РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 9 класс «Основные вопросы химии» (подготовка к ОГЭ по химии 9 класс)
рабочая программа по химии (9 класс)

Семёнычева Лариса Витальевна

Программа «Основные вопросы химии» (Подготовка к ОГЭ по химии 9 класс) составлена в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по химии (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).

В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей примерных программ по химии, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий.

Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование, характеристику контрольно-измерительных материалов.

Программа используется для расширения и углубления программы обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов образовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Программа рассчитана на 34 часа. Курс проводится в течение года по 1 часу в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_programma_osnovnye_voprosy_himii_2023-2024.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

г. Новочеркасск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №23

                                 

                                                                          «Утверждаю»

                                                                  Директор МБОУ СОШ № 23

                                                                 __________П.А.Петровсков                       

                                                                    Приказ ____________ №______

                                                                           

                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии  9 класс

«Основные вопросы химии»

(подготовка к ОГЭ по химии 9 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов:  34

Учитель: Семёнычева Лариса Витальевна 

                                                                                   (учитель высшей категории)                                                                  

                                                                               

                                                                       

2023 год.

Пояснительная записка

Программа «Основные вопросы химии» (Подготовка к ОГЭ по химии 9 класс) составлена в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по химии (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).

В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей примерных программ по химии, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий.

Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование, характеристику контрольно-измерительных материалов.

Программа используется для расширения и углубления программы обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов образовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Программа рассчитана на 34 часа. Курс проводится в течение года по 1 часу в неделю.

Цель: подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по химии, изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.

Задачи:

  • Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы;
  • формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
  • отработать навыки выполнения тестовых заданий и решение основных видов заданий;
  • формировать навыки самоконтроля, способствовать психологической готовности к ОГЭ;
  • формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать

Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии

Характерные признаки важнейших химических понятий

О существовании        взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями

Смысл основных законов и теорий химии: атомно- молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева.

Уметь

Называть

  • Химические элементы
  • Соединения изученных классов неорганических веществ

Объяснять

  • Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит
  • Закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов
  • Сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Характеризовать

  • Химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов
  • Взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ
  • Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей)

Определять/классифицировать

  • Состав веществ по их формулам
  • Валентность и степень окисления элемента в соединении
  • Вид химической связи в соединениях
  • Принадлежность веществ к определённому классу соединений
  • Типы химических реакций
  • Возможность протекания реакций ионного обмена
  • Возможность протекания реакций некоторых представителей веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями

Составлять

  • Схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева
  • Формулы неорганических соединений изученных классов
  • Уравнения химических реакций

Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием

Проводить опыты / распознавать опытным путём

  • Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ
  • По получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ
  • Газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак
  • Растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора
  • Кислоты, щёлочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония

Вычислять

  • Массовую        долю        химического элемента по формуле соединения
  • Массовую долю вещества в растворе
  • Количество        вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов, или продуктов реакции

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • Безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами
  • Объяснения отдельных фактов и природных явлений
  • Критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Технологии, формы, методы и средства обучения.

Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться в групповой форме.  Основными формами занятий будут являться теоретическая и практическая работа.

Методы обучения и воспитания: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение); наглядный; практический; аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия, практикумы, работа с интернет источниками, работа со справочной литературой.  

Программа предусматривает работу в группах, индивидуальную работу.

Условия реализации программы

Количество детей в классе – не более 9 человек.

Материально-техническая база:- кабинет химии, мультимедиа, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.

Внутришкольные связи: кабинеты информатики, биологии

Содержание курса

Вещество

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Чистые вещества и смеси.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.

Основные классы неорганических веществ.

Номенклатура неорганических соединений

Химическая реакция

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Электролиты и неэлектролиты.

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений

Общие химические свойства металлов и неметаллов.

Химические свойства неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей.

Получение и химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных)

Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных гидроксидов алюминия и железа (III).

Получение, применение и химические свойства кислот.

