Конспект урока и самоанализ урока по химии в 10 классе по теме: "Арены"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Конспект урока и самоанализ урока по химии в 10 классе по теме: "Арены"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.5 КБ | |
| 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии в 10 классе.
Тема урока: Арены
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Сформировать у учащихся систему знаний об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: химические свойства, способы получения бензола, применение бензола на основе свойств.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представления о молекулярном и электронном строении молекулы бензола;
- способствовать изучению физических и химических свойств аренов;
- познакомить учащихся с методами получения и применения ароматических углеводородов
Развивающие:
- продолжить формирование умений поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом;
- способствовать развитию логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать способность анализировать информацию, делать выводы и обобщения;
- развивать способности самостоятельной работы с текстом, схемами.
Воспитательные:
- формировать личностный смысл к изучению темы, интерес к заданиям;
- продолжить воспитание навыков коммуникативности, умения участвовать в совместном решении проблем, внимательности, инициативности;
- продолжить воспитание научного мировоззрения;
- продолжить воспитание культуры труда, работы с химическими реактивами и техники безопасности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация мультимедийной презентации, схемы), практические (самостоятельная работа с карточками, схемами).
Оборудование: мультимедийная установка и презентация, карточки «Алкены и алкадиены».
Литература:
1. Габриелян. О. С. Химия. 10 класс. Учеб: для общеобразоват. учебн. заведений. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011, с.78.
2. Габриелян О. С. и др. Настольная книга учителя. Химия 10 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2011, с.128.
3. Химия. 10 класс: поурочные планы по химии к учебнику О.С.Габриеляна.
План урока:
- Организационный этап (1-2 мин)
- Актуализация опорных знаний и умений (5 мин)
- Постановка цели (1 мин)
- Изучение нового материала (25 мин)
- Физминутка (1 мин)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия (5 мин)
- Домашнее задание (1-2 мин)
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
II.Актуализация опорных знаний и умений (проверка домашнего задания) | Сегодня мы приступаем к изучению еще одного гомологического ряда углеводородов. Но прежде, чем начать изучение нового материала, вспомним, какие мы изучили углеводороды. У вас на партах лежат карточки с вопросами по теме: «Алкены и алкадиены» (Приложение 1). Через 5 минут ученики сдают выполненную работу. Для того, чтобы узнать систематическое название класса углеводородов, которые мы изучим сегодня, вам придется ответить на несколько вопросов. Название формируется из первых букв ответов на вопросы. 1)Углеводороды с общей формулой СnН2n+2? 2) Частица с одним свободным электроном? 3) Суффикс, который используется в названиях органических веществ для указания наличия в их молекуле двойной связи? 4) Реакция взаимодействия органических веществ с азотной кислотой? Фиксирует первые буквы ответов на доске, формируя слово АРЕНЫ. | Выполняют задание. Алканы. Радикал. Ен. Нитрование. |
III.Постановка цели Слайд 1 | Итак, запишите в тетради число и тему сегодняшнего урока: Арены. Мы изучим особенности их строения и свойств, рассмотрим способы получения и применения. | Записывают число и тему урока. |
IV.Изучение нового материала Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 - 6 Слайд 8 Слайд 9 Слайд10 Слайд14 | У углеводородов этого гомологического ряда так же существует исторически сложившееся название «ароматические соединения», