда он во главе войск

перешёл в 49 г.до н.э. реку Рубикон, отделявшую Умбрию от римской провинции

Цизальпийской Галии, т.е. Северной Италии. Юлий Цезарь, нарушив закон, по

которому он в качестве проконсула имел право возглавлять войско только за

пределами Италии, возглавив его оказавшись на территории Италии, тем самым начав

гражданскую войну.Это выражение употребляется в тех случаях, когда хотят сказать, что решение бесповоротно.

«Хлеба и зрелищ»

Всем известен ходячий лозунг времен распада Римской империи.Это был девиз и патрициев, и римского плебса. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ и успешно управлять людьми, нужно, во-первых, чтобы люди были сыты, (или, хотя бы, не слишком голодны), а во-вторых – постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными кровавыми зрелищами. Поэтому патриции очень часто организовывали гладиаторские бои и театральные представления. Иной раз даже правители в них участвовали. Император Нерон считал себя хорошим актером. Параллельно действовали публичные столовые, проводились бесплатные раздачи хлеба и вина.

Таким образом, древние римляне отвлекались от своей убогой жизни, им начинало

казаться, что все в порядке.

«Платон мне друг, но истина дороже».

Платон и Аристотель были величайшими философами и учёными Древней Греции в IV в. до н.э., оба занимались образованием учеников, однако при этом их взгляды на мир и природу разительно отличались.  Так, Платон обращался к своим ученикам устами Сократа: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об

истине». Похожий вариант встречаем и у Аристотеля: «Сократ мне мил, но истина

всего милее». Спустя тысячу лет имя Сократа было заменено Сервантесом на имя

Платона, и в таком виде фраза стала всемирно известной.

«Закадычный друг»

«Залить за кадык» — довольно старинное выражение, означало оно в древности дословно «напиться», «выпить много спиртного». Образовавшийся с тех пор фразеологизм «закадычный друг» употребляется по сей день и обозначает он самого близкого друга.

Деньги не пахнут

Корни этого выражения следует искать в Древнем Риме. Сын римского императора Веспасиана как-то упрекнул отца в том, что тот ввёл налог на общественные туалеты. Веспасиан показал сыну поступившие в казну от этого налога деньги и спросил его, пахнут ли деньги. Сын понюхал и дал отрицательный ответ.

«Авгиевы конюшни»

Существует легенда, согласно которой царь Авгий был заядлым коневодом, в конюшнях царя находилось 3000 лошадей. По каким-то причинам конюшни никто не чистил целые 30 лет. Почистить эти конюшни поручено было Гераклу. Он направил русло реки Алфеи в конюшни, потоком воды была вымыта вся грязь с конюшен. С тех пор это выражение применяется к загрязнению чего-либо до последнего предела.

«Внести свою лепту»

В Древней Греции была в обороте лепта (мелкая монета). В евангельской притче бедная вдова пожертвовала две последние лепты на строительство храма. Отсюда и выражение — «внести свою лепту».

«В здоровом теле здоровый дух»

Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».

«Играть на нервах»

После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».
«Кануть в Лету».

Лета – это река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. “Кануть в Лету” — быть забытым, бесследно исчезнуть.

«Панический страх».

Пан у древних греков - бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Пан может наслать такой страх, когда человек опрометью бросается бежать. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Отсюда "панический страх" - безотчетный, внезапный, неудержимый страх, охватывающий человека или многих людей, вызывающий смятение. Отсюда же возникло слово "паника".

«Рог изобилия».

В греческой мифологии рог изобилия - рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец. В переносном смысле «рог изобилия»  - неиссякаемый источник богатства, благ.

2.4. Крылатые слова русского происхождения

   Перенесёмся в более позднее время. Большинство крылатых выражений русского происхождения.  Они связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, например: с чувством, с толком, с расстановкой.

Тогда и люди  выглядели  иначе, и одежда их, и внешний  вид  были  иными.

За  домом, едва  пожелтела  трава,

Два  брата  рубили  дрова.

Один   это  делал   «спустя  рукава»

Другой – засучив  рукава. 

   Эти   краткие   выражения   появились в те далекие  времена, когда русские носили  одежду с очень длинными рукавами. У мужчин они достигали  90 см, а у женщин -135 см. Попробуйте поработать  с  такими  рукавами - будет неудобно. Чтобы работа  спорилась, рукава надо засучить. Кто  работал  лениво, нехотя  про  тех говорили, что они   работают  спустя  рукава. 

Выражение « Попал впросак», возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

«Душа   нараспашку» - выражение пришло к  нам из далекого  прошлого. По древним народным представлениям, душа находится в верхней части груди, в ямочке между ключицами. Когда человек шел по улице в рубашке  с  открытой  шеей или в распахнутой  одежде,  он шел - в буквальном смысле –с  душой нараспашку. А  выражение  сохранилось. Но  сегодня  у    этой фразы появилось и другое значение: человек с  душой  нараспашку - прямодушный  и чистосердечный, иногда  слишком  откровенный  с окружающими.

«За тридевять земель» -  это  выражение  пришло к нам из русских народных сказок. И в сказках, и в жизни за тридевять земель - это очень далеко и даже неведомо где .Но на самом деле  в выражении  указано  вполне определенное  число. Древнерусское слово  тридевять  обозначает  три раза по девять-27.

«Шиворот - навыворот»

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.Но так можно сказать и не только об одежде.
Все вы конечно слышали выражение «Кричать во всю Ивановскую». А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы для жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

«В час по чайной ложке».

Это крылатое выражение появилось ещё в довольно далёкие для нас времена благодаря аптекарям. Аптекари в те непростые времена сами составляли микстуры, лечебные мази и настои от многих болезнях. Тогда ещё измеряли не в каплях, как в основном сейчас, а в чайных ложках. Например, 1 чайная ложка на стакан воды. Отсюда и значение данного крылатого выражения. Сейчас выражение «в час по чайной ложке» означает длительный и медлительный процесс какого-либо действия.

«Морда кирпича просит»

Впервые выражение появилось в труде Ж. Ламброзо "О типах преступников".Выражение описывает определенный, хорошо запоминающийся тип лица.
«Семь пятниц на неделе»

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

«Гол как сокол»

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

«Язык до Киева доведёт»

В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: "Откуда ты, Никита?", он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

«Всыпать по первое число»

В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение «всыпать по первое число».

«После дождичка в четверг»

Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

«Козёл отпущения»

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

«Мыльная опера»

В 1930-х годах на американском радио появились многосерийные программы с незатейливыми слезоточивыми сюжетами. Их спонсорами выступали производители мыла и других моющих средств, так как основной аудиторией этих программ были домохозяйки. Поэтому за радио-, а впоследствии и телесериалами закрепилось выражение «мыльная опера».

2.5. Крылатые выражения из литературных произведений

   Существуют   меткие   образные выражения, которые  пришли  в  нашу речь из  литературных произведений.

-Белены    объелась

-Гадкий    утенок

-Остаться   у  разбитого   корыта 

-На        деревню      дедушке 

-Мужичок     с  ноготок 

-Принцесса      на      горошине

-Царевна     Несмеяна     

Делать из мухи слона.

Одним из ранних литературных источников, где встречаются эти слова, является сатирическое произведение греческого писателя Лукиана «Похвала мухе». Сейчас это выражение имеет значение «сильно преувеличивать что-либо».

Многие выражения из басен  Ивана Андреевича Крылова  стали крылатыми. Мы  часто употребляем  их  в  устной речи.    Вот  примеры крылатых выражений.

-Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

-Как  белка в колесе.

-Да  только  воз и ныне там.

-А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

-Медвежья   услуга.

-Мартышкин  труд.

-А  ларчик  просто  открывался.

-А   Васька  слушает  да  ест.

