Система оценивания образовательных достижений обучающихся
учебно-методический материал по химии
На примере учебной дисциплины Химия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания
образовательных достижений
обучающихся
М. А. Симонова
преподаватель высшей квалификационной категории
Система оценивания образовательных достижений обучающихся
1. Классификации видов контроля результатов обучения
1.1.По месту в учебном процессе
Входной контроль | Актуализация опорных или остаточных знаний по теме | Диагностика исходного уровня знаний и умений обучающихся, поэтому применяется в начале учебного года |
Текущий контроль | Контроль усвоения учебного материала в ходе познавательного процесса | Проводится на протяжении всего учебного занятия с целью отслеживания качества усвоения знаний и умений, рассмотренных на уроке |
Тематический контроль | Итоговая проверка по теме учебного материала | Проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса, как правило, в конце полугодия, учебного года |
Итоговый контроль | Вид контроля усвоения учебного материала за весь курс обучения | Проводится в форме дифференцированного зачета (для профессий Автомеханик, Машинист дорожных и строительных машин), экзамена (для профессии Повар, кондитер) |
1.2. По форме проведения
- Индивидуальный
- Фронтальный (массовый)
1.3.По способу организации
- Устный.
-Письменный.
- Практический.
2.Оценивание устного ответа
Индивидуальный контроль результатов проводиться на уроке как в форме краткого опроса с места (фронтальная контролирующая беседа), так и в виде обстоятельной проверки знаний и умений у доски. Этот вид опроса (индивидуальный) проводится на этапах актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний и проверки усвоения нового материала. Во время ответа обучающегося для достижения устойчивого внимания группы предусматриваю последующее за ответом рецензирование со стороны других обучающихся, исправление допущенных ошибок, дополнение.
При проведении опроса обучающемуся задаю наводящие вопросы для того, чтобы помочь ему сформулировать свои мысли, а также дополнительные вопросы, если они необходимы для предстоящего изучения нового материала. Во время устного ответа обучающегося задаю дополнительный вопрос диагностического характера, который помогает выявить состояние знаний и умений отвечающего.
Комментирую ответ обучающегося , указав на ошибки и отметив удачные стороны и объективно его оцениваю. Необязательно ставить отметку за каждый неполный ответ. Если обучающийся неоднократно дополнял ответы других одногруппников, то можно поставить ему общую отметку за урок.
Отметка «5»:
- дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
- ответ самостоятельный
- возможна одна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
- материал изложен в определенной последовательности,
- ответ самостоятельный
- допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»:
- дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»:
- ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала,
- допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа.
Фронтальная контролирующая беседа обычно достаточно кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ обучающемуся оценку не ставлю. Заранее намечаю тех студентов, ответ которых во время беседы буду оценивать, и задаю им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же обучающемуся. Работать должна вся группа. Фронтальную беседу сочетаю с устным учетом знаний, когда несколько обучающихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения группу, участвующую в беседе, и обучающихся, отвечающих у доски.
3. Зачет - метод устного контроля, когда обучающимся предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. Обычно зачет назначается во внеурочное время; группа при этом разделяется на две или три группы, которые приходят на зачет по очереди в разное время. О проведении зачета сообщаю заранее, чтобы обучающиеся могли к нему подготовиться. Для подготовки к зачету составляю вопросы, а также примерные задачи, рекомендую литературу. Сроки проведения зачета согласовываются с учебной частью и зам. директора по учебной работе, чтобы можно было регулировать нагрузку обучающихся.
Классический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся во время их беседы с учителем. Он дает полное и точное представление об уровне обученности каждого студента.
4. Оценивание письменной работы
Письменные работы подразделяют на текущие (проверочные) и итоговые (контрольные) работы; по времени они могут занимать весь урок или его часть:
- письменная контрольная работа на 90 мин,
-проверочные работы на 20-25 мин (например, решение расчетных задач),
-письменные домашние задания,
-письменный учет знаний отдельных обучающихся по карточкам,
-химические диктанты,
-задания тестового типа
Подготовка обучающихся к контрольной работе чаще всего осуществляется на обобщающих уроках. О проведении контрольной работы обучающихся предупреждаю заранее, чтобы они могли подготовиться.
Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для обучающихся всех уровней развития.
Контрольная работа включает разнообразные задания:
-обобщающие вопросы,
-качественные и расчетные химические задачи,
-цепочки превращений,
-тестовые, графические задания и т.д.
Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»:
- дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена неполно (но не менее чем на треть), имеются не более одной существенной ошибки и 2-3 несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем на треть,
- имеется несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
- работа не выполнена.
Система оценивания контрольной работы по пятибалльной системе:
при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить оценку «5»;
от 76 до 95% работы - «4»;
от 50 до 75% - «3»;
от 20 до 50% - «2».
При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1».
Обязательно провожу анализ результатов письменной работы и работу над типичными ошибками.
5. Оценивание тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов провожу после изучения каждого материала (урока).
Тест из 20—30 вопросов - для периодического контроля.
Тест из 40—50 вопросов - для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «3»;
• три ошибки — оценка «2».
Если оценка выставляется в форме зачет/незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание.
Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы:
91-100% - оценка «5»;
81-90% - оценка «4»;
80-70% - оценка «3»;
ниже 70% - оценка «2».
6. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
- допущено не более двух несущественных ошибок
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок.
- допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа на задание.
7. Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов обучающегося.
Количество практических работ определено в программе.
Отметка «5»:
- Эксперимент выполнен полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
- эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
- Допущены не более двух несущественных ошибок при оформлении работы.
Отметка «4»:
- работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»:
- ответ неполный, работа выполнена правильно не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию учителя. Допускается оформление работы без записи уравнений реакций.
- Эксперимент полностью выполнен в соответствии с инструкциями и правилами техники безопасности, но работа не оформлена.
Отметка «2»:
- Выполнено менее половины работы;
- допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые обучающийся не может исправить.
Отметка «1»:
- работа не выполнена,
- полное отсутствие экспериментальных умений.
Отработка практических работ не предусматривается при отсутствии обучающегося на практической работе, при выполнении указанных работ на отметки «1» и «2».
8. Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения учитываю свои наблюдения и предъявляемые обучающимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»:
- План решения задачи составлен правильно,
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
- эксперимент выполнен полностью,
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
- план решения составлен правильно,
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
- эксперимент выполнен полностью,
- допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»:
- план решения составлен правильно,
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
- эксперимент выполнен не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах,
- эксперимент выполнен полностью, отчет не составлен
- допущены нарушения техники безопасности, эксперимент выполнен полностью, сделаны несущественные ошибки в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
- допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
- допущены нарушения техники безопасности
Отметка «1»:
- задача не решена.
- не приступил к работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

Кредитно-рейтинговые и многобалльные системы оценивания образовательных достижений обучающихся.
Статья о кредитно-рейтинговых и многобалльных системах оценивания образовательных достижений обучающихся, на примере обучающихся СПО....
Система оценивания образовательных достижений обучающихся
Система оценки образовательных результатов по биологии...
Система оценивания образовательных достижений обучающихся
Система оценивания образовательных достижений обучающихся...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся
Учитель проводит внутриклассное оценивание на основе контрольных работ, итоговых показателей класса и использует формулу для расчета планируемых результатов обучения.По результатам оцен...
Система оценивания образовательных достижений обучающихся
Система оценивания образовательных достижений...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы....