Методическая разработка открытого урока по химии на тему: Кислоты, 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок химии в 8 классе
по теме : «Кислоты»
Цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, номенклатуру, классификацию и свойства кислот.
2. Развивающие:
а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот
- научить определять принадлежность веществ к определенному классу
- научить составлять формулы кислот
Метапредметные:
#1055;ознавательные:
–находить в учебниках и других источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- владеть смысловым чтением;
- анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;
#1050;оммуникативные:
- уметь общаться
- проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного восприятия
- вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
#1056;егулятивные:
- научить обучающихся ставить цель
- проведение необходимого действия самостоятельно, самоконтроль и самооценка достигнутого результата
Личностные:
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;
- выбирать, как поступить, в том числе, в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор.
Основное содержание темы, термины и понятия: кислоты, кислотный остаток, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, основность, одноосновные двухосновные и трехосновные кислоты
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с формулами веществ.
Реактивы: Кислоты: соляная, серная.
Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
пробирки; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот), лимон, яблоки, уксусная эссенция.
Ход урока.
- Организационный момент (1мин)
Добрый день. Ребята, я очень рада вас видеть, рада нашей встрече. Надеюсь, что сегодняшний урок доставит нам удовольствие.( дети разделены на 4 группы).
2. Проверка домашнего задания (3 мин)
Вспоминаем материал прошлых уроков и показываем наши знания.
Мы изучаем основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем?
Загадки:
1. Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)
2. Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества…(основания)
Итак, какие соединения химических элементов мы изучили?
( класс оксиды и класс основания).
Дайте определение этих классов веществ.
Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.
Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН)
А сейчас выполните письменные задания. Я вам раздам карточки с заданием и бланки ответов.
1.Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия
Реагирующие вещества | Продукты взаимодействия |
А) K2O +H2O = | 1) Na2CO3 |
Б) Fe(OH)3 = | 2) Cu(OH)2 + 2NaCI |
В) Na2O + CO2 = | 3) KOH |
Г)CuCI2 + NaOH = | 4) Fe2O3 + 3H2O |
Предполагаемый ответ учащихся.
- Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия
Реагирующие вещества | Продукты взаимодействия |
А) K2O +H2O = | 1) KOH |
Б) Fe(OH)3 = | 2) Fe2O3 + 3H2O |
В) Na2O + CO2 = | 3) Na2CO3 |
Г)CuCI2 + NaOH = | 4) Cu(OH)2 + 2NaCI |
3. Актуализация знаний.(5 мин)
На магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. -Выберите знакомую формулу, дайте ей название.
HCl NaOH CuO P2O5 HNO3, CaO KOH Al(OH)3 H2SO4 H3PO4
Ответы учащихся:
1. CuO – оксид меди
P2O5 – оксид фосфора
CaO – оксид кальция
2. NaOH – гидроксид натрия
KOH – гидроксид калия
Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)
Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки
HCl HNO3 H2SO4 H3PO4
Что общего у этих веществ?
Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.
Учитель: Внимательно посмотрите на продукты (Лимон, яблоки, уксусная эссенция) и скажите, что общего у них? ( кислый вкус)
Яблоко ешь – кислый вкус, красота,
В яблоке – яблочная кислота.
Есть в муравьях и крапиве невинная,
С пользой для нас кислота муравьиная.
4. Определение темы и цели урока.(1 мин)
Как вы думаете, о каких веществах мы будем сегодня говорить? ---- (о кислотах)
Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока?
Ответы учащихся: Кислоты.
Учитель Тема урока. Кислоты
Учитель: Давайте вместе поставим цели нашего урока
- выяснить классификацию, номенклатуру и свойства кислот
Учитель: Каких знаний нам не хватает, чтобы достичь цели?
Ответы учащихся: Не знаем, какие вещества называются кислотами и какими свойствами они обладают.
5. Изучение нового материала.
Что мы уже знаем о них? ( кислые)
А что нам не известно?
#1057;остав
2. Классификация
3. Свойства
4. Получение
Слова "кислота" и "кислый" не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык – среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые. Но такие кислоты как уксусная (содержится в столовом уксусе), яблочная, лимонная, аскорбиновая (витамин С), щавелевая и некоторые другие (эти кислоты содержатся в растениях) знакомы вам именно своим кислым вкусом.
На этом уроке мы познакомимся только с важнейшими неорганическими кислотами, то есть с такими, которые не синтезируются живыми организмами, но играют большую роль в химии и химической промышленности.
Определение кислот
Посмотрите на эти формулы.
HCl H2SO4 H3PO4 H2SO4
Если в них мысленно убрать атомы водорода, то что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами неметаллами.
Давайте вместе дадим определение кислот, посмотрев на формулы
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода (которые могут замещаться на атомы металлов) и кислотных остатков.
Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты.
Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот:
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Проверим себя.
II II I II III
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO4(III), SO4(II), NO3(I).
Проверим.
HCl, H2S, H3PO4, H2SO4, HNO3
Перед нами проблема: как назвать кислоты?
Работа с учебником. Стр. 150 таблица 11.
HCl хлороводородная(соляная)кислота
HNO3 азотная кислота
H2SO4 серная кислота
H2CO3 угольная кислота
H3PO4 фосфорная кислота
Традиционная номенклатура кислот
Бескислородные кислоты. К названию элемента, который образует кислоту, добавляют соединительную гласную «о» и слова «…водородная кислота».
HF –фтороводородная кислота
H2S – сероводородная кислота
Кислородсодержащие кислоты складывается из двух слов: к названию элемента, выраженного прилагательным, прибавить слова – кислота. Например, серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3).
Классификация кислот.
Ребята, посмотрите на доску. По какому признаку вы разделили кислоты на три группы ?
Учащиеся: По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные
Классификация кислот
а) Кислоты
одноосновные двухосновные трехосновные
НNО3; НСI Н2SО4; Н2СО3 Н3РО4
Ребята, посмотрите на формулы кислот и скажите, по какому еще признаку можно их разделить?
Учащиеся: Наличие и отсутствие кислорода.
По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные
б)
Кислоты
бескислородные кислородосодержащие
НСI; Н2S НNО3; Н2СО3
Работа с учебником. стр 151.
Способы получения кислот. Запишите в тетрадь
1) Из неметаллов и водорода с последующим растворением образовавшегося газа в воде:
Cl2 + H2 2HCl
2) При действии сильных кислот на соли более слабых или летучих бескислородных кислот:
2NaCl + H2SО4 = Na2 SО4 + 2НСI
3) Взаимодействием кислотного оксида и воды.
SO2 + H2O H2SO3.
Работа с учебником. Стр 151 учебника. Прочитайте физические свойства кислот .
Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.
Какими?
Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.
Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, борная. Почти все растворимы в воде.
7. Лабораторный опыт
Правила техники безопасности при смешивании серной кислоты с водой.
Сначала вода, затем кислота, иначе случится беда ! Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной, 3 пробирки с уксусной, 3 пробирки с фосфорной и 3 пробирки с серной кислотами, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1 группа: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 группа: В пробирку с серной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3 группа: В пробирку с серной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с серной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
4 группа: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).
Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да).
Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).
Закрепление (5 мин)
Проверьте себя. «Верны ли утверждения?».
Если вы согласны с утверждением ставьте «+», если нет - «–».
+1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из H и кислотного остатка.
−2. Кислота, формула которой H2SO4 – это одноосновная кислородосодержащая кислота.
−3. В кислой среде фенолфталеин меняет окраску на красный.
+4. В этих кислотах H2S H2CO3H2SiO3 заряд кислотного остатка равен 2 –
+5. Вещества, формулы которых HCl, HNO3, H3PO4 - это кислоты
6. Домашнее задание (1 мин)
Пар. 44, выучить названия кислот, упр. №1, стр 152
7. Подведение итогов урока. (2 мин)
Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами.
-Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Поднимите руку, кто поставил себе 5? А кто - 4, 3?
Оценки прокомментировать
8. Рефлексия.(2мин)
- Какова была цель урока?
- Как вы считаете, достигли мы этой цели?
Закончим урок словами арабской пословицы:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.
Какими же знаниями пополнился наш сосуд?
- Что запомнили?
(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.
Лакмус – в кислой среде краснеет)
- Что поняли?
(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
- Чему научились?
(Различать формулы кислот, определять валентность кислотного остатка, составлять структурные формулы кислот)
Молодцы!
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по химии тема: «Оксиды» 8 класс
Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor...

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ "УГЛЕВОДОРОДЫ" 10 КЛАСС(базовый уровень).
Урок проводят с целью проверки и обобщения знаний учащихся по теме "Углеводороды". Кроме того учащиеся продолжают учиться работать в группе, поскольку задания составлены так, чтобы в их выполнении был...
Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"
Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...

Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства алкинов»
Для проведения открытого урока выбрана тема «Химические свойства алкинов» с целью формирования у обучающихся устанавливать связи между строением, физическими и химическими сво...

Методическая разработка бинарного урока по химии и физике "Кислоты как электролиты"
Методическая разработка бинарного урока предназначена для студентов первого курса профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям). Представляет собой...