Олимпиадные задания по химии 8, 9, 10, 11 классов.
олимпиадные задания по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Вариант олимпиадных заданий по химии для 8, 9, 10, 11 классов. Материал представлен в рамках городского методического объединения учителей химии г. Орска Оренбургской области.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 173.42 КБ | |
| 118.48 КБ | |
| 147.8 КБ | |
| 149.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ 8 КЛАССА
Задание 8-1
Установите соответствие между названием элемента/простого вещества и информацией о нем:
А | азот | 1 | С данным газом кислород образует взрывоопасную смесь. |
Б | железо | 2 | Этому элементу посвящена одна из немецких почтовых марок - |
В | водород | 3 | Оконное стекло часто имеет едва заметный голубовато-зеленоватый оттенок, легко заметный на сколе. Он вызван примесью атомов данного элемента. |
Г | неон | 4 | Для отливки колоколов используют сплав бронзу, главными компонентами которого являются два металла, один из которых медь, а второй - … |
Д | олово | 5 | На британской марке 1977 года, посвященной 100-летию Королевского института химии, изображена кристаллическая структура широко распространенного в быту вещества, состоящего из двух элементов. Чем является один из этих элементов? |
Е | хлор | 6 | Самый легкий металл, всплывает даже в керосине. |
Ж | алюминий | 7 | К юбилею Периодического закона в России выпущена периодическая таблица, в которой каждому элементу соответствует тематическая почтовая марка. Какой элемент в этой таблице обозначен маркой Австралии, изображающей рекламу 1930-х гг.? |
З | уран | 8 | Вместо свинцового хрусталя для изготовления посуды рекомендовано использовать бессвинцовый хрусталь, который в качестве специальной добавки содержит оксид данного металла. |
И | литий | 9 | Посуда из данного материала разрушается при длительном контакте с щелочными и кислотными реагентами. |
К | барий | 10 | Подушки безопасности во время аварии заполняются газом, образованным атомами данного элемента. |
Задание 8-2
Ученица 8 класса Оля Петрова отсканировала некоторые уравнения реакций и выслала их своему однокласснику Мише Иванову. Однако программа для распознавания текста не смогла правильно распознать написанное – вместо латинских букв и индексов она подставляла известные ей русские буквы с близкими начертаниями, а вместо индекса с предшествующей буквой, а также признака реакции выдавала, что могла. В результате Миша получил следующее:
1) 2Нд + 0д = 2Щ0 (смесь 2Нд + 0д называется «гремучий газ»)
2) Ге8 + 2НС1 = Нд8Т + ГeC1д
3) Ге(0Н)д + 2НВг = ГеВг^ + 2Щ0
4) Ауд0 + 2НМ0^ = 2АуМ0^ + Щ0
5) 4Ге8 + 70д = 2Гед0^ + 480д (обжиг Ге8)
6) 80^ + Ма0Н = МаН80у
7) Ге80у + ВаВгд = ГеВгд + Ва80у1
8) Ге + 2НВг = ГеВгд + НдТ
9) 2НС1 + МyСО^ = МyСЦ + Щ0 + С0дТ
10) 280д + 0ц = 280^
Помогите Мише восстановить отсканированный текст. Известно, что в уравнениях 2, 8, 9 указано выделение газа, в уравнении 7 – выпадение осадка.
Задание8-3
Расшифруйте данную цепочку реакций, определите зашифрованные вещества.В скобках указаны их молярные массы.
Известно, что А – пластичное простое вещество красного цвета, Б – газ желто-зеленого цвета,Г– вещество мылкое на ощупь, разъедает ткани,Д – вещество голубого цвета, нерастворимое в воде, Е – вещество черного цвета, Ж – самый легкий газ, З – газ, образующийся при взаимодействии веществ Б и Ж, его раствор содержится в желудке человека.
Составьте уравнения реакций для осуществления данной цепочки превращения. Напишите уравнение получения вещества З из веществ Б и Ж.
Задание 8-4
Первые холодильные установки, появившиеся в XVII столетии, работали с использованием метилового и диэтилового эфира. Позже появились приборы, заправленные аммиаком и сернистым ангидридом. Все названные вещества представляли реальную угрозу здоровью в случае разгерметизации охладительной системы. Именно этот факт заставил многих химиков работать над проблемой создания нового безопасного и эффективного хладагента.Такой был изобретен в 1928 году в США химиком Томасом Мидглеем. Полученное им вещество получило название фреон (русский аналог этого слова – хладон). Химическая формула изобретения – дихлордифторметан. На момент изобретения химики всего мира были уверены в безопасности полученного фреона (позже он получил маркировку R12). Он не взрывался, не горел, не создавал отравляющего эффекта. Этот хладагент добавляли даже в баллончики для дезодорантов и ингаляторов от астмы. Однако позже было выявлено, что такой фреон вызывает истощение озонового слоя.
