Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность
статья по химии на тему

Текст выступления на тему "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии

через практическую деятельность

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое  только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д. Ушинский.

Объём информации в современном мире удваивается каждые 5-6 лет, поэтому выпускники школы должны быть готовы к тому, что им всю жизнь придётся учиться: изучать новые технологии, новые материалы, новую технику, получать дополнительное образование. В связи с этим на первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и исполнять их.

Иными становятся и задачи учителя – не поучать, а побуждать, не оценивать, а анализировать, не передавать информацию, а организовывать деятельность ученика по её получению.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применить их на практике.

Одним из важнейших факторов познавательной деятельности является познавательный интерес к предмету, который способствует развитию мышления учащихся, но вместе с тем не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.

По мнению Симона Львовича Соловейчика, есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. 

Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся трудно добиться высокого качества знаний. Это проблема. Решать её необходимо своевременно и правильно, не забывая при этом, что за партами сидят учащиеся самого сложного школьного возраста (8 – 11 классы).

Следует отметить, что курс химии общеобразовательной школы содержит большой объём теоретического материала, на изучение которого отведено незначительное количество времени. Увеличение объёма и глубины рассмотрения теоретических вопросов, числа формируемых абстрактных понятий, усиление роли символико-графических форм выражения информации ведёт лишь к снижению качества знаний и познавательного интереса к предмету.

Химия – экспериментальная наука. Важнейшим средством изучения веществ и их превращений является химический эксперимент. Он может выступать в роли источника познания явлений, основы для выдвижения гипотез и их проверки, единственного средства для формирования практических умений и навыков, развития у школьников наблюдательности, любознательности, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний. Эксперимент способствует активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанию устойчивого интереса к предмету, формированию представлений о практическом применении химических знаний.

Большинство самых простых опытов, которые ученики выполняют сами на лабораторных и практических занятиях, а также демонстрационные опыты можно провести так, что они привлекут внимание учащихся, подействуют на их чувства, воображение, вызовут непосредственный интерес. 

На самом первом уроке химии учителя часто демонстрируют занимательные опыты, протекающие эффектно с внешней стороны и не требующие для их осуществления сложных приготовлений и технического оснащения. Важно, чтобы опыт «захватил» учеников. Для этого его лучше проводить не в химической посуде, а с использованием бытовых стаканов, графинов или специально приготовленных сосудов с рисунками и знаками. Эффективность опыта усиливается и от того, как он преподносится зрителям (например, некоторые манипуляции проделываются незаметно). Большое значение при этом имеет и словесное оформление демонстрации. Одно только интригующее название: «Фараоновы змеи», «Огненная метель», «Превращение воды в кровь», «Несгораемый платок»  и другие настраивают учащихся на восприятие чего-то необыкновенного. И их ожидания оправдываются (видео «Опыты с огнём. Три эксперимента»)

Например, проведение опыта «Волшебные пальцы». Две спиртовки поставить рядом и одну из них зажечь. Открыть колпачок второй спиртовки, нажать на её фитиль двумя пальцами. Быстро схватить ими пламя соседней горящей спиртовки и сразу перенести его на фитиль только что открытой спиртовки. Она загорается. Суть опыта в том, что переносится пламя горящего спирта, остающегося на пальцах, но пламени горения спирта не видно, а так как манипуляция проводится очень быстро, пламя не успевает обжечь пальцы.

Этот занимательный опыт воспринимается учениками с большим интересом, так как в нём есть всё: и интригующее название, и «заклинание», произнесённое демонстратором,

Зажечь спиртовку без огня

Вы скажете никак нельзя,

Для нас всё это пустяки –

Одно движение руки –

плюс внешний эффект, сочетаемый с простотой выполнения. Он может использоваться как опыт-загадка, и ученики с удивлением, хотя и не сразу узнают о переносе пламени горящего спирта с одной спиртовки на другую.

Методику проведения  таких занимательных опытов можно найти в различных источниках, они широко описаны в том числе в литературе (литературные источники)

Часть из них можно предложить учащимся в качестве домашнего эксперимента как элемента практико-ориентированного обучения. Такие домашние практические работы включают различные виды деятельности: наблюдение, описание веществ, выделение существенных признаков, умение анализировать и делать выводы. Практика показывает: домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту науку можно не только в лаборатории, но и дома. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа постижения этой науки, чем самостоятельное экспериментирование, формы и методика которых может быть различной. Это и индивидуальный эксперимент, и работа в сменных парах, и коллективная деятельность (видео «Семь простых химических опытов для дома»).

Данная работа готовит  учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирует готовность к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности в повседневной жизни.

