Элективный курс по алгебре "Задачи с параметрами"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Элективный курс "Задачи с параметрами" предназначен для более углубленного изучения алгебры в 11 классе, для подготовки учащихся куспешной сдачи единого государственного экзамена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11e_elektiv.docx | 37.8 КБ |
11e_elektiv.docx | 37.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы элективного курса «Задачи с параметрами» А.Г. Прудских, Т.А. Шенцевой. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Образовательная программа «Задачи с параметрами» направлена на расширение школьного курса математики, подготовку к итоговой аттестации. Отличительной особенностью курса является систематизация и классификация заданий с параметром и методов их решения по основным разделам курса математики 10- 11 класса. Разделы программы свободно могут перемещаться в рамках курса, без ущерба для общей цели и результата, в зависимости от основной программы.
- На ЕГЭ, вступительных экзаменах, олимпиадах часто встречаются задачи с параметрами. В школьном курсе математики эти задачи рассматриваются пока крайне редко, бессистемно, поэтому при решении таких задач у выпускников обычно возникают затруднения. Но в государственном стандарте образования по математике отмечается, что в ближайшем будущем задачи с параметрами будут введены в школьный курс. Поэтому возникла необходимость создания такой программы.
Целью программы является формирование и развитие у учащихся логического мышления, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений и неравенств, содержащих параметр.
Задачи курса:
- систематизация знаний и умений по стержневым темам курса математики старшей школы;
- развитие творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе;
- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся; умение оценивать свои способности к математике и умению делать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения; подготовка к итоговой аттестации обучающихся.
Элективный курс рассчитан на 2 года, один час в неделю в 10 классе. Всего 35 ч.
Один час в неделю: 11 класс. Всего 34 ч. Содержание курса предусматривает индивидуальную и коллективную работу учащихся и предполагает работу с разными источниками информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
уметь
- решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения;
- излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований.
знать
- понятие параметра, модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- различные приёмы при решении показательных и комбинированных уравнений и систем;
- решать уравнения с модулем и параметром;
- применять различные приёмы решения показательных и комбинированных уравнений;
- нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств.
Результат изучения курса предполагает углубление имеющихся знаний по математике, развитие самостоятельной математической деятельности учащихся, качественную подготовку к сдаче экзамена по математике в форме ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование 10 кл.
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания |
10 класс | ||||
1 | Параметр: понятие, общие методы решения | 1 | 07.09 | |
2 | Параметр: понятие, общие методы решения | 1 | 14.09 | |
3 | Методы решения задач с параметром | 1 | 21.09 | |
4 | Методы решения задач с параметром | 1 | 28.09 | |
5 | Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к линейным | 1 | 05.10 | |
6 | Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к линейным | 1 | 12.10 | |
7 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | 19.10 | |
8 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | 26.10 | |
9 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | 09.11 | |
10 | Квадратные уравнения и неравенства. Самостоятельная работа №1 | 1 | 16.09 | |
11 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 23.09 | |
12 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 30.09 | |
13 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Тест | 1 | 07.12 | |
14 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 14.12 | |
15 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 21.12 | |
16 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Самостоятельная работа №2 | 1 | 28.12 | |
17 | Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами. | 1 | 18.01 | |
18 | Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами. | 1 | 25.01 | |
19 | Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами. | 1 | 01.02 | |
20 | Тригонометрия | 1 | 08.02 | |
21 | Тригонометрия | 1 | 15.02 | |
22 | Тригонометрия | 1 | 22.02 | |
23 | Тригонометрия | 1 | 01.03 | |
24 | Тригонометрия | 1 | 08.03 | |
25 | Тригонометрия | 1 | 15.03 | |
26 | Тригонометрия. Самостоятельная работа №3 | 1 | 22.03 | |
27 | Тригонометрия | 1 | 05.04 | |
28 | Тригонометрия | 1 | 12.04 | |
29 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 19.04 | |
30 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 26.04 | |
31 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 03.05 | |
32 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 10.05 | |
33 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 17.05 | |
34 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 24.05 | |
35 | Зачет | 1 | 31.05 |
Календарно-тематическое планирование 11 кл.
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания |
11 класс | ||||
36 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 06.09 | |
37 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 13.09 | |
38 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 20.09 | |
39 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 27.09 | |
40 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 04.10 | |
41 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 11.10 | |
42 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 18.10 | |
43 | Системы уравнений и неравенств. Тест | 1 | 25.10 | |
44 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 08.11 | |
45 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 15.11 | |
46 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 22.11 | |
47 | Задачи математического анализа | 1 | 29.11 | |
48 | Задачи математического анализа | 1 | 06.12 | |
49 | Задачи математического анализа | 1 | 13.12 | |
50 | Задачи математического анализа | 1 | 20.12 | |
51 | Самостоятельная работа №1 | 1 | 27.12 | |
52 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 17.01 | |
53 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 24.01 | |
54 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 31.01 | |
55 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 07.02 | |
56 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 14..02 | |
57 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 21.02 | |
58 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 28.02 | |
59 | Самостоятельная работа №2 | 1 | 07.03 | |
60 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 14.03 | |
61 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 21.03 | |
62 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 04.04 | |
63 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 11.04 | |
64 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 18.04 | |
65 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 25.04 | |
66 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 02.05 | |
67 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 08.05 | |
68 | Обобщающее занятие | 1 | 16.05 | |
69 | Обобщающее занятие. Зачет | 1 | 23.05 |
Содержание курса
Параметр: понятие, общие методы решения
Основная цель-определение уравнения и неравенства с параметром, области определения уравнения с параметром; общие приемы решения заданий с параметром. Учащимся раскрывается содержание понятия параметр, его интерпретация, основные теоремы.
Методы решения задач с параметром.
Основная цель- введение различных методов решения задач с параметром. Учащимся дается характеристика каждого метода решения задач с параметром; обоснование выбора метода решения. в зависимости от условия, вопроса задачи.
Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к линейным.
Основная цель - формирование навыка решения линейных уравнений и неравенств с параметром, а также уравнений и неравенств, приводимых к ним.
Квадратные уравнения и неравенства.
Основная цель - формирование навыка решения квадратных уравнений и неравенств с параметром, исследовать квадратный трехчлен, знаки корней в зависимости от параметра. определение квадратного трехчлена и квадратного уравнения, решения уравнений выделением полного квадрата, уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Методы решения квадратных неравенств. В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Дробно-рациональные уравнения и неравенства.
Основная цель - формирование навыка решения дробных уравнений, содержащих параметр, различных типов и различными методами.
Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами.
Основная цель - познакомить учащихся с графическим приемом решения заданий с параметрами, формировать умение использовать свойства функций при решении задач с параметрами. На практических занятиях рассмотреть свойства монотонности функций, ограниченности области значений, экстремальные свойства.
Тригонометрия.
Основная цель-введение методов решения тригонометрических задач с параметром: преобразование выражений, решение уравнений и неравенств. В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Показательные уравнения и неравенства.
Основная цель -формирование навыка оценки основания степени, решения показательных уравнений и неравенств различного вида.
Зачет.
Основная цель - подведение итогов изучения курса «Параметр» в 10 -11классах.
Программа предусматривает: самостоятельных работ 2, зачетов - 1.
Формы и средства контроля
Всего | ||
Самостоятельные работы | 2 | 2 |
Зачет | 1 | 1 |
Контроль знаний учащихся осуществляется в форме самостоятельных работ, а также зачета.
Критерии оценки:
- «5»- в решении нет математических ошибок,
- «4»- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта,
- «3»- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, «2»- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- «1» - полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Учебно- методические средства обучения
Литература для учащихся
1.П.И.Горштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами
«Илекса» М.,2005
2.К.П.Сикорский Дополнительные главы по курсу математики. М., «Просвещение», 1996.
М.Л.Галицкий Сборник задач по алгебре 8-9 кл. М. «Просвещение», 2000.
3. С.М. Крамор. Примеры с параметрами и их решения.М.Аркти.2001.
4.В.В.Локоть. Задачи с параметрами и их решения.Тригонометрия.М.Аркти.2002.
5.И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10, 11 класса средней школы.М.1989.
6. http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГ
Литература для учителя:
1.М.Я.Выгодский Справочник по элементарной математике. М. «Астель Аст», 2003
2. И.С. Петряков Математические кружки. М. « Просвещение», 1997
3. Л.Я.Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М. «Илекса», 2006
4. А.П.Карп Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. М., «Просвещение», 1999
5. В.В.Амелькин, В.Рабцевич. Задачи с параметром. Минск. 1996.
6. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами. М. «Илекса».2005.
7. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.М.1989.
8. А.Х.Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ.С.-Петербург.М. 2004.
9.С.А.Субханкулова. Задачи спараметроми. Илекса.2010
10. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки
Оборудование
- Портреты выдающихся деятелей математики
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Экран навесной.
- Доска магнитная.
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
- Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
Самостоятельная работа №1 10 кл
Вариант 1
1. .Решите уравнение a+3ax- (a+2) =0
2. Найдите все значения параметра а, при которых сумма корней и сумма квадратов корней уравнения равны2ах +2а -1=0
.
Вариант 2
1. .Решите уравнение
2. Найдите все значения параметра а, при которых оба корня уравнения больше -1.
Самостоятельная работа №2
Вариант 1
1..При каких значениях параметра а неравенство (а-1)-4ха+4 справедливо при всех х0 ?
2..Решить неравенство при всех значениях параметра а.
Вариант 2
1..При каких значениях параметра а неравенство (а+4)- 3ах +2 -5а0
справедливо при всех х0 ?
2..Решить неравенство при всех значениях параметра а 6.
Самостоятельная работа №3
Вариант 1
1..При каких значениях параметра а уравнение -(а+0,5)+0,5а=0 имеет ровно три корня на отрезке ?
2. При каких значениях параметра а число π является периодом функции f(х)= ?
3. При каких значениях параметра а уравнения являются равносильными , 4 а.
Вариант 2
1..При каких значениях параметра а уравнение
2(+1) +1=0 не имеет решений?
2. Найдите наименьшее положительное значение параметра а , при котором функция f(х)=3а- 2 ) является нечетной?
3.Сколько решений имеет уравнение интервале ?
Самостоятельная работа №1 11класс
Вариант 1
- Найти все значения параметра а , при которых функция
F (х) = 2+48ах +6х-5 возрастает на всей числовой прямой.
2 .При каких значениях параметра а наибольшее значение функции
f(х)=+5а+2а на отрезке достигается в двух различных точках?
3.В пирамиде АВСД проводятся сечения параллельные ребрам АД и ВС. В каком отношении сечение наибольшей площади делит ребро АС ?
Вариант 2
1.При каких значениях параметра а из точки М(а,-1) можно провести три различные касательные к графику функции f(х)=?
2. При каких значениях параметра а наименьшее значение функции
f(х)= на промежутке достигается на правом конце ?
3.В правильную четырехугольную пирамиду вписан шар..Второй шар , имеющий радиус 1, касается первого шара и всех боковых граней пирамиды. При каком значении радиуса первого шара пирамида имеет наименьший объем ?
Самостоятельная работа №2
Вариант 1
1.Найдите все значения параметра а при которых множество решений неравенства содержит точку х=1.
2. Для каждого значения с решите неравенство
Вариант 2
1 Найдите все значения параметра а, при котором уравнение
= имеет два различных решения.
2. Для каждого значения с решите неравенство с -2(с-1)
Зачёт
Вариант 1
- Найти все значения параметра а , при которых функция
F (х) = 2+48ах +6х-5 возрастает на всей числовой прямой.
2 .При каких значениях параметра а наибольшее значение функции
f(х)=+5а+2а на отрезке достигается в двух различных точках?
3.В пирамиде АВСД проводятся сечения параллельные ребрам АД и ВС. В каком отношении сечение наибольшей площади делит ребро АС ?
Вариант 2
1.При каких значениях параметра а из точки М(а,-1) можно провести три различные касательные к графику функции f(х)=?
2. При каких значениях параметра а наименьшее значение функции
f(х)= на промежутке достигается на правом конце ?
3.В правильную четырехугольную пирамиду вписан шар..Второй шар , имеющий радиус 1, касается первого шара и всех боковых граней пирамиды. При каком значении радиуса первого шара пирамида имеет наименьший объем
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы элективного курса «Задачи с параметрами» А.Г. Прудских, Т.А. Шенцевой. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Образовательная программа «Задачи с параметрами» направлена на расширение школьного курса математики, подготовку к итоговой аттестации. Отличительной особенностью курса является систематизация и классификация заданий с параметром и методов их решения по основным разделам курса математики 10- 11 класса. Разделы программы свободно могут перемещаться в рамках курса, без ущерба для общей цели и результата, в зависимости от основной программы.
- На ЕГЭ, вступительных экзаменах, олимпиадах часто встречаются задачи с параметрами. В школьном курсе математики эти задачи рассматриваются пока крайне редко, бессистемно, поэтому при решении таких задач у выпускников обычно возникают затруднения. Но в государственном стандарте образования по математике отмечается, что в ближайшем будущем задачи с параметрами будут введены в школьный курс. Поэтому возникла необходимость создания такой программы.
Целью программы является формирование и развитие у учащихся логического мышления, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений и неравенств, содержащих параметр.
Задачи курса:
- систематизация знаний и умений по стержневым темам курса математики старшей школы;
- развитие творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе;
- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся; умение оценивать свои способности к математике и умению делать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения; подготовка к итоговой аттестации обучающихся.
Элективный курс рассчитан на 2 года, один час в неделю в 10 классе. Всего 35 ч.
Один час в неделю: 11 класс. Всего 34 ч. Содержание курса предусматривает индивидуальную и коллективную работу учащихся и предполагает работу с разными источниками информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
уметь
- решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения;
- излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований.
знать
- понятие параметра, модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- различные приёмы при решении показательных и комбинированных уравнений и систем;
- решать уравнения с модулем и параметром;
- применять различные приёмы решения показательных и комбинированных уравнений;
- нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств.
Результат изучения курса предполагает углубление имеющихся знаний по математике, развитие самостоятельной математической деятельности учащихся, качественную подготовку к сдаче экзамена по математике в форме ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование 10 кл.
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания |
10 класс | ||||
1 | Параметр: понятие, общие методы решения | 1 | 07.09 | |
2 | Параметр: понятие, общие методы решения | 1 | 14.09 | |
3 | Методы решения задач с параметром | 1 | 21.09 | |
4 | Методы решения задач с параметром | 1 | 28.09 | |
5 | Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к линейным | 1 | 05.10 | |
6 | Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к линейным | 1 | 12.10 | |
7 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | 19.10 | |
8 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | 26.10 | |
9 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | 09.11 | |
10 | Квадратные уравнения и неравенства. Самостоятельная работа №1 | 1 | 16.09 | |
11 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 23.09 | |
12 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 30.09 | |
13 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Тест | 1 | 07.12 | |
14 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 14.12 | |
15 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 1 | 21.12 | |
16 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Самостоятельная работа №2 | 1 | 28.12 | |
17 | Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами. | 1 | 18.01 | |
18 | Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами. | 1 | 25.01 | |
19 | Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами. | 1 | 01.02 | |
20 | Тригонометрия | 1 | 08.02 | |
21 | Тригонометрия | 1 | 15.02 | |
22 | Тригонометрия | 1 | 22.02 | |
23 | Тригонометрия | 1 | 01.03 | |
24 | Тригонометрия | 1 | 08.03 | |
25 | Тригонометрия | 1 | 15.03 | |
26 | Тригонометрия. Самостоятельная работа №3 | 1 | 22.03 | |
27 | Тригонометрия | 1 | 05.04 | |
28 | Тригонометрия | 1 | 12.04 | |
29 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 19.04 | |
30 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 26.04 | |
31 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 03.05 | |
32 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 10.05 | |
33 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 17.05 | |
34 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | 24.05 | |
35 | Зачет | 1 | 31.05 |
Календарно-тематическое планирование 11 кл.
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания |
11 класс | ||||
36 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 06.09 | |
37 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 13.09 | |
38 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 20.09 | |
39 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 27.09 | |
40 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 04.10 | |
41 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | 11.10 | |
42 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 18.10 | |
43 | Системы уравнений и неравенств. Тест | 1 | 25.10 | |
44 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 08.11 | |
45 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 15.11 | |
46 | Системы уравнений и неравенств | 1 | 22.11 | |
47 | Задачи математического анализа | 1 | 29.11 | |
48 | Задачи математического анализа | 1 | 06.12 | |
49 | Задачи математического анализа | 1 | 13.12 | |
50 | Задачи математического анализа | 1 | 20.12 | |
51 | Самостоятельная работа №1 | 1 | 27.12 | |
52 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 17.01 | |
53 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 24.01 | |
54 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 31.01 | |
55 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 07.02 | |
56 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 14..02 | |
57 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 21.02 | |
58 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 28.02 | |
59 | Самостоятельная работа №2 | 1 | 07.03 | |
60 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 14.03 | |
61 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 21.03 | |
62 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 04.04 | |
63 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 11.04 | |
64 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 18.04 | |
65 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 25.04 | |
66 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 02.05 | |
67 | Параметр в заданиях ЕГЭ | 1 | 08.05 | |
68 | Обобщающее занятие | 1 | 16.05 | |
69 | Обобщающее занятие. Зачет | 1 | 23.05 |
Содержание курса
Параметр: понятие, общие методы решения
Основная цель-определение уравнения и неравенства с параметром, области определения уравнения с параметром; общие приемы решения заданий с параметром. Учащимся раскрывается содержание понятия параметр, его интерпретация, основные теоремы.
Методы решения задач с параметром.
Основная цель- введение различных методов решения задач с параметром. Учащимся дается характеристика каждого метода решения задач с параметром; обоснование выбора метода решения. в зависимости от условия, вопроса задачи.
Линейные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства приводимые к линейным.
Основная цель - формирование навыка решения линейных уравнений и неравенств с параметром, а также уравнений и неравенств, приводимых к ним.
Квадратные уравнения и неравенства.
Основная цель - формирование навыка решения квадратных уравнений и неравенств с параметром, исследовать квадратный трехчлен, знаки корней в зависимости от параметра. определение квадратного трехчлена и квадратного уравнения, решения уравнений выделением полного квадрата, уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Методы решения квадратных неравенств. В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Дробно-рациональные уравнения и неравенства.
Основная цель - формирование навыка решения дробных уравнений, содержащих параметр, различных типов и различными методами.
Графические интерпретации. Свойства функций в задачах с параметрами.
Основная цель - познакомить учащихся с графическим приемом решения заданий с параметрами, формировать умение использовать свойства функций при решении задач с параметрами. На практических занятиях рассмотреть свойства монотонности функций, ограниченности области значений, экстремальные свойства.
Тригонометрия.
Основная цель-введение методов решения тригонометрических задач с параметром: преобразование выражений, решение уравнений и неравенств. В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Показательные уравнения и неравенства.
Основная цель -формирование навыка оценки основания степени, решения показательных уравнений и неравенств различного вида.
Зачет.
Основная цель - подведение итогов изучения курса «Параметр» в 10 -11классах.
Программа предусматривает: самостоятельных работ 2, зачетов - 1.
Формы и средства контроля
Всего | ||
Самостоятельные работы | 2 | 2 |
Зачет | 1 | 1 |
Контроль знаний учащихся осуществляется в форме самостоятельных работ, а также зачета.
Критерии оценки:
- «5»- в решении нет математических ошибок,
- «4»- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта,
- «3»- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, «2»- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- «1» - полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Учебно- методические средства обучения
Литература для учащихся
1.П.И.Горштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами
«Илекса» М.,2005
2.К.П.Сикорский Дополнительные главы по курсу математики. М., «Просвещение», 1996.
М.Л.Галицкий Сборник задач по алгебре 8-9 кл. М. «Просвещение», 2000.
3. С.М. Крамор. Примеры с параметрами и их решения.М.Аркти.2001.
4.В.В.Локоть. Задачи с параметрами и их решения.Тригонометрия.М.Аркти.2002.
5.И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10, 11 класса средней школы.М.1989.
6. http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГ
Литература для учителя:
1.М.Я.Выгодский Справочник по элементарной математике. М. «Астель Аст», 2003
2. И.С. Петряков Математические кружки. М. « Просвещение», 1997
3. Л.Я.Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М. «Илекса», 2006
4. А.П.Карп Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. М., «Просвещение», 1999
5. В.В.Амелькин, В.Рабцевич. Задачи с параметром. Минск. 1996.
6. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами. М. «Илекса».2005.
7. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.М.1989.
8. А.Х.Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ.С.-Петербург.М. 2004.
9.С.А.Субханкулова. Задачи спараметроми. Илекса.2010
10. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки
Оборудование
- Портреты выдающихся деятелей математики
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Экран навесной.
- Доска магнитная.
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
- Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
Самостоятельная работа №1 10 кл
Вариант 1
1. .Решите уравнение a+3ax- (a+2) =0
2. Найдите все значения параметра а, при которых сумма корней и сумма квадратов корней уравнения равны2ах +2а -1=0
.
Вариант 2
1. .Решите уравнение
2. Найдите все значения параметра а, при которых оба корня уравнения больше -1.
Самостоятельная работа №2
Вариант 1
1..При каких значениях параметра а неравенство (а-1)-4ха+4 справедливо при всех х0 ?
2..Решить неравенство при всех значениях параметра а.
Вариант 2
1..При каких значениях параметра а неравенство (а+4)- 3ах +2 -5а0
справедливо при всех х0 ?
2..Решить неравенство при всех значениях параметра а 6.
Самостоятельная работа №3
Вариант 1
1..При каких значениях параметра а уравнение -(а+0,5)+0,5а=0 имеет ровно три корня на отрезке ?
2. При каких значениях параметра а число π является периодом функции f(х)= ?
3. При каких значениях параметра а уравнения являются равносильными , 4 а.
Вариант 2
1..При каких значениях параметра а уравнение
2(+1) +1=0 не имеет решений?
2. Найдите наименьшее положительное значение параметра а , при котором функция f(х)=3а- 2 ) является нечетной?
3.Сколько решений имеет уравнение интервале ?
Самостоятельная работа №1 11класс
Вариант 1
- Найти все значения параметра а , при которых функция
F (х) = 2+48ах +6х-5 возрастает на всей числовой прямой.
2 .При каких значениях параметра а наибольшее значение функции
f(х)=+5а+2а на отрезке достигается в двух различных точках?
3.В пирамиде АВСД проводятся сечения параллельные ребрам АД и ВС. В каком отношении сечение наибольшей площади делит ребро АС ?
Вариант 2
1.При каких значениях параметра а из точки М(а,-1) можно провести три различные касательные к графику функции f(х)=?
2. При каких значениях параметра а наименьшее значение функции
f(х)= на промежутке достигается на правом конце ?
3.В правильную четырехугольную пирамиду вписан шар..Второй шар , имеющий радиус 1, касается первого шара и всех боковых граней пирамиды. При каком значении радиуса первого шара пирамида имеет наименьший объем ?
Самостоятельная работа №2
Вариант 1
1.Найдите все значения параметра а при которых множество решений неравенства содержит точку х=1.
2. Для каждого значения с решите неравенство
Вариант 2
1 Найдите все значения параметра а, при котором уравнение
= имеет два различных решения.
2. Для каждого значения с решите неравенство с -2(с-1)
Зачёт
Вариант 1
- Найти все значения параметра а , при которых функция
F (х) = 2+48ах +6х-5 возрастает на всей числовой прямой.
2 .При каких значениях параметра а наибольшее значение функции
f(х)=+5а+2а на отрезке достигается в двух различных точках?
3.В пирамиде АВСД проводятся сечения параллельные ребрам АД и ВС. В каком отношении сечение наибольшей площади делит ребро АС ?
Вариант 2
1.При каких значениях параметра а из точки М(а,-1) можно провести три различные касательные к графику функции f(х)=?
2. При каких значениях параметра а наименьшее значение функции
f(х)= на промежутке достигается на правом конце ?
3.В правильную четырехугольную пирамиду вписан шар..Второй шар , имеющий радиус 1, касается первого шара и всех боковых граней пирамиды. При каком значении радиуса первого шара пирамида имеет наименьший объем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....
Программа элективного курса "Решение задач с параметром" (10 класс)
К программе элективного курса прилагаются дидактические материалы для занаятий....
Элективный курс "Решение уравнений с параметрами для элементарных функций"
Элективный курсРешение уравнений с параметрами для элементарных функций Харитонова Наталья Евгеньевна учитель математики высшей категории Введение. МОУ Лыкошинск...
Программа элективного курса "Решение задач с параметрами", 10-11 кл.
Данный элективный курс расчитан для реализации в рамках профильной программы по математике в 10-11 классах и направлен на успешное выполнение заданий части "С" КИМов ЕГЭ...
Программа элективного курса "Решение задач с параметрами"
Программа элективного курса предназначена для профильных классов...
Элективный курс "Решение задач с параметрами"
Данный курс можно проводить в 11 классе....
Программа элективного курса «Решение задач с параметрами»
Одной из основных задач, стоящих перед современной школой является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать свой творческий потенциал. В связи с этим необходимо у учащихся...