Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"
методическая разработка (9 класс)

Окладникова Елена Владимировна

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании

методического

объединения

Протокол № от

«____»________20__г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

________/____________

«____»__________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка

__________ Г.П.Яценко

   ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО ХИМИИ

«Химия в задачах и упражнениях»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА ЛЕСОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКАОГО ОКРУГА С.ПАНТЕЛЕЙМОНОВКА»

Программа ориентирована на детей 9 класса

Срок реализации -  1 год

Разработала:  Окладникова Елена Владимировна,

 учитель биологии и химии,

первой квалификационной категории.

с. Пантелеймоновка

 2018 (год разработки)

   ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по химии МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка         разработана в соответствии с:

-Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе реализации ФБУП-2004 (Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312);

- Примерной основной образовательной программой основного общего образования по химии;

- Габриелян О.С. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2012.

1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Направленность   программы: интеллектуально-познавательное

Актуальность   предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны учащихся и их родителей на интеллектуально-познавательные программы    

Сроки освоения дополнительной образовательной программы

1. Программа рассчитана на 1 год обучения —   17 часов

Цели и задачи дополнительной образовательной программы 

Цели изучения химии в 9 классе:

  • расширить знания об основных   законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Расширить знание основных понятий и законов химии;
  2. Воспитывать общечеловеческую культуру;
  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

2. Содержание рабочей программы

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА  

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Генетические ряды.  Переходные элементы

Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка или алюминия и реакции их получения.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов и оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов, оснований, кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

ТЕМА №1. МЕТАЛЛЫ

Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика хим.элементов-металлов в периодической системе элементов. Строение атомов.

Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.

Алюминий, его физические и химические свойства. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.

Железо, его физические и химические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа.

 «Свойства металлов и их соединений» (1 час)

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». Генетическая связь. Генетические ряды металлов.

Тема№2. «Неметаллы»

Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получение и применение.

Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Сера, её физические и химические свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (4 и 6). Серная, сернистая и сероводородная  кислоты  и их соли.

Азот и его свойства. Хим.элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

Количество вещества. Молярный объем.

Практикум № 2. «Свойства неметаллов и их соединений». (2 часа)

Генетические ряды неметаллов. Способы собирания газов, качественные реакции на газы.

Тема № 3. «Органические соединения»

Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода.. предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакция полимеризации этилена.

Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие.

Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства.

Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические  свойства. Глюкоза, её свойства и значение.

Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные классы органических веществ.

Тема № 4. «Химия и жизнь»

Лекарственные препараты. Калорийность белков, жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов.

Важнейшие строительные и поделочные материалы. Состав и переработка нефти. Природный газ. Химические загрязнители окружающей среды. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химия.

  1. Календарно-тематический план

дополнительных занятий по химии в 9-х классах

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Раздел 1. Химическая реакция

5

1.1.

Классификация химических реакций

1

1.2.

Скорость химических реакций. Катализ

1

1.3.

Обратимые химические реакции. Принцип Ле Шателье

1

1.4.

Окислительно-восстановительные реакции

1

1.5.

Тренинг по составлению ОВР

1

2.

Раздел 2. Химия окружающей среды. Получение простых веществ и соединений

5

2.1.

Химическая организация планеты. Важнейшие источники сырья для химической промышленности

1

2.2.

Металлы в природе. Металлургия

1

2.3.

Получение неметаллов

1

2.4.

Получение важнейших химических соединений

1

2.5.

Охрана окружающей среды от химического загрязнения

1

3.

Раздел 3. Металлы и неметаллы

2

3.1.

Свойства, нахождение в природе и получение металлов

1

3.2.

Свойства, нахождение в природе и получение неметаллов

1

4.

Раздел 4. Краткие сведения об органических соединениях

2

4.1.

Классификация органических соединений

1

4.2.

Тренинг по написанию химических формул органических веществ

1

5.

Раздел 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ

3

5.1.

Вещества

1

5.2.

Химические реакции

1

5.3.

Обобщение знаний о свойствах основных классов неорганических соединений

1

Всего

17

4. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это  целостная система, в ее состав входят учебная программа, учебник для учащихся, учебно-методидическая литература для учителя. Учебники   включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список соответствует рекомендуемым   автором учебной программы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • Химия 8 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2011.-223с.
  • Химия 9 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / Габриелян О.С.- М.: Дрофа, 2011.-270с.