При составлении практической части таких домашних экспериментов важно правильно выбрать опыты, учитывая технику  безопасного эксперимента. Необходимо чтобы опыты:

  • знакомили учащихся с проявлением химических  процессов и показывали зависимость физических и химических  свойств от состава и строения веществ;
  • развивали способность моделирования процессов, идущих на реальных химических реакциях;
  • способствовали развитию мышления и формировали у учащихся интерес к предмету;
  • протекали быстро, желательно без побочных реакций.

    Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Но если эксперимент связан с повседневной жизнью, то он приобретает особую ценность. Поэтому при подборе и проведении того или иного эксперимента желательно учитывать его связь с жизнью и простыми производственными процессами. Например, признаки химических реакций можно рассмотреть при проведении следующих лабораторных опытов:

Опыт 1. Взаимодействие растворов соды и нитрата кальция (выпадение осадка).

Опыт 2. Растворение оксида (гидроксида) железа (II) в соляной кислоте (растворение твёрдого вещества).

Опыт 3. Взаимодействие гидрокарбоната натрия с уксусной или лимонной кислотой (выделение газа).

Опыт 4. Разложение гидрооксокарбоната меди (II) (изменение цвета).

Опыт 5. Прибавление к раствору щёлочи раствора фенолфталеина (появление окрашивания).

Опыт 6. Прибавление соляной кислоты к полученному в опыте 5 окрашенному раствору (исчезновение окраски).

Конечно, можно предложить другие, более эффектные опыты, но при проведении данных лабораторных опытов учащиеся узнают, как можно уничтожить следы ржавчины с поверхности железных предметов или приготовить себе дома лимонад. Приводя примеры химических явлений, можно пояснить, почему медные предметы темнеют на воздухе, как можно очистить посуду от накипи и т.д.

Такие опыты нравятся учащимся, расширяют их знания об окружающем мире, развивают способность анализировать наблюдаемые явления.

Опыт организации и проведения лабораторных и практических занятий по курсу химии показывает, что подготовка к ним и самостоятельное выполнение химических опытов зачастую вызывают у учащихся затруднения, что, соответственно, влияет на качество их выполнения. В свою очередь, это сказывается не только на уровне экспериментальной подготовки учащихся, развитии химического мышления, но и на усвоении химии в целом.

Поэтому, прежде чем приступать к выполнению практических работ, важно выработать у учащихся элементарные навыки обращения с лабораторным оборудованием, умения проводить целенаправленные наблюдения и осмысливать их результаты, сосредоточить внимание на мерах безопасности, которые необходимо соблюдать.

Большим подспорьем в этом служат инструктивные карты, которые можно предложить учащимся при выполнении лабораторных и практических работ (инструктивные карты и отчёты о проделанной работе)

В ходе практического изучения школьного курса химии развиваются следующие компетенции школьников:

  • экспериментальные (использование различных методов количественных измерений, выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, составление плана эксперимента, зарисовка схем, приборов, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов с привлечением справочной и научной литературы);
  • коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, планирование эксперимента и теоретическое его обоснование, применение критериев контроля и самоконтроля, самостоятельное определение очередности всех операций);
  • интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей, формулирование выводов);
  • контрольно- оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, применение различных видов контроля деятельности товарищей).

Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются:

  1. воспитание познавательного интереса;
  2. создание положительной мотивации учения и образования;
  3. формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  4. развитие интеллектуальной сферы личности; 
  5. формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Помогает в процессе развития познавательного интереса к предмету и участие в различного рода конкурсах с практической направленностью, когда необходимо не просто создать некий продукт, но и суметь описать происходящие процессы. Например, изучение действия природных индикаторов на среду раствора (видео «Получение и свойства природного индикатора»).

Привлечение учащихся к постановке простых опытов во время проведения внеклассных мероприятий – ещё один из способов развития познавательного интереса к предмету. Так во время театрализованного представления для младших школьников под названием «Телепередача «Спокойной ночи, малыши» в гостях у школьников, или что такое химия?» Каркуша смогла «наколдовать» для Хрюши и Степашки газировку, молоко, фанту, малиновый сок, а содержимое одного из стаканов даже демонстративно выпила.

Виртуальная лаборатория, подборка сайтов с видеопрезентациями химических экспериментов, различного рода обращения к юному исследователю – всё это придаёт образовательному процессу практико-ориентированную направленность, что  превращает изучаемый материал из сложного и скучного в один из интереснейших и практически значимых компонентов образования.

Жан Жак Руссо сказал – «Час работы дает больше, чем день объяснений». Именно поэтому в процессе изучения предмета химии учителю необходимо огромное значение придавать  практической части. Взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе практической деятельности позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад  по теме:  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики...

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность.

Опыт работы представлен в виде системы работы во внеурочное времяс учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике....

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий

Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....

Доклад на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории

 Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение ...