Кейс-задание «Кровавый водопад в Антарктиде» для учеников 9 класса по теме: «Железо. Соединения железа»
методическая разработка по химии (9 класс)

Кейс задание  рассчитано на учеников в возрасте 14-16 лет. В этом задании рассматривается явление, которое называется «Кровавый водопад в Антарктиде». Вводные материалы включают короткий текст, описывающий это явление и задания по тексту. Может быть использовано на уроке химии по теме : "Железо. Соединения железа".

Планируемый результат: Обучающиеся анализируют информацию кейс-задания, обобщают и оценивают доказательства, обосновывают и формулируют выводы, разрабатывают план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Ведущая грамотность: естественнонаучная

Проверяемые умения:   Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры.

Уровень трудности: средний

Степень авторства: 80 %

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс-задание «Кровавый водопад в Антарктиде»

для учеников 9 класса

по теме: «Железо. Соединения железа»

Ведущая грамотность: естественнонаучная

Проверяемые умения: Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры.

Уровень трудности: средний

Степень авторства: 80 %

Задание: Кровавый водопад в Антарктиде.

Кейс задание рассчитано на учеников в возрасте 14-16 лет.

В этом задании рассматривается явление, которое называется «Кровавый водопад в Антарктиде». Вводные материалы включают короткий текст, описывающий это явление.

Планируемый результат: Проанализировать информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Задание 1/1. Кровавый водопад в Антарктиде

Кровавый водопад в Антарктиде

Прочитайте текст «Кровавый водопад в Антарктиде»

Этот необычный водопад в Антарктиде является поистине уникальным и неповторимым местом на нашей планете. Кроваво-красный поток вытекает из ледника Тейлора в Сухих долинах Мак-Мердо. Кровавый водопад (англ. Blood Falls) течет даже при минусовых температурах.

Водопад в Антарктиде обнаружил австралийский исследователь и геолог Гриффит Тейлор в 1911 году. Ниспадающий с 13-метровой высоты ярко-красный водный поток Тейлор назвал "Кровавым водопадом". Вода выходит из огромного подземного резервуара, расположенного на глубине почти 500 метров под ледником. Исследователи предположили, что это озеро, которое образовалось, когда сухие долины были затоплены морской водой. После отступления воды и наступления льда озеро было закрыто слоем льда. Вода в нем очень соленая (в несколько раз солонее, чем океанская) и не замерзает даже при –10 °C.

Воспользуйся текстом для ответа на вопрос. Почему водопад в Антарктиде имеет красный цвет.

Заполни таблицу, выбрав правильный ответ, отметив вариант ответа знаком , а затем объясните свой ответ.

№ п/п

Вариант ответа

1

Сам Гриффит Тейлор предположил, что виной всему водоросли - мельчайшие микроорганизмы, имеющие красный цвет. По мнению ученого, они могли по какой-то причине сохраниться в леднике и при таянии окрашивать воды в ярко-красный цвет.

2

Обитающие в водопаде микроорганизмы, которые приспособились к жизни в темноте. Источником энергии в такой экосистеме выступает не солнечный свет, как в наземных сообществах, а энергия химических связей.

3

В водопаде большое количество растворенных солей, которые приводят к тому, что вода долгое время не замерзает с наступлением холодов, а водопад продолжает течь даже при минус 10 градусах.

Объяснение:

Образец правильного ответа: Правильно заполнена таблица

№ п/п

Вариант ответа

1

Сам Гриффит Тейлор предположил, что виной всему водоросли - мельчайшие микроорганизмы, имеющие красный цвет. По мнению ученого, они могли по какой-то причине сохраниться в леднике и при таянии окрашивать воды в ярко-красный цвет.

2

Обитающие в водопаде микроорганизмы, которые приспособились к жизни в темноте. Источником энергии в такой экосистеме выступает не солнечный свет, как в наземных сообществах, а энергия химических связей.

V

3

В водопаде большое количество растворенных солей, которые приводят к тому, что вода долгое время не замерзает с наступлением холодов, а водопад продолжает течь даже при минус 10 градусах.

Оценка развернутого ответа:

2 балла:

Несмотря на подледное расположение и высокую соленость (в 4 раза выше, чем вода в океане), озеро не лишено жизни. Обитающие в нем микроорганизмы, а это целых 17 видов, прекрасно приспособились к жизни в темноте. Источником энергии в такой экосистеме выступает не солнечный свет, как в наземных сообществах, а энергия химических связей. Донные породы богаты соединениями железа. В ходе жизнедеятельности хемосинтезирующие бактерии преобразуют эти вещества, а в воду выделяются соединения двухвалентного железа, окрашивающие ее в красный цвет.

1 балл:

Говорится только, о содержании в воде соединений двухвалентного железа

Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке.

0 баллов: Другие ответы

Задание 1/2. Кровавый водопад в Антарктиде.

Предложи идею эксперимента подтверждающего, что соединения трехвалентного железа имеют буро-красную окраску. Докажи вывод ионным уравнением реакции.

Оценка идеи эксперимента:

2 балла:

Описывается эксперимент, в котором взят цилиндр с водой в который опустили железный предмет (например, гвоздь). Вывод зависит от того, что описывается ионное уравнение реакции и доказывается, что бурый цвет раствора обусловлен ионом трехвалентного железа.

1 балл:

Предложена идея с водой и железным предметом, но нет ионного уравнения реакции. Ответ может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке.

0 баллов:

Не предложена идея эксперимента или идея неверная.

Критерии достижения планируемого результата:

1. Правильно выбран ответ из предложенных вариантов ответов в таблице

2. В развернутом ответе получен 1 балл

3. Предложена идея эксперимента подтверждающего, что соединения трехвалентного железа имеют буро-красную окраску.

Методические комментарии:

Данное кейс-задание можно использовать на уроках химии в конце изучения темы: «Железо. И его соединения» в 9 классе, когда школьники имеют достаточный запас знаний по теме.

Данный кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания, практический опыт учащихся, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода учащиеся получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, учатся работать в команде (данное задание можно провести в виде групповой работы в парах), применять на практике теоретический материал.

Ссылки на использованные информационные источники:

1.

2.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме: "Типы соединения костей"

Данный урок разработан для учщащихся обучающихся по учебнику Сонина.  На уроке рассматриваются типы соединения костей. в качестве закрепления заполняется таблица. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока технологии (9 класс) на тему: «Болтовое соединение»

Закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, выполнить сборочный чертеж болтового соединения....

Урок физики в 8 классе по теме "Смешанное соединение проводников"

Урок изучения нового материала. На каждого приготовила буклет "Смешанное соединение" : определение; алгоритм расчета сопротивления, силы тока и напряжения; самостоятельная работа по вариантам; домашня...

урок по физике (8 класс) по теме: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ

Тема урока: Последовательное соединение проводников.Форма урока: урок-исследование законов последовательного соединения проводников.Цель урока: получить  законы последовательного соединения...

Веб-квест: "Железо, соединения железа"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета...

Веб-квест: « Железо, соединения железа»

Веб-квест: « Железо, соединения железа»...