Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 11 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Раздел 2 - «Металлы. Коррозия металлов» (урок 23) |
Тема урока | Коррозия металлов |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- Получать удовлетворение от собственной деятельности;
- Проявлять готовность к саморазвитию;
|
Метапредметные: Регулятивные УУД: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- Составлять (индивидуально или в паре) план решения проблемы;
- Уметь контролировать свои действия и управлять ими;
- Осуществлять контроль и взаимоконтроль, вносить коррективы в свою деятельность;
Познавательные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Ориентироваться в системе знаний, объяснять явления, факты, выделять признаки;
Коммуникативные УУД: - Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана;
- Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группы и строить продуктивное взаимодействие со одноклассниками и учителем;
- Уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме и переводить информацию в различные знаково - символистические формы;
- Уметь заслушивать речь одноклассников, корректно задавать и отвечать на вопросы;
- Работать с различными источниками информации;
|
Предметные: - знать и понимать сущность явлений, возникающих при разрушении металлов;
- уметь самостоятельно проводить эксперименты, с соблюдением правил безопасной работы с химическими реактивами;
- уметь формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- Уметь составлять уравнения химических реакций;
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Явление коррозии, виды коррозии, металлы, эксперимент; |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): - Урок изучения нового материала с использованием химического эксперимента;
- Использование мультимедийной презентации по теме «Коррозия металлов»;
- Учебник «Химия» - базовый уровень, под редакцией О.С. Габриеляна;
- Реактивы для учителя и обучающихся: раствор соляной кислоты (HCl), железный гвоздь (Fe), цинк (Zn), медная проволока (Cu), раствор электролита;
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
- Продемонстрировать результаты заранее заложенного эксперимента с железным гвоздём, сопровождать слайдами из презентации;
- Задать вопрос: «Знаете ли вы данные явления?» «В какой ситуации вы познакомились с этими явлениями?»;
- Определение стратегии успеха: я узнаю, я научусь, я смогу...
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
Анализ учебной задачи (формулировка вопросов, на которые необходимо дать ответ при изучении темы):
- Что такое коррозия?
- Какие виды коррозии бывают?
- Как протекает коррозия с точки зрения химии?
- Можно ли усилить или ослабить коррозию?
- Можно ли ее избежать?
- Способы защиты металлов от коррозии.
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
Сформулировать цель урока: стимулировать познавательные мотивы, интерес через формирование понятия «коррозия» выявление причин возникновения коррозии, способах защиты металлов от коррозии |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
- Учитель демонстрирует опыты по влиянию внешних факторов на коррозию железа. Организует учебное взаимодействие учеников в паре с целью фиксации результатов и обсуждения проделанных опытов;
- Ученики фиксируют результаты опытов в виде уравнений реакций, приходят к выводам о химической природе коррозии;
- Учитель организует учебное исследование для выделения понятия «электрохимическая коррозия»: к кусочку цинка добавьте раствор соляной кислоты. Теперь возьмите медную проволочку и прикоснитесь ей к кусочку цинка. Что наблюдаете?
- Создание проблемной ситуации: в опыте пузырьки водорода выделяются не только с кусочка цинка, но и медной проволоки. Учащиеся проводят исследование, выдвигают гипотезы, способные объяснить данное противоречие; обсуждают содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм».
- Учитель оценивает выдвинутые гипотезы и их обоснованность. Знакомит учащихся со схемой электрохимической коррозии.
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
- Дайте определение понятию «коррозия».
- Сформулируйте причины возникновения коррозии.
- В чём отличие химической и электрохимической коррозии?
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
- Учитель организует самостоятельную работу по применению изученного материала к решению частных задач: защиты изделий от коррозии;
- Используя полученные сведения предложите меры защиты от коррозии. Учащиеся применяют новый материал для решения практических задач: предлагают методы защиты от коррозии, знакомятся с методами защиты, о которых ещё не знают. Предлагают пути решения задачи защиты от коррозии, затем сверяют свои предложения с материалом в учебнике.
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- При неосторожном использовании металлического ведра, мы обнаружили на дне ржавчину. Почему она появилась, если ведро оцинкованное?
- Как вы понимаете пословицу: «У Яремы лодка с дыркой, а у Фомы совсем без дна»?
- Можно ли гвозди очистить от ржавчины? При каких условиях хранения гвоздей можно увеличить срок их службы?
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
В1. Расставьте факторы, влияющие на коррозию металла, в порядке увеличения эффекта коррозии: - дистиллированная вода;
- 2) сухой воздух;
- 3) раствор хлорида натрия;
- 4) кипяченая дистиллированная вода;
Ответ дайте в виде последовательности цифр.
В2. Установите соответствие между процессом и типом коррозии. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту. ПРОЦЕСС ТИП КОРРОЗИИ A) 4Fe + ЗО2 + 6Н2О = 4Fe(OH)3 1) химическая коррозия Б) растворение цинка при 2) электрохимическая коррозия контакте цинка и железа B) коррозия железа в присутствии олова Г) 2Сu + О2 = 2СuО
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
В XXвеке с одним из американских миллионеров произошла неприятная история. По его заказу изготовили яхту «Зов моря». для обшивки корпуса использовали сплав никеля с медью, известный под названием монель - металл. Этот сплав отличался высокой стойкостью во всех агрессивных средах, в том числе и в морской воде. Другие детали корпуса были изготовлены из специальных нержавеющих сталей, т.е. материалов, содержащих железо. Но когда яхту спустили на воду, она полностью вышла из строя. Объясните причины гибели яхты. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
- Почему химически чистое железо является более стойким против коррозии, чем техническое железо?
- Соляная кислота с добавкой ингибитора нашла применение для очистки паровых котлов от отложений накипи и удаления с поверхности металлов ржавчины и окалины. Почему?
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
- Если на стальной предмет нанести каплю воды, то коррозии подвергается средняя, а не внешняя часть смоченного металла. Чем это можно объяснить?
- Деталь сделана из сплава, в состав которого входит магний и марганец. Какой из компонентов сплава будет разрушаться при электрохимической коррозии?
- В каком случае цинк корродирует быстрее: в контакте с никелем, железом или с висмутом?
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Рефлексия своих действий: - Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?
- Помог ли вам эксперимент разобраться в причинах коррозии?
- Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока?
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1.Сформулировать предложения по решению проблемы. Страны несут огромные убытки из-за коррозии металлических конструкций. Выгодна ли вторичная переработка с экономической и экологической точки зрения? |