Методическая литература  для учителя:

  1. Стандарт основного общего образования по химии.
  2. Примерная программа основного общего образования по химии.
  3. Габриелян О.С Программа курса химии для 8-11  классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.-78с.
  4. Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2009. - 320с.
  5. Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2009. - 315с. 
  6. Химия. 8-9  класс. Базовый уровень : методическое пособие / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2009. – 191с.

Дополнительная литература для учителя

  1. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
  2. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
  3. Химия. 8-9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, Ушакова и др. - М.: Дрофа.
  4. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс.
  5.   Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: Дрофа.
  6. Габриелян О.С, Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс».
  7. Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8». - М.: Дрофа.
  8. Габриелян О.С, Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8  кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс».
  9. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа.
  10. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях 8-9  класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.- 304с.
  11. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-9  классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2009. – 79 с.
  12. Ким Е.П. Химия. 8-9  классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006
  13. Химия 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.:Дрофа, 2005. -176 с.
  14. Волович П., Бровко М. Готовимся к экзамену по химии. М.: Айрис-пресс, 2006.
  15. Химия. ЕГЭ – 2013.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
  16. Химия. ГИА – 2013.М., Просвещение, 2013.
  17. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
  18. Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Интернет-ресурсы

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

Дополнительная литература для учащихся

  1. Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
  3. ЕГЭ-2011, 2012, 2013: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель,– (Федеральный институт педагогических измерений).
  4. Габриелян О.С.-Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2007. – 703 с.
  5. Шапуло Е.В. Решение задач по химии. Справочник школьника.- М.: Слово. Издательство АСТ, 2007. – 512 с.

6. Средства контроля

        Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, срезовых и  контрольных работ.

        Результаты обучения:

        формы проверки и оценки результатов обучения: формы промежуточного контроля и итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ.

        способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, фронтальные опросы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.

        средства проверки и оценки результатов обучения:  ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, диагностические работы, творческие проекты.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

       Результаты обучения химии должны соответствовать целям предмета и требованиям к уровню подготовки выпускников.  Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);  полнота (соответствие объему программы и информации учебника).  При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).  Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:  ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в  логической последовательности;  ответ  самостоятельный.
      Отметка «4»:  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в  логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный и несвязный.
      Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка экспериментальных умений

     Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

     Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;   эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы, аккуратно и правильно ведутся записи и отчёты).
      Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:  допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      
Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»: план решения экспериментальной задачи  составлен правильно, грамотно  осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;  дано полное логическое объяснение  и сделаны выводы по решению экспериментальной задачи.
      Отметка «4»: план решения составлен правильно;  правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в логическом объяснении и выводах при решении задачи.
      Отметка «3»: план решения составлен грамотно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования для решения данной задачи, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах при решении экспериментальной задачи.
      Отметка «2»: допущено более двух  существенных ошибок в плане решения задачи, в подборе химических реактивов и соответствующего оборудования, в логическом объяснении и выводах при решении экспериментальной   задачи.
      
Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:  в логическом рассуждении и решении расчетной задачи  нет ошибок, расчётная задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:   в логическом  рассуждении и решении расчётной задачи нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или при решении расчётной задачи допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах при решении задачи.
      Отметка «2»:  имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении расчётной задачи.
Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

      Отметка «4»:  ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

      Отметка «3»:   работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

      Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4»;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

        2. Оценка экспериментальных умений.

        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;  • одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;  • три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Теория решения изобретательных задач"

Программа предназначена для реализации в 7-8 классах...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач"  11 класс...

Программа внеурочной деятельности по химии " Решение задач по неорганической химии" 8 класс

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, учит наблюдать, применять полученные знания на практике, развивает внимание, мышление учащихся, формирует...

Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.

Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...

Программа внеурочной деятельности «Методы решения технических задач» для 10 - 11 класс

Программа внеурочной деятельности «Методы решения технических задач» для 10 - 11 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» для 10-11 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы «Методы решения физических задач» В.А. Орло...

Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"

Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...