Предметная неделя
методическая разработка по химии


Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведенного мероприятия

Учитель химии МБОУ «Средняя школа №8№

Красавина Е.Ф.

Девиз: «Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать на деле»

Аристотель

Правила игры: интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках занятости обучающихся в зимний каникулярный период. Для оценки работы готовится материал, призванной следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута.

Оформление: презентация, цитаты

«Сколько голов – столько умов»

«Дело – делу учит»

«Ум имей хоть маленький – да свой»

«Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться»

Инструкция к игре.

1. Каждому обучающему предлагается по 6 вопросов из различных областей знаний: химии, физики, биологии и географии. Вопросы подготовлены преподавателями.

2. Обучающиеся отвечают по очереди, выбирая любой из предложенных им вопросов.

3. На обдумывание вопроса отводится одна минута.

4. За верный ответ получают 1 балл.

5. Если обучающийся не дал верный ответ, то могут ответить другие студенты. За верный ответ на вопрос соперника получает 0,5 балла.

6. Победившей считается обучающийся, набравший большее количество баллов.

7. Если по результатам игры несколько человек набрали одинаковое количество баллов, то проводится “Блиц – опрос”: ведущий по очереди задает одинаковое количество вопросов каждому участнику, на обдумывание отводится 20 секунд.

8. Результаты игры заносятся в протокол.

9. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Ход мероприятия

Добрый вечер, уважаемые зрители! Сегодня у нас интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Против команды знатоков играют педагоги. Попросим участников знатоков занять свои места.

Сегодня им потребуются знания по физике, химии, биологии, географии, и, конечно же, эрудиция! Пожелаем им успеха!

Один раз за игру участник может обратиться за помощью к «магистру» (выбирают из зрителей) и один раз воспользоваться помощью педагога и выбрать один из предложенных ответов. Задача зрителей – определить лучшего игрока команды.

Тернист, но славен путь познания и открытий. И только тот достигнет успеха, кто не страшась трудностей, самозабвенно и бескорыстно служит науке. Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре!

Итак, мы начинаем.

Вопросы:

  1. Ядовитый газ, применяемый как отравляющее вещество во время первой мировой войны. (хлор)
  2. Об его открытии газеты писали, что люди на его снимках выглядят не просто в обнаженном, а в каком-то извращенном виде. Кто этот учёный и о каком его изобретении идет речь. (рентген, рентгеновские снимки)
  3. Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? (петух)
  4. Город, в название которого входит планета и дерево. (Марсель)
  5. Это вещество пользуется широкой популярностью среди населения, особенно детского. Оно применяется доктором Айболитом для лечения ревматизма, бронхита, для обеззараживания ран, дезинфекции рук хирурга. Его открыл в 1811 г. француз Куртуа и тогда его впервые применили для лечения зобной болезни. (Йод)
  6. Два тела сначала находились в состоянии покоя. Затем в результате некоего взаимодействия масса второго тела обратилась в ноль, а первое тело стало двигаться с ускорением свободного падения. О каком явлении идет речь, что получается в результате этого явления.(А и Б сидели на трубе)
  7. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (яблоко)
  8. Разгадайте олимпийский девиз, зашифрованный с помощью физических величин:
  9. Всего в этой стране насчитывается 166 888 озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? (финляндия).
  10. Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина)
  11. Ребус, отгадай пословицу
  12. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угля. Какую роль играет уголь? (древесный уголь).

Дополнительные вопросы (на случай если равное количество баллов у команд, до первого неправильного ответа.):

  1. Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее наружных стен, даже если стены выкрашены темной краской?

Ответ. Потому что отражение света от стены всегда больше, чем отражение от прозрачных, т.е. пропускающих свет, окон.

  1. Назовите имя французского ученого-океанографа (человека, изучающего проблемы мирового океана) и название его судна.

Ответ. Жак-Ив Кусто, “Калипсо”.

  1. Какой ученый является автором химического языка?

Ответ. Берцелиус

  1. Можно ли приблизиться к линии горизонта.

Ответ. Нельзя приблизиться из-за шарообразности Земли

  1. У человека 10 пальцев рук. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ. 50.

  1. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

Ответ. Холодная вода плохо всасывается растениями, так как понижается корневое

давление и уменьшается сосущая сила

Загадки по биологии

1. Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)

2. Стоит бочка, на бочке кочка, на кочке - лес. (Человек.)

3. Вьётся верёвка, на конце - головка. (Змея)

4. Рот есть - не говорю, глаза есть - не мигаю. (Рыба.)

5. На ветках - плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

6. Явился в жёлтой шубке - прощайте две скорлупки.(Цыплёнок)

Загадки о химических элементах

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)

У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)

Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит, алмаз.
Я на улице, в школе, в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (С)

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)

Давно известна человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Cu)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)

Загадки по географии.

Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
то покажешь весь свет. (Глобус)

Море есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя
Луга есть - косить нельзя. (Карта)

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.)

Летом – молчит, лежит- молчит
Когда умрёт, тогда запоёт. (Снег)

Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

Аукцион

  1. Идет с молотка изящный, легкий, прозрачный предмет, который вы можете использовать в самых разнообразных целях как свисток, как емкость для малого количества жидкости, как футляр для ручки.

Что это? Продано. Мы поздравляем вас. Вы стали обладателем пробирки.

Хлеб – голова! А что ее мозги?

Она нужна как воздух там и тут,

Чтоб шло в природе вечное кружение

И пусть же сей химический продукт

Вершит всей жизни вечное движение.

Она не просто элемент стола

Для вас она, теперь уж, без сомненья

Химическое есть соединение.

Итак, с молотка идет химическое соединение, элемент стола, «мозги» хлеба. Продано! Поздравляем, вы стали обладателем поваренной соли. Неплохие покупки!

  1. А теперь с молотка идет предмет, изготовленный из простого вещества. Символ этого химического элемента находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до водорода. С помощью предмета, изготовленного из этого вещества, вы сможете выделить водород из соляной кислоты, а также найдете ему широкое применение в домашнем хозяйстве.

Что же это за предмет? Продано! Вы стали обладателем большого железного гвоздя! Поздравляем вас!

Прошу педагогов подвести текущие итоги игры . А мы объявляем в нашем интеллектуальном казино литературную паузу.

Приходит в школу ученик

И думает отважно:

«Предмет я этот не постиг,

Но это и не важно!

Зачем мне без толку учить

Проклятых формул знаки.