Получение и химические свойства солей.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторные посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Химия и жизнь

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1. Вещество

5

2. Химическая реакция

6

3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений

11

4. Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии

8

5. Химия и жизнь

4

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Содержание (разделы, темы)

К-во часов

Дата факт-ая

Примечание

1. Вещество – 5 ч.

1

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева.

1

№1-3, 6

2

Валентность. Степень окисления химических элементов.

Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

1

№4, 5

3

Классификация и номенклатура неорганических веществ

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ:        

1) оксидов 2) оснований 3) кислот 4) солей

1

№7,8,9,10

4

Решение заданий КИМ

1

№1-10, 18,19

5

Решение заданий КИМ

1

№1-10, 18,19

2. Химическая реакция – 6 ч.

6

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

1

№11-14, 18,19.

7

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

1

№15, 20

8

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа).

1

№16,17,18,19

9

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

1

№17

10

Решение заданий КИМ

1

№1-20

11

Решение заданий КИМ

1

№1-20

3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений – 11ч.

12

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

1

№20-22

13

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе

1

14

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе

1

№20-22

15

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

1

№20-22

16

Решение заданий КИМ

1

№1-22

17

Решение заданий КИМ

1

№1-22

18

Решение заданий КИМ

1

№1-22

19

Решение заданий КИМ

1

№1-22

20

Решение заданий КИМ

1

№1-22

21

Решение заданий КИМ

1

№1-22

22

Решение заданий КИМ

1

№1-22

4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии - 8 ч.

23

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

1

№23-24

24

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

1

№23-24

25

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

26

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

27

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

28

Разбор демоверсий ОГЭ ФИПИ

1

№1-24

29

Пробный вариант

1

№1-24

30

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

5. Химия и жизнь. Практикум – 4 ч.

31

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

32

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

33

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

34

Решение вариантов ОГЭ.

1

№1-24

Итого:

34

        Литература

  1. ОГЭ-2024. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов Доронькинь В.Н.
  2. Химия. ОГЭ. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности. Доронькин В.Н.,2019
  3. Химия. Большой справочник. Доронькин В.Н.,2018
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
  5. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 кл. / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2017
  6.  Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2018

Электронные ресурсы:

1. http://himоge.ru/

2. http://www.fipi.ru/ (открытый банк заданий)

Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ по ХИМИИ

Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий

Проверяемые требования к результатам освоения образовательной программы

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.

Б

1

3

2. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

Б

1

3

3. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Б

1

3

4. Валентность. Степень окисления химических элементов.

П

2

7

5. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая  

Б

1

3

6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева

Б

1

3

7. Классификация и номенклатура неорганических веществ

Б

1

3

8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Б

1

3

9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ

П

2

7

10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

П

2

7

11. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Б

1

5

12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях  

П

2

7

13. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

Б

1

5

14. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Б

1

3

15. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Б

1

4

16. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Б

1

5

17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

П

2

7

18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Б

1

5

19. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Б

1

5

20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

В

3

20

21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

В

3

20

22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе

В

3

20

23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)

В

4

20

24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

В

2

12

Всего заданий – 24;

из них: по типу: с кратким ответом – 19;

с развёрнутым ответом – 5;

по уровню сложности: Б – 14; П – 5; В – 5.

Максимальный первичный балл за работу– 40.

Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).

СОГЛАСОВАНО                                                               СОГЛАСОВАНО                                 Протокол заседания                                            Заместитель директора по УВР

методического объединения                                              

МБОУ СОШ №23                                                       ________/Л.Е. Гапонова /    

№5 от 21.06.2023                                                       ____________   2023 года

   

Руководитель МО ______    /О.И. Макаренко/                                                        

                                        подпись                       Ф.И.О.   

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской       Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ " ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА", 9 КЛАСС

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  "ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА...

Рабочая программа в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи»

Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ГИА по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования социального направления «ПРОДВИЖЕНИЕ» для 7 класса

Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение ученикам...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»

Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по химии»

Программа «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах»  общеинтеллектуального направления для 8 класса...