Также мы обращались к  произведениям А.С.Грибоедова. В пьесе «Горе от ума» крылатыми фразами стали –

-Счастливые часов не наблюдают;

-Сюда я больше не ездок;

-А судьи кто?

-Служить бы рад - прислуживаться тошно.

В произведениях  А.С.Пушкина  также есть фразы, которые стали крылатыми -

-С корабля на бал.  

-Пир во время чумы.

-Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

В произведении М.Горького «На дне» встречаются крылатые выражения.

-В карете прошлого  никуда не уедешь.

Сейчас выражение употребляется иронически по отношению к людям, ориентирующимся на старые устои жизни, живущим старым идейным багажом и не желающим замечать новое, пополнять свои знания.

Из объяснений крылатых слов и примеров их употребления можно видеть, что многие вошедшие в литературную речь выражения получили новое, не присущее их источнику значение. Выражения, возникшие из библейских мифов, утратили свою культовую окраску, приобрели иной смысл, часто употребляются с иронией, шуточно.

2.6. Крылатые выражения современного телевидения

Крылатые выражения играют существенную роль в нашей жизни. Крылатые выражения направляют нас к какому-то действию. Известные метафоры в заголовках газет побуждают нас к их покупке, в политике – располагают нас отдать свой голос за определённого кандидата, реклама на телевидении  использует их для продвижения товара, а  черный пиар – придает с помощью них отрицательный имидж.  Рассмотрим некоторые,  часто встречающиеся крылатые фразы в настоящее время.

Поле чудес

Кто хочет стать миллионером

Минута славы

Жди меня

Момент истины

Пусть говорят

Большая стирка

2.7. Крылатые выражения рекламы и Интернета

Мегафон – будущее зависит от тебя

МТС – на шаг впереди

Билайн – живи на яркой стороне

Марс – все будет в шоколаде!

Nuts – заряжай мозги!

Не тормози – сникерсни!

Пепсикола – живи большими глотками

2.8. Крылатые слова в заголовках печатных изданий

Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом, привлекает внимание читателя. Поскольку газеты покупаются, как правило, в спешке, "на ходу", то покупатель ориентируется прежде всего на заголовки, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию. Обычно содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку. Краткость и образная яркость в заголовках статей, придаваемая крылатыми фразами – это залог успешной продажи газеты.

Покормите сапог - он и вырастет

Стрелки - назад!

Сверьте любовные часы!

Это понятно, что враг у порога

Коса на камень

С язвой по жизни?

2.9. Крылатые слова в материалах печатных изданий

Читая газеты или журналы, мы часто встречаемся с крылатыми словами, которые часто влияют на наше отношение к передаваемой информации. Например, в газете «Комсомольская правда» можно встретить такие выражения как, «цепная реакция», «идти в гору», «желтая пресса», «гвоздь программы», «белая ворона», «играть первую скрипку» и «золотая молодежь». Как уже говорилось выше – это подборка только самых известных афоризмов, которые чаще всего можно встретить в СМИ.

2.10.Крылатые фразы, возникшие в быту.

   Нередко термин "крылатые слова" толкуется в более широком смысле: им обозначают народные поговорки, присловья, всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований, терминологии различных ремесел, старинного судопроизводства и т.д.

Сталкиваясь, например, с человеком, воплощающим необузданно-дикий произвол и вероломное хамство, мы с удовольствием нарекаем его Держимордой. В результате рождается победительная ситуация метафорического объяснения сущего, игровой «момент истины». Про чью-то бездумность и ветреность скажут: «Легкость в мыслях необыкновенная».

Но следует упомянуть, что в деловой документации, деловом и научном стиле речи употребление крылатых слов и выражений, по крайне мере, не уместно.

Существует немало фразеологических оборотов и крылатых слов, этимологическое значение которых говорящий должен знать.   В самом деле, как можно употреблять в речи такие крылатые слова, не зная значения каждого входящего в них слова?

