Технологическая карта урока химии «Металлы. Коррозия металлов»
методическая разработка по химии (9 класс)

Мария Александровна Рыжакова

Технологическая карта урока химии «Металлы. Коррозия металлов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химиии «Металлы. Коррозия металлов»

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Рыжакова Мария Александровна

Место работы

МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

 Раздел 2 - «Металлы. Коррозия металлов» (урок 23)

Тема урока 

Коррозия металлов

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 Урок  освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

  • Осознавать  единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • Оценивать  жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • Получать удовлетворение от собственной деятельности;
  • Проявлять готовность к саморазвитию;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  •  Самостоятельно  обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • Выдвигать  версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • Составлять  (индивидуально или в паре) план решения проблемы;
  • Уметь контролировать свои действия и управлять ими;
  • Осуществлять контроль и взаимоконтроль, вносить коррективы в свою деятельность;

Познавательные УУД:

  •  Анализировать,  сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • Выявлять  причины и следствия простых явлений;
  • Строить  логическое рассуждение, устанавливать  причинно-следственные связи;
  • Создавать  схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Ориентироваться в системе знаний, объяснять явления, факты, выделять  признаки;

Коммуникативные УУД:

  •  Координировать  свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана;
  • Уметь  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группы  и строить продуктивное взаимодействие со одноклассниками и учителем;
  • Уметь  выражать свои мысли в устной и письменной форме и переводить информацию в различные знаково - символистические формы;
  • Уметь заслушивать речь одноклассников, корректно задавать и отвечать на вопросы;
  • Работать с различными источниками информации;

Предметные:

  • знать и понимать сущность явлений, возникающих при разрушении металлов;
  • уметь   самостоятельно проводить эксперименты, с соблюдением правил безопасной работы с химическими реактивами;
  • уметь формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • Уметь составлять уравнения химических реакций;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Явление коррозии, виды коррозии, металлы, эксперимент;

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы):

  • Урок изучения нового материала с использованием химического эксперимента;
  • Использование мультимедийной презентации по теме «Коррозия металлов»;
  •  Учебник  «Химия» - базовый уровень, под редакцией О.С. Габриеляна;
  • Реактивы для учителя и обучающихся: раствор соляной кислоты (HCl), железный гвоздь (Fe), цинк (Zn), медная проволока (Cu), раствор электролита;

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

  • Продемонстрировать результаты заранее заложенного эксперимента с железным гвоздём, сопровождать слайдами из презентации;
  • Задать вопрос: «Знаете ли вы данные явления?» «В какой ситуации вы познакомились с этими явлениями?»;
  • Определение стратегии успеха: я узнаю, я научусь, я смогу...

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Анализ учебной задачи (формулировка вопросов, на которые необходимо дать ответ при изучении темы):

  1. Что такое коррозия?
  2. Какие виды коррозии бывают?
  3. Как протекает коррозия с точки зрения химии?
  4. Можно ли усилить или ослабить коррозию?
  5. Можно ли ее избежать?
  6. Способы защиты металлов от коррозии.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Сформулировать цель урока: стимулировать познавательные мотивы, интерес через формирование понятия   «коррозия» выявление  причин  возникновения коррозии,  способах защиты металлов от коррозии

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

  • Учитель  демонстрирует опыты по влиянию внешних факторов на коррозию железа. Организует учебное взаимодействие учеников в паре с целью фиксации результатов и обсуждения проделанных опытов;
  • Ученики фиксируют результаты опытов в виде уравнений реакций, приходят к выводам о химической природе коррозии;
  • Учитель организует учебное исследование для выделения понятия «электрохимическая коррозия»: к кусочку цинка добавьте раствор соляной кислоты. Теперь возьмите медную проволочку и прикоснитесь ей к кусочку цинка. Что наблюдаете?
  • Создание проблемной ситуации: в опыте пузырьки водорода выделяются не только с кусочка цинка, но и медной проволоки. Учащиеся проводят  исследование,  выдвигают гипотезы, способные объяснить данное противоречие;  обсуждают содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм».
  • Учитель оценивает выдвинутые гипотезы и их обоснованность. Знакомит учащихся со схемой электрохимической коррозии.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

  • Дайте определение понятию «коррозия».
  • Сформулируйте причины возникновения коррозии.
  • В чём отличие химической и электрохимической коррозии?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

  • Учитель организует самостоятельную работу по применению изученного материала к решению частных задач: защиты изделий от коррозии;
  • Используя полученные сведения предложите меры защиты от коррозии. Учащиеся применяют новый материал для решения практических задач: предлагают методы защиты от коррозии, знакомятся с методами защиты, о которых ещё не знают. Предлагают пути решения задачи защиты от коррозии, затем сверяют свои предложения с материалом в учебнике.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

  1. При  неосторожном использовании металлического ведра, мы обнаружили на дне ржавчину. Почему она появилась, если ведро оцинкованное?
  2. Как вы понимаете пословицу: «У Яремы лодка с дыркой, а у Фомы совсем без дна»?
  3. Можно ли  гвозди очистить от ржавчины? При каких условиях хранения гвоздей можно увеличить срок их службы?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

В1. Расставьте факторы, влияющие на коррозию металла, в порядке увеличения эффекта коррозии:

  1. дистиллированная вода;
  2. 2) сухой воздух;
  3.  3) раствор хлорида натрия;
  4. 4) кипяченая дистиллированная вода;

 Ответ дайте в виде последовательности цифр.

В2. Установите соответствие между процессом и типом коррозии. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ПРОЦЕСС ТИП КОРРОЗИИ

A) 4Fe + ЗО2 + 6Н2О = 4Fe(OH)3                                                                             1) химическая коррозия
Б) растворение цинка при                                                                                           2) электрохимическая коррозия

контакте цинка и железа

B) коррозия железа в присутствии олова

Г) 2Сu + О2 = 2СuО

А

Б

В

Г

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

В XXвеке с одним из американских миллионеров произошла неприятная история. По его заказу изготовили яхту «Зов моря». для обшивки корпуса использовали сплав никеля с медью, известный под названием монель - металл. Этот сплав отличался высокой стойкостью во всех агрессивных средах, в том числе и в морской воде. Другие детали корпуса были изготовлены из специальных нержавеющих сталей, т.е. материалов, содержащих железо. Но когда яхту спустили на воду, она полностью вышла из строя. Объясните причины гибели яхты.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

  • Почему химически чистое железо является более стойким против коррозии, чем техническое железо?
  • Соляная кислота с добавкой ингибитора нашла применение для очистки паровых котлов от отложений накипи и удаления с поверхности металлов ржавчины и окалины. Почему?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

  1. Если на стальной предмет нанести каплю воды, то коррозии подвергается средняя, а не внешняя часть смоченного металла. Чем это можно объяснить?
  2. Деталь сделана из сплава, в состав которого входит магний и марганец. Какой из компонентов сплава будет разрушаться при электрохимической коррозии?
  3.  В каком случае цинк корродирует быстрее: в контакте с никелем, железом или с висмутом?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия своих действий:

  1. Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?
  2. Помог ли вам эксперимент разобраться в причинах коррозии?
  3. Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1.Сформулировать предложения по решению проблемы.

Страны несут огромные убытки из-за коррозии металлических конструкций. Выгодна ли вторичная переработка с экономической и экологической точки зрения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"

Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...

Технологическая карта урока по теме "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства".

Технологическая карта урока с использованием приемов технологии развития критического мышления...

Технологическая карта урока "Контрольная работа №1 Металлы""

Дифференцированный подход стал основой при разработке данной контрольной работы, что позволяет учащимся самостоятельно определить степень освоения  раздела "Металлы" уже на первом этапе...

Технологическая карта урока по теме: «Щелочные металлы и их соединения».

Продолжить формирование умений прогнозировать свойства простого на основе положения химического элемента в Периодиче­ской системе химических элементов. Познакомить учащихся с практическим пр...

Технологическая карта урока химии по теме: «Простые вещества-металлы»

актуализация имеющихся у учащихся знаний о металлах, их физических свойствах, особенностях и применении...

Технологическая карта урока "Резание тонкого листового металла" для 5 класса про профессионально-трудовому обучению по профилю "Слесарное дело". АООП УО (ИН), вариант 1

Технологическая карта урока "Резание тонкого листового металла" для 5 класса про профессионально-трудовому обучению по профилю "Слесарное дело". АООП УО (ИН), вариант 1...

Технологическая карта урока «Опиливание заготовок из металла»

Предмет: «Технология»Класс: 6.Раздел программы: «Технологии  обработки конструкционных  материалов».На изучение данного раздела программе отводится 16 часов.Тема: &la...