Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной работе по химии. Организация занятий кружка «Занимательная химия».
методическая разработка по химии на тему

Панферцева Наталья Александровна

Использование разнообразных форм внеклассной работы по химии с целью развития познавательного интереса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное общеобразовательное учреждение

                   «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Тёплое»

                          Тёпло – Огарёвского района Тульской области.

   Развитие познавательного интереса

   учащихся во внеклассной работе по

   химии. Организация занятий кружка

              «Занимательная химия».

Выступление на заседании РМО учителей химии и биологии.

Панфёрцева Н.А., учитель химии МОУ

«СОШ № 2 п. Тёплое».

     Особое место в развитии познавательного интереса учащихся занимает внеклассная работа по химии. Внеклассная работа по химии углубляет и закрепляет интерес учащихся к химическим знаниям, позволяет осуществлять различные межпредметные связи, развивает умения работать с литературой, самостоятельно выполнять экспериментальные работы, способствует творческой самодеятельности, помогает в выборе профессии.

     Внеклассная работа позволяет установить более тесную связь изучаемого материала с практикой его использования в производстве. Опыт показывает, что учащиеся с интересом занимаются внеклассной работой, когда она связана с жизнью. На внеклассных занятиях учитель отмечает важное значение химической науки и химического производства в народном хозяйстве страны.

     Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:

1) расширять и углублять знания учащихся по химии;

2)развивать у учащихся интерес и творческий подход при освоении программы кружковых заданий и навыки экспериментирования;

3) максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных занятий и на этой основе развивать их химические способности;

4) всемерно использовать в кружковой работе межпредметные связи и учить кружковцев комплексному применению знаний по разным предметам (возможна организация кружка по биохимии, агрохимии, физической химии и др.).

     Чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной, она должна быть подчинена строгим принципам. Принцип единства урочной и внеурочной работы – важнейшее условие организации учебно-воспитательного процесса. Вся внеклассная работа строится также на принципе добровольности. На первых порах её организации важно найти побудительные стимулы к развитию интереса к химии ещё до того, как учащиеся будут изучать её на уроках. Отсюда вытекает необходимость соблюдения следующего принципа – занимательности. Красочное, образное изложение материала, эффективные демонстрации опытов, элементы игры и театрализации – всё это помогает заинтересовать учащихся. Однако следует помнить, что занимательность не является самоцелью, а подчиняется общим задачам внеклассной работы.

     Для учащихся, интерес которых к химии достаточно определился, занимательность уступает место глубокой заинтересованности предметом. На этом этапе содержание и методы занятий должны быть доступны для учащихся и посильны для самостоятельного выполнения и осмысления. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

     Внеклассная работа преследует не только цели обучения химии, но и решает задачи воспитания учащихся. Добровольный и самодеятельный характер работы сочетается с ответственностью перед коллективом за выполняемую часть общего плана, с коллективным обсуждением результатов и оценкой труда отдельных кружковцев. При такой организации развивается чувство коллективизма, умение соотносить свой вклад с работой всего коллектива. Таким образом, коллективизм – один из принципов внеклассной работы. В сочетании с гласностью достижений каждого члена и коллектива в целом он является движущей силой в работе и залогом её успеха.

     Следует стремиться к тому, чтобы все виды деятельности учащихся в кружках и при выполнении индивидуальных заданий имели общественно полезную направленность. К общественно полезной работе, прежде всего, следует отнести работу по изготовлению приборов и оборудования для химического кабинета, макетов и моделей химических производств, разработку демонстрационного эксперимента. Общественно полезный характер работы проявляется в получении практически значимого результата. Это дает огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на уроках и внеклассных занятиях знаний, способствует самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

     При организации внеклассной работы следует использовать все многообразие её форм: массовые мероприятия (вечера, устные журналы, конференции, неделя химии; групповые (экскурсии, беседы, викторины, кружковые занятия); индивидуальные (рефераты, доклады).

