Организация образовательной деятельности учащихся с использованием ресурсов цифрового образования.
материал по химии

Тарасова Светлана Владимировна

Современные социально-экономические условия и информационно-коммуникативные технологии выдвигают новые требования к школе, к выпускнику, которые диктуют необходимость в квалифицированных педагогах и методиках нового поколения. Одним из направлений современного образования является внедрение современных образовательных технологий посредством развития современных  методов обучения и воспитания на базе ИТ, оснащения оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной компетенции  работников образования, использование  возможностей интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_po_himii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Ульяновка Тамалинского района Пензенской области- основная общеобразовательная школа с.Обвал

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .

Подготовила учитель химии

Тарасова С.В.

2021 год.

Современные социально-экономические условия и информационно-коммуникативные технологии выдвигают новые требования к школе, к выпускнику, которые диктуют необходимость в квалифицированных педагогах и методиках нового поколения. Одним из направлений современного образования является внедрение современных образовательных технологий посредством развития современных  методов обучения и воспитания на базе ИТ, оснащения оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной компетенции  работников образования, использование  возможностей

Интернет.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к создаваемыми и используемым учебным материалам.

К образовательным ресурсам можно отнести любые материалы, которые преподаватель полностью или частично использует в образовательном процессе. Среди полностью используемых ресурсов можно назвать учебники и учебные пособия, методические материалы и учебно - наглядные материалы, интерактивные обучающие программы. В то же время, преподаватель может использовать информацию, размещенную в ресурсах, не связанных напрямую с образовательным процессом – периодические издания, научную литературу и т.д. Из нее преподаватель черпает необходимые факты и концепции, на нее направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно в современном образовании используют ЭОР в качестве наглядных и учебных изданий.   Можно отметить преимущества современных ЭОР: − широта распространения ,мультимедийность , интерактивность , доступность.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.

Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля учащихся, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  можно назвать создание  мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентация даёт возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей студентов, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При разработке презентаций учитывается, что она:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • Усиливает воздействие выступления.

Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР. Безусловно, созданные самим преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Одновременно возникает проблема профессионализма в подаче материала, рассчитанного на самостоятельную работу ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшают, но затрудняют восприятие сложного учебного материала, снижают эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Результатом внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс является расширение сектора самостоятельной учебной работы. Принципиальным новшеством в данном случае является интерактивность. Это позволяет расширять функционал самостоятельной учебной работы, необходимой с точки зрения целей образования и эффективной с точки зрения временных затрат. Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают возможность «попробовать». Иными словами, содержание  (контент) ЭОР может быть интерактивными: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д. При этом поведение сложных объектов и течение процессов воспроизводится путем имитационного моделирования.

Сами объекты  и процессы в ЭОР могут демонстрироваться максимально реалистично, с использованием мультимедиа, т.е. всех возможных способов представления: текст, звук, графика, фото, видео, анимация, вплоть до управляемых изображений. Таким образом, ЭОР может содержать интерактивный аудиовизуальный контент, адекватно представляющий фрагмент реальности (виртуальная реальность).

Пожалуй, это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно – деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить проблему межпредметных связей.

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

ЭОР подразделяется на:

  • мультимедийные продукты
  • программные продукты
  • изобразительные продукты
  • аудио продукты
  • текстовые продукты
  • электронные аналоги печатных изданий.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.

Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  можно назвать создание  мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

При разработке презентаций учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках химии.

Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения предмета в силу его сложности активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Как повысить познавательную активность школьников на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые и дают возможность применять ЦОР на уроках, помогают решить эту проблему. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ЦОР. Необходимо, потому что урок с использованием ЦОР – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время.

На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование готовых программ и мультимедийных пособий по химии, имеющихся в кабинете ; создание собственных презентаций и использование презентаций учащихся к урокам ; демонстрация видеоопытов и таблиц по химии; применение материалов, взятых из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».

Яркие анимации и презентации позволят учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы. Причем данный материал можно увидеть не только в классе, но и просмотреть неоднократно дома, для закрепления материала. У каждого ученика своя скорость чтения и мышления. И укладываться в строго определенные временные рамки могут не все.

При освоении методов решения задач удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются (и одновременно объясняются на доске) способы и приемы решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.

С помощью ИКТ и ЦОР у учителя химии есть возможность показать обучающимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести из-за отсутствия реактивов или необходимого оборудования, опасности использования в школьной лаборатории . При изучении химии большую роль играют демонстрационные эксперименты, которые наглядно показывают, как протекает та или иная реакция. Химические опыты позволяют легче запомнить свойства веществ, или уяснить суть протекаемых процессов. Для демонстрации опытов, которые сложно проводить из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента, я использую сайт «Видеоопыты по химии», в котором представлены видеофильмы. Они могут быть полезны и для использования на уроках для преподавателей, и для самостоятельной работы обучающихся. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего.Учащиеся получают также представление о способах и методах разделения и очистки веществ, таких как: фильтрование,  дистилляция и др.

Вся информация, используемая на уроках, хранится в компьютере в отдельных папках по темам и урокам. Пользоваться такой медиатекой удобно и  в случае необходимости или затруднений можно повторить какой-либо материал. Можно отметить, что из-за высокой степени наглядности на уроке повысилась заинтересованность и активность учащихся, происходит более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны. Ученик, который до этого только смотрел на рисунок в учебнике или на плакате и не понимал устройства, например, микромира, порой сам додумывал (не всегда верно), теперь увидел реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении. Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю разнообразить учебный процесс, повысить эффективность самостоятельного изучения темы и дает возможность проведения быстрого контроля.

Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Перечень использованной литературы:

1. Алёхин В.Н. Электронный учебник «Основы общей химии»

2.А.С.Астафьев«Уроки химии с применением информационных технологий» (методическое пособие с электронным приложением).М., «Глобус», 2009 г.

3.Единая коллекция ЦОР

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5. Методические рекомендации по использованию ЦОР в педагогической деятельности. Сборник учебно- методических материалов. М., «Университетская книга», 2008 г.

6. Методические рекомендации по использованию ЦОР к учебно- методическому комплекту О.С.Габриеляна 8-11 классы. Под ред.Солоповой Н.К. (версия для печати)

7. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубеж-

ного опыта для развития методической системы подготовки учи-

телей в области информационно-коммуникационных технологий

(теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003.

8.Интернет –ресурсы:

  • http://school-collection.edu.ru/
  • alhimik.ru
  • schoolchemistry.by.ru
  • him.1september.ru
  • про школу. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Использование ресурсов цифровой образовательной среды в процессе организации дистанционного обучения физике

Статья посвящена обзору ресурсов, которыми располагает учитель, для того, чтобы сделать преподавание физики более наглядным в условиях дистанционного обучения....

Организации образовательного процесса при использовании цифровых технологий

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий они могут использоваться по усмотрению образовательной организации частично...

МО химия. "ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ....

Организации образовательного процесса при использовании цифровых технологий

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и    дистанционных образовательных технологий они могут использоваться по усмотрению образовательной ор...