Методическая разработка открытого урока по химии на тему: Кислоты, 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kisloty_8_klass.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок химии в 8 классе

по теме : «Кислоты»

Цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить состав, номенклатуру, классификацию и свойства кислот.

2. Развивающие:

а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот

- научить определять принадлежность веществ к определенному классу

- научить составлять формулы кислот

Метапредметные:

#1055;ознавательные:

–находить в учебниках и других источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

- владеть смысловым чтением;

- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

#1050;оммуникативные:

- уметь общаться

- проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного восприятия

- вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

#1056;егулятивные:

- научить обучающихся ставить цель

- проведение необходимого действия самостоятельно, самоконтроль и самооценка достигнутого результата

Личностные:

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;

- выбирать, как поступить, в том числе, в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор.

Основное содержание темы, термины и понятия: кислоты, кислотный остаток, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, основность, одноосновные двухосновные и трехосновные кислоты

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с формулами веществ.

Реактивы: Кислоты: соляная, серная.

Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;

пробирки; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот), лимон, яблоки, уксусная эссенция.

Ход урока.

  1. Организационный момент (1мин)

Добрый день. Ребята, я очень рада вас видеть, рада нашей встрече. Надеюсь, что сегодняшний урок доставит нам удовольствие.( дети разделены на 4 группы).

2. Проверка домашнего задания (3 мин)

Вспоминаем материал прошлых уроков и показываем наши знания.

Мы изучаем основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем?

Загадки:

1. Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)

2. Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества
…(основания)

Итак, какие соединения химических элементов мы изучили?

( класс оксиды и класс основания).

Дайте определение этих классов веществ.

Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)

А сейчас выполните письменные задания. Я вам раздам карточки с заданием и бланки ответов.

1.Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия

Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

А) K2O +H2O =

1) Na2CO3

Б) Fe(OH)3 =

2) Cu(OH)2 + 2NaCI

В) Na2O + CO2 =

3) KOH

Г)CuCI2 + NaOH =

4) Fe2O3 + 3H2O

Предполагаемый ответ учащихся.

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия

Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

А) K2O +H2O =

1) KOH

Б) Fe(OH)3 =

2) Fe2O3 + 3H2O

В) Na2O + CO2 =

3) Na2CO3

Г)CuCI2 + NaOH =

4) Cu(OH)2 + 2NaCI

3. Актуализация знаний.(5 мин)

На магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. -Выберите знакомую формулу, дайте ей название.

HCl NaOH CuO P2O5 HNO3, CaO KOH Al(OH)3 H2SO4 H3PO4

Ответы учащихся:

1. CuO – оксид меди

P2O5 – оксид фосфора

CaO – оксид кальция

2. NaOH – гидроксид натрия

KOH – гидроксид калия

Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)

Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки

HCl HNO3 H2SO4 H3PO4

Что общего у этих веществ?

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? ( кислый вкус)

Яблоко ешь – кислый вкус, красота,

В яблоке – яблочная кислота.

Есть в муравьях и крапиве невинная,

С пользой для нас кислота муравьиная.

4. Определение темы и цели урока.(1 мин)

Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока?

Ответы учащихся: Кислоты.

Учитель Тема урока. Кислоты

Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока

- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот

Учитель: Каких знаний нам не хватает, чтобы достичь цели?

Ответы учащихся: Не знаем, какие вещества называются кислотами и какими свойствами они обладают.

5. Изучение нового материала.

Что мы уже знаем о них? ( кислые)

А что нам не известно?

#1057;остав

2. Классификация

3. Свойства

4. Получение

Слова "кислота" и "кислый" не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык – среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые. Но такие кислоты как уксусная (содержится в столовом уксусе), яблочная, лимонная, аскорбиновая (витамин С), щавелевая и некоторые другие (эти кислоты содержатся в растениях) знакомы вам именно своим кислым вкусом.

На этом уроке мы познакомимся только с важнейшими неорганическими кислотами, то есть с такими, которые не синтезируются живыми организмами, но играют большую роль в химии и химической промышленности.

Определение кислот

Посмотрите на эти формулы.

HCl H2SO4 H3PO4 H2SO4

Если в них мысленно убрать атомы водорода, то что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами неметаллами.

Давайте вместе дадим определение кислот, посмотрев на формулы

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода (которые могут замещаться на атомы металлов) и кислотных остатков.

Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты.

Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот:

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Проверим себя.

II II I II III

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO4(III), SO4(II), NO3(I).

Проверим.

HCl, H2S, H3PO4, H2SO4, HNO3

Перед нами проблема: как назвать кислоты?

Работа с учебником. Стр. 150 таблица 11.

HCl хлороводородная(соляная)кислота

HNO3 азотная кислота

H2SO4 серная кислота

H2CO3 угольная кислота

H3PO4 фосфорная кислота

Традиционная номенклатура кислот

Бескислородные кислоты. К названию элемента, который образует кислоту, добавляют соединительную гласную «о» и слова «…водородная кислота».

HF –фтороводородная кислота
H
2S – сероводородная кислота

Кислородсодержащие кислоты складывается из двух слов: к названию элемента, выраженного прилагательным, прибавить слова – кислота. Например, серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3).

Классификация кислот.

Ребята, посмотрите на доску. По какому признаку вы разделили кислоты на три группы ?

Учащиеся: По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные

Классификация кислот

а) Кислоты

одноосновные двухосновные трехосновные

НNО3; НСI Н24; Н2СО3 Н3РО4

Ребята, посмотрите на формулы кислот и скажите, по какому еще признаку можно их разделить?

Учащиеся: Наличие и отсутствие кислорода.

По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные

б)

Кислоты

бескислородные кислородосодержащие

НСI; Н2S НNО3; Н2СО3

Работа с учебником. стр 151.

Способы получения кислот. Запишите в тетрадь

1) Из неметаллов и водорода с последующим растворением образовавшегося газа в воде:

Cl2 + H2 2HCl

2) При действии сильных кислот на соли более слабых или летучих бескислородных кислот:

2NaCl + H24 = Na24 + 2НСI

3) Взаимодействием кислотного оксида и воды.

SO2 + H2O H2SO3.

Работа с учебником. Стр 151 учебника. Прочитайте физические свойства кислот .

Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Какими?

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, борная. Почти все растворимы в воде.

7. Лабораторный опыт

Правила техники безопасности при смешивании серной кислоты с водой.

Сначала вода, затем кислота, иначе случится беда ! Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной, 3 пробирки с уксусной, 3 пробирки с фосфорной и 3 пробирки с серной кислотами, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:

1 группа: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

2 группа: В пробирку с серной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

3 группа: В пробирку с серной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

4 группа: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Действие кислот на индикаторы


Обсуждение результатов и формулирование выводов:

Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).
Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
(Да).
Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано?
(С наличием атомов водорода).

Закрепление (5 мин)

Проверьте себя. «Верны ли утверждения?».

Если вы согласны с утверждением ставьте «+», если нет - «–».

+1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка.

−2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота.

−3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный.

+4. В этих кислотах H2S H2CO3H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 –

+5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 - это кислоты

6. Домашнее задание (1 мин)

Пар. 44, выучить названия кислот, упр. №1, стр 152

7. Подведение итогов урока. (2 мин)

Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами.

-Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Поднимите руку, кто поставил себе 5? А кто - 4, 3?

Оценки прокомментировать

8. Рефлексия.(2мин)

- Какова была цель урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

Закончим урок словами арабской пословицы:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.

Какими же знаниями пополнился наш сосуд?

- Что запомнили?

(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.

Лакмус – в кислой среде краснеет)

- Что поняли?

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)

- Чему научились?

(Различать формулы кислот, определять валентность кислотного остатка, составлять структурные формулы кислот)

Молодцы!

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс

Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ "УГЛЕВОДОРОДЫ" 10 КЛАСС(базовый уровень).

Урок проводят с целью проверки и обобщения знаний учащихся по теме "Углеводороды". Кроме того учащиеся продолжают учиться работать в группе, поскольку задания составлены так, чтобы в их выполнении был...

Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"

Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...

Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства алкинов»

 Для проведения открытого урока выбрана тема «Химические свойства алкинов» с целью формирования у обучающихся устанавливать связи между строением, физическими и химическими сво...

Методическая разработка бинарного урока по химии и физике "Кислоты как электролиты"

Методическая разработка бинарного урока предназначена для студентов первого курса профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям). Представляет собой...