Элективный курс "Химия в задачах, 9-11 классы"
элективный курс по химии (9, 10, 11 класс) на тему

Дранишникова Любовь Ивановна

Программа элективного курса "Химия в задачах, 9-11 классы" способна решить проблему качественной подготовки школьников к сдаче ЕГЭ. Позволяет проводить предпрофильную подготовку учащихся 9 классов, а также позволяет вести подготовку школьников к интелектуальным и творческим конкурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spe.kurs_.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»

г.Дзержинска Нижегородской области

Программа элективного курса

«Химия в задачах,  9-11 классы»

Разработчик: Дранишникова Л.И.,

к.п.н., учитель химии высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» г.Дзержинска  Нижегородской области

г.Дзержинск

2010г

Пояснительная записка.

На протяжении семи лет МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» города Дзержинска Нижегородской области поддерживала тесную связь с Дзержинским филиалом НГТУ. Между институтом и школой был заключен договор. В связи с этим в школе были созданы профильные естественнонаучные классы, в которых на изучение технических предметов (химия, физика, математика) отводится больше времени, чем в общеобразовательных классах. Установление связи «Школа – ВУЗ» заставило автора программы пересмотреть преподавание химии в профильных классах в соответствии с требованиями, предъявляемыми абитуриентам, а также студентам  Дзержинским филиалом НГТУ. Несомненное преимущество на экзаменах, и во время дальнейшей учёбы в вузе получают школьники, ориентированные на конкретный уровень требований данного учебного заведения (круг вопросов, типы задач).  В связи с вышеизложенным возникла необходимость преподавания в естественнонаучных классах спец. курса «Химия в задачах, 9-11 классы». Данный спец. курс первоначально был составлен для учащихся 9-11 классов естественнонаучного профиля.

        В дальнейшем выяснилось, что в школе есть немало учеников, которые хотели бы продолжить своё обучение в вузах химического профиля (сельскохозяйственная академия, медицинская академия, химический факультет ННГУ и т.д.). Часто, такие школьники учатся в общеобразовательных классах. В связи, с чем возникла необходимость организации факультативных или групповых занятий для таких учеников. Программа спецкурса «Химия в задачах, 9-11 классы» способна решить задачу подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ к поступлению в вузы химического профиля, тем более, что на сегодняшний день сдаётся единый экзамен по химии в форме ЕГЭ. Кроме того использование данной программы даёт возможность автору осуществлять предпрофильную подготовку школьников 9-х классов, а также качественно готовить обучающихся к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах по химии разного уровня.

Программа спец. курса построена в соответствии с программой курса химии для   8-11 КЛАССОВ средних общеобразовательных учреждений (автор: О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений).

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем.

Школьник, избравший химическую специальность, должен овладеть приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Важным компонентом этого процесса является умение решать химические задачи, так как оно всегда связано с более сложной мыслительной деятельностью.

Цель программы спец. курса «Химия в задачах»: развить у учащихся умения:

  1. решать типовые и предметно-типовые специфические задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);
  2. осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету (логические умения);
  3. решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине (творческие умения);
  4. осуществлять общие приемы учебной работы (учебные умения).

Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем – постоянно, систематически решать задачи, что можно реализовать через спец. курс «Химия в задачах, 9-11 классы» На решение задач в 9-10 классах отводится 1час в неделю, в 11 классе 2 часа в неделю в рамках данного курса.

В 9 классе в соответствии с программой курса химии 8-11 классов средней общеобразовательной школы учащимся предлагаются задачи изученных ранее типов.

Например:

  1. Определение массовой доли (%) выхода продукта от теоретически возможного.
  2. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
  3. Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю (%) примесей.

Задачи разбиты на три уровня: простой, средний, сложный. Это даёт возможность всем учащимся класса стать активными участниками процесса обучения, приобрести навыки в решении задач определённого уровня сложности. Такого рода расчёты имеют большое практическое значение. Поэтому при рассмотрении их подобраны задачи с конкретным производственным содержанием, тем более, что в ходе изучения тем: «Азот и его соединения», «Фосфор и его соединения», «Углерод и его соединения», «Кремний и его соединения», «Соединения металлов» также приобретаются знания об их промышленном и с/х применении. Перечисленные типы вычислений  существенно отличаются от расчётов по уравнениям реакций в 8-ом классе и нередко вызывают затруднения у учащихся. Поэтому основная задача спецкурса «Химия в задачах, 9-11 классы» помощь учащимся в преодолении этих трудностей.

Типов задач, как качественных, так и количественных очень много – от весьма простых до очень сложных. Тем не менее большинство из них содержит такие элементы, которые требуют уверенного владения небольшим числом  расчётных и логических алгоритмов. Владение стандартными алгоритмами и логикой позволяет уверенно решать подавляющее большинство задач по химии, включая и сложные. Программа спец.курса «Химия в задачах, 9 класс» позволяет решить вышеназванную проблему, то есть она даёт возможность вооружить учащихся набором алгоритмов, позволяющим решать типовые и усложнённые задачи по химии.