На данный момент известно более 40 различных фреонов. Среди озонобезопасных фреонов можно назвать фреон R-134A.
1. Определите молекулярную формулу фреона R-134A, если известно, что он состоит из 23,53% углерода, 1,96% водорода, 74,51% фтора. Этот газ тяжелее воздуха в 3,52 раза.
2. Изобразите структурную формулу фреона R-134A, зная, что углерод имеет валентность IV, водород и фтор – валентность I.
3. Определите степень окисления каждого элемента в соединении.
4. Рассчитайте, сколько молекул содержится в порции фреона R-134A массой 306 мг.
Задание 8-5
Ученик 8 класса Миша Иванов сконструировал установку для получения дистиллированной воды и зарисовал ее в тетради для практических работ. К сожалению, он забыл подписать названия оборудования и химической посуды, которые использовал.
1. Помогите Мише, назовите все элементы данной установки.
2. Назовите метод разделения смесей, лежащий в основе работы данной установки. Какой тип смесей разделяют данным методом?
3. Выберите те смеси, которые можно разделить на компоненты данным методом: нефть, молоко, воздух, вода с бензином, вода с ацетоном, почва, кровь, водопроводная вода.
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ 9 КЛАССА
Задание 9-1
Смесь Mg3P2 и MgHPO4 содержит 2,408·1023 атомов фосфора и 3,01·1023 атомов магния. Найдите массовую долю Mg3P2 в смеси.
Задание 9-2
Существует несколько способов собирания газов в лаборатории – вытеснением воды и вытеснением воздуха (рис. 1, рис. 2, рис. 3).
Ученик 9 класса Петя Иванов для получения и собирания аммиака подготовил прибор как на рисунке 1, но газ в пробирке-приемнике так и не появился.
1) Объясните, почему у Пети не удался опыт. Составьте уравнение реакции получения аммиака в лаборатории из твердых веществ. Подберите правильные прибор для получения и собирания аммиака, обоснуйте свой выбор.
2) Какие газы и с помощью каких реакций можно получать в приборе, который собрал Петя (рис. 1)? Приведите три примера. Составьте уравнения предложенных вами реакций.
3) Соотнесите формулу газа с его названием и всеми возможными способами собирания.
Формула газа | Название газа | Метод собирания |
1. SO2 | А) «удушливый» газ | I. Вытеснением воды (рис. 1) |
2. CH4 | Б) бурый газ | II. Вытеснением воздуха в сосуд, расположенный дном вниз (рис. 2) |
3. CO2 | В) сернистый газ | |
4. NO2 | Г) углекислый газ | III. Вытеснением воздуха в сосуд, расположенный дном вверх (рис. 3) |
5. H2S | Д) сероводород | |
6. N2 | Е) природный газ |
Задание 9-3
Ученица 9 класса Аня Пуговкина при выполнении проекта к уроку по финансовой грамотности «Коммунальные услуги и платежи» выяснила, что ее семья за прошедший месяц потратила 2 м3 природного газа (в перерасчете на н.у. 1,863 м3). Аня решила рассчитать, сколько тепловой энергии получила семья и сколько углекислого газа выделилось в воздух квартиры.
1) Учитывая, что природный газ на 94% (по объему) состоит из метана СН4, а при полном сгорании 1 моль метана выделяется 891 кДж теплоты, помогите Ане рассчитать, сколько тепла образовалось за месяц в результате горения газа. Составьте термохимическое уравнение горения метана.
2) Определите объем углекислого газа, выделившегося при этом.
Задание 9-4
Перед вами схема превращений веществ:
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения веществ.
Задание 9-5
Однажды вечером в одной из школьных лабораторий города NN лаборант ВасилийИванович обнаружил 4 склянки с растворами, этикетки от которых отклеились и валялись на полу. За короткий промежуток времени, используя только эти растворы, ему необходимо было определить, что находится в каждой склянке и вернуть этикетки на место. Отклеившиесяэтикетки: гидроксид натрия, соляная кислота, поташ, сульфат алюминия.