«Крылатым» слово становится лишь после широкой гласности, когда людям хорошо известны условия его возникновения. Уместно употребляя крылатые слова и выражения,  мы демонстрируем широкий кругозор и эрудицию.

2.11. Группы крылатых фраз, характеризующие человека.

Крылатые выражения подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.

Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:

1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».

Характеризующие манеру речевого общения:

1.Точитьлясы,балясы-«заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».

Характеризующие отношения человека к работе и делу:

1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что –либо.
2.Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.

Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в  его манере поведения:

1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо. 
2.Как осиновый лист дрожит, трясётся, обычно от волнения, страха.

Запас крылатых слов очень велик. Изучением крылатых фраз, выражений занимается наука Фразеология. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. 

Таким образом, я узнал, как произошли крылатые выражения, но у меня возник новый вопрос: а какие крылатые выражения употребляют больше всего в настоящее время?Для этого я провел опрос:

III. Заключение.

   В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника.        

   В ходе  исследовательской  работы мы   познакомились с толкованиями  и значениями  многих  устойчивых  оборотов  речи, узнали,   откуда  они пришли в русский  язык, запомнили многие  распространенные  крылатые  выражения.

   Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что:

- крылатые выражения учат нас  понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт, развивают литературный вкус и логическое мышление;

- они обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной;

- крылатые слова чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях, воспитывают интерес и любовь к творчеству народа.

   Пришли к выводу, что учащимся необходимо интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений. Для этого необходимо не только видеть огромный пласт лексики -  фразеологию, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь. Приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

   При работе над темой мы увидели, как богат, красочен и удивителен наш русский язык. Крылатые слова и выражение – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Мы живем в России и должны больше знать о жизни наших предков, а значит и об истории нашего государства.

IV. Исследование  учащихся МБОУ «Тургеневская СОШ»

на предмет использования и понимания крылатых выражений в речи

3.1. Методика проведения исследования

Мною проведено анкетирование учащихся 6-7 классов нашей школы  на предмет использования крылатых выражений.

Опрошено: 29 человек.

Содержание анкеты содержало 4 вопроса:

1.Знаете ли вы что такое крылатые выражения?

2.Используете ли вы в речи крылатые выражения?

3.Можете ли вы объяснить  значение крылатых выражений?

4.Какие крылатые выражения вы используете в речи?

Кроме того я провёл опрос среди учителей, родителей и знакомых нашего посёлка с целью выявить уровень использования крылатых выражений  в речи.

Приложение 1.

Результат опроса «Знаете ли вы что такое крылатые выражения?»

Всего  респондентов

Знают

Не знают

6 класс

13 человек

8

61%

5

39%

7 класс

16 человек

10

62%

6

38%

итого

29

18

62%

11

38%

Приложение 2.

Результат опроса «Используете ли вы крылатые выражения?

Всего  респондентов

используют

Не используют

6 класс

13 человек

9

69%

4

31%

7 класс

16 человек

11

68%

5

32%

итого

29

20

68%

9

32%

                                                                       

Приложение 3.

Таблица 1

Уровень понимания значения  некоторых крылатых выражений

Крылатые слова

6 класс

7 класс

Понимают значение

Не понимают значение

Понимают значение

Не понимают значение

Молчание-знак согласия

13

             0

16

0

Счастливые  часов не наблюдают

9

4

13

3

Внести свою лепту

7

6

12

4

Хлеба и зрелищ

4

9

10

6

Морда  кирпича просит

11

 2

14

2

Медвежья   услуга

10

3

13

3

Анализ анкеты позволил выделить наиболее «легкие» для понимания  крылатые выражения.

Приложение 4.

Таблица 2

Таблица часто используемых  крылатых выражений учащимися

Втирать очки.

Счастливые  часов не наблюдают.

Пришёл, увидел, победил!

Остаться   у  разбитого   корыта. 

На        деревню      дедушке. 

Принцесса      на      горошине.

Царевна     Несмеяна.     

Делать из мухи слона.

Как  белка в колесе.

Да  только  воз и ныне там.

Медвежья   услуга.

Мартышкин  труд.

А   Васька  слушает  да  ест.        

Приложение 5

  Таблица 3

Таблица часто используемых  крылатых выражений жителями посёлка Тургенево

Деньги не пахнут.

Семь пятниц на неделе

Счастливые  часов не наблюдают.

А   Васька  слушает  да  ест.        

Остаться   у  разбитого   корыта.

А воз и ныне там.

На        деревню      дедушке. 

Пир во время чумы.

Мужичок     с  ноготок. 

Принцесса      на      горошине.

Царевна     Несмеяна.     

Делать из мухи слона.

Как  белка в колесе.

Да  только  воз и ныне там.

Медвежья   услуга.

Мартышкин  труд.

Мужичок     с  ноготок. 

А   Васька  слушает  да  ест.

Играть на нервах

Приложение 5.

Уровень использования крылатых выражений  в речи.

Друзья -11%

Родители-82%

Учителя-94%

3.2. Анализ анкетирования материала

Вывод: Исследуя полученный в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространённые крылатые слова и выражения, но не всегда знают их происхождения. Было установлено, что языковая картина учащихся 6-7 классов  не сильно отличается. Вместе с тем отмечается: чем старше учащийся, тем осознанней он относится к своей речи, тем языковая картина шире и многообразнее. Кроме того, крылатые выражения среди молодежи употребляются реже, чем старшим поколением. Проведя исследование, мы выяснили, что далеко не все ребята школы имеют представление о том, что такое крылатые выражения, тем более не могут объяснить их значение.

Список  использованной литературы

1. Берков В. П. Большой словарь крылатых слов русского языка: 4000 единиц. - М.:Русские словари, АСТ, Астрель,2000. - 624с.

2. Васильев В. За словом в "карман"/ Валерий Васильев // Мир ПК. - 2004. - N 10. - С. 110-111

3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 544с. - Библиогр.: с.497-500.

4 Граник Г.Г, Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. «Речь, язык и секреты пунктуации», Москва, «Просвещение» , 1995 г.

5. Жуков В.П. , Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 2003г.

6.Крылатые слова из произведений русской литературы : справочник / [авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова]. - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 192 с.

7. Русский язык и культура речи : практикум : учеб. пособие / под ред. В. И. Максимова. - М. : Гардарики, 2001. - 312с.

8. Русский язык : учебник / под ред. В. И. Максимова. - М. : Гардарики, 2001. - 400 с. - (FUNDAMENTA). - Прил.: с. 275-394.

Список  использованных источников информации

1. http://infostore.org/info/2088853 - сайт афоризмов Aforismo.ru

2. http://allrefs.ru/prosmotr/19541-18130.htm - Источники крылатых выражений.

3. http://phrase.woweb.ru/fun/c/421/f/0/p/4 -Особенности крылатых слов и выражений.

4. http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000904/urok13/kryl_slov.html?page=print -Крылатые слова и выражения.

5. http://www.era.com.ua/funs/phrase/v/13/36 -Эра. Крылатые выражения. Толкование.

6. http://nsc.1september.ru/2000/41/no41_2.htm Басни Крылова. Материалы урока литературы.

7. http://letter.com.ua/phrase/v8.php Толкование слов и крылатых выражений.

8. http://max.az/c1360.html - Фразеологизмы. История возникновения.

9.www.referats.ru –сайт рефератов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях

В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...

Представление исследовательской работы на городской открытой научно-практической конференции

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6363763","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6363767","at...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАбОТА УЧЕНИКА К ШКОЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Исследовательская работа ученика к школьной научно-практической конференции по теме : "Отражение национального характера осетинского и анголийского народов через пословицы и поговорки"...

Рекомендации при подготовке к представлению результатов исследовательской работы и композиция выступления на научно-практической конференции

От умений заявить о себе, представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов, зависит результативность выступления на научно-п...