Внеклассное занятие по химии.
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Дудкина Оксана Эдуардовна

разработка внеклассного занятия по химии для 7- 8 касса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_zanyatie_po_himii.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного занятия ХИМИЯ 8 КЛАСС

«Основы классификации в неорганической химии.

Основные классы веществ».

Дудкина Оксана Эдуардовна

ГБОУ Школа 1987 г. Москва.

Основы классификации веществ. Основные классы.

 (Системно – деятельностный подход в обучении). 8 КЛАСС.

Цели урока

Воспитания: воспитания положительной мотивации обучения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Развития:  развитие  мышления на  основе деятельностного подхода :  умения выделять черты общего и частного,   делать умозаключения;    прогнозировать   возможность  химического взаимодействия исходя из класса вещества; развитие речи, памяти, воображения, обеспечение системности обучения.

Обучения: обобщение и систематизация знаний полученных при изучении основных классов неорганических веществ: отработка умений и навыков в определении классов, формулировании систематических названий веществ,  развитие  практических умений  при реализации химического эксперимента.

Структура урока:

Этапы урока

Основные дидактические задачи

Формы

организации

деятельности

учащихся

Методы обучения

и                     приемы  обучения

                                                     

                             Средства обучения

              Примерное время

Этап 1.

Организационный

Подготовка к работе, создание психологической рабочей обстановки.

фронтальная

Беседа

1 мин.

Этап 2.

Целеполагание.

Этап 3.

Актуализация знаний.

Сообщение цели и задач урока, мотивация учащихся.

Актуализация субъективного опыта:

Умение классифицировать предложенные вещества,  выделяя черты общего и частного,   находить критерий сравнения.

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа

задания

Доска, таблицы

Дидактические карточки

2 мин.

5-7 мин.

Этап 4.

Обобщение и систематизация  знаний.

Повторение  и систематизация  знаний по теме.

  1. Развитие речи, памяти.
  1. Групповая.

  1.  Игра «Домино».

1. Карточки для устного  повторения основных определений.

  1. мин.

3.Развитие умения анализировать: переходить от общего к частному.

4.Визуализация основ классификации в цветовом решении.

2.Парная.

  1. «Крестики - нолики».

2.Задания с записью формул веществ, цветные маркеры.

  1. мин.

3.Развитие практических умений при работе с хим. реактивами в кабинете химия при соблюдении правил ТБ.

4. отработка умений в  прогнозировании и составлении УХР.

3.Парная

3.Лабораторный опыт.

Инструктаж по ТБ.

3.Оборудование и реактивы лабораторного опыта.

10 мин.

Этап 5.

Первичная проверка и коррекция полученных знаний

Выявление уровня  обобщения  материала.

Групповая

Выполнение тестового задания

Тетрадь, индивидуальные задания.

2 мин.

Этап 6.

Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов урока, оценка успешности работы учителя, учащихся.

Фронтальная

беседа

доска

3 мин.

Этап 7.

 Информация о теме следующего занятия.

Пролонгация знаний.

фронтальная

беседа

Тетрадь.

1 мин.

ЭТАП 1.  Организационный.

Создание условий для плодотворной работы  на уроке.

Этап 2.Целеполагание.

Сообщение цели и задач урока.

 Эпиграф занятия.

 К. Линней « Наука начинается тогда, когда начинается классификация».

 Мотивация учащихся на изучение новой темы:  химия как наука изучает вещества, их свойства и превращения.  Чтобы предположить  свойства  -  необходимо уметь определять  класс вещества, именно это является основополагающим в  его химических пристрастиях.  Учебный материал химии 8 класса очень насыщен, периодически возвращаясь в одну из важнейших тем, мы минимизируем возможность ошибок изученного материала,  создаем платформу для наращивания  базы теоритических знаний по классификации веществ и ее номенклатуре: систематической и тривиальной.

Этап 3.Актуализация знаний .

Актуализация знаний проходит  при решении заданий реализующих системно – деятельностный подход.  Материал темы «Основные классы»  является для обучающихся не новым, однако  умение анализировать, находить индивидуальное и группировать – может вызвать незначительные затруднения, тем более, что  задания могут иметь множественное решение ( з. 6.2), а задание( 6.4 ) стр. 27  пособие Дерябиной Н.Е. «Введение в химию»– определяет еще и нахождение критерия классификации.  

 Этап 4.Обобщение и систематизация  знаний.

Анализ выполнения заданий 6.3 и 6.4 приводит к повторению основ изученной классификации веществ.

 ( Используем минисправочник  Дерябиной Н. Е. «Неорганическая  химия в реакциях»).

Закреплению и повторению основных понятий темы  способствует проведение  игры «Домино». Слуховое восприятие понятия  требует  его осмысления  и воспроизведения.  Случайный характер карточки вносит игровой момент в структуру занятия,  что не маловажно для 2 половины дня.  

Упражнения в определении классов веществ,  проводятся с использованием задания очень похожим на  игру

 «Крестики - Нолики», только с «химической начинкой».  Ячейки уже заполнены формулами веществ, нужно только определить класс – и тогда станет ясно  какой класс победитель ( оксид, основание, кислота).   Для активизации мыслительной деятельности, вызова ассоциативной памяти  - удобно пользоваться цветом ( карандаши, маркеры ).

Не случайно ПСХЭ Д.И. Менделеева для экзаменов и диагностических работ не имеет цветового решения – это затрудняет поиск элемента, а значит,  увеличивает  время выполнения задания!  Введение цвета  решает и еще одну проблему  - закрепляет запоминание окраски веществ – кислота – красный, щелочь ( основание) – синий, соль – зеленый ( результат смешения кислоты и щелочи),  оксиды на примере речного песка могут быть желтыми.

Цветовую гамму можно изменить – данные цвета по  минисправочнику   Дерябиной Н. Е.

«Неорганическая  химия в реакциях»). Цветовое решение помогает быстро проверить выполненные задания.

Последний  этап в основном блоке повторения и обобщения – выполнение  лабораторного  опыта.

Проводится инструктаж по ТБ.

Данное задание усложнено тем, что нет четких рекомендаций, обучающиеся должны сами предположить, какие вещества способны взаимодействовать друг с другом ( вспоминаем признаки химических реакций). Для этого необходимо знание класса вещества и его химических свойств.

Этап 5. Первичная проверка и коррекция знаний. Проводится при выполнении тестовой работы или индивидуально, либо группой обучающихся.  Проводимое занятие является внеурочным, не требует оценивания.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия.

Этап 7. Информация о теме следующего занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия вокруг нас. Внеклассное занятие: "Ода обыкновенной спичке"

Занятие «Ода обыкновенной спичке» знакомит учащихся с основами технологи­ческих процессов, применяемых для изго­товления спичек; с различными видами и назначением получаемого продукта. В хо­де у...

интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и географии

Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и географии в форме игры "Счастливый случай"...

Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях.

Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование учащихся....

Презентация на тему: "Чистые вещества и смеси" к внеклассному занятию по химии, пропедевтика 7 класс.

Данная презентация является хорошим приложением к внеклассному занятию по химии в 7 классе (курс пропидевтики по химии)....

Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной работе по химии. Организация занятий кружка «Занимательная химия».

Использование разнообразных форм внеклассной работы по химии с целью развития познавательного интереса учащихся....

Внеклассное занятие по химии в школе I,II вида. Тема: «Альфред Нобель»

Презентация для глухих и слабослышащих учащихся....

Внеклассное занятие по химии для учащихся 8 классов школ I, II вида «Посвящение в химики»

Конспект и презентация к внеклассному занятию по химии для глухих и слабослышащих учащихся....