Химия в задачах и упражнениях
рабочие листы по химии (11 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. Общие подходы с указанием направленности программы, основ для её разработки, места в учебном плане

Программа «Химия в задачах и упражнениях» реализует естественно-научное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе авторской программы Филатовой С.Н. «Решение задач по органической химии. Элективный курс для учащихся 10 -11 классов», сборник «Курсы по выбору: выбор за вами, часть 2 / Ред. - сост. Л.Г. Пройчева. – М.: Центрхимпресс. 2012.

2. Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_fakultativ_himiya_v_zadachah_i_uprazhneniyah.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 9

Приложение

к основной общеобразовательной программе

среднего общего образования

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курс по выбору: химия в задачах и упражнениях

класс:11

количество часов (всего): 34

количество часов (в неделю): 1

срок реализации: 2022-2023уч. год

Учитель: Ендовицкая Юлия Константиновна

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общие подходы с указанием направленности программы, основ для её разработки, места в учебном плане

Программа «Химия в задачах и упражнениях» реализует естественно-научное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе авторской программы Филатовой С.Н. «Решение задач по органической химии. Элективный курс для учащихся 10 -11 классов», сборник «Курсы по выбору: выбор за вами, часть 2 / Ред. - сост. Л.Г. Пройчева. – М.: Центрхимпресс. 2012.

2. Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии.

           3.   Практическая значимость

Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и будет приносить удовлетворение.

           4. Взаимосвязь с программами по учебным предметам

        На предметном уровне курс «Химия в задачах и упражнениях» поможет:

  • овладеть навыками работы с приборами, химической посудой, веществами;  
  • осознать практическую значимость экспериментальной химии в жизни человека;
  •  овладеть основами логического мышления;
  •  развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • сформировать эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности.  

5. Целеполагание программы

Цель программы: 

формирование химической картины мира, посредством расширение кругозора учащихся, закрепления, совершенствования и углубления химических понятий о веществах и процессах, формирования умений и навыков применения полученных знаний к решению конкретных химических задач.

6. Особенности возрастной группы

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами. На данном этапе развития у школьников развивается более серьезное понимание химии. У учащихся проявляется интерес, желание и стремление изучать предмет в старших классах, а может, и в вузе. Стимулирует развитие у школьников познавательных интересов.

7. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и способы оценки их достижения. Планируемые результаты освоения учающимися программы

           

Предметными результатами изучения являются следующие знания и умения:

  • решать расчётные задачи с применением знаний по химии, физике, математике;
  • решать нестандартные задачи, используя различные алгоритмы решения;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
  • проводить расчеты по уравнениям реакций;
  • решать качественные и экспериментальные задачи;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

Личностными результатами являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • выстраивать собственное целостное мировоззрение:
  • вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
  • работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
  • использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
  • учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

     К концу изучения курса «Химия в задачах и упражнениях»

      обучающиеся должны уметь решать задачи на:

  • вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
  • расчет: объемных отношений газов при химических реакциях;
  • расчет: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ;
  • расчет: теплового эффекта реакции;
  • расчет: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
  • расчет: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • нахождение молекулярной формулы вещества;
  • расчет: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
  • расчет: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

     8. Формы и режим занятий, формы контроля:

  • режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой ОУ, ориентированной на обучение детей старшего школьного возраста, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут
  • основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные, теоретические занятия, лабораторные, практические работы
  • структура занятия включает в себя изучение теории молекулярной биологии и генетики через решение задач
  • для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания  
  • формы контроля: научно-исследовательский проект

9.   Тематический план курса

№ п/п

Название темы

Всего часов

Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии

4

Физические и химические  величины в химии.

1

Основы математических расчётов в химии.

1

Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач.

1

Вычисление массы растворенного вещества.

1

Вычисление состава смесей веществ и сплавов

4

Вычисление массовой доли вещества в растворе.

1

Молярная концентрация растворов.

1

Сливание двух растворов. Расчёты.

1

Расчёты по химическим  уравнениям с участием растворенных веществ.

1

                  Определение количественных отношений в газах                                         7                                

Вычисление объёмов газов  и числа частиц.

1

Реакции с участием газов. Газовые законы.

1

Закон Авогадро и следствие из него.

1

Объёмная доля газов.

1

Мольная доля газов.

1

Относительная плотность газов.

1

Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях.

1

                                  Определение скорости химических реакций                                           5

Скорость химических реакций. Расчёты.

1

Площадь поверхности соприкосновения веществ.

1

Закон действующих масс.

1

Правило Вант-Гоффа.

1

Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.

1

Вычисления по уравнениям химических реакций

13

Вычисление количества вещества продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.

1

Вычисление массы вещества по исходному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции веществ.

1

Вычисление объёма газа, необходимого для реакции с определённым объёмом другого газа.

1

Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного газа.

1

Вычисление объёма полученного газа, если известна масса исходного вещества, и вычисление объёма исходного газа, если известна масса продукта реакции.

1

Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

1

Расчёты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

1

Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

1

Расчёты по термохимическим уравнениям.

1

Вычисление при протекании последовательных реакций.

1

Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

1

Творческие задания. Составление задач с экологическим содержанием.

1

Комбинированные и нетрадиционные задачи

1

Решение комбинированных задач.

1

10.  Содержания курса по выбору «Избранные вопросы химии».

         Тема 1. Межпредметные и курсовые связи при решении расчётных задач по химии

Международная система единиц как основа обозначения величин. Физические величины в химии, масса тела, плотность вещества, давление, количество теплоты, энергия топлива, уравнение состояния идеального газа, газовые законы. Основы математических расчётов: вычисления по пропорции, метод приведения к единице, вычисления с использованием процентов, графиков, системы алгебраических уравнений, округление чисел. Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач: моль, молярная масса, молярный объём, молярная концентрация, относительная плотность, теплота химической реакции, тепловой эффект реакции, массовая доля, объёмная доля, мольная доля, растворимость, число структурных единиц, постоянная Авогадро, выход продукта.

Тема 2. Вычисление состава смесей веществ и сплавов

Классификация смесей. Определение состава сплавов. Вычисление массовой доли вещества в растворе. Растворимость. Кристаллогидраты. Молярная концентрация растворов. Эквивалент. Нормальная концентрация. Титр растворов. Разбавление растворов. Упаривание растворов. Сливание двух растворов. Расчёты по хим. уравнениям с участием растворенных веществ.

Практическая работа. Получение однородных и неоднородных смесей.

Тема3 . Определение количественных отношений в газах

Вычисление объёмов газов  и числа частиц. Реакции с участием газов. Закон Авогадро и следствие из него. Объёмная доля газов. Мольная доля газов. Относительная плотность газов. Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях.

Тема 4. Определение скорости химических реакций

Скорость химических реакций. Природа реагирующих веществ. Площадь поверхности соприкосновения веществ. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.

Тема 5. Вычисления по уравнениям химических реакций

 Вычисление количества вещества продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Вычисление массы вещества по исходному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции веществ. Вычисление объёма газа, необходимого для реакции с определённым объёмом другого газа. Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного газа. Вычисление объёма полученного газа, если известна масса исходного вещества, и вычисление объёма исходного газа, если известна масса продукта реакции. Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси. Расчёты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. Расчёты по термохимическим уравнениям. Вычисление при протекании последовательных реакций. Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Творческие задания. Составление задач с экологическим содержанием.

Тема 6. Комбинированные и нетрадиционные задачи

Решение комбинированных задач. Решение нетрадиционных задач. Решение задач повышенной сложности.

11. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации программы

№ п/п

Название

Авторы

Программно-методическое обеспечение

авторская программа «Решение задач по органической химии. Элективный курс для учащихся 10 -11 классов», сборник «Курсы по выбору: выбор за вами, часть 2 / Ред. - сост. Л.Г. Пройчева. – М.: Центрхимпресс. 2012.

Филатова С.Н.

Материально-технические обеспечение (наглядность, оборудование и т.п.)

Лабораторное оборудование

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

Ссылка на ресурс

Наименование ресурса

Темы, разделы, в изучении которых применяются Э и ЦОР

1

 www.fipi.ru.

Федеральный институт педагогических измерений. 

Тема 6. Комбинированные и нетрадиционные задачи

5

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Тема 2. Вычисление состава смесей веществ и сплавов

 12.  Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Корректировка даты

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

1

Физические и химические  величины в химии.

1

02.09.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

2

Основы математических расчётов в химии.

1

09.09.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

3

Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач.

1

16.09.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчётных задач.