     Всю внеклассную работу по химии можно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы внеклассной работы различаются не только числом учеников, но и содержанием и методами проведения. Кружковая работа представляет собой групповую форму организации учащихся, является наиболее распространенной составной частью внеклассной работы по химии. Основываясь на выше изложенных принципах, она ведётся по единой тематике, систематически, с постоянным составом кружковцев. Под единой тематикой подразумевается выполнение всеми членами кружка однотипных заданий, индивидуальных работ по конкретному разделу химии с последующим обсуждением или совместная подготовка кружковцами массового тематического мероприятия: научной конференции, химического вечера и т. д.

     Важным условием кружковой работы является предоставление учащимся широкой самостоятельности по организационным вопросам, а также поощрение их инициативы при определении конкретной тематики и составление плана работы кружка. Кружковые занятия в меньшей степени ограничены программой и временем, чем факультативные занятия. Это позволяет значительно полнее удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, а также более широко организовывать их общественно полезную деятельность.

     При составлении рабочих программ для кружковых занятий со школьниками следует руководствоваться следующими общими положениями:

1) перечень кружков должен быть разнообразным, а их программы – комплексными по направлению, содержанию, формам и методам, чтобы успешно содействовать развитию познавательных и профессиональных интересов учащихся;

2) при составлении программ и проведении кружковых занятий следует придерживаться оптимального соотношения теории и эксперимента;

3) в планировании кружков предусмотреть время для самостоятельной работы учащихся с литературой и выполнении исследовательских заданий;

4) продолжительность каждого занятия не должна превышать 1 ч при рассмотрении теоретических вопросов и 2 – 3 часов при выполнении эксперимента и конструкторских заданий.

     Учитывая задачи внеклассной работы по химии по развитию познавательных интересов и способностей учащихся в плане профориентации, наиболее общим и объективным критерием для оценки эффективности внеклассной работы профориентационный. Известно, например, что у хорошего учителя всегда высок процент воспитанников, избирающих своей специальностью предмет, им преподаваемый.

      Профориентационный критерий вычисляется как отношение выпускников кружка, избравших химические или смежные с химией профессии, к общему числу школьников, окончивших кружок. При этом, разумеется, следует учитывать не только абитуриентов, поступивших в вузы и колледжи химического профиля, но и выпускников, решивших стать рабочими, препараторами, лаборантами химических и смежных производств. Соотношение абсолютного числа таких выпускников с общим числом выпускников школы покажет сравнительную эффективность профориентационной работы, проводимой в школе по разным предметам.

     Организуя учащихся, интересующихся химией, в кружки, руководитель должен строго следить за техникой безопасности на занятиях и консультировать по этим вопросам при выполнении индивидуальных экспериментальных заданий. Выполнение химического эксперимента неразрывно связано с соблюдением правил техники безопасности при работе с реактивами, стеклом, жестью, нагревательными и электрическими приборами. На первом же вводном занятии любого кружка и на последующих, где это необходимо, руководитель кружка должен проводить соответствующий инструктаж и строго следить за выполнением правил техники безопасности. Это особенно важно при проведении опытов с газами, при нагревании веществ, при работе с растворами кислот и щелочей, при проведении органических синтезов.

     Химический кружок в школе можно проводить как для учащихся, изучающих химию, так и для младших школьников.

                                        Химические кружки.

1. Химия вокруг нас.

Рассчитан на учащихся 5 -6 классов. Основная цель занятий – развитие интереса к веществу и химическим явлениям, происходящим в природе и быту. В кружке могут заниматься учащиеся, проявляющие интерес к растительному и животному миру, к минералам, а также имеющие склонность к эксперименту.

2. Химия в мире растений.

Программа кружка предназначена для учащихся 5 – 6 классов, проявляющих склонность к занятиям естественно - научными предметами. Такие учащиеся интересуются коллекционированием природных объектов и охотно работают в кабинетах биологии и географии.

3. За страницами учебника химии.

Химический кружок в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Задачей кружка является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности.

4. Конструкторский кружок по химии.

Программа конструкторского кружка по химии рассчитана на учащихся 9 -11 классов. Его задачей является развитие конструкторских способностей учащихся, проявляющих интерес к техническому творчеству. Занятия в кружке способствуют также развитию у учащихся практической смекалки, наблюдательности, настойчивости в достижении цели, аккуратности в работе, помогают в формировании технических умений и коммуникативных навыков в коллективном труде.

5. Кружок аналитической химии.

Программа кружковых занятий по аналитической химии тесно связана с курсом неорганической химии. Она расширяет и углубляет его и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического применения химии. До изучения аналитической химии учащиеся должны овладеть знаниями по теории ионизации веществ в водных растворах, получить представления о скорости химических реакций и химическом равновесии, о явлениях гидролиза, окислительно-восстановительных реакциях и т. д., приобрести практические умения и навыки в обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и материалами при выполнении типовых химических операций, очистки веществ и др. В связи с этим программа рассчитана главным образом на учащихся 10 – 11 классов, но не исключает возможность участия в кружке некоторых учащихся 9 классов, проявляющих интерес к аналитической химии.

6. Агрохимический кружок.

Программа кружковых занятий по агрохимии тесно связана с курсом химии. Знания, полученные на уроках химии, закрепляются, дополняются и углубляются на внеклассных занятиях. Сочетая изучение теории с выполнением лабораторных опытов, кружковцы используют и совершенствуют познания в агрохимии при постановке полевых опытов. Агрохимические опыты в производственных условиях способствуют развитию практических умений и интереса к исследовательской работе.

7. Кружок по охране природы.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить природу приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – основная задача школьного химического кружка по охране природы.

8. Кружок теоретической химии.

Задачей кружка является расширение и углубление знаний учащихся по теоретическим основам химии: теории строения веществ и периодическому закону Д. И. Менделеева.

9. Кружок по химической кинетике.

Для овладения основами современной химической кинетике – учения о скоростях и механизмах химических превращений – необходима большая химическая и физико-математическая подготовка. В тоже время основные понятия и законы химической кинетики достаточно просты и доступны для школьников 9 -11 классов. Изучая химическую кинетику в доступном для себя объёме, учащиеся получают представлениях об основных законах, управляющих протеканием любой химической реакции. Это позволяет им взглянуть на химию с совершенно другой физической точки зрения: как движутся молекулы, с какой скоростью, как часто они сталкиваются, почему не все столкновения приводят к химическому превращению, почему реакция выбирает для себя тот или иной путь и т. д.Одновременно расширяется и химический кругозор учащихся, поскольку члены кружка ознакамливаются с различными органическими и неорганическими реакциями, сами готовят некоторые вспомогательные реактивы и оборудование и овладевают техникой лабораторных работ. Во время занятий учащиеся смогут подготовить ряд эффектных демонстрационных опытов.

10. Кружок по общей и неорганической химии.

Программа кружка рассчитана на учащихся 9 – 11 классов.

Члены кружка знакомятся с теоретическими вопросами неорганической химии в виде бесед-лекций преподавателя или сообщений учащихся по заданной теме. Экспериментальные работы учащиеся выполняют индивидуально или по группам. Наиболее подготовленные  члены кружка могут выполнять задания исследовательского характера. Кроме того, члены кружка решают расчетные и экспериментальные задачи, приобретают опыт работы со справочной и научно – популярной литературой, участвуют в экскурсиях. Результаты работы учащиеся оформляют в виде письменных докладов, рефератов и отчётов, которые обсуждают на заседаниях.

11. Физико-химический кружок.

Программа рассчитана на учащихся 9 – 11 классов. Задачей кружка является изучение количественных закономерностей химии, ознакомление с методами практических расчетов таких важных характеристик химических процессов, как константы равновесия, выходы продуктов, тепловые эффекты, скорости химических реакций. В физико-химическом кружке учащиеся должны научиться выводить новые, не известные им соотношения и формулы на основании знаний, приобретенных в процессе школьных занятий. С другой стороны, углубленное изучение некоторых теоретических основ химии по программе кружка должно послужить основой для дальнейшего усвоения химии, физики и математики.

12. Электрохимический кружок.

Кружковые занятия по электрохимии требуют использования знаний не только по химии, но и по физике и математике. Программа рассчитана на учащихся 9 – 11 классов. Общей теоретической основой программы является знание периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, теории строения атомов и теории ионизации. Углубленному изучению теоретических вопросов способствует практикум по электрохимии. При изучении явлений коррозии и защиты металлов возможна исследовательская работа учащихся.

13. Органическая химия.

Задачами кружка «Органическая химия» являются расширение и углубление теоретических представлений учащихся 10 класса в области органической химии и обучение их технике эксперимента с органическими веществами, правила безопасности при выполнении синтезов. При знакомстве с теорией особое внимание следует уделять логике изложения, чтобы учащиеся в каждом конкретном примере смогли увидеть действие общих закономерностей, не превращая теоретический материал в набор тезисов для запоминания. Практическим работам в программе уделяется значительное время, но польза от них будет максимальна лишь в том случае, если учащиеся твердо представляют себе весь её ход: с какой целью, в какой последовательности и как они будут делать работу. Только чёткая организация действий создаёт предпосылки для творческого подхода к каждой практической работе, приносящего наибольшее удовлетворение эксперименту. При такой постановке дела вполне естественным может оказаться желание учащегося расширить свои теоретические познания, овладеть более сложными экспериментальными приёмами.

14. Биохимический кружок.

Задачей биохимического кружка является расширение и углубление знаний учащихся, проявляющих интерес к комплексу предметов – химии, биологии и смежным с ними отраслями знания. Занятия в кружке способствуют формированию практических умений в области биохимических исследований, установлению межпредметных связей химии с биологией и физикой, развивают и формируют научные интересы учащихся, содействуют сознательному выбору профессии. Программа рассчитана на учащихся 11 классов.

15. Кружок занимательной химии.

Программа кружка рассчитана на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).

Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение и углубление знаний о веществе, химических явлениях.

Задачи:

1)  развитие у учащихся интереса и творческого подхода при освоении программы кружка;

2) развитие навыков экспериментирования (работа с лабораторным оборудованием, нагревательными приборами);

3) развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

4) формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

5) раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рационального природопользования, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

6) развитие личности обучающихся, формирования у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

В тематике работы кружка большое место занимает демонстрация опытов с эффектными результатами – образование ярких вспышек, выпадение окрашенных осадков, изменение цвета. При проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности: опыт проделывать в соответствии с методическими указаниями, предварительно проверять приборы, чистоту посуды и реактивов и др. Спокойные и уверенные манипуляции – залог успеха во время опыта. Главное в работе – это осторожность, уверенность, продуманность всех действий. При проведении опыта не следует загромождать демонстрационный стол ненужными материалами и реактивами. Если опыт сопровождается вспышкой, воспламенением, то его должен проводить учитель, заранее предупредив учащихся об ожидаемом шумовом или зрительном эффекте. На занятиях кружка можно заранее подготовить опыты для школьного химического вечера, а также викторины и увлекательные химические игры (шарады, кроссворды, чайнворды и головоломки).  Викторина, сопровождаемая занимательными опытами, вызывают большой интерес у учащихся.

Чтобы подготовить и выполнить химический опыт, ученик должен знать его содержание, особенности прохождения реакции, а также владеть необходимыми знаниями  и умениями по технике эксперимента. Занимательные опыты по химии при демонстрации их перед зрителями должны быть весьма наглядными и достаточно технично выполнены. Перед проведением опытов учащиеся записывают в тетради теоретические данные о свойствах веществ, с которыми будут работать. На кружковых занятиях учащиеся готовят и проводят химические вечера. Эта работа способствует сплочению коллектива кружковцев, развитию их активности.

Литература, используемая при подготовке и проведении занятий  химического кружка:

1)  Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для  любознательных. – Л.: Химия, 1987

2) Злотников Э. Г. и  др. Урок окончен – занятия продолжаются. – М.: Просвещение, 1992

3) Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002

                                                Вечера.

Одной из распространённых форм массовых внеклассных мероприятий являются химические вечера. Они имеют большое воспитательное значение, способствуют профессиональной ориентации учащихся. У организаторов и активных участников вечера вырабатывается умение самостоятельно работать, совершенствуются навыки экспериментирования. Вечера повышают у учащихся интерес к химии. Содержательные, хорошо подготовленные вечера способствуют расширению знаний учащихся и оказывают определённое воздействие на выбор профессии.

                                       Устные журналы.

