Проектный метод
методическая разработка по химии

Карачун Ольга Анатольевна

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень Выступление на МО учителей естественнонаучного цикла Автор: Карачун Ольга Анатольевна, учитель химии МКОУ СОШ с. Новогромово

Слайд 2

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и на­выки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Слайд 3

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Слайд 4

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Слайд 5

Из истории метода проектов

Слайд 6

Дж. Дьюи (1859 -1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

Слайд 7

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Слайд 8

Классификация проектов по Коллингсу: «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т. д.); «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

Слайд 9

Продолжение «повествовательные проекты» — разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.; «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

Слайд 10

Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несом­ненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.

Слайд 11

Модель 1 Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца). Выполнение работы (2-3 месяца). Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц). Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца). Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года. Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества учащихся (НОУ), которые получили широкое распространение в отечественной школе на рубеже 1980— 1990-х гг.

Слайд 12

Модель 2 Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.

Слайд 13

Модель 3 В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти). Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).

Слайд 14

Продолжение 3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти). 4. Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти). 5. Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.) 6. Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)

Слайд 15

Модель 4 Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной E .С. Полат. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов. Стендовая информация о проектной работе. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.). Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

Слайд 16

Продолжение 5. Формирование проектных групп. 6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами. 7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними. 8. Поисковый этап. 9. Промежуточные отчеты обучающихся. 10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

Слайд 17

Продолжение 11. Обобщающий этап: оформление результатов. 12. Предзащита проектов. 13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. 14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов. 15. Подготовка к публичной защите проектов. 16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

Слайд 18

Продолжение 17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие. 18. Заключительный этап: публичная защита проектов. 19. Подведение итогов, анализ выполненной работы. 20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Слайд 19

Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Слайд 20

Продолжение Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Слайд 21

Продолжение Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Слайд 22

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов Монопроекты , проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Слайд 23

Продолжение Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Слайд 24

Продолжение Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками : внутриклассными; внутришкольными; региональными (разного масштаба); межрегиональными (в рамках одного государства); международными.

Слайд 25

Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Слайд 26

Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; атрибуты несуществующего государства; бизнес-план; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; действующая фирма; журнал; законопроект; игра; карта; коллекция; костюм; макет;

Слайд 27

Продолжение модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; пакет рекомендаций; письмо в ... ; праздник; прогноз; публикация; путеводитель; серия иллюстрации; система школьного самоуправления; сказка; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия.

Слайд 28

Паспорт проектной работы Название проекта. Руководитель проекта. Консультант(ы) проекта. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Возраст обучающихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. обучающихся, класс). Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой). Заказчик проекта.

Слайд 29

Продолжение Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание). Предполагаемые продукт(ы) проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы, выход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Слайд 30

Оформление проектной папки паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета; результаты исследований и анализа;

Слайд 31

Продолжение записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы.

Слайд 32

Виды презентаций проектов Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). Деловая игра. Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий. Диалог исторических или литературных персонажей. Защита на Ученом Совете. Игра с залом. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

Слайд 33

Продолжение Инсценировка реального или вымышленного исторического события. Научная конференция. Научный доклад. Отчет исследовательской экспедиции. Пресс-конференция. Путешествие. Реклама. Ролевая игра. Соревнования. Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.

Слайд 34

Система оценки проектных работ Критерии оценок, использовавшиеся в школьной практике: важность темы проекта; глубина исследования проблемы; оригинальность предложенных решений; качество выполнения продукта; убедительность презентации.

Слайд 35

Задание 1 Предложите свой вариант темы проекта в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Разработайте и презентуйте план реализации данного проекта.

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки и использования проектного метода

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной учебной, социально...

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)

Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...