В 10-ом классе учащиеся начинают изучать органическую химию, появляется новый объект – органическое вещество, но расчётные алгоритмы и логика решения задач остались прежними. Поэтому основная задача программы «Химия в задачах, 10 класс» - научить учащихся применять уже известные алгоритмы к решению задач по органической химии.

Изучая органическую химию, учащиеся знакомятся с новыми понятиями, такими как гомология, изомерия. В связи с этим появляются и новые задачи на знание изомерии, алгоритмы решения которых учащиеся должны освоить в 10-м классе.

В программе спецкурса «Химия в задачах, 10 класс» особое место отводится качественным задачам, среди которых можно выделить довольно много разных типов. Решение некоторых из них требует лишь знание конкретного материала, излагаемого в учебных пособиях ) задачи 1 уровня сложности). Эти вопросы в виде элементов входят во многие комбинированные задачи. Решение же других (например, на идентификацию веществ) требует от учащихся не только найти решение, но и обосновать его, доказать, что иных решений нет. Такое доказательство требует умения проводить логический анализ и тем самым способствует переводу химических знаний в активную форму (задачи 3-го уровня сложности).

Кроме того, программой спецкурса «Химия в задачах-10» предусмотрено решение комбинированных и усложненных задач, на решение которых отводиться программой 7 часов (из имеющихся 34 часов). Задачи комбинированные и усложненные включают различные сочетания теоретического материала, имеют оригинальную и необычную постановку вопроса; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; вызывают необходимость использовать знания  как нескольких разделов химии, так и общих положений физики и математики; стимулируют более глубокое изучение вопросов и практических знаний по химии.

В 11 классе учащиеся рассматривают вопросы общей и неорганической химии.  Это дает возможность ввести в программу спец. курса решения задач, в том числе усложненных по темам:

  1. «Растворы»
  2. «Скорость химической реакции. Химическое равновесие»
  3. «Тепловые эффекты химических реакций» и т.д.

На опыте доказано, что решение расчетных задач по этим темам вызывает затруднение у учащихся. Кроме того, программой спецкурса 11 класса предусмотрено решение качественных задач разной сложности по неорганической химии. Тем более, что в последнее время доля чисто качественных химических задач, построенных на теоретическом материале курса химии  неуклонно растёт на различных этапах химических олимпиад  и на вступительных экзаменах в ВУЗы.

Задача программы спец курса « Химия в задачах-11» - подготовить учащихся к вступительному экзамену в ВУЗы, а решение задач – обязательный элемент любого вступительного экзамена по химии.

Вследствие того, что в 9-х и 10-х классах разобраны все основные типы задач, появляется возможность больше времени уделять решению комбинированных задач, задач повышенного уровня сложности, творческим, а так же конкурсным задачам. Решение таких задач заставляет учащихся осмысливать учебный материал, уметь выделять главное, систематизировать, обобщать, аргументировать, формулировать выводы и умозаключения, разрешать возникающие проблемы.

Учащиеся, которые смогли овладеть данными умениями и навыками мыслительной деятельности, как правило, успешно сдают экзамены по химии в вузы,  выступают на городских и областных олимпиадах.

В основу строения данного курса положен принцип логического изложения: для усвоения последующего материала необходимо знание предыдущего. Данный спец курс дает возможность вооружить учащихся небольшим числом логических и расчетных алгоритмов. Эти стандартные элементы важны как сами по себе, так и в качестве фундамента при решении задач. Ученики, знакомые с логикой решения задач, твердо и в тоже время без особых усилий овладевают стандартными основными алгоритмами,  и тогда решение задач действительно активизирует знания школьников, закрепляют их, учат мыслить.

По предлагаемой программе автор работал в 9-11 классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Дзержинска Нижегородской области начиная с 1998-1999 учебного года.

Большинство учеников естественнонаучных классов, а также обучающихся общеобразовательных классов, осваивавших её на факультативных и групповых занятиях, уверенно  поступают в вузы химического профиля и успешно там учатся. Среди них МГУ, ДФ НГТУ и Нижегородский политехнический университеты, ННГУ им. Н.И.Лобачевского, медицинская академия и многие другие. Среди выпускников таких классов есть уже кандидаты химических наук (4 человека), аспиранты, и даже те, кто сделал открытия в области химии.  Ежегодно ученики естественнонаучных классов становятся победителями городских и областных олимпиад. Есть среди них и победители Соросовской олимпиады. Учащиеся этих классов качественно пишут контрольные срезы, ежегодно предлагаемые УО г. Дзержинска. Ежегодно ученики таких классов на базе ДФ НГТУ, Университета им. Н.И.Лобачевского и т.д. выполняют ученические научные работы и успешно защищают их. Кроме того ежегодно учащиеся становятся призёрами городской научно-практической конференции «Старт в науку».

 Наряду с традиционными методами проведения уроков при работе по данной программе возможно использование семинаров, дифференцированных и недифференцированных зачетов, защита творческих заданий. Программа дает возможность организовать уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке. В процессе работы по данной программе прослеживается повышение умения учеников решать расчетные задачи, развитие их творческих способностей.

Содержание программы спец.курса:

«Химия в задачах -9»

(1 час в неделю; всего 34 часа)

Тема 1. Расчеты с использованием данных о составе и состоянии вещества

 (16 ч)

  1. Вещества и смеси. Способы разделения смесей (4 ч)

Требования к решению задач: уметь определять: состав веществ, способ разделения смеси на отдельные вещества на основании различия свойств индивидуальных веществ, содержание элемента в веществе или смеси веществ, химические формулы вещества по заданному процентному содержанию элементов в веществе.

  1. Растворы.Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация (9 ч)

Требования к решению задач: уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе, молярную концентрацию и количество вещества в растворе; переходить от одного вида концентрации к другому.

  1. Газовые  законы:  закон  Бойля-Мариотта,  закон  Гей-Люссака,  объединенный газовый  закон,  уравнение  Менделеева-Клапейрона,  закон  Авогадро  и  его следствия  (2 ч)

Требования к решению задач: уметь производить расчеты в соответствии с вышеназванными законами.

Тема 2. Решение задач с составлением одной пропорции (16 ч)

2.1 Простейшая пропорция. Количественные данные задачи в явном виде (3 ч)

В общем случае условие задачи, тип которой здесь рассматривается, формулируется так: «Имеется химическое превращение данных известных веществ (или несколько химических превращений). Дана масса (количество, объем, число структурных частиц, тепловой эффект реакции) одного из исходных веществ, при чем указывается, что второе вещество находится в избытке. Требуется определить массу (количество, объем, количество структурных частиц, тепловой эффект реакции) одного из продуктов».

2.2 Усложненная пропорция (12 ч)

Массы реагирующих или образующихся химических соединений на практике определить не всегда просто. Так, далеко не всегда исходные вещества задаются при нормальных условиях  (т. е 273К и 1 атм.), они могут вводиться в виде растворов, содержать примеси, выход продуктов может быть неколичественным. Перед тем, как использовать эти данные для решения задачи и подстановки их в основную пропорцию необходимо провести дополнительные преобразования.

Требования  к решению задач: уметь вычислять массу, объем и количество образующегося  вещества по известным данным об их исходных веществах, одно из которых дано в избытке, содержит примеси, вводится в виде раствора, задано ни при нормальных условиях, выход продукта неколичественный.

Тема 3. Решение задач с составлением двух или более пропорций – комбинированные задачи  (3 ч)

  Часто, чтобы решить задачу, необходимо составить не одну, а несколько пропорций (так как невозможна цепочка превращений). Решение таких задач требует знаний всех тем предлагаемой программы спец. курса. Кроме того, данные по исходным веществам  или продуктам реакции могут быть даны не в явном виде.

Контрольные работы (2 часа).

Содержание программы спец. курса:

«Химия в задачах-10»

(1 час в неделю; всего 34 часа)

Тема1.Определение формулы неизвестного органического вещества с                использованием количественных данных (6ч)

Методы количественного анализа: экстракция, хроматография, спектроскопия, элементарный анализ. Определение химического состава соединений на основе вышеназванных методов.

Требования к решению задач: уметь определять формулы неизвестного органического вещества с использованием количественных данных (элементарного состава вещества, массы или объема продуктов (продукта) сгорания и т.д.), а также по известным объёмным отношениям вступающих в реакцию и образующихся после реакции газов.

Тема 2.Усложненная пропорция в органической химии (10ч)

Массы реагирующих или образующихся органических соединений, так же как и неорганических, на практике определить не всегда просто. Так, далеко не всегда исходные вещества задаются при нормальных условиях (т. е 273К и 1 атм.), они могут вводиться в виде растворов, содержать примеси, выход продуктов может быть неколичественным. Перед тем, как использовать эти данные для решения задачи и подстановки их в основную пропорцию, необходимо провести дополнительные преобразования.

Требования к решению задач: уметь вычислять массу, объем или количество образующегося вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, содержит примеси, вводится в виде раствора, задано не при н.у, выход продукта не количественный. Уметь находить формулы углеводородов и определять их строение по общим уравнениям реакций.

Тема 3.Определение объемных отношений между газами (4ч)

Газовые законы: закон Авогадро и его следствия, закон простых объемных отношений, уравнение Менделеева-Клапейрона.

Требования к решению задач: уметь определять состав исходной смеси в процентах по объёму по известным объёмным отношениям исходных веществ, формулу углеводорода, если известны объемные отношения вступающих в реакцию или образующихся после реакции газов.

Тема 4. Определение  количественного  состава  смеси  веществ  в  органической химии  (4ч)

Основная идея решения задач такого типа очень проста: количества веществ в смеси следует принять за неизвестное (пА=х моль и пВ=у моль) и выразить через те самые величины, численное значение которых даны в условии, получив в результате систему математических уравнений. Основой для составления математических уравнений служат коэффициенты в химических уравнениях.

Требования к решению задач: уметь определять количественный состав смеси по известной массе (объему) смеси исходных веществ и известной массе (объему) либо исходных веществ, либо продуктов реакции.

Тема 5. Качественные задачи (5ч)

Состав, строение, физические и химические свойства (в том числе качественные реакции на распознавание органических веществ изученных классов), получение органических веществ изученных классов. Генетические связи между органическими веществами изученных классов.

Требования к решению задач: уметь распознавать органические вещества с помощью качественных реакций, осуществлять превращения соответствующие данной схеме, решать задачи на знание свойств органических веществ и химическую эрудицию, проведение расчетов и качественный анализ.

Тема 6. Решение комбинированных задач по органической химии (3ч)

Состав, строение, свойства, получение органических веществ изученных классов.

Требования к решению задач: уметь решать комбинированные задачи по органической химии.

Контрольные работы (2 часа).

Содержание программы спец. курса:

«Химия в задачах-11»

(2 часа в неделю; всего 68 часов)

Тема 1. Основные понятия химии (3 ч)

Вещество, атом, молекула, химический элемент, простые и сложные вещества, относительная атомные и молекулярная массы, молярная масса. Экстенсивные параметры системы: масса, объём, количество вещества. Интенсивные параметры системы: давление, температура, плотность, массовая доля. Количество вещества. Число Авогадро.

Требования к решению задач: уметь производить расчёты с использованием основных интенсивных и экстенсивных параметров системы.

Тема 2. Строение атома и периодический закон. Радиоактивные превращения

(3 ч)

Модели строения атома: модель Резерфорда, модель Бора, квантово-механические представления о строении атома. Элементарные частицы, входящие в состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов малых и больших периодов, квантовые числа. Периодическая система как графическое отображение периодического закона. Изотопы стабильные и радиоактивные. Радиоактивный распад, период полураспада. Закон сохранения массы и заряда.

Требования к решению задач: уметь определять число протонов, нейтронов, электронов, образующих определённый вид атома или иона; рассчитывать среднюю относительную атомную массу элемента по известному содержанию изотопов в природном веществе; описывать электронные конфигурации элементов с определёнными порядковыми номерами в основном и возбуждённых состояниях; записывать значения квантовых чисел для предложенных электронов; записывать уравнения ядерных превращений; рассчитывать период полураспада элемента в образовавшемся соединении.

Тема 3. Химическая связь. Строение и свойства молекул (5ч)

Валентность. Степень окисления. Виды и механизмы образования химической связи. Электроотрицательность как мера полярности связи. Характеристики химической связи. Зависимость свойств веществ от строения. Пространственное строение молекул веществ. Кристаллические решётки вещества.

Требования к решению задач: уметь определять валентность и степень окисления элементов неорганических и органических соединениях, тип связи и тип кристаллической решётки для предложенного вещества, дипольный момент молекулы в Кл.м. и в Дебаях по известной длине диполя, геометрию молекулы, валентный угол, вид гибридизации атомных орбиталей центрального атома, элемент-донор и элемент-акцептор в каждом из предложенных соединений, определять состав комплексного соединения, знать его номенклатуру, решать задачи на равновесие в растворах комплексных соединений.

Тема 4. Полимеры (3 ч)

Состав, строение, свойства, получение и применение как природных, так и синтетических полимеров.

Требования к решению задач: уметь производить основные расчёты с участием ВМС, определять среднюю степень полимеризации в ВМС по известной средней молекулярной массе полимера, писать уравнения реакций полимеризации и поликонденсации, сополимеризации и сополиконденсации.

Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация, ионные уравнения в растворах (17 ч)

Растворы, их классификация. Растворимость. Способы выражения концентраций. Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Реакции ионного обмена, гидролиз.

Требования к решению задач: уметь рассчитывать массу осадка, выпавшего при охлаждении из насыщенного при определённой температуре раствора, если известна растворимость вещества при температуре насыщения и охлаждения; массовые доли веществ в образовавшемся растворе, если известна масса, объём, количество вступивших в реакцию веществ; концентрации ионов, оставшихся в растворе после образования слабого электролита; рН предложенных водных растворов с определённой концентрацией веществ в них; константу диссоциации определённого вещества по известной массе вещества в растворе и степени диссоциации электролита; писать молекулярные и ионные уравнения реакций обмена, ионные уравнения гидролиза солей, производить по ним расчёты.

Тема 6. Термохимия (5ч)

Классификация реакций по тепловому эффекту (экзо и –эндотермические), теплота образования и теплота сгорания. Закон Гесса и его следствия. Законы термохимии. Энтальпия процесса. Энтропия. Энергия Гиббса.

Требования к решению задач: уметь рассчитывать тепловой эффект (энтальпию) реакции по известным теплотам образования (сгорания) исходных веществ и продуктов реакции; тепловой эффект (энтальпию) реакции, если известны тепловые эффекты (энтальпии) промежуточных стадий; энтальпию процесса, если известна внутренняя энергия системы и работа, совершаемая системой (над системой).

Тема 7. Химическая кинетика (10 ч)

Классификация реакций по обратимости (обратимые, необратимые), по наличию поверхности раздела фаз (гомогенные, гетерогенные). Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Закон действующих масс, правило Вант-Гоффа. Катализ и катализаторы. Энергия активации. Положение равновесия. Константа равновесия. Условия смещения равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Требования к решению задач: уметь определять: скорость химической реакции по известным молярным концентрациям исходных веществ; изменение скорости химической реакции в зависимости от изменения молярных концентраций исходных веществ или давления; константу равновесия реакции по известным равновесным концентрациям исходных веществ; направление смещения равновесия при изменении внешних условий (температура, давление, концентрации исходных веществ); энергию активации реакции по уравнению Аррениуса.

Тема 8 Окислительно-восстановительные реакции (13 ч)

Теория окислительно-восстановительных реакций. Восстановители и окислители. Составление ОВР. Влияние среды на характер протекания ОВР. Классификация ОВР. Стандартные электродные потенциалы. Ряд напряжений металлов. Гальванический элемент. Направление ОВР. Вычисление ЭДС ОВР. Электролиз. Законы электролиза.

Требования к решению задач: уметь расставлять коэффициенты методом электронного баланса и методом полуреакций в ОВР, составлять ОВР, то есть определять продукты ОВР; проводить расчёты количества вещества, массы или объёма одного из продуктов реакции по известным количествам вещества, массам или объёмам исходных веществ; писать уравнения электролиза расплавов и водных растворов солей; рассчитывать стандартные электродные потенциалы различных полуячеек; определять направления протекания ОВР по стандартным электродным потенциалам полуреакций, протекающих в гальванической ячейке; вычислять ЭДС ОВР; проводить расчёты количества вещества, массы или объёма исходных веществ по молекулярному уравнению электролиза определённой соли; вычислять массовые доли соединений в растворе, полученном после электролиза; проводить расчёты с использованием закона Фарадея; решать задачи на пластинку.

Тема 9. Решение задач на знание свойств неорганических веществ и химическую эрудицию (в том числе – качественные задачи) (4ч)

Состав, строение, свойства, качественные реакции на ионы, а также получение неорганических веществ,  изучение которых предусмотрено программой по химии для 8-11 классов общеобразовательных школ.

Требования к решению задач: уметь осуществлять превращения с участием неорганических веществ; решать задачи на их распознавание с помощью качественных реакций.

Контрольные работы (5 ч).

Приложение 1 к программе спец. курса “Химия в задачах – 9”.

(1 час в неделю; всего 34 часа)

урока

Тип решаемых задач

Автор учебного пособия

Название пособия

Номера задач

1

Вычисление массовых отношений между элементами в сложном веществе

И.К. Цитович

П.Н. Протасов

Методика решения расчетных задач по химии

Стр.53 задачи 1-50

2,3

Определение массовых долей (%)элементов в соединении или смеси веществ

И.К. Цитович

П.Н. Протасов

Методика решения расчетных задач по химии

Стр.53

задачи 6-10

4

Задачи на разделение смеси веществ

В.В. Сорокин

В.В. Загорский и др.

Задачи химических олимпиад

Стр.12 задачи 1-3

5,6

Вывод формул соединений по заданному процентному содержанию элементов в веществе (на основании данных химического анализа)

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

1.22-1.28

1.30

7

Расчеты массовой доли (%) растворенного вещества или массы раствора вещества по известной массовой доли его в растворе

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.1-4.4

4.8,4.9

8,9

Расчеты, связанные со смешением растворов с известной массовой долей (%) растворенного вещества

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.19-4.21,

4.23,4.24

10

Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.5-4.7,4.22,14.7

14.18

11

Расчеты по формулам, связанные с молярной концентрацией растворов

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.29-4.35

12

Вычисления, связанные с переходом от массовой доли (%) растворенного вещества в растворе к молярной концентрации

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.35-4.37,

4.39-4.40,

4.42-4.44

13

Расчет числа частиц вещества по его массе, по количеству вещества или по объему (для газов)

И.К. Цитович

П.Н. Протасов

Методика решения расчетных задач по химии

Стр. 78 задачи 2-7

14

Расчеты количества вещества, объема газа, массы, давления при заданных условиях

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

1.31;1.33-1.35;1.44,1.45

15

Расчеты молярной массы газов, связанные с использованием плотностей и молярного объема газов

И.К. Цитович

П.Н. Протасов

Методика решения расчетных задач по химии

Стр. 79-80 задачи 27-32

№ урока

Тип решаемых задач

Автор учебного пособия

Название пособия

Номер задач

16

Контрольная работа № 1 по теме: «Расчёты с использованием данных о составе и состоянии вещества».

17

Вычисления по химическим уравнениям масс (количества, вещества, объема, числа структурных частиц) продуктов реакции по известному количеству вещества (массе, объему, числу структурных частиц) исходных веществ

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко,

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

1.46-1.52

18,19

Расчеты по термохимическим уравнениям реакций

С.Н. Савицкий

Н.П. Твердовский

Сборник задач и упражнений по неорганической химии

156-157

20,21

Вычисления по химическим уравнениям массы продуктов реакции, когда вещества взяты в виде растворов с неизвестной массовой долей растворенного вещества

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.62,4.63,

4.67,4.68,

4.70,4.71

22,23

Вычисления по уравнениям химических реакций с применением молярных растворов

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

И.К. Цитович

П.Н. Протасов

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

Методика решения расчетных задач по химии

4.72-4.74

Стр.120 задачи 7-20

24,25

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

13.15,1.58,

4.65-4.67,

4.72

26,27

Определение массовой доли (%) выхода продукта реакции от теоретически возможного

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

1.53,1.55,

1.59,8.13,

9.24,12.11,

12.23

28,29

Вычисления массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определенную массовую долю (%) примесей

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

1.61,1.66,

11.2,10.17,

11.13,11.18,13.6,13.16

урока

Тип решаемых задач

Автор учебного пособия

Название пособия

Номера задач

30

Вычисления массы продукта реакции, если исходные вещества заданы не при нормальных условиях

С.А. Пузаков

В.А. Попков

Пособия по химии

278;280;281;286;291;292

31

Расчет с использованием разности масс реагентов и продуктов реакции

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

13.35 – 13.40

32

Контрольная работа №2 по темам: «Простейшая и усложнённая пропорции»

33,34

Решение комбинированных задач

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

8.1-8.3,8.8,8.9,8.12,8.14-8.17

Приложение 2 к программе спец. курса «Химия в задачах – 10»

(1 час в неделю; всего 34 часа)

п/п

Тип решаемых задач

Автор учебного пособия

Название пособия

Номера задач

1,2

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества на основе его относительной плотности и массовой доли элементов.

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

16.11,16.12-16.15

3,4

Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массе продуктов (продукта сгорания)

И.К. Цитович

П.Н.Протасов

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Методика решения расчетных задач по химии.

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Стр.101

задачи 17-20

Стр.262 задачи ,8

16.20,19.25

5,6

Определение формулы углеводорода, если известны объемные отношения вступающих в реакцию и образовавшихся после реакции газов.

С.А. Пузаков

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

В.В. Сорокин

Пособие по химии.

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Задачник по химии

2132,2163,2333.

16.16

№8 стр. 63, №8 стр. 62

7

Вычисления по химическим уравнениям массы продукта реакции, когда органические вещества взяты в виде растворов с известной массовой долей растворенного вещества

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

19.17,19.20,

19.21,19.22

8

Вычисления по химическим уравнениям массы продукта реакции, когда органические вещества взяты в виде растворов с известной молярной концентрацией растворенного вещества

Задачи составлены автором программы

9

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из  исходных веществ дано в избытке.

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Пособие по химии

1914,1935

1986,2121,2144,2170

10

Определение массовой доли (%) выхода продукта реакции от теоретически возможного

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Пособие по химии.

20.6,20.8,

20.10,20.12

1980,1981,1995,

1996-1998

п/п

Тип решаемых задач

Автор учебного

пособия

Название пособия

Номера задач

11

Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего определенную массовую долю (%) примесей

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

2004,2120,

2133,2142,

2148

12

Вычисление массы продукта реакции, если исходные вещества заданы не при нормальных условиях

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

2150,2151,

2167,2279, 2540

13,14

Нахождение формулы углеводорода и определение его строения по общим уравнениям реакций

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

23.2;23.3;

23.20;23.21;

23.37;23.64

15,16

Решение комбинированных задач

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Пособие по химии

16.24;16.25;

16.27;16.30;

2152;2134

17

Контрольная работа №1 по теме: «Усложнённая пропорция в орг. химии», «Вывод формул орг.веществ»

18

Расчёты по уравнениям одновременно протекающих реакций с участием газов

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

24.46;27.47;23.63

19

Определение объемных отношений газов по известной плотности их смеси.

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

2159,2160, 2164,2250,

2253,2257

20,21

Определение состава исходной смеси в % по объему по известным объемным отношениям исходных веществ.

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

2010,2136,2156,2167,

2165,2172

22,23

Определение количественного состава смеси веществ в органической химии.

В.И. Дайнеко

Как научить школьников решать задачи по органической химии

23-28

24,25

Решение задач на определение объёмных отношений между газами и количественного состава смеси веществ с усложняющими элементами

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

2122;2173;

2139;2141;2175

  № урока

Тип решаемых задач

Автор учебного

пособия

Название пособия

Номера задач

26

Контрольная работа №2 по темам: «Определение объёмных отношений между газами», «Определение количественного состава смеси веществ в органической химии"

27

Осуществление цепочек превращений по теме : «Углеводороды»

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

23.49;23.55;

24.39;24.40;25.52;25.53

28

Осуществление цепочек превращений с участием кислородсодержащих органических веществ

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

26.2;27.18;27.38;28.43

29

Задачи на знание химических свойств органических веществ и химическую эрудицию

В.В.Сорокин,

В.В.Загорский,

И.В.Свитанько

Задачи химических олимпиад

Стр.129-134  задачи.№7;12;13;26;

27;29;30-33

30

Распознавание органических веществ с помощью качественных реакций

М.В.Зуева

О.В.зотова

Проверочные знания по химии

7.1-7.14

31

Задачи на проведение расчетов и качественный анализ.

В.В.Сорокин,

В.В.Загорский,

И.В.Свитанько

Задачи химических олимпиад

Параграф 8

Задачи 1-12

32,

33,

34

Решение конкурсных задач по органической химии

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в

ВУЗы

Стр. 421 №5,7;

Стр. 422 №6;

Стр.427 №7;

Стр. 426 № 6,7;

Стр.432 № 7;

Стр.441 № 10;

Стр. 442 № 6

Приложение 3 к программе спец. курса «Химия в задачах-11»

(2 часа в неделю; всего 68 часов)

урока

Тип решаемых задач

Автор учебного пособия

Название пособия

Номера задач

1-3

Решение задач по теме: «Основные понятия химии»

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

26;38-40;42;

52;64;65-73;76  

4-6

Решение задач по теме: «Строение атома и периодический закон. Радиоактивные превращения»

Н.Е. Кузьменко

В.В. Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

2.6,2.8,2.10,2.12,2.13,

2.14,2.18-2.30

7

Контрольная работа  № 1  по темам: «Основные понятия химии» и «Периодический закон Д.И.Менделеева»

8-10

Решение задач по теме: «Химическая связь. Строение и свойства молекул»

Н.Е. Кузьменко

В.В. Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

3.2,3.9,3.10,3.30,3.31-3.35,3.42,3.48

11-12

Решение задач по теме: «Комплексные соединения»

Н.Л.Глинка

Задачи и упражнения по общей химии

716;720;721;

723;724;730

13-15

Решение расчётных задач по теме: «Полимеры»

Н.Е. Кузьменко

В.В. Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

33.3;33.4;33.5;

33.8;33.10;33.16; 33.17;33.19;33

16

Контрольная работа № 2 по темам: «Химическая связь. Строение и свойства молекул»

17-18

Решение расчётных задач по теме: «Способы выражения концентрации растворов»

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.6;4.8;4.13;4.16;

4.19;4.21;4.23;

4.25;4.30;4.34

19-20

Расчеты с использованием понятия «Растворимость»

Г.П. Хомченко

И.Г. Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.1-4.3,4.16,4.8-4.10,4.2,4.13

21-22

Расчеты массовых долей веществ, образовавшихся в растворе

Н.Е.Кузьменко

Задачи по химии для абитуриентов

47,57,58,61,67,71,72

23

Расчет концентрации ионов оставшихся в растворе после образования слабого электролита, если известны n, m, v исходных веществ

Н.Е. Кузьменко

В.В. Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

9.6,9.27,9.28,9.30

№ урока

Тип решаемых задач

Автор учебного

пособия

Название пособия

Номера задач

24

Расчёт рН предложенных водных растворов с определённой концентрацией веществ в них

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

Н.Л.Глинка

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

Задачи и упражнения по общей химии

9.7;9.40

538 -541;544;

545

25

Расчёт константы диссоциации определённого вещества по известной массе вещества в растворе и степени диссоциации электролита

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

9.41 – 9.44

26,

27

Реакции ионного обмена

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

4.53;4.56;

4.58-4.61

28,

29

Гидролиз солей

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

5.46;5.49-5.54

5.55;5.56

30

Решение комбинированных задач по теме: «Растворы»

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

8.48;8.54;

8.57;8.58

31,

32

Решение расчётных задач по теме: «Растворы» с усложняющими элементами

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

601;610;618;

619;621;623

33

Решение конкурсных задач по теме: «Растворы»

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

615;732;862

34

Контрольная работа № 3 по теме: «Растворы»

35,

36

Определение теплового эффекта (энтальпии) реакции по известным теплотам образования (сгорания) исходных веществ и продуктов реакции

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

5.2;5.28;

5.36;5.37;

5.24;5.27

37

Определение теплового эффекта (энтальпии) реакции по известным тепловым эффектам (энтальпиям) промежуточных стадий

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

5.3;5.4;

5.29;5.35;

5.39;5.33

38

Определение энтальпии процесса, если известна внутренняя энергия системы и работа, совершаемая системой (над системой)

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

5.1;5.38

№ урока

Тип решаемых задач

Автор учебного

пособия

Название пособия

Номера задач

39

Решение расчётных задач по теме: «Термохимия», содержащих усложняющие элементы

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

5.40-5.44

40-41

Расчёт скоростей химических реакций, по известным молярным концентрациям исходных веществ

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Н.Е.Кузьменко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Химия для поступающих в ВУЗы

3.1;3.3;

3.5;3.6

171-173;

184

42

Определение изменения скорости химической реакции в зависимости от изменения концентраций исходных веществ или давления

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

Лекции МГУ

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы.

Термохимия, кинетика

6.3;6.13;

6.14;6.15

3-5

43

Расчёты с использованием правила Вант - Гоффа

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

3.3 – 3.7

44

Расчёты констант равновесия реакции по известным концентрациям исходных веществ

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

179;186;

188;195

45

Расчёт энергии активации по уравнению Аррениуса

Лекции МГУ

Термохимия, кинетика

10-14

46

Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

3.8-3.15

47

Решение комбинированных задач по теме: «Химическая кинетика»

Т.Э.Савич

Изучение закономерностей химических реакций

Стр.56 зад.

1-4; стр.58

зад.1-6; стр.60.

48,

49

Решение конкурсных задач по темам: «Термохимия», «Кинетика»

Задачи со вступительных

ННГУ

50

Контрольная работа № 4 по темам: «Термохимия», «Кинетика»

№ урока

Тип решаемых задач

Автор учебного

пособия

Название пособия

Номера задач

51,

52

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса в окислительно – восстановительных реакциях

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

10.18;10.19

53,

54

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. Метод полуреакций.

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

6.34;6.35;

6.43-6.45

10.20

55

Составление окислительно-восстановительных реакций. Влияние среды на характер реакции.

Н.Е.Кузьменко

В.В.Ерёмин

2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы

10.30;10.79;

10.71-10.80

56

Вычисление по уравнениям окислительно-восстановительных реакции n, m, V, одного из продуктов реакции по известному n, m, V, исходных веществ

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

6.46-6.50

57,

58

Уравнение реакций электролиза расплавов и водных растворов солей. Вычисление n, m, или V продуктов реакции по известной n, m, или V исходных веществ по молекулярному уравнению электролиза определенной соли. Вычисление массовых долей соединений в растворе, полученном после электролиза

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.

Пособие по химии

7.16;7.19;

7.20;14.9;

14.27

489-492

59-60

Решение задач на пластинку

Г.П.Хомченко

И.Г.Хомченко

Задачи по химии для поступающих в ВУЗы

13-35;13-40

№ урока

Тип решаемых задач

Автор учебного

пособия

Название пособия

Номера задач

61

Вычисление стандартных электродных потенциалов различных полуячеек. Направление протекания ОВР по стандартным электродным потенциалам полуреакций, протекающих в гальванической ячейке. Вычисление ЭДС ОВР

Учебное пособие под редакцией П.Д. Саркисова, перевод А.А.Фирера

Химия и жизнь

Стр.4-9

202-208

62,

63

Решение конкурсных задач и задач с усложняющими элементами по теме: «ОВР»

С.А. Пузаков

В.А.Попков

Пособие по химии

613;615;

671;672;

861;862;

864,865

64

Контрольная работа по теме: «ОВР»

65,

66

Осуществление превращений с участием неорганических веществ (конкурсные задачи)

В.Н.Ушкалова,

Н.В.Иоанидис

Конкурсные задания по химии

5;8;12;13;

15;16;22;25

67,

68

Задачи на распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций

Гущин А.В. и др.

Задачи школьных олимпиад по химии

Стр.8 №3;

Стр.15 №1;

Стр.22 №1;

Стр.30 №3.

Список использованной литературы

  1. Н.Л.Глинка. Задачи и упражнения по общей химии. Ленинград «Химия» Ленинградское отделение, 1986.
  2. А.В.Гущин и др. Задачи школьных олимпиад по химии. Нижний Новгород, 2002.
  3. В.И.Дайнеко. Как научить школьника решать задачи по неорганической химии. М., Просвещение, 1987.
  4. М.В.Зуева, О.В.Зотова. Проверочные задания по химии. М., Просвещение, 1991.
  5. Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин. 2400 задач для школьников и поступающих а ВУЗы. М., Дрофа, 1999.
  6. Лекции МГУ «Термохимия и кинетика». М., МГУ, 1983.
  7. Перевод А.А. Фирера под редакцией П.Д.Саркисова. Химия и жизнь. (Солтерсовская химия). М., РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997.
  8. С.А. Пузаков, В.А.Попков. Пособие по химии. М., Высшая школа, 1999.
  9. С.Н.Савицкий, Н.П.Твердовский. Сборник задач и упражнений по неорганической химии. М., Высшая школа, 1976.
  10. Т.Э.Савич. Изучение закономерностей химических реакций. М., Просвещение, 1991.
  11. В.В.Сорокин, В.В.Загорский, И.В.Свитанько. Задачи химических олимпиад. Издательство Московского университета, 1989.
  12.  В.Н.Ушкалова, Н.В.Иоанидис. Конкурсные задания по химии. М., Просвещение, 2000.
  13. Г.П.хомченко, И.Г.Хомченко. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа, 1993.
  14. И.К.Цитович, П.Н.протасов. Методика решения расчётных задач по химии. М., Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Решение нестандартных и логических задач в 6 классе"

Программа предназначена для формирования у учащихся творческого и логического мышления,сообразительности,интереса к предмету,представления о математике как части общечеловеческой культуры....

Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"

Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...

элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, прим...

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...