Восстановите ход рассуждений Василия Ивановича при проведении анализа растворов в склянках. Решение представьте в виде таблицы с указанием цветов осадков и наблюдаемых явлений. Напишите уравнения всех возможных реакций в молекулярном и ионном видах.
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ 10 КЛАССА
Задача 10-1
Зубная паста, в состав которой входит фтор имеет большую популярность. Данная паста предназначена для снижения риска развития кариеса, так как фторид препятствует бактериям нарушать зубную эмаль. Результатом регулярного применения зубных паст с фторидами является существенное снижение риска развития кариеса. При этом важно помнить, что переизбыток фтора может приводить к флюорозу. При данном заболевании зубы становятся крапчатыми, они теряют природную гибкость и эластичность, становятся ломкими. Более того переизбыток фторида натрия негативно отражается на нервной и кровеносной системе. Поэтому пациентам с заболеваниями почек или сахарным диабетом рекомендуется применять пасты и гели по рекомендации специалистов и не превышать норму.
На Российском рынке встречаются два типа зубных паст со фтором. Семья Семёновых используют два вида зубной пасты с фтором: в первом виде зубной пасты активным веществом является монофторфосфат натрия, а во втором фторид натрия.
- Напишите электронную конфигурацию атома фтора. Укажите число протонов и нейтронов в его ядре.
- Зубная паста «Новый жемчуг. Фтор» содержит в своем составе монофторфосфат натрия с массовой долей 0,76%, а зубная паста «Parodontax с фтором» содержит 0,31% фторида натрия. Рассчитайте какая паста эффективнее борется с кариесом.
- Рассчитайте число атомов фтора, содержащихся в 100 г данных зубных паст.
Задача 10-2
Во время Великой Отечественной Войны аэростаты использовали в качестве оборонного и защитного оружия. Они были похожи на дирижабли и преграждали путь вражеским самолётам на высоте 4000 - 4500 м, что мешало противнику чётко и беспрепятственно сбрасывать бомбы. При взаимодействии самолёта противника с тросом аэростата, вражеский самолёт повреждается или уничтожается взрывным зарядом, который могли прикрепить к тросу, (но иногда не прикрепляли). Аэростаты в период Великой Отечественной Войны только заправляли чистым водородом. Один трос присоединял два, а иногда даже три сферы, это позволяло повысить уровень взлёта аэростата. В небе эта конструкция располагалась в произвольном порядке.
- В блокадном Ленинграде на одном из химических заводов водород добывали железопаровым способом. При этом способе водяной пар пропускали через раскалённое железо. Напишите уравнение химической реакции, лежащее в основе данного способа.
- Рассчитайте, сколько необходимо взять железа, содержащее 7,8% примесей для наполнения одного аэростата объёмом 930 м3, если с учётом подъёмной силы на 100 м3 воздуха требуется 6,9 кг водорода.
- Рассчитайте, какой объем водорода при н.у. и сколько молекул водорода будет содержаться в указанном аэростате.
Задача 10-3
При сжигании смеси, состоящей из равного количества алкена и алкана, с одинаковом числом атомов углерода в структурах молекул, выделилось 14,97 л углекислого газа. Объем углекислого газа измерялся при давлении 99,3 кПа и температуре 25 0С. Такое же количество смеси может обесцветить 40 г 40%-ного раствора брома.
1. Определите, качественный состав исходной смеси и напишите структурные формулы алкана и алкена, образующих смесь.
2. Вычислите массовые доли алкана и алкена в исходной смеси.
3. Вычислите плотность смеси (г/л) при нормальных условиях.
Задача 10-4
После летних каникул юные химики обнаружили в кабинете химии 5 бюксов с бесцветными кристаллическими веществами без этикеток. Для идентификации веществ химики приготовили насыщенные при комнатной температуре растворы данных веществ и провели с ними ряд экспериментов. Результаты которых они занесли в таблицу.
Таблица
Реагент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
р-р НCl | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, неприятный запах | ↑, окрашенный (бурый), неприятный запаха | ↑, окрашенный, неприятный запаха |
р-р CaCl2 | ↑, без цвета, без запаха ↓ белый | ↓ белый | ↓ белый | - | - |
р-р KMnO4 (H+) | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, без запаха | обесцвечи-вание | обесцвечи-вание | - |
р-р KI (H+) | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, без запаха | - | ↓ темный | ↓ темный |
Примечание: р-р – раствор, ↑ - газовыделение, ↓ - осадок, Н+ - подкисленный раствор.
1. Определите, что могло содержаться в бюксах (1-5), учитывая, что растворы 1-3 окрашивают пламя газовой горелки в желтый цвет, а растворы 4 и 5 практически не меняют окраски пламени, придавая ему слабый фиолетовый оттенок. Напишите названия веществ.
2. Напишите уравнения реакций, использованных для определения веществ.
Задача 10-5
Ниже приведены схемы превращений соединений А–Д, содержащих хром. Приведите формулы соединений А–Д и напишите уравнения реакций (1–6). Для уравнения 4 расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ 11 КЛАССА
Задача 11-1
В прессе ошибочно утверждается, что консервант D токсичен, вызывает гормональные сбои или даже рак. На самом деле D в применяемых дозах совершенно безвреден для человека, что было подтверждено многократными исследованиями и более чем столетней практикой консервирования пищи. Консервант D можно получить по следующей схеме:
Расшифруйте схему синтеза и определите строение вещества D, если известно, что оно не вступает в реакцию серебряного зеркала, а при бромировании в присутствии FeBr3 образует преимущественно одно монобромпроизводное.
1. Напишите уравнения реакций, описанных в задаче и установите структурные формулы соединений А - D.
2. Для соединений А - D приведите названия по систематической номенклатуре.
3. Составьте схему электронного баланса для превращения В в С.
4. Напишите уравнение реакции бромирования D.
Задача 11-2
При электролизе раствора нитрата хрома (III) выделилось 26 г хрома, который сожгли в хлоре. К продукту постепенно добавляли 40%-ный раствор гидроксида натрия (плотность раствора 1,4 г/мл). Выпавший в начале осадок потом полностью перешел в раствор.
1.Запишите уравнения реакций.
2. Укажите количество анодного и катодного продукта (моль).
3.Расчитайте объем раствора щелочи, затраченный на перевод в раствор выпавшего осадка.
Задача 11-3
Пропускание смеси этена, этана и пропилена через 400 г 10% раствора брома уменьшает исходный объём на 5,6 л (н.у.). При этом образуется 49,1 г осадка. При сжигании такого же объёма смеси образуется 23,52 л углекислого газа, а на гидрирование смеси затрачивается 5,6 л (н.у.) водорода (конечный объём этана составляет 6,72 л). Установите объёмную долю каждого компонента в смеси.
Задача 11-4
После летних каникул юные химики обнаружили в кабинете химии 5 бюксов с бесцветными кристаллическими веществами без этикеток. Для идентификации веществ химики приготовили насыщенные при комнатной температуре растворы данных веществ и провели с ними ряд экспериментов. Результаты которых они занесли в таблицу.
Таблица
Реагент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
р-р НCl | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, неприятный запах | ↑, окрашенный (бурый), неприятный запаха | ↑, окрашенный, неприятный запаха |
р-р CaCl2 | ↑, без цвета, без запаха ↓ белый | ↓ белый | ↓ белый | - | - |
р-р KMnO4 (H+) | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, без запаха | обесцвечи-вание | обесцвечи-вание | - |
р-р KI (H+) | ↑, без цвета, без запаха | ↑, без цвета, без запаха | - | ↓ темный | ↓ темный |
Примечание: р-р – раствор, ↑ - газовыделение, ↓ - осадок, Н+ - подкисленный раствор.
1. Определите, что могло содержаться в бюксах (1-5), учитывая, что растворы 1-3 окрашивают пламя газовой горелки в желтый цвет, а растворы 4 и 5 практически не меняют окраски пламени, придавая ему слабый фиолетовый оттенок. Напишите названия веществ.
2. Напишите уравнения реакций, использованных для определения веществ.
Задача 11-5
Ниже приведены схемы превращений соединений А–Д, содержащих хром. Приведите формулы соединений А–Д и напишите уравнения реакций (1–6). Для уравнения 4 расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по химии для 9-х классов (школьный уровень)
Олимпиада по химиишкольный уровеньв 9-м классе@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.КинельПетина Оксана Викторовна...
Олимпиадные задания по химии для 10-х классов (школьный уровень)
Олимпиада по химиишкольный уровеньв 10-м классе@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.КинельПетина Оксана Викторовна...

Олимпиадные задания по химии для 10-11 класс
Олимпиадные задания по химии муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (10-11 класс), 2014 г...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....











