элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

 

    Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы, которую можно начинать с учащимися 9-х классов.

    Способствуя удовлетворению потребностей и запросов учащихся, учитывая результаты итоговой государственной аттестации 2011г. по математике в  IX  и XIклассах и для организации качественной подготовки выпускников  к сдаче ЕГЭ, была разработана данная рабочая программа на 34 часа. Настоящая рабочая программа написана на основе пособий авторов:  Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами»  (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.- Краснодар: Просвещение.Юг.2010., П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998., Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 93города Краснодара

Программа

элективного курса по выбору

для учащихся 9-х классов

«Решение задач с параметрами»

Автор курса:

Хмара Светлана Евгеньевна

учитель математики МОУ СОШ № 93

муниципального образования город Краснодар                                                                                                                                

2011

Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

  1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  2. Выявление и развитие их математических способностей;
  3. Подготовка к сдаче экзамена в 9 классе и сдаче ЕГЭ в старшей школе.

Пояснительная записка

    Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

    Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

    Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами.

    Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

    Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

    В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме «Решение задач с параметрами».

    Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы, которую можно начинать с учащимися 9-х классов.

    Способствуя удовлетворению потребностей и запросов учащихся, учитывая результаты итоговой государственной аттестации 2011г. по математике в  IX  и XI классах и для организации качественной подготовки выпускников  к сдаче ЕГЭ, была разработана данная рабочая программа. Настоящая рабочая программа написана на основе пособий авторов:  Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами»  (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.- Краснодар: Просвещение.Юг.2010., П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998., Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.

Цель курса

  1. Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ГИА  и ЕГЭ.
  2. Расширить математические представления учащихся о приемах и методах решения задач с параметрами.
  3. Развитие  логического мышления и навыков исследовательской деятельности.
  4. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей.
  5. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
  6. Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ.

  Для реализации задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельные работы. Занятия должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком развития интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.      Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного исследовательского проекта.

Программа  рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Первоначальные сведения

3

2

Линейная функция

11

3

Квадратичная функция

12

4

Степень, корень, дробь

8

ИТОГО

34

  Содержание обучения

1.Первоначальные сведения. 3 часа

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.

Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с параметрами

 2. Линейная функция. 11 часов

График линейной функции, способы его преобразования. Кусочно-заданная функция.

Фиксируем параметры. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. Решения линейных неравенств, содержащих параметры.

  3. Квадратичная функция. 12 часов  

Квадратичная функция. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

  4. Степень, корень, дробь. 8 часов

Дробно-рациональная функция. Степенная функция график и свойства. Функция у=ее график и свойства. Рациональные уравнения с параметрами.

Защита индивидуальных  проектов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  1. Учащиеся должны знать понятие параметра;
  2. усвоить основные приемы и методы решения линейных и квадратных уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
  3. знать и применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
  4. проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
  5. знать зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
  6. уметь применять свойства функций при решении задач с параметрами;
  7. овладеть исследовательской деятельностью.

Литература

  1. Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами»  (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
  2. Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами»  (метод «графический – классический») 10-11 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
  3. Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами»  (метод «метод каркас функций») учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
  4. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
  5.  Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
  6. Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
  7. Обощающее повторение в курсе алгебры основной школы: учеб.пособие.-Краснодар: КубГУ, 2002
  8. Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа( под ред. Е.А.Семенко.-Краснодар: Просвещение – Юг, 2005-ч.1
  9. ЕГЭ.2010. Математика. Типовые задания/под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО
  10. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
  11. Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание материала

(разделы, темы)

Колич-

часов

Дата проведения

оборудование

По плану

Факти

чески

1

Первоначальные сведения

3

1.1

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр

1

ИКТ

1.2

Основные приемы решения задач с параметрам.

1

ИКТ

1.3

Решение простейших уравнений с параметрами

1

ИКТ

2

Линейная функция

11

2.2

График линейной функции, способы его преобразования

2

ИКТ

2.3

Кусочно-заданная функция

2

ИКТ

2.4

Фиксируем параметры

2

ИКТ

2.5

Решения линейных уравнений, содержащих параметры

3

2.6

Решения линейных неравенств, содержащих параметры

2

ИКТ

3

Квадратичная функция

12

3.1

Квадратичная функция

3

ИКТ

3.2

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры

5

ИКТ

3.3

Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами

4

ИКТ

4

Степень, корень, дробь

8

4.1

Дробно-рациональная функция

1

ИКТ

4.2

Степенная функция график и свойства

1

ИКТ

4.3

Функция у=ее график и свойства

1

ИКТ

4.4

Рациональные уравнения с параметрами

2

ИКТ

5.1

Итоговая контрольная работа

1

5.2

Защита индивидуальных проектов

2

ИТОГО

34

К.р.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Элективный курс для профильной подготовки обучающихся "Задачи с параметрами"

Элективный курс для профильной подготовки обучающихся составлен по программе повышенного уровня изучения данного предмета и помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ, где предъявляются более высокие требов...

Программа элективного курса по алгебре и началам анализа, 11 класс. "Решение задач с параметрами"

Рабочая прграмма для проведения элективного курса в 11 классе по теме "Решение задач с параметрами"...

Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный  курс  по  алгебре  для  10 - 11  классов  "Решение  уравнений  и  неравенств  с  параметрами"...

Элективный курс по алгебре "Задачи с параметрами"

Элективный курс  "Задачи с параметрами" предназначен для более углубленного изучения алгебры  в 11 классе, для подготовки учащихся куспешной сдачи единого государственного экзамена...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Решение задач с параметрами"

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование и разработку уроков к курсу"Решение задач с параметрами"...

Программа элективного курса для 11-ого класса «Задачи с модулями и параметрами»

Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 11 классов общеобразовательной школы к ЕГЭ и направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение боль...