Устные журналы – это одна из форм обогащения знаний учащихся по научно-техническим, эстетическим, нравственным и другим вопросам. Устный журнал состоит из нескольких страниц. Они могут быть посвящены одному вопросу или разным. Это позволяет удовлетворить различные  интересы учащихся. В подготовке и проведении устного журнала участвуют не только юные химики, но и оформители, фотографы, члены кружков и участники художественной самодеятельности. Всей подготовкой устных журналов руководить оргкомитет, который возглавляет учитель химии. Выпуск одного журнала должен по времени не превышать 1,5 – 2 часа.

                                           Неделя химии.

Неделя химии – общешкольное мероприятие. Для проведения недели химии создаётся оргкомитет из активных членов химического кружка. Возглавляет его  учитель химии. За месяц до проведения недели химии вывешивают красочное объявление с планом мероприятий на каждый день. При проведении недели химии в школе проходят различные конкурсы, викторины, химические вечера, устные журналы.

                            Научно-практические конференции.

Ученическая научно-практическая конференция – одна из  массовых форм внеклассной работы. Она способствует расширению и углублению знаний учащихся, подводит итоги их самостоятельной  познавательной деятельности. При подготовке и проведении конференции учащиеся приобретают умения работать с книгой, отбирать необходимые сведения, анализировать их, обобщать результаты наблюдений и опытов, приобретают элементы лекторской и организаторской работы. Как правило, ученические конференции готовят старшеклассники. Научно-практическая конференция привлекает внимание большой аудитории учащихся. Поэтому обсуждаемая тема должна быть актуальной, интересной. Материал для сообщений подбирают из научно-популярных книг, журнальных статей, учебников, в ходе экскурсий и наблюдений, экспериментальных работ. Конференции, в отличие от химических вечеров, проводят в строгой академической обстановке с обсуждением докладов. В основе их должна быть творческая, самостоятельная работа учащихся.

                           

                                      Химические викторины.

Химические викторины относятся также к внеклассным мероприятиям. Они возбуждают у учащихся повышенный интерес к изучению химии, способствуют расширению знаний по предмету. Чаще викторины включают в программу химического вечера, реже её проводят как самостоятельную форму внеклассной работы. Викторину организуют как для одного, так и для нескольких параллельных классов. Для учащихся 8 классов её целесообразно проводить не раньше конца третьей или начала четвертой четверти учебного года. К этому времени учащиеся приобретают некоторый запас знаний по химии. Продолжительность викторины может быть различной в зависимости от того, в каких классах её проводят. Как самостоятельное мероприятие викторина может продолжаться в младших классах не более 40 минут, в старших – до 1,5 ч. Познавательный результат викторины будет зависеть,  прежде всего, от её подготовки. Учителю следует тщательно отобрать вопросы для викторины и выбрать метод её проведения, подобрать необходимую литературу, найти средства для премирования учащихся и т. д.

Тему викторины, день и час необходимо сообщить учащимся не позднее, чем за неделю её проведения. В некоторых случаях плакаты с вопросами вывешиваются за месяц до вечера. В поисках ответов на вопросы учащиеся читают научно-популярную литературу по химии и тем самым расширяют и углубляют свои знания. Методику проведения викторины учитель выбирает сам, исходя из конкретных условий. Во всех случаях во время проведения мероприятия должно работать жюри по оценки ответов учащихся. Членами жюри, кроме учителей химии, могут быть учащиеся старших классов, активисты химического кружка. Членов жюри надо ознакомить с порядком проведения викторины заранее. Содержание ответов оглашать не надо. Викторина может быть организована как в письменной, так и в устной форме. Викторина может быть одним из мероприятий недели химии или этапом при подготовке к химической олимпиаде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»

В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская дея...

Развитие познавательных способностей учащихся через внеклассную работу

Статья о формах и методах внеклассной работы с детьми по формированию познавательных способностей...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии

доклад на педагогическом совете по методической теме (теме самообразования)...

Доклад Районного методического объединения ТЕМА: «Внеклассная работа по биологии и химии как средство развитие познавательного интереса учащихся».

Доклад Районного методического объединения ТЕМА: «Внеклассная работа по биологии и химии как средство развитие познавательного интереса учащихся»....

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность

Текст выступления на тему "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность"...