4

Вычисление массы растворенного вещества.

1

23.09.22

Рассказ, демонстрации

Производить вычисления при нахождении массы растворённого вещества.

5

Вычисление массовой доли вещества в растворе.

1

30.09.22

Рассказ, демонстрации

Производить вычисления при нахождении массовой доли  растворённого вещества.

6

Молярная концентрация растворов.

1

07.10.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные понятия химии.

7

Сливание двух растворов. Расчёты.

1

14.10.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные понятия химии.

8

Расчёты по химическим  уравнениям с участием растворенных веществ.

1

21.10.22

Рассказ, демонстрации

Производить расчёты по химическим  уравнениям с участием растворенных веществ.

9

Вычисление объёмов газов  и числа частиц.

1

28.10.22

Рассказ, демонстрации

Производить вычисление объёмов газов  и числа частиц.

10

Реакции с участием газов. Газовые законы.

1

11.11.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии

11

Закон Авогадро и следствие из него.

1

18.11.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии

12

Объёмная доля газов.

1

25.11.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

13

Мольная доля газов.

1

02.12.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

14

Относительная плотность газов.

1

09.12.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

15

Вычисление объёмов газов при ненормальных условиях.

1

16.12.22

Рассказ, демонстрации

Производить вычисление объёмов газов при ненормальных условиях.

16

Скорость химических реакций. Расчёты.

1

23.12.22

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

17

Площадь поверхности соприкосновения веществ.

1

13.01.23

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

18

Закон действующих масс.

1

20.01.23

Рассказ, демонстрации

Знать основные законы и теории химии.

19

Правило Вант-Гоффа.

1

27.01.23

Знать основные законы и теории химии.

20

Влияние катализаторов и ингибиторов на скорость химических реакций.

1

03.02.23

Знать основные законы и теории химии.

21

Вычисление количества вещества продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.

1

10.02.23

Практическая работа

Производить вычисление количества вещества продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.

22

Вычисление массы вещества по исходному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции веществ.

1

17.02.23

Практическая работа

Производить вычисление массы вещества по исходному количеству вещества одного из исходных или получающихся в реакции веществ.

23

Вычисление объёма газа, необходимого для реакции с определённым объёмом другого газа.

1

24.02.23

Практическая работа

Производить вычисление объёма газа, необходимого для реакции с определённым объёмом другого газа.

24

Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного газа.

1

03.03.23

Практическая работа

Производить вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного газа.

25

Вычисление объёма полученного газа, если известна масса исходного вещества, и вычисление объёма исходного газа, если известна масса продукта реакции.

1

10.03.23

Практическая работа

Производить вычисление объёма полученного газа, если известна масса исходного вещества, и вычисление объёма исходного газа, если известна масса продукта реакции.

26

Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

17.03.23

Практическая работа

Производить расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

27

Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

1

24.03.23

Практическая работа

Производить вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

28

Расчёты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

1

07.04.23

Практическая работа

Производить расчёты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

29

Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

1

14.04.23

Практическая работа

Производить расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

30

Расчёты по термохимическим уравнениям.

1

21.04.23

Практическая работа

Производить расчёты по термохимическим уравнениям

31

Вычисление при протекании последовательных реакций.

1

28.04.23

Практическая работа

Производить вычисление при протекании последовательных реакций.

32

Вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

1

05.05.23

Практическая работа

Производить вычисления по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

33

Творческие задания. Составление задач с экологическим содержанием.

1

12.05.23

Практическая работа

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

34

Решение комбинированных задач.

1

19.05.23

Рассказ, демонстрации

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного предмета" Химия в задачах и упражнениях"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.Цель курса: расширение зн...

Элективный курс по химии для 8 класса "Химия в задачах и упражнениях"

Содержание элективного курса «Химия в задачах и упражнениях»  соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе...

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Платных образовательных услуг Химия в задачах и упражнениях для _11 класса.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Платных образовательных услуг Химия в задачах и упражнениях для    _11 класса....

Внеурочная деятельность (кружок) для 9 класса "Химия в задачах и упражнениях."

Представлена рабочая программа для учащихся 9 класса. Программа разработа для учащихся, которые собираются сдавать химию за курс основной школы....

Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах и упражнениях " 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа. Программа отображает основные разделы курса химии 8-9 класса....

Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике....