Главные вкладки

    Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»
    статья по теме

    Хлызова Татьяна Леонидовна

        В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская деятельность позволяет школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои знания и интересы по различным предметам. Я предлагаю вам познакомиться с моей методикой работы и результатами по формированию исследовательских умений учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»

    Автор:  Хлызова Татьяна Леонидовна,

    учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная

    школа № 4» г. Котласа

        В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность обучающихся связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере (постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблеме; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий и собственные выводы)  

        Роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности многогранна:

    - познавательная (стимуляция мыслительного процесса школьников при решении поставленных задач);

    - развивающая (развитие интеллектуальных и творческих способностей детей);

    - воспитательная (развитие упорства в достижении цели, умение отстаивать свое мнение, практика публичных выступлений);

    - дисциплинирующая (необходимость строгого выполнения всех методических приемов).

       При проведении научно-исследовательской работы ученик должен владеть следующими видами деятельности:

    1. Изучение литературы по исследуемой проблеме. Усвоение научной информации:

    - библиографирование литературы по теме исследования;

    - реферирование литературы по изучаемому вопросу;

    - умение цитировать, ссылаться на авторов изученных литературных источников;

    - использование технических средств для переработки информации.

    2. Планирование и проведение исследования:

    - определение, формулирование целей, задач исследования;

    - формулирование гипотезы исследования;

    - выбор оптимального варианта структуры исследования;

    - действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного плана действий;

    - оценка практической эффективности исследования;

    - подготовка материального оснащения эксперимента;

    - сравнение результатов исследования с результатами подобранных литературных данных;

    - проверка результатов, исправление ошибок.

    3. Оформление и защита результатов исследования:

    - обоснование выводов;

    - составление  тезисов;

    - использование графических средств при оформлении  доклада;

    - подготовка доклада, написание статьи:

    - защита перед аудиторией своих выводов.

       Более подробно я хочу остановиться на проблемах, возникающих при подготовке исследовательской работы:

    1. Выбор ученика.  

              Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Что привлекает учащихся к исследовательской деятельности? Прежде всего, это детская любознательность. Во-вторых, четкое разъяснение того как это делается и для чего им это нужно. И, наконец, престижность: участие в различных конкурсах повышает авторитет школьника в среде сверстников.  По мимо этого ученик должен уметь хорошо говорить, уметь держаться на публике и владеть ПК.          

    1. Выбор темы исследования. 

    Для того чтобы выбрать тему исследования следует определить главный образовательный объект эвристической ситуации, а также связанную с объектом и интересную для детей проблему. Главные критерии при выборе темы – общественная значимость, актуальность для подростковой аудитории и неизвестный результат решения. Работа должна носить исследовательский, поисковый характер и иметь эксперимент.  Очень перспективны для разработки  темы связанные с изучением   веществ, а также  их получением. Выбор темы исследования определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы. Организация исследования возможна при использовании простейшего оборудования и методик постановки опытов.    В настоящее время очень много интересных тем по химии, но как вы сами знаете в исследование всегда приветствуется эксперимент, методику которого найти можно, но нет реактивов и условий для его проведения.

    1. Постановка целей и задач исследования.

    Здесь важна помощь руководителя, т.к. дети не всегда могут четко сформулировать что хотят получить в результате работы. На первом этапе можно поставить лишь  примерную цель, а более точно мы формулируем ее на заключительном этапе, когда виден результат работы, т.к. цель формируется на основе того, что мы хотим получить в результате данной работы.  

    1. Подбор теоретического  материала.

    Из большого объема информации, который есть в интернете, надо выбрать  главный и правдивый материал, некоторый материал можно вынести в приложение в виде схем и таблиц, т.к. объем самой работы ограничен.  

    1. Подбор и выполнение экспериментальной части.

    В школьных лабораториях нет многих установок и оборудования, поэтому приходится подстраиваться под то что есть в наличии и упрощать экспериментальную часть.

    1. Заключение.

    В нем важно отразить все выводы по работе, опираясь на цель и поставленные задачи. При проведении настоящего исследования ученик и учитель оказываются в равной эвристической ситуации: никто из них в действительности не знает, каков будет реальный результат. Однако учитель должен своевременно корректировать направление исследования, искать запасные варианты решения проблемы.  

    1. Библиографический список.

    Оформить список согласно всем правилам оформления библиографии.

    1. Доклад.

    Выбрать главные мысли из каждого раздела, введения и заключения (на 7 минут).

    1. Презентация.

    Согласно составленному докладу составить презентацию, включив в нее картинки, фотографии снятые при выполнении работы.

    1.  Защита  исследовательской работы.

    Текст доклада ребенок должен знать наизусть, свободно владеть всем материалом работы, уметь отвечать на вопросы по заявленной теме, приготовить рекомендации для слушателей и если возможно представить продукт эксперимента, отрепетировать выступление- выступить перед классом.

                         

      Исследовательской работой с учащимися я занимаюсь в течение последних 8 лет, мои ученики являются победителями и призерами муниципальной и областной   исследовательской конференции «Ломоносовские чтения», региональной конференции «С наукой в будущее».

    Год

    Ф.И. ученика

    Класс

    Тема работы

    Место, уровень

    Краткая аннотация

    2006

    Елсакова Катерина

    10

    Сколько стоит чистая вода? (использование фильтров в домашних условиях)

    1 место (город)

    Цель; выяснить, сколько стоит чистая вода

    Задачи:

    1. Ознакомиться с качеством питьевой воды в г.Котласе.
    2. Проанализировать марки фильтров и выбрать фильтр  наиболее подходящий для нашей местности.
    3. Рассчитать стоимость одного литра очищенной воды, а так же общий расход средств на очистку воды для семьи в течении года.

    Объект: питьевая вода, фильтры

    Предмет: питьевая вода г.Котласа, фильтры «Аквафор» и «Гейзер»

    2007

    Елсакова Катерина

    11

    Эти удивительные глины

    2 место (город)

    Цель: исследовать различные породы глин, определить их основные свойства и выбрать глину, наиболее подходящую для тех или иных лечебных целей.

    Задачи:

    1. Изучить структуру глинистых минералов.
    2. Исследовать   свойства разных образцов глин:
    • Кислотно-основные свойства;
    • «Жирность» глины;
    • Сорбционные характеристики глин;
    • Антимикробные свойства;
    1. Выявить области применения  глин в лечебных целях на основе их свойств.

     Объект: глина

    Предмет:

    1. Косметическая голубая глина (производитель ООО «Фитокосметик», Москва);
    2. Белая глина (производитель ООО «Фитокосметик», Москва);
    3. Розовая глина (производитель ООО «Фитокосметик», Москва);
    4. Лечебная голубая глина (деревня Ямское).

    2008

    Запольская Анна

    10

    Мёд и его качество

    1 место (город)

    4 место (область)

     Цель:  исследовать качествао  меда, употребляемого населением нашего города.

    Задачи:

    - ознакомиться с сортами, свойствами  и применением меда;

    -  изучить и освоить  методы определения качества меда;

    - определить качество мёда, употребляемого населением нашего города и выяснить, хранится ли у нас дома фальсифицированный мед.

    Объект: мед

    Предмет: образцы меда:  луговой (г. Саратов), каштановый (п. Лазаревский),

    три разновидности цветочного (г. Котлас), цветочный (г. Киров), цветочный (Котласский район .

    2008

    Хлызов Сергей

    4

    Поваренная соль-минерал необычайной важности

    2 место (школа)

    Цель: показать важность минерала галита в жизни человека.

    Задачи исследования:

    1. Выявить:      - основные свойства галита;

    - целительную силу соли;

    - значение соли в жизни живых существ.

    1. Показать каким образом в природе происходит кристаллизация соли из водных растворов.
    2. На примере минерала галит проследить по аналогии за кристаллизацией других минералов (медный купорос).

    Объект: соль

    2011

    Худышина Дарья

    9

    Школьный мелок: проблемы и перспективы

    2 место (город)

    Сертификат участника на регион. конференции г. В. Устюг

       Цель работы: провести исследование школьного мела, поступающего в нашу школу, и изучить  его действие на организм человека.

       Задачи:

    1. Провести анализ литературы по происхождению, составу,  свойству, производству и применению мела, выяснить его влияние на организм человека.

    2. Изучить основные показатели качества мела, его качественный и количественный состав.

    3. Опытным путем получить мел в лабораторных условиях.

    Актуальность работы: мел, поступающий в нашу школу, не отвечает требованиям -  пачкает руки, сильно крошится, вызывает неприятные ощущения.

     Объект исследования: школьный мел.

     Предмет исследования: мел, поступающий в МОУ «СОШ №4» г. Котласа, Архангельской области.

    Для анализа мы взяли 5 образцов белого мела (приложение 2):

    №1. Экструкционный (круглый) «CENTRUM» (Германия)

    №2. Литейный  (Белоруссия)                                            

    №3. Литейный  (Россия,  Московская область)

    №4. Кусковой (Россия , Московская область)

    №5. Литейный ( Украина, г.Белгород)

    и 1 цветной образец:

    №6. Цветной мел  (Украина, г.Белгород)

    2012

    2013

    Худышина Дарья

    10

    Эфирные масла -удивительный дар природы

    1 место (город)

    Участница региональной конференции «С наукой в будущее», г. Великий Устюг

    Цель работы: получить эфирные масла различными способами и выяснить, какой из них является наиболее экологически чистым и удобным в применении.

    Задачи: 1. Рассмотреть и изучить способы получения, состав, свойства и области

    применения эфирных масел;

    2. Выбрать наиболее доступные способы получения эфирных масел;

    3. Определить, какой из способов является наиболее экологически чистым;

    4. Рассмотреть применение и влияние эфирных масел на организм человека

       Актуальность работы: В наше время появилось много эфирных масел, использующихся в ароматерапии и различных производствах.  Но не наносят ли они вреда здоровью? Являются ли экологически чистыми? Как сделать правильный выбор  эфирного масла?    

    Объект: эфирные масла.

    Предмет: масла, которые можно получить в условиях школьной лаборатории, используя различное сырье: сосновые иголки, семена тмина, кожура апельсина и  лепестки  розы.

    2012

    2013

    Дементьева Катя

    8

    Наш любимый лимонад, ты полезен или как?

    1 место (город) «Юный исследователь»

    1 место в региональной конференции «С наукой в будущее», г. Великий Устюг

      Цель работы: познакомиться с историей и составом  газированных напитков, выяснить, полезен ли лимонад для детей и взрослых.                                                                                       Задачи: 1) Выяснить какие марки лимонадов наиболее любимы учащимися нашей школы. 2) Познакомиться с историей и составом лимонадов. 3) Выяснить полезен ли лимонад   для организма человека. 4) Провести практическую часть и рассмотреть как действует лимонад на мясо, яичную скорлупу,  ржавые и загрязненные ложки, жирные пятна на ткани. 5)Получить лимонад в домашних условиях. Актуальность работы: Многие учащиеся признаются, что не могут и дня прожить без сладких газированных напитков. Однако задумывались ли вы, что содержат в себе напитки, которые привлекают нас своими живописными и кричащими названиями. Нет? А зря! Мы приняли решение изучить то, что мы употребляем,  и проверить, почему врачи считают, что газированные напитки скорее годятся для чистки чайников и кастрюль.  

    Объект исследования: лимонад Предмет исследования: лимонады, которые учащиеся нашей школы назвали в числе любимых: «Кока- кола», «Пепси», «Фанта», «Буратино», «SOS».

    2012

    Хлызов Сергей

    8

    Чипсы

    Цель:  Изучить состав, виды, технологию производства чипсов и  выяснить можно ли лакомиться  ими не опасаясь за свое здоровье  

    Задачи:

    1) Изучить историю, состав, технологию производства и виды чипсов.

    2) Выяснить какие чипсы можно есть с наименьшим вредом для организма.

    3) Определить количество масла, крахмала, соли в представленных образцах чипсов.

    4) Научиться изготавливать чипсы в домашних условиях.

    Актуальность темы: Все любят чипсы, но в основном это дети. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно, а зачастую даже очень вредно. Почему?

    Предмет исследования: чипсы.

    Объект исследования: чипсы, наиболее любимые мною и моими одноклассниками: «Хрустящий картофель», «Lays max”, «Lays”, «Русская  картошка», «Chipsy king”.

    2013

    Дементьева Екатерина

    Чудо серебро

    4 место

    Цель работы:  познакомиться с историей, составом и свойствами серебра, выяснить его применение в жизни человека и способы очистки серебряных изделий.                     Задачи:  1) Изучить историю  серебра. 2) Выяснить  нахождение серебра в природе.                      3) Познакомиться с физическими, химическими и биохимическими свойствами серебра, областями его применения. 4) Провести практическую часть, получив серебро, серебряную воду и найти наиболее  удобные в применении способы очистки серебряных изделий.

    Актуальность работы: Серебро – второй по значению благородный металл, отличающийся высокой пластичностью, ковкостью, имеющий наивысшую среди металлов электропроводность. Из него изготавливают посуду, украшения, используют в лечебных целях, поэтому мы решили  познакомиться с этим  удивительным металлом.

      Объект исследования:  серебро.  Предмет исследования: серебро,  изделия из серебра

          Таким образом научно-исследовательская работа позволяет школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои знания и интересы по различным предметам, а  дело учителя создать и поддерживать творческую атмосферу, научить как правильно сделать и преподнести свою работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся

    Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих обучающихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы н...

    Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

    Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

    «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

    «Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

    Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной работе по химии. Организация занятий кружка «Занимательная химия».

    Использование разнообразных форм внеклассной работы по химии с целью развития познавательного интереса учащихся....

    Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

    Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

    Доклад Районного методического объединения ТЕМА: «Внеклассная работа по биологии и химии как средство развитие познавательного интереса учащихся».

    Доклад Районного методического объединения ТЕМА: «Внеклассная работа по биологии и химии как средство развитие познавательного интереса учащихся»....