Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.
статья по истории (10 класс) на тему

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_khudozhestvennoy_lit-ry.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       МБОУ СОШ № 5 г. Лермонтова

                                                                        Ставропольского края.

                                                   Поветьева Жанна Евгеньевна-учитель истории

Использование  художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

                                   2013 – 2014 уч. Год

История – один из важнейших, стержневых гуманитарных предметов в школе, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения. Чтобы подготовить доклад на заданную тему, написать реферат, надо уметь работать с любым текстом, уметь выбирать главное, сопоставлять тексты, анализировать. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, показывая сложность и неоднозначность оценок исторического события. Ученики должны получить право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где легко возникает атмосфера творчества, где можно организовать обсуждение прочитанного, решение проблемных задач, познавательные игры.

Как это сделать учителю истории, опираясь на существующие учебники, используя урок? Чему учить и как учить?

   Считаю, что традиционно-догматическая методика передачи готовых знаний ведет к искусственному затормаживанию творческих дарований школьника. Учитель не уверен, все ли его слушают, могут ли применить полученные знания. По традиционной схеме урока опрос обычно затягивается, учитель, а затем и ученики не успевают. Не успевают объяснить, не успевают закрепить.

   Сегодня учителя и методисты ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Как добиться того, чтобы весь урок был обучающим, чтобы каждый усвоил материал, чтобы было захватывающе интересно и увлекательно?

   Во-первых, необходимо пробудить интерес к изучаемому материалу, связав его с ранее изученным. Для этого можно давать творческие домашние задания (3-х уровневые), выделив для их проверки время. Это могут быть: рассказ-миниатюра, рисунок, тестовые задания, таблицы, схема.

   Во-вторых, подобрать максимально возможный объем материала, который в состоянии осилить все учащиеся после обстоятельного объяснения.

   В-третьих, уделять должное внимание закреплению изученного материала.

   В-четвертых, в конце урока выявить, как усвоен материал.

   В-пятых, широко использовать возможности художественной литературы. Не секрет, что дети сейчас мало читают дополнительной литературы, поэтому важно пробудить у них потребность к чтению. Как это сделать?

В своей работе я пытаюсь осуществить синтез истории и литературы. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым  историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Есть в курсе истории тема «Великая Отечественная война» в 9, 11 классах.  На уроке мы с ребятами говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился» о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

   «Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости…Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки…

Упал  свободным  и  после жизни, смертию смерть поправ.»

Мне не забыть широко раскрытых детских глаз, в которых в этот момент можно было прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. И я спрашиваю себя: «Разве  бы мог школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?» Конечно, нет.

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого материала. Ну, как здесь обойтись без примера? В 7-м и 10-м классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

                             «На берегу пустынных волн

                               Стоял он, дум великих полн,

                               И  вдаль глядел…

                               И думал он:

                               Отсель грозить мы будем шведу.

                               Здесь будет город заложен

                               Назло надменному соседу.

                               Природой здесь нам суждено

                               В Европу прорубить окно,

                               Ногою твердой стать при море.

                               Сюда по новым им волнам

                               Все флаги в гости будут к нам,

                               И запируем на просторе.

                               Прошло сто лет, и юный град,

                               Полнощных стран краса и диво,

                               Из тьмы лесов, из топи блат

                               Вознесся пышно, горделиво…

                               В гранит оделася Нева;

                               Мосты повисли над водами;

                               Темно-зелеными садами

                               Ее покрылись острова,

                               И перед младшею столицей

                               Померкла старая Москва…»

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся 7-го класса более четко представили облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина.

«…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…»  

Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.

Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для  конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов. Например, на уроке истории в 8-м классе, давая характеристику Макарьевской ярмарке начала 19 века, я прочитаю отрывок:

                                     «…перед ним

                                     Макарьев суетно хлопочет,

                                     Кипит обилием своим.

                                     Сюда жемчуг привез индеец,

                                     Поддельны вины европеец,

                                     Табун бракованных коней

                                     Пригнал заводчик из степей,

                                     Игрок привез свои колоды

                                     И горсть услужливых костей,

                                     Помещик – спелых  дочерей,

                                     А дочки – прошлогодни моды.

                                     Всяк суетится, лжет за двух,

                                     И всюду меркантильный дух».

При этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Но в то же самое время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в 7-м классе и зачитывая отрывок из «Бориса Годунова», стоит отметить, что Пушкин не являлся современником тех событий.

Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве  примера  можно привести урок в 5-м классе по курсу древнего мира «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»». Или урок в 7-м классе по теме «Развитие литературы и искусства», когда часть урока отводится изучению книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Или  «Движение под предводительством Емельяна Пугачева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такие  уроки  несомненно проходят «на ура». Но готовить их крайне  сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и  учитывая время.

Несколько проще включить образы художественной литературы в изложение на уроке. И тогда материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения. Так, например, на уроке в 7-м классе по теме «Полтавская битва», описывая решающий момент сражения, я  всегда цитирую Пушкина:

                                           «И с ними царские дружины

                                           Сошлись в дыму среди равнины:

                                            И грянул бой. Полтавский бой!

                                           В огне, под градом раскаленным,

                                           Стеной живою отраженным,

                                           Над падшим строем свежий строй

                                           Штыки смыкает. Тяжкой тучей

                                           Отряды конницы летучей,

                                           Браздами, саблями звуча,

                                           Сшибаясь, рубятся сплеча.

                                           Бросая груды тел на груду,

                                           Шары чугунные повсюду

                                           Меж ними прыгают, разят,

                                           Прах роют и в крови шипят.

                                           Швед, русский – колет, рубит, режет.

                                           Бой барабанный, клики, скрежет,

                                           Гром пушек, топот, ржанье, стон,

                                           И смерть, и ад со всех сторон».

Этот отрывок очень органично вплетается в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает. Кроме этого, иногда на уроках я использую краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, цитирую О.Берггольц:

                                             «Сто двадцать пять блокадных грамм

                                              С огнем и кровью пополам»

На повторительно-обобщающих уроках часто использую и такой прием: учащиеся получают отрывок из литературного произведения и по нему должны рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле. Например:

                                              «Стоял такой великий стон,

                                              Шел бой с такою кровью,

                                              Что был в багрец окрашен Дон

                                              До самого низовья».

                                                                   Н.Кончаловская «Наша древняя столица»

Или:

                                             «Ослепленный полководец,

                                             На возу бесстрашно стоя,

                                             Голосом, подобным грому,

                                              Направляет ярость боя».

                                                                   Н.Ленау «Ян Жижка»

Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий

Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....

Доклад на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории

 Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение ...

Тема: «Организация внеклассной исследовательской работы по химии как форма развития познавательного интереса учащихся»

В современных условиях введения ФГОС нового поколения одной из задач школы является  формирование исследовательских умений учащихся. Научно-исследовательская дея...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...