Ведь это ж не врагов убить!

Помочь не может в драке!»

Конечно, мальчик в чем-то прав,

Ведь для него важнее

Разбить врагов всех в пух и прах

И победить злодеев.

Но все ж напрасно он в мечтах

О боевых наградах

Забыл, что химия – не враг,

Бороться с ней не надо!

Ведь если б больше он учил

Состав веществ и знаки,

Он смог бы просто получить

Оружие для драки.

Знай, химия живет кругом,

С ней враждовать не надо,

Ведь даже порох без нее

Не принесешь со склада.

Да, химия всегда везде

Тем людям помогает,

Кто никогда, никак, нигде

Ее не забывает!

Интегрированная игра по химии и биологии «Что? Где? Когда?»

Цель:

Образовательная:

1. Повторить, систематизировать знания учащихся;

2. Расширять кругозор учащихся по предметам естественно-научного цикла;

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам географии, физики, химии, биологии.

Развивающая:

1. Развить способности логического мышления учащихся;

2. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

3. Развивать память, внимание

4. Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Воспитательная:

1. Воспитать умение и навыки работы в команде;

2. Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

3. Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

4. Воспитывать инициативность и активность,

5. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Девиз: «Будущего скакуна ищи среди жеребят, будущего мудреца – среди сегодняшних ребят». (Казахская пословица)

Технология игры: по принципу телевизионной игры: «Что? Где? Когда?». Из учащихся 8-11 классов выбирается 6 игроков, один из участников назначается капитаном команды.

Ход игры:

  1. Вступительное слово.

Еще раз, здравствуйте, дорогие знатоки, зрители и телезрители. Сегодня мы с вами проверим знания знатоков по химии. Итак, приглашаются знатоки (Ф.И. участников). Сегодня с нами играют (Ф.И. приготовивших вопросы).

Интересы знатоков будет защищать завуч по учебной части, учитель биологии и химии – Бабайцева Р.Н. Интересы телезрителей, приславших вопросы, защищает директор школы , учитель математики – Байгалым А.Б.

Напоминаем правила игры. На игровом столе 12 секторов- 12 вопросов. На обсуждение вопроса дается 1 минута, блиц- 30 секунд на каждый. В случае досрочного ответа команда получает дополнительную минуту обсуждения. Игра идет до 6 очков. Если команда выигрывает со счетом 6:0, состоится вторая игра. Вечер разнообразят музыкальные паузы.

Сегодня по итогам игры будет определен:

«Лучший игрок 2014»

«Автор самого интересного вопроса»

Автор самого интересного вопроса будет определяться зрительским голосованием на карточках, которые вы получили в начале вечера.

Правила игры понятны?

Мы начинаем: команда знатоков против команды зрителей, первый раунд (удар в гонг)

  1. Вопрос от учителя ГУ «Свободенская СШ» Кавешниковой Надежды Владимировны: Какой химический элемент изображали в 13 веке в виде воина? (Железо)
  2. Вопрос от учителя ГУ «Жаныспайская СШ» Лазаренко Натальи Геннадьевны: Внимание! «Черный ящик»! Оказывается и с этим инструментом можно ходить на рыбалку. Жители тропических стран добывают анабаса и протоптеруса этим инструментом, когда водоемы пересыхают. Что в черном ящике? (Лопата)
  3. Вопрос от учителя ГУ «Курская СШ» Давиденко Аси Парленовны: Уважаемые знатоки, ответьте, пожалуйста, ровно через минуту у какого растения и у какого животного человек позаимствовал эти изобретения? (Растение лопух, животное осьминог)
  4. Вопрос от учителя ГУ «Ковыльненская СШ» Зеленко Натальи Сергеевны: Немецкий поэт Фридрих Шиллер писал об элементах жизни:

«Силы четыре соединяясь

Жизнь образуют, мир создают».

Назовите 4 эти силы. (Это четыре элемента: углерод, водород, кислород, азот)

  1. Интернет – вопрос: Вряд ли кто – либо из казахстанцев может похвастаться, что съел черта. А среднему европейцу это удовольствие вполне доступно. Каким образом? (Речь идет о довольно вкусной съедобной рыбе, которая называется морской черт)
  2. Видеовопрос
  3. Вопрос от учителя СШ им.С.Серикова г.Есиля Андреевой Марины Александровны: Нильс Бор за создание теории строения атома в 1922 г. был награжден Нобелевской золотой медалью. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Данию, он ее уничтожил, чтобы она не досталась врагу. Каким радикальным способом он это проделал? (Растворил в царской водке)
  4. Вопрос от учителя ГУ «Аксайская СШ» Рудь О.В.: Внимание! «Черный ящик»! Известно, что в жизни Казахстана, России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора, яблоко, предсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения)
  5. Вопрос от учителя СШ № 2 г.Есиль Парусимовой М.Н.: Ранее в Красной книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала)
  6. Вопрос от учителя Бойко Е.И.: 19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П.Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина. Что подарили англичане Павлову, а что – Дарвину? (Павлов получил игрушечную собачку, а Дарвин – обезьянку.)
  7. Блиц
  1. Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты)
  2. Как называются вещества, замедляющие скорость химических реакций, сами при этом не расходующиеся? (Ингибиторы)
  3. Какое молоко нельзя пить? (Известковое молоко (взвесь гашеной извести в воде – Са(ОН)2)
  1. Вопрос от учителя ГУ «Каракольская СШ» Жанымхан А.: Название этого элемента переводится «дьявольская медь». Уважаемые знатоки, ответьте через минуту, что это за элемент? (Никель)

Музыкальная пауза.

Во время музыкальной паузы зрители участвуют в тайном голосовании на номинации «Лучший игрок 2014», «Автор самого интересного вопроса»

  1. Награждение победителей.
  2. Подведение итогов игры. Рефлексия.

Ведущий: Все хотим, все хотим, все хотим на свете знать.

Обсуждать, рассуждать, думать, спорить вспоминать.

Здравствуйте, дорогие друзья! Да, на самом деле все знать хотят почти все люди на земле, тем более школьники, ведь такие знания позволили бы им получать только отличные отметки на уроках и поступать в самые престижные вузы. Но только ли для этого человеку нужны знания? “Конечно, нет”- скажете вы и будете абсолютно правы. И сегодня, здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы.

Итак, сегодня мы приветствуем на встрече команды зрителей и команду знатоков школы №… .

Встречаем! Капитан команды знатоков.

Представляю игроков команды: (далее следует представление команды знатоков).

(Команда знатоков занимает свое место за игровым полем, на котором размещены конверты с номерами вопросов)

Ведущий: Правила игры просты: игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За временем у нас следят вот такие песочные часы. За каждый правильно названный ответ команда зарабатывает одно очко. Если команда знатоков ответила неправильно, то очко присуждается команде зрителей. Команде для победы необходимо набрать 6 очков, опередив при этом команду зрителей.

(Игра началась. В перерывах между турами ведущий предлагает посмотреть номера художественной самодеятельности. Музыкальные номера исполняются также, когда стрелка волчка указывает на “скрипичный ключ”).

В конце игры подводятся итоги и награждаются победители. Награждается команда игроков. Независимо от того, победила она в этой игре или нет. Ведь самое главное – победить самого себя, преодолеть страх, лень и на глазах зрителей бороться за приз и, самое главное, за новые знания. Приз получает самый лучший игрок, при помощи аплодисментов его выбирают зрители. Если в составлении вопросов принимали участие школьники, то необходимо наградить одного из них (все составители вопросов должны быть среди зрителей) за самый лучший вопрос. Кого наградить таким призом, решает команда знатоков.

Ведущий: ну. Что же, вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Хочется сказать, что победителями в сегодняшней встрече стали все мы. Мы с пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и чуть-чуть умнее. А ведь всегда большое складывается из малого, собирается из зернышек. Одно из таких зернышек мы сегодня посадили глубоко в землю и скоро, очень скоро оно даст проросток. Я благодарю всех, кто сегодня собрался на нашем мероприятии, желаю вам новых знаний и новых достижений. До новых встреч, друзья!

Примерные вопросы для игры по теме “Живая природа”

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)

2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?

(ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)

3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

4. Из того, что находится в черном ящике, можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: что находится в черном ящике?

(ответ: желуди)

5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?

(ответ: “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!” - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)

6. Изобретение микроскопа совершило революцию во многих областях науки.

Хоть острым взглядом нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила,
Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил.

Вопрос: Кому принадлежат эти строки?

(ответ: эти строки принадлежат М.В. Ломоносову)

7. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?

(ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)

8. Гиппократом было создано учение о соках организма типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.

Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?

(ответ: Это люди с разными типами темперамента:

Черная желчь – “мелайна холе” - меланхолик.
Желтая желчь – “холе” - холерик.
Кровь – “сангвис” - сангвиник.
Слизь – “флегма” - флегматик.

9. Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не … Вопрос: Что делает копринусы ядовитыми?

(ответ: Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление)

10. В черном ящике лежит ветка этого дерева. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Вопрос: Что лежит в черном ящике? Объясните, о чем говорится в песне.

(ответ: ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками)

11. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: “Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!”

Вопрос: Появление какого растения объясняла эта легенда?

(ответ: так появился лавр благородный)

12. “Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало”. Вопрос: О каком насекомом идет речь?

(ответ: вошь)

Блиц-вопросы:

  1. Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень.
    (ответ: в восточном гороскопе после овцы идет знак обезьяны)
  2. Какое животное способно выпить 250 литров воды? (ответ: верблюд)
  3. Какое животное дает самое жирное молоко? (ответ: тюлень, 43%)
  4. Назовите самое высокое растение в семействе злаков? (ответ: бамбук)
  5. Немцы звуки ээ голоса воспринимают как “киик”, англичане – как “йонк-йонк”, итальянцы – как “фрон-фрон”, а финны – как “снеф-снеф”. А русские как?



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по теме «Мир естественных наук» для учащихся старших классов.

Сценарий игры «Морской бой» для учащихся 9-11 классов.

Автор: Красавина Елена Филипповна МБОУ «Средняя школа №7» ХМАО-Югра

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Мир естественных наук» для 9-11 классов. Игра будет интересна преподавателям естественнонаучных дисциплин, её можно использовать при проведении предметных декад; классным руководителям для проведения классного часа в игровой форме.
Цель: развитие познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам

Задачи:
- способствовать расширению представлений об объектах изучаемых на уроках естественнонаучного цикла, углубить знания обучающихся;
- развивать кругозор обучающихся;
- способствовать развитию смекалки, эрудиции;
- формировать умение работать в группе.


Подготовка
- на доске (или на отдельных половинках ватманских листов) 2 поля, как для игры «Морской бой»;
- секундомер или часы с секундной стрелкой;
- вопросы каждой команде на отдельных листах.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами собрались, что бы принять участие в интеллектуальной игре по теме «Мир естественных наук». Но сначала вспомним, что изучают науки естественнонаучного цикла, что это за науки? (выслушиваются мнения участников и болельщиков).
Термин
«естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе.
А какие науки изучают природу?
Науки о природе: физика, химия, биология, астрономия, география и другие. Мы чаще всего изучаем эти науки отдельно, но нельзя забывать, что мир целостен и един.
История развития естествознания ограничено связана с развитием цивилизаций.
Какая страна является родиной европейской науки?
Правильно, Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, высказывали новые предположение, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым предавая ему систематичность и согласованность.
Греческие мыслители
Евклид и Пифагор заложили основы геометрии, Аристотель и Демокрит выдвинули идеи о причинах движения. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактические учение о доказательстве. В это время появилась геоцентрическая картина мира Птолемея: Земля в центре, а вокруг вращаются Солнце и другие планеты.
Изучению Земли во многом способствовали великие географические открытия 15 – 16 веков:
Колумб в 1492 году открывает Америку; кругосветное путешествие Магеллана, завершившееся в 1522 году, подтвердило шарообразность Земли. Работы таких учёных как Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, приводят к смене картины мира в 16-18 веках. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической картине (Солнце в центре, а вокруг него вращается Земля и другие планеты). Новые открытия стимулировали естественнонаучные исследования.
На рубеже 19-20 в. происходит «третья научная революция». В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике: появляется модель строения атома, открыто явление радиоактивности, появилась теория относительности и квантовая механика. В химии – периодический
закон Менделеева и как следствие его таблица. Дарвин опубликовал свою теорию эволюции. Произошёл прорыв в технике и технологиях.
Необходимо отметить и роль математики в естествознании, она огромна на всех стадиях развития естествознания. Математика - это обобщение, точное выражение, создание теории.
На этом наше маленькое познавательное вступление о Естествознании закончим. Мир целостен и един, и вопросы, которые ожидают команды, будут из разных областей Естествознания. Перейдём к правилам.
Правила проведения игры
Играют 2 команды. Каждая «стреляет» в поле противника с целью подбить корабль. Если это удается, команда получает вопрос. При правильном ответе продолжает атаковать своих противников. Если ответ на вопрос был неверным, то ход переходит к другой команде.
У каждой команды в наличии по два однопалубных, двухпалубных, трехпалубных, четырехпалубных корабля.


После того как корабль подбит или потоплен, его местонахождение сразу же отображается на схемах, которые помещены на доске. Так командам легче ориентироваться, сколько кораблей им еще предстоит поразить.
Побеждает та команда, которой удастся первой затопить все корабли противника.
(Чтобы мотивировать ребят отвечать правильно на вопросы, а не «бомбить в холостую», за правильный ответ команда получает 1 балл. Собранные баллы можно потом перевести в оценки).
Примечание
Буквой «М» обозначается – Музыкальный салон. При попадании в него делается пауза в игре в виде выступления – это может быть песня или небольшая сценка, которые готовятся заранее к игре; можно показать видеоролик – музыкальный или познавательный. Всё зависит от талантов детей и их активности. Если игра проводится спонтанно, то музыкальный салон можно не отмечать.
Вопросы первой команде:
1. Что было вчера и что будет завтра? (
новое утро)
2. Какую величину измеряют динамометром? (
силу)
3. Красные клетки крови (
эритроциты)
4. Металл, обладающий бактерицидным свойством (
серебро)
5. По земле не хожу, вверх не гляжу и гнезда не вью, а детей вывожу (
рыба)
6. Что такое Млечный путь? (
Наша Галактика)
7. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (
Потому что у собаки нет потовых желёз как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности, чтобы не было жарко)
8. Как называлась русская мера длины, равная 1,0668 км? (
верста)
9. Крупнейший материк Земли (
Евразия)
10. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (
ломаются сотни снежинок-кристалликов)
11. Какие химические элементы названы в честь стран? (
германий, франций, полоний, галлий)
12. Древние египтяне рисовали этот плод на стенах пирамид как символ плодородия (
гранат)
13. С какого дня по астрономическому календарю начинается лето, и чем этот день примечателен? (
21 июня – это самый длительный день в году)
14. Что такое жидкий килограмм? (
1 литр воды)
15. Какая птица является самой распространённой в мире? (
домашняя курица)
16. Почему листья осины колеблются и в безветренную погоду? (
даже в самую тихую погоду над землёй движутся вертикальные потоки воздуха. Листья осины, имеющие тонкие длинные черешки, чувствительны к самым ничтожным перемещениям воздуха)
17. Он является зодиакальным бычком (
телец)
18. Цветение этого дерева стало национальным японским праздником (
сакура)
19. Какой вид тока используют в фонарике? (
постоянный)
20. Какая вода полезнее для организма: сырая или кипячёная? Почему? (
сырая, она содержит соли необходимые для жизнедеятельности организма)
Вопросы второй команде:
1. Что вниз вершинкой растёт? (
ледяная сосулька)
2. Какую величину измеряют амперметром? (
силу тока)
3. Подвижное соединение костей (
сустав)
4. Самый тугоплавкий металл (
вольфрам)
5. Какие звери летают? (
летучие мыши, белка-летяга)
6. Почему мы видим одну сторону Луны? Она что не вращается? (
Период обращения вокруг Земли совпадает с периодом вращения вокруг оси и равен 27,32 суток, в результате этого совпадения мы видим одну сторону Луны)
7. Что будет со снеговиком, если на него надеть шубу? (
ничего; шуба не греет, а лишь сохраняет тепло)
8. Можно ли сказать, сколько будет 22:7, не называя чисел? (
«пи», если 22:7 приблизительно получиться 3,14)
9. Столица страны пирамид (
столица Египта – Каир)
10. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую? (
интенсивность испарения возрастает при наличии ветра)
11. Какой химический элемент сначала обнаружили на Солнце, а потом обнаружили на Земле? (
гелий)
12. Какое растение индейцы с острова Гаити называют маисом? (
кукурузу)
13. Небесное тело с «причёской» (
комета, она с хвостом)
14. Где сумма углов больше: в квадрате или ромбе? (
одинакова и равна 360 градусов)
15. Самая крупная птица в мире (
страус)
16. Отчего все кошки чистоплотнее собак? (
Потому что кошки ловят добычу прыжком из засады. Они должны быть очень чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде)
17. С какого дня по астрономическому календарю начинается весна, и чем этот день примечателен? (
21 марта – день весеннего равноденствия, день равен ночи)
18. Что за трава, которую слепые знают? (
крапива)
19. Где сегодня день равен ночи? (
сегодня и всегда на экваторе)
20. Как определить, кто чаще машет крылышками комар или муха? (
по высоте звука: комар пищит, значит частота колебаний крылышек больше)
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Рефлексия. Ответьте на три вопроса (вопросы напечатаны на отдельных листочках):
1. Мне было: интересно; так себе; скучно.
2. Понравилась такая форма проведения игры: Да; Нет.
3. Что нового Вы узнали во время игры (назовите 2-3 ответа)?

Игра «Счастливый случай» (для учащихся 10-11 классов)

Цель игры.

Расширение и закрепление знаний полученных на уроках биологии.

Формирование устойчивого интереса к определённым отраслям науки

Развитие у учащихся внимания, сообразительности, скорости мышлення и умение точно высказывать свои мысли.

Учить умению работать в коллективе.

Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, ведут подсчёт очков. Один учащийся готовится к роли «гостя игры», ему необходимо играть роль В.И. Вернадского.

Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Его получит та команда, которая даст первый правильный ответ.

Капитаны команд представляют своих игроков и отдают эмблемы (изготавливаются заранее) жюри.

Гейм 1. – «Дальше, дальше…»

В зал приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагаются те же вопросы (в скобках после вопроса дан правильный ответ). За каждый правильный ответ - один балл.

Происхождение живого от неживого (абиогенез).

Гриб – главный враг картофеля (фитофтора).

Каким химическим элементом богата морская капуста (йодом).

Биологические катализаторы (ферменты).

Процесс приспособления организма к определённым условиям внешней среды (адаптация).

Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции (консументы).

Основная таксономическая категория в биологической систематике (вид).

Они живут в присутствии свободного кислорода (аэробы).

Последовательная необратимая смена биоценозов (сукцессия).

Организмы, способные переносить колебания температуры в широких пределах (эвритермные).

Совокупность всех видов животных (фауна).

Группа активно плавающих организмов (нектон).

Ядохимикаты, использующиеся для борьбы с сорной растительностью (гербициды).

Граница, за пределами которой существование вида невозможно (предел выносливости).

Разделение растительного сообщества на «этажи» (ярусность).

Оболочка Земли, населённая живыми организмами (биосфера).

Список находящихся в опасности растений и животных (Красная книга).

Испарение воды зелёными частями растений (транспирация).

Больше всего паразитов встречается среди (червей).

Эдафобионтами называются организмы, обитающие в (почве).

Вещество, провоцирующее генотипические изменения (мутаген).

Состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума (анабиоз).

Кем был предложен термин «ноосфера» (Э. Леруа).

Высшая стадия развития биосферы (ноосфера).

Где накапливается поступивший в организм радиоактивный йод (в щитовидной железе).

Способ выращивания растений в воде с растворёнными биогенами (гидропоника).

Банан – дерево или трава (трава).

Насыщение воды воздухом и кислородом (аэрация).

Взаимоотношение термитов и жгутиконосцев относится к типу (мутуализма).

Гейм. – «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки (или бочонки лото). Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передаётся другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям. За каждый правильный ответ - один балл. Если достанется бочонок с подковкой, то это «счастливый случай», команда получает три дополнительных очка.

В одной из лекций В.В. Докучаев говорил студентам: «Сегодня я буду беседовать с вами…. Затрудняюсь назвать предмет нашей беседы – так он хорош! Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном, основном богатстве России…. Нет таких цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского…». О чём говорил В.В. Докучаев? (о чернозёме).

Этот термин ввёл Г. Сельве в 1936 году. Он означает неспецифическую реакцию живого организма на любое сильное воздействие. Назовите его (стресс).

Этот термин в переводе с латинского означает «терпение». Он характеризует выносливость вида по отношению к колебаниям, какого либо экологического фактора, причём диапазон между экологическим минимумом и экологическим максимумом составляет предел… (толерантности).

В 1934 году швейцарский химик Пауль - Герман ввёл в употребление вещество для борьбы с вредными насекомыми, за что ему и была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине (1948 г.). Этот препарат спас миллионы жизней. Но с 1950 года стали обнаруживать всё возрастающую его концентрацию в тканях животных, рыб, птиц и человека. Число насекомых, не восприимчивых к нему, резко возросло. Так оно оказалось одним из первых глобальных загрязнителей Земли. В 1970 году применение вещества повсюду было запрещено. Однако только совсем недавно выяснилось, что в техническом веществе присутствует до 30% примесей, которые и являются причиной серьёзных заболеваний людей. Назовите это вещество (ДДТ).

Этот термин появился перед проведением стокгольмской конференции ООн по окружающей среде в июне 1972 г. В дополнении к понятию «контроль». Он означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин (мониторинг).

Гейм 3 . – «Тёмная лошадка»

Вступление ведущего: «Он впервые выдвинул идею о том, что человеческий фактор в развитии биосферы становиться главенствующим. В 1965 году он писал: «Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все её природные воды».

Кто у нас в гостях? (Владимир Иванович Вернадский).

Открывается портрет учёного. Ученик, играющий роль Вернадского, задаёт вопросы.

Я учился в Петербургском университете. Кто из известных учёных был среди моих учителей? (Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев).

В одной из своих работ я писал: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем…» Что я имел в виду? (Живые организмы, взятые в целом).

Я отмечаю, что вещество биосферы состоит из семи глубоко разнородных частей, геологически не случайных. Назовите хотя бы четыре из них (живое существо, биогенное вещество, костное вещество, биокосное вещество, вещество в радиоактивном распаде, вещество рассеянных атомов).

Это «новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». Это «последнее из многих состояний эволюции биосферы и геологической истории – состояние наших дней». О чём я говорил? (О ноосфере).

Гейм 4. «Гонка за лидером»

Ведущий задаёт вопросы командам по очереди. За каждый правильный ответ - один балл.

Область распространения на земной поверхности систематической группы организмов (ареал).

Автотрофные организмы, составляющие первое звено пищевой цепи (продуценты).

Кто является автором закона минимума? (Либих).

Они обитают вне кислородной среды (анаэробы).

Эволюционный упадок группы организмов (регресс).

Поедание одного организма другим (хищничество).

Организмы, обитающие на морском дне (бентос).

Происхождение живого от живого (биогенез).

Организмы разлагающие органические остатки (редуценты).

Растения, нежелательные на сельскохозяйственных угодьях (сорняки).

Поедание животных особей своего вида (каннибализм).

Территория, полностью исключённая из всех видов хозяйственного использования (заповедник).

Общее количество органического вещества всех особей биоценоза (биомасса).

Реакция организма на продолжительность дня (фотопериодизм).

Местные популяции вида Человек разумный (раса).

Виды, имеющие широкий диапазон устойчивости к действию экологического фактора (эврибионты).

Инсектициды – химические средства для борьбы с …(насекомыми).

Вещество, способствующее развитию злокачественных новообразований (канцероген).

Реакция живых организмов на сезонные изменения продолжительности дня (фотопериодизм).

Фактор среды, выходящий за пределы выносливости (ограничивающий).

На проблему парникового эффекта впервые обратил внимание (Ломоносов).

Эволюционный процесс внутри вида (микроэволюция).

Прибор. Измеряющий мощность дозы облучения (дозиметр).

Международный список вымерших видов растений и животных (чёрная книга).

Органическое вещество в почве (гумус).

Способность растений переносить низкие отрицательные температуры (морозостойкость).

Растения, обогащающие почву азотом, относятся к семейству (бобовых).

Вид, обитающий только в данном регионе (эндемик).

Озоновая дыра образуется в результате накопления в атмосфере (фреона).

Удаление реактивного загрязнения с предметов (дезактивация).

Подведение итогов. Награждение.



Предварительный просмотр:

Сценарий линейки к открытию Недели естественных наук.

Учитель химии МБОУ «Средняя школа№7»,

ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

2022 г


Ведущий - Добрый день! Веселый час!
Рады видеть здесь всех вас!
Ведущая - Мы зовем тебя,мой друг,
В мир естественных наук!
Ведущий - Друзья,сегодня открывайся неделя естественных наук.Поэтому к
нам прибыли удивительные гости!
Ведущая - Этот редкостный гибрид, Восхитительный на вид!

Нам расскажет про жучков, Про различных паучков.
Что червечки живут в земле, А рыбки плавают в воде,

Паук охотится на мух, Что у собаки острый нюх,
Что в нас содержиться вода- Но это,право,не беда.
Что мы вдыхаем кислород, И все растем из в года в год.

Выходит на сцену…
Биология - О растения,животных знаю много!
Что я дети,за наука?Биология!
Ведущий - Без неё жизни,поверьте нет!
Без неё стал бы бы тусклым весь свет!
С ней мы чистым,стираем,пятна выводим,
Кушаем,пьем,и с прическами ходим!
Выход на сцену…
Химия - С химией лечитесь, клеите,
С химией вы бок о бок живете!
Ведущая - Без нее не сделать нам ни шагу
Как из березы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?

Как нанотехнологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена!
Выход на сцену…
Физика - Ответ один тут физика нужна!
Учи ее и станешь умным ты,
Достигнешь ты карьерной высоты!
Ученик - Внимание! Внимание! Приглашаем всех во дворец к Королеве
одного из маленьких европейских государств.
Королева - Мне донесли, что на городской площади
Вы (показала на ученых) пугали толпу какими-то рассказами о
природных явлениях.
Химик - Простите меня, Королева, за столь неосторожное
высказывание. Я не хотел Вас обидеть назвавшись ученым-
-химиком. Просто Бог наградил меня особым мастерством.
Королева - Мастерством? Уж не искусство ли это говорить всякие дерзости
под видом учености?
Химик - О нет, Ваше Величество,мое мастерство похоже на волшебные
очки, как и мастерство моих коллег.
Королева – Неужто те самые очки, которые сидят у вас у всех на носу и есть

Причина вашей бестактности? К этому же названия у них более

Чем странные – Химия, Физика, Биология.

Биология – да, биология служит мне так же, как и очки, сидящие у меня на носу.

Она помогает мне видеть больше и немного иначе. У Вас Ваше Величество,

таких очков нет, и поэтому Вам труднее меня понять.

Королева – Вы хотите сказать, что я не могу увидеть того же, что и вы, без этих

Волшебных очков?

Биология – Я вовсе так не думаю, Ваше Величество. Вы видите те же вещи, но

По- другому.

(слайды плантаций кофе и луг с коровами)

Королева – Ну хорошо, а вот интересно, когда Вы пьёте кофе с молоком, что

вы видите? Неужели перед вами возникает вид бразильской кофейной плантации или заливной луг с пасущимся стадом коров во фламандской деревне.

Химия –Прекрасный вопрос, Ваше Величество, хотя Вы не совсем точно выразились .Позвольте слово предоставить ученому-биологу.

(слайды)

Биология –Родиной кофейного дерева является Абиссиния(Эфиопия) и лишь потом оно распространилось по миру, достигнув благоприятных для себя почвенных и климатических районов Южной Америки. Смешивать же кофе с молоком – по видимому европейская традиция, ставшая обычной едва ли не во всём мире. (слайды)

Физика –Ваше Величество, позвольте, позвольте мне вмешаться в ваш разговор. А я вижу кофе с молоком в вашем стакане как раствор, который произошёл от смешивания воды, кофе и молока. А вы знаете, что этот процесс называется диффузией? Это когда происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Королева – О, сколько взглядов на мой кофе с молоком, который я пью по утрам! Допустим, вы правы.

(слайды)

Физика –Ваше Величество, позвольте мне прервать ваш разговор.Вы даже не представляете сколько на земле интересного, важного. Нам, ученым, предстоит ещё огромная работа. Но все-таки позвольте пригласить вас в 21 век. Сегодня человек уже рвется в космос, к другим планетам. Позвольте Вам напомнить, через несколько дней весь мир будет праздновать 53-летие первого полета Юрия Гагарина в космос!

Химия – Итак мы отправляемся в 21 век, в СТРСОШ им. Пушкина.

(три парты и три стула) Звенит звонок.

Ученик 1 –Ребята, я слышал, что в школе проводиться неделя естественных наук. Представляете всю неделю!!!

Ученик2 –Всех учителей отправили на семинар в Москву. Остались только физики, химики и биологи. И теперь по 6 уроков физики, химии, биологии.

Ученик 3 –Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над учениками!!! (звенит звонок)

Учитель физики (с макетом книги Физика)

- Поезда чтоб водить,

Инженером чтоб стать,

Надо много учить,

Надо много узнать.

Чтобы делать все прилично, основательно,

Знать вам физику отлично обязательно!

Учитель ставит макет на 1 парту и уходит.

Ученик 1-

-Что я в физике забыл?

Вот Америку открыл!

В мастерских полно рабочих;

А я, поди-ка, не дебил!

Цель моя совсем не та

Не в шурупах и болтах –

Здесь навара не получишь

Быть на сцене – красота!

Поют песню «5 причин»

На уроке физики я был, Как обычно двойку получил

Дома даже бабушка ворчит, А у меня на это 5 причин

Припев:

Первая причина – это лень, А вторая ведь весна теперь

Третья причина – Настя ты

Ты прекрасна, Настя, как цветы.

Четвертая причина учителя, Меня не оценили , а ведь зря

Пятая причина это боль…

Почему же, братцы, я такой?

Входит учитель химии

-Чтобы медиком стать

И людей чтоб лечить, надо много узнать

Надо много учить

В производстве препаратов всё размечено

Тут без химии, ребята, делать нечего.

Уходит.( оставляет макет книги химия)

Ученик 2-

Уморили, не могу,

Сей час за клизмой побегу!

Ученики поют 2 куплет песни ‘’5 причин’’

А сегодня виделась мне

таблица Менделеева во сне

Сердце словно колокол звучит,

А у меня на это 5 причин.

Входит учитель Биологии

-Хлеборобом чтоб стать, молоко получить

Надо много узнать,

Надо грамотным быть,

Нету хлеба без зерна –

Знают многие.

Вот поэтому важна Биология

(ставит макет на 2 парту и уходит)

Ученик 3

Нету хлеба без зерна…(пауза)

Но сейчас же не война!

А без хлеба нет обеда,

Только видимость одна.

Было племя, был и род,

Феодалов полон рот.

Но давно все это было.

А сейчас-то мы- народ.

Все вместе (втроём):

А к неграмотным народ

На поклоны не пойдёт

Хошь-не хошь, по всем предметам

К делу грамота ведёт!

Ученики поют песню ‘’Маленькая страна‘’

Есть за горами , за лесами

Таинственный кабинет.

Там среди пальм и скелетов мы провели 6 лет.

Елена Викторовна там колдует, тесты в руках держа.

Вас очарует и заставит все выучить шутя.

Припев:

Ах, биология, ах биология,

Все вам расскажет , все покажет Ольга Львовна.

Ах, биология, ах биология,

Мы так учились, так старались порадовать тебя

Ведущий:

Друзья, в течение нескольких дней вас ожидают удивительные встречи и

Приключения (план мероприятий)

Науки:

Слово даём: постараемся честно мы

Сделать часы наших встреч интересными!!!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Счастливый случай» игра

Слайд 2

Гейм I «Многоликая наука»

Слайд 3

Общие биологические знания 1 2 3 4 5 Неорганическая химия 1 2 3 4 5 Органическая химия 1 2 3 4 5 Занимательная биология 1 2 3 4 5

Слайд 4

Общие биологические знания 1. Состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума анабиоз

Слайд 5

Общие биологические знания 2. Разделение растительного сообщества на этажи ярусность

Слайд 6

Общие биологические знания 3. Основная таксономическая категория в биологической систематике вид

Слайд 7

Общие биологические знания 4. Где накапливается поступивший в организм радиоактивный йод В щитовидной железе

Слайд 8

Общие биологические знания 5. Высшая стадия развития биосферы ноосфера

Слайд 9

Неорганическая химия 1. Сейчас этот металл широко распространен, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонст-рировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? алюминий

Слайд 10

Неорганическая химия 2. Данный металл встречается не только на Земле, но и в космосе. Его обнаружили в упавших метеоритах. О каком металле идет речь? железо

Слайд 11

Неорганическая химия 3. Соединением какого химического элемента был отравлен в свое время Наполеон? мышьяк

Слайд 12

Неорганическая химия 4. Содержание этого химического элемента на Земле не более 1%. Однако он самый распростра-ненный во Вселенной. О каком элементе идет речь? водород

Слайд 13

Неорганическая химия 5. Этот элемент алхимики называли лунным металлом. Сплавы его с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не портится, и ее называют святой. Что это за металл? серебро

Слайд 14

Органическая химия 1. Назовите элемент, который является основой любого органического вещества. углерод

Слайд 15

Органическая химия 2. Это органическое вещество является основной частью природного газа. О каком веществе идет речь? метан

Слайд 16

Органическая химия 3. Назовите процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету. фотосинтез

Слайд 17

Органическая химия 4. Процесс, при котором происходит термическое разло-жение нефтепродуктов, приводя-щее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле. крекинг

Слайд 18

Органическая химия 5. Как называют вещества, которые имеют одинаковый состав, но разное строение молекул? изомеры

Слайд 19

Занимательная биология 1. Каким химическим элементом богата морская капуста йод

Слайд 20

Занимательная биология 2. Банан дерево или трава трава

Слайд 21

Занимательная биология 3. ядохимикаты, использующиеся для борьбы с сорной растительностью гербециды

Слайд 22

Занимательная биология 4. Растения нежелательные на сельскохозяйственных угодьях сорняки

Слайд 23

Занимательная биология 5. Способность растений переносить низкие отрицательные температуры морозостойкость

Слайд 24

Гейм II «Темная лошадка»

Слайд 25

5б. Элемент известен с древнейших времен. 4б. Был первым металлом, который заменил камень в первобытных орудиях труда. 3б. Его сплав с оловом называется бронзой. 2б. Используется в производстве электри-ческих проводов. 1б. Металл красно – коричневого цвета с металлическим блеском.

Слайд 26

медь

Слайд 27

5б. Элемент известен с древнейших времен. 4б. Издавна этот неметалл используется при изготовлении косметических средств и при лечении кожных заболеваний. 3б. Входит в состав черного пороха. 2б. Не растворяется в воде и не смачивается водой. 1б. Светло – желтый порошок.

Слайд 28

сера

Слайд 29

Гейм III «Дальше, дальше …»

Слайд 31

Назовите формулу соляной кислоты HCl

Слайд 32

Они обитают вне кислородной среды анаэробы

Слайд 33

Какой металл болеет «чумой»? олово

Слайд 34

Организмы разлагающие органические остатки редуценты

Слайд 35

Какова атомная масса серы? 32

Слайд 36

Поедание животных особей своего вида каннибализм

Слайд 37

Вещество, входит в состав мела. СaCO 3 (карбонат кальция)

Слайд 38

Растения, обогащающие почву азотом, относятся к семейству бобовые

Слайд 39

В какой группе находятся галогены? VII

Слайд 40

Озоновая дыра образуется в результате накопления в атмосфере фреона

Слайд 41

Какой из жидких оксидов самый распространенный на земле? вода

Слайд 42

Организмы, обитающие на морском дне бентос

Слайд 43

Газ, поддерживающий горение. кислород

Слайд 44

Совокупность всех видов животных фауна

Слайд 45

Как называют соли кремниевой кислоты? силикаты

Слайд 46

Общее количество органического вещества всех особей биоценоза биомасса

Слайд 47

Как называются соли серной кислоты? сульфаты

Слайд 48

Местные популяции вида Человек разумный раса

Слайд 49

Что расположено в периодической системе? химические элементы

Слайд 50

Органическое вещество в почве гумус

Слайд 51

Какова атомная масс фосфора? 31

Слайд 52

Поедание одного организма другим хищничество

Слайд 53

Назовите формулу поваренной соли. NaCl

Слайд 54

Какой газ выделяется при дыхании? СО 2

Слайд 55

В какой группе находятся инертные газы? VIII

Слайд 56

Больше всего паразитов встречается среди червей

Слайд 57

Его в составе воздуха 78%. азот

Слайд 58

Оболочка Земли, населенная живыми организмами биосфера

Слайд 59

Элемент, у которого 16 электронов. сера

Слайд 60

Какие элементы входят в состав костей? С a, P, S

Слайд 61

Гейм IV «Заморочки из бочки»

Слайд 62

Расшифруйте фамилию и имя ученого – химика Ar, Li, Eu, K, S, Ar, Na, Db, Rn B, U, Te, Li, Eu, Ra, Os, V Александр Бутлеров



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Счастливый случай» игра

Слайд 2

Гейм I «Многоликая наука»

Слайд 3

Общие биологические знания 1 2 3 4 5 Неорганическая химия 1 2 3 4 5 Органическая химия 1 2 3 4 5 Занимательная биология 1 2 3 4 5

Слайд 4

Общие биологические знания 1. Состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума анабиоз

Слайд 5

Общие биологические знания 2. Разделение растительного сообщества на этажи ярусность

Слайд 6

Общие биологические знания 3. Основная таксономическая категория в биологической систематике вид

Слайд 7

Общие биологические знания 4. Где накапливается поступивший в организм радиоактивный йод В щитовидной железе

Слайд 8

Общие биологические знания 5. Высшая стадия развития биосферы ноосфера

Слайд 9

Неорганическая химия 1. Сейчас этот металл широко распространен, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонст-рировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? алюминий

Слайд 10

Неорганическая химия 2. Данный металл встречается не только на Земле, но и в космосе. Его обнаружили в упавших метеоритах. О каком металле идет речь? железо

Слайд 11

Неорганическая химия 3. Соединением какого химического элемента был отравлен в свое время Наполеон? мышьяк

Слайд 12

Неорганическая химия 4. Содержание этого химического элемента на Земле не более 1%. Однако он самый распростра-ненный во Вселенной. О каком элементе идет речь? водород

Слайд 13

Неорганическая химия 5. Этот элемент алхимики называли лунным металлом. Сплавы его с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не портится, и ее называют святой. Что это за металл? серебро

Слайд 14

Органическая химия 1. Назовите элемент, который является основой любого органического вещества. углерод

Слайд 15

Органическая химия 2. Это органическое вещество является основной частью природного газа. О каком веществе идет речь? метан

Слайд 16

Органическая химия 3. Назовите процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету. фотосинтез

Слайд 17

Органическая химия 4. Процесс, при котором происходит термическое разло-жение нефтепродуктов, приводя-щее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле. крекинг

Слайд 18

Органическая химия 5. Как называют вещества, которые имеют одинаковый состав, но разное строение молекул? изомеры

Слайд 19

Занимательная биология 1. Каким химическим элементом богата морская капуста йод

Слайд 20

Занимательная биология 2. Банан дерево или трава трава

Слайд 21

Занимательная биология 3. ядохимикаты, использующиеся для борьбы с сорной растительностью гербециды

Слайд 22

Занимательная биология 4. Растения нежелательные на сельскохозяйственных угодьях сорняки

Слайд 23

Занимательная биология 5. Способность растений переносить низкие отрицательные температуры морозостойкость

Слайд 24

Гейм II «Темная лошадка»

Слайд 25

5б. Элемент известен с древнейших времен. 4б. Был первым металлом, который заменил камень в первобытных орудиях труда. 3б. Его сплав с оловом называется бронзой. 2б. Используется в производстве электри-ческих проводов. 1б. Металл красно – коричневого цвета с металлическим блеском.

Слайд 26

медь

Слайд 27

5б. Элемент известен с древнейших времен. 4б. Издавна этот неметалл используется при изготовлении косметических средств и при лечении кожных заболеваний. 3б. Входит в состав черного пороха. 2б. Не растворяется в воде и не смачивается водой. 1б. Светло – желтый порошок.

Слайд 28

сера

Слайд 29

Гейм III «Дальше, дальше …»

Слайд 31

Назовите формулу соляной кислоты HCl

Слайд 32

Они обитают вне кислородной среды анаэробы

Слайд 33

Какой металл болеет «чумой»? олово

Слайд 34

Организмы разлагающие органические остатки редуценты

Слайд 35

Какова атомная масса серы? 32

Слайд 36

Поедание животных особей своего вида каннибализм

Слайд 37

Вещество, входит в состав мела. СaCO 3 (карбонат кальция)

Слайд 38

Растения, обогащающие почву азотом, относятся к семейству бобовые

Слайд 39

В какой группе находятся галогены? VII

Слайд 40

Озоновая дыра образуется в результате накопления в атмосфере фреона

Слайд 41

Какой из жидких оксидов самый распространенный на земле? вода

Слайд 42

Организмы, обитающие на морском дне бентос

Слайд 43

Газ, поддерживающий горение. кислород

Слайд 44

Совокупность всех видов животных фауна

Слайд 45

Как называют соли кремниевой кислоты? силикаты

Слайд 46

Общее количество органического вещества всех особей биоценоза биомасса

Слайд 47

Как называются соли серной кислоты? сульфаты

Слайд 48

Местные популяции вида Человек разумный раса

Слайд 49

Что расположено в периодической системе? химические элементы

Слайд 50

Органическое вещество в почве гумус

Слайд 51

Какова атомная масс фосфора? 31

Слайд 52

Поедание одного организма другим хищничество

Слайд 53

Назовите формулу поваренной соли. NaCl

Слайд 54

Какой газ выделяется при дыхании? СО 2

Слайд 55

В какой группе находятся инертные газы? VIII

Слайд 56

Больше всего паразитов встречается среди червей

Слайд 57

Его в составе воздуха 78%. азот

Слайд 58

Оболочка Земли, населенная живыми организмами биосфера

Слайд 59

Элемент, у которого 16 электронов. сера

Слайд 60

Какие элементы входят в состав костей? С a, P, S

Слайд 61

Гейм IV «Заморочки из бочки»

Слайд 62

Расшифруйте фамилию и имя ученого – химика Ar, Li, Eu, K, S, Ar, Na, Db, Rn B, U, Te, Li, Eu, Ra, Os, V Александр Бутлеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Сценарий проведения предметной недели в начальной школе. (Неделя информатики).

В школе № 1234 очень много традиций. Одной из таких традиций является проведение предметных недель.  Данные мероприятия проводятся уже не первый год. С начала учебного года учащиеся начальной сту...

«Организация предметной недели – на примере недели географии»

цели, задачи, принципы организации недели географии. Ожидаемые результаты. мероприятия , проводимые в рамках недели географии...

"Неделя спорта и искусств" - план мероприятий предметной недели

План предметной недели ШМО учителей физической культуры, технологии, музыки и изобразительного искусства....

Неделя истории (материалы предметной недели в школе)

Материалы предметной недели истории в КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3, проведенной 20-25 января 2014 года с учениками старших классов (8-11 классы)....

Из опыта работы. Предметные недели. Неделя технологии.

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире п...