Технологическая карта по теме "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Медведева Ирина Сергеевна

В разработке представлена технологическая карта по теме урока для 8 класса. Также файл содержит конспект урока и презентацию, которая станет незаменимым помощником во время урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4-5. ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ. СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ.

Технологическая карта

Тип урока: изучение нового материала

Этап урока, время организации этапа урока

Дидактические задачи этапа урока

Используемые методы, приёмы и средства обучения

Деятельность учеников

Результаты этапа урока

Предметные УУД

ПУУД, РУУД, КУУД, ИКТК,

Личностные (Л)

1.Организационный

(1 минута).

Проверка готовности учащихся к уроку.

Выявление отсутствующих, наличие учебников и тетрадей.

Готовят к уроку учебники и тетради.

-

РУУД: самооценка готовности к уроку

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний. (5 минут).

Закрепить знания учащихся о химических и физических явлениях. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего  задания всеми учащимися. Выявление пробелов и их коррекция.

Беседа о признаках химических и физических явлений.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе.

Закрепление знания понятий «химические явления» и «физические явления», а также умение различать их по соответствующим признакам.

ПУУД: овладение навыками установления причинно-следственных связей. Л: внесение необходимых дополнений и корректив в  план своих действий; осознание того, что уже усвоено.

3.Целеполагание познания.

(2 минуты).

Сформулировать цель познания: усвоить понятия «чистые вещества» и «смеси», освоить способы разделения смесей и умение различать виды смесей.

Беседа о различиях чистых веществ и смесей.

Слушают учителя и формулируют цель познания.

Понимание необходимости знаний о видах смесей и способах их разделения.

РУУД: определение цели деятельности.

4.Организация процесса познания. (10 минут).

Развить мотивацию познавательной деятельности учащихся.

Вызвать желание учащихся в изучении понятий «чистые вещества» и «смеси», а также видов смесей и распространённости их в повседневной жизни.

Организация  процесса учебного познания по изучению чистых веществ и смесей с использованием реактивов и химической посуды.

Самостоятельно формулируют понятия «чистое вещество» и «смеси», учатся различать виды смесей на основе демонстрационного эксперимента, сопровождаемого комментариями учителя.

Изучение вопроса о применении смесей и чистых веществ на производствах и в быту.

Л: Развитие смыслообразования.

КУУД: использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

5. Усвоение новых знаний о способах разделения различных видов смесей.

(15 минут).

Изучение способов разделения, характерных для гомогенных смесей: адсорбция, выпаривание, дистиляция (перегонка). Изучение способов разделения, характерных для гетерогенных смесей: действие магнита, декантация, отстаивание, фильтрование.

Обеспечение восприятия и осознания нового материала.

Осмысление связи в объектах изучения.

Организация индивидуальной работы по изучению способов разделения гомогенных и гетерогенных смесей.

Строят свои гипотезы и прогнозы, чтобы ответить на вопрос, какими способами можно разделить смеси.

Ведут наблюдения за ходом химического эксперимента и по его результатам самостоятельно делают выводы о признаках, на которых основаны данные способы разделения смесей.

Нахождение взаимосвязи между видом смеси и способом её разделения.

ПУУД: построение гипотезы и прогнозирования способов разделения смесей, развитие умения вести наблюдения за ходом химического эксперимента и на его основе делать выводы.

КУУД: обсуждение идей участников  образовательного процесса.

РУУД: составление плана и последовательности действий.

6. Первичное повторение и закрепление полученных знаний. (10 минут).

Закрепить знания учащихся о видах смесей и понятиях «чистые вещества» и «смеси». Выявление и исправление неверных представлений и обнаружение пробелов.

Выполнение тренировочных упражнений по учебнику и слайдам презентации.

Выполняют тренировочные упражнения, закрепляют знания о видах смесей и способах их разделения, связывают с примерами из жизни.

Освоение информации о распространенности чистых веществ и семей в повседневной жизни и их применение в быту и на производствах.

Л: развитие смыслообразования.

РУУД:  развитие осознания того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

ПУУД: развитие умения проводить анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

КУУД: развитие готовности слушать собеседника и вести диалог.

7. Подведение итогов урока.

(2 минуты).

Подведение итогов процесса познания.

Обеспечение понимания цели и содержания выполнения домашнего задания. Дать анализ и оценку успешности достижения поставленной цели.

Беседа или прием интерактивного обучения, направленный на определение того, что учащиеся познали нового.

Отвечают на вопросы, делают умозаключения.

Подводят итог о способах разделения различных видов смесей.

Анализирую свои высказывания и предположения, сделанные в начале урока, самостоятельно дополняют их новыми сведениями и исправляют допущенные ошибки.

Закрепления умений строить причинно-следственные связи между видом смеси и способом её разделения.

РУУД: развитие  самоанализа результатов познания, развитие рефлексии.

Конспект урока 4-5

Тема: Чистые вещества и смеси. Методы разделения и очистки веществ.

Цели урока

Обучения: усвоить понятия «чистое вещество» и «смесь», изучить виды смесей и способы их разделения.

Развития: развитие умения отличать в реальной жизни чистые вещества от смесей, гомогенные от гетерогенных смесей, освоить способы разделения смесей. Развитие способности вести наблюдения за химическим экспериментом и делать из него соответствующие выводы на примере изучения процессов разделения смесей веществ.

Воспитания: Продолжить формирование интереса к предмету на основе ознакомления со сведениями о применении смесей в обычной жизни. Воспитание мировоззренческих идей целостного формирования личности на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Средства обучения

1. Учебник.

2. Д-1. Чистые вещества и смеси: бусины двух разных видов, две фарфоровые чашки.

3. Д-2. Гомогенные и гетерогенные смеси: два химических стакана, раствор соли в воде, смесь воды и песка.

4. Л-1. Разделение гомогенной смеси методом выпаривания: тонкое стекло, тигельные щипцы, спиртовка, спички, песок, концентрированный раствор хлорида натрия в воде, стеклянная палочка, стакан.

5. Видеоролик «Дистилляция воды».

6. Презентация «Чистые вещества и смеси».

Чистые вещества и смеси. Методы разделения и очистки веществ.

Ход урока

Этап 1. Организационный (1 минута)

Учитель проверяет готовность класса к уроку: наличие учебников и тетрадей, отмечает отсутствующих.

Этап 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний. (5 минут)

Учитель организует беседу о признаках химических и физических явлений. Учащиеся объясняют, чем отличаются химические явления от физических, демонстрируют умение отличать эти явления и приводить примеры таких явлений.

Учащиеся участвуют в беседе, выполняют индивидуальные и групповые задания и отвечают на поставленные вопросы.

В процессе индивидуальной и групповой проверочной работы по изученному материалу учитель определяет уровень усвоения учащимися изученного материала.

Этап 3. Целеполагание познания (2 минуты)

Учитель демонстрирует учащимся бусины двух разных видов, акцентирует внимание на разных, но постоянных свойствах этих бусин, затем смешивает их в одной посуде и вновь обращает внимание учащихся на то, что бусины не поменяли своих свойств, а смесь представляет собой совокупность этих бусин.

Учитель спрашивает, можно ли разделить эту смесь и если можно, то как?

Ученики формулируют цель урока и пути ее достижения.

Этап 4. Организация процесса познания (10 минут)

Вначале процесса познания ученикам задаётся вопрос: можно ли разделить увиденные смеси (Д-2)? Все варианты ответов учителем фиксируются на доске и сохраняются до конца урока для сопоставления, что знали и что узнали нового. Учитель заслушивает ответы учеников, при этом в ходе беседы не стремится к направлению их мыслительной деятельности, а только констатирует все возможные варианты ответов и фиксирует их на доске. Если в ответах учеников были допущены неточности или неверные предположения, то ученики сами их смогут исправить по окончании изучения темы.

Затем учитель организует обсуждение вопроса: какие методы разделения гомогенных и гетерогенных смесей учащиеся знают? На каком свойстве веществ основываются эти методы? Чем отличаются методы перегонки и дистилляции? Ученики самостоятельно находят ответы, прочитывая текст учебника §4. По итогам прочитанного проводится обобщение, ученики определяют, какие способы разделения гомогенных и гетерогенных смесей применяются и в чем заключается их суть и механизм.

Этап 5. Усвоение новых знаний способах разделения смесей (15 минут)

При изучении способов разделения смесей на основе демонстрационного опыта (Л-1) ученики выполняют наблюдения, описывают происходящие процессы, анализируют результаты эксперимента.

Этап 6. Первичное повторение и закрепление полученных знаний (10 минут)

Ученики выполняют задание, приведенное на слайде презентации, и задания 1, 2 на стр. 34 их учебника.

Этап 7. Подведение итогов урока (2 минуты)

В ходе беседы ученики высказываются о том, что нового и каким образом они узнали на уроке. В итоге беседы происходит закрепление и систематизация полученных знаний о чистых веществах, смесях и способах их разделения. Происходит восполнение недостающих компонентов изучаемого материала.

В конце урока выставляются отметки и дается домашнее задание.

Д/З: § 3-4, у. 2 стр. 29; у.3 стр. 35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.                           Способы ра...

Чистые вещества и смеси.Способы разделение смесей и их использование.

Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"...

Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей...

Урок 4. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Разработка содержит подробный конспект урока, рабочий лист и домашнее задание. Урок составлен в соответствии с УМК «Химия», Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А....