Элективный курс " Химия в задачах и упражнениях"
элективный курс по химии (9 класс)

Светлана Васильевна Степанова

Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по химии за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_himiya_9_klass.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по химии за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.

Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса химии основной школы.

Программой школьного курса химии не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения за 8 класс. Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса химии основной школы и закрепить практические навыки  эксперимента.

В данном курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы. Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и  методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, рассмотреть интересные задания и задачи.

Цель элективного курса: привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшему их изучению в 10-11 классах на повышенном уровне; систематизация знаний и способов деятельности учащихся по химии за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по химии. Успешная сдача ОГЭ, переход в 10 класс по выбранному профилю (при необходимости).

   Задачи курса:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) 

  • Формирование "базы знаний" по химии, позволяющей беспрепятственно оперировать химическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
  • Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
  • Развить навыки решения тестов.
  • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
  • Подготовить к успешной сдаче ОГЭ по химии.

- развивающие: (формирование регулятивных УУД) 

  • умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • формировать умение слушать и вступать в диалог;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • участвовать в коллективном обсуждении,  при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.

Функции  курса:

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
  • компенсация недостатков ЗУН по химии.

                                                        Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с  учетом  индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения  курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
  • личностно - деятельностный и субъект – субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися, безусловно, применимы такие формы работы, как лекция и семинар, а так же практические занятия.

  Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

                                    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                                    (34часа)  

      «Важнейшие классы неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (9ч)

Химические формулы. Оксиды. Кислоты .Основания. Закон постоянства  состава. Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей.

Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»)

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.

Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений.

2. «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»(4ч)

Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ. Решение задач на основные законы и понятия химии.

3.«Вода.Растворы» (6-ч)

Слово о воде. Значение воды. Различие между водопроводной и дистиллированной водой. Растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе ,молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).

4 «Окислительно-восстановительные реакции» (6ч)

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

5.«Строение веществ» (6ч)

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

Итоговые занятия.  (3ч)

Проведение итоговых контрольных работ в форме ОГЭ.

Учебно-тематическое планирование

№ занятия  в теме

Тема занятия

      «Важнейшие классы неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (9ч)

1-2

3-4

5

6-8

9

Классы неорганических веществ (Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.) их свойства. Закон постоянства  состава. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы.

Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей. Практическая работа

Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»)

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.

Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений.

2. «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»(4ч)

10-11

12-13

Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ.

Решение задач на основные законы и понятия химии.

3.«Вода.Растворы» (6ч)

14

15-19

Слово о воде. Значение воды. Различие между водопроводной и дистиллированной водой. Растворы.

Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе ,молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов). Практическая работа

4 «Окислительно-восстановительные реакции» (6ч)

20-21

22

23-24

25

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

Составление ОВР на основе метода электронного баланса.

Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

Решение тестов

5.«Строение веществ» (6ч)

26

27-28

29-30

31

Типы кристаллических решеток .Строение молекул.

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • ОГЭ (ГИА-9) 2022. Химия. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий
  • Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии.,- М:Уникум центр 2012
  • Зубович Е.Н. Химия. Решение задач повышенной сложности.
  • Интернет ресурсы для подготовки к ГИА
  • Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного предмета" Химия в задачах и упражнениях"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.Цель курса: расширение зн...

Элективный курс "Химия (решение задач)"

        Рабочая учебная программа элективного курса «Химия (решение задач)» для 11 класса составлена на основании примерной государственной программы среднего (полного) обще...

Элективный курс по химии для 8 класса "Химия в задачах и упражнениях"

Содержание элективного курса «Химия в задачах и упражнениях»  соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе...

Элективный курс "Химия в задачах, 9-11 классы"

Программа элективного курса "Химия в задачах, 9-11 классы" способна решить проблему качественной подготовки школьников к сдаче ЕГЭ. Позволяет проводить предпрофильную подготовку учащихся 9 классов, а ...

Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах и упражнениях " 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа. Программа отображает основные разделы курса химии 8-9 класса....

Рабочая программа по элективному курсу «Химия в задачах» 11кл

Цель курса:расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.Задачи курса:углубление ...

Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях»

Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» для 8 класса,  ориентированная на сопровождение и поддержку учебного предмета «Химия» предметной област...