Статья «Использование ресурсов музыкального образования в поликультурном воспитании учащихся основной школы»
статья по музыке (7 класс) на тему

Статья о поликультурном воспитании учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование ресурсов музыкального образования в поликультурном воспитании учащихся основной школы»

Цыганова О.С.

учитель музыки

МОУ «Ялгинская СОШ»

  Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.

      Поликультурное образование и воспитание – это целенаправленный процесс, построенный на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

   Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

  Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.

   Поликультурное воспитание с этих позиций - это воспитание и образование в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны.                                                    Наличие поликультурного компонента в воспитательной системе позволяет стимулировать интерес учащихся к новому  и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Оно служит успешной коммуникации и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения.

       Наша республика — один из немногих, исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей,  вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многоцветье, многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы живём, в котором предстоит жить подрастающему поколению.

       Поэтому, в  условиях многонационального мордовского края особое значение приобретает этнический аспект формирования ментальности школьников.

       В формировании поликультурной личности школьника наиболее важным является учет аспектов чувственной сферы ребенка. Ни для кого не станет новостью тот факт, что музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством.  

     Курс изучения «Музыки» в общеобразовательной   школе предполагает обогащение сферы художественных  интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение  элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического, народного  и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства носит деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.  

      Как педагог, давно работающий в школе, считаю, что формирование образовательного поликультурного пространства школы средствами музыкального искусства более эффективно, если оно опирается на принцип диалогичности – как многофакторное и многоуровневое явление, охватывающее возрастные и индивидуальные особенности учащихся; национальные традиции; особенности мирового искусства.

        Особое значение на уроках музыки приобретает интегрированный процесс взаимодействия различных видов искусств, поскольку музыка зачастую неразрывно связана с поэзией, литературой, кино, живописью, театром. В структуре поэтических, музыкальных, живописных образов есть много общего и вместе с тем различного, обогащающего духовный мир учащихся. Обогащение новыми культурными ценностями учащихся на уроках музыки требуют от учителя новых подходов и нового мышления.
      В процессе проведения уроков музыки в основной школе по программе  «Музыка» Т.И.Науменко и В.В.Алеева, не нарушая тематики уроков, я  ввожу национальный музыкальный материал. За основу использую программу Л.П. Карпушиной «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе».  В связи с этим  учащиеся  приобретают знания об истории, обрядах, быте мокшан и эрзян, о жанрах мордовских народных песен. Показываю взаимосвязь музыкального народного творчества с композиторским творчеством. На уроках музыки  происходит знакомство с лучшими произведениями мордовских авторов; показывается преемственность времён и поколений, связь национального музыкального  искусства с  современностью; связь мордовской культуры и культуры финно-угорских народов.

    В процессе проведения уроков музыки, я обращаю внимание учащихся на этническое своеобразие, проявляющееся как в образах, жанрах народных песен, так и в музыкальном языке мордовской музыки. Ведь,  несмотря на многочисленные черты общности, роднящие русский и мордовский музыкальный фольклор, искусство любого народа имеет свои специфические черты.

     Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания.    Как педагог,  давно работающий  в общеобразовательной школе, я глубоко убеждена в том, что внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности учащегося. Ведущее место в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная, самостоятельная работа, разработка проектов.

   Учащиеся 6-7 классов с большим интересом и увлеченностью включаются в разработку и выполнение проектов  «Особенности татарской музыки», «Композиторы Мордовии» и др.

      Мне бы хотелось привить интерес ребят не только к культуре и искусству своего народа, своей национальности, но и познания и уважение к культуре других народов, населяющих наш регион.

         Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных  и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

       Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом в современной системе образования, направленной на интеграцию представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной самобытности, и способствует формированию форм толерантного взаимодействия в обществе.

Список использованных источников:

1. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М., 1999.

2. Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.

3. Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к образованию и социализации как фактор формирования культурно-толерантной личности: глава монографии /Л. П. Карпушина // Формирование культурно-толерантной личности в поликультурном социуме. Монография; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – С. 77–91.

4. Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 2008. – № 4.

5. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. — 2007. — № 3. 

6. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.

7.Карпушина Л.П. «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе». Саранск, 2004

8. Карпушина, Л. П. Технологии формирования культурно-толерантной личности в аспекте этнокультурного подхода к образованию и социализации /Л. П. Карпушина // Образовательная система региона как фактор формирования культурно-толерантной личности в поликультурном социуме : учебное пособие / под. ред. И. Г. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 82-96.

9. Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. — 2003. — № 4.

10. Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. — М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"

В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны,...

Использование ресурсов Интернет в духовно-нравственном воспитании учащихся

Обзор литературы и методические рекомендации по использованию Интернет в духовно-нравственном воспитании учащихся коррекционной школы...

Статья "Использование ресурсов внеурочной деятельности для проведения профилактической работы в школе»

В статье представлен накопленный материал использования программами внеурочной деятельности, реализация которых помогает достигнуть успешных результатов в формировании коммуникативной компетенции обуч...

Статья "Патриотическое и поликультурное воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность"

Сборник материалов 13 Всероссийской научно-практической педагогической конференции "Поликультурное образование: опыт и перспективы". 24-27 ноября 2020 года, г.Саранск...

Статья. Формирование умений в иноязычной письменной речи у учащихся основной школы на основе ИКТ (на материале английского языка).

Система образования постоянно обновляется. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без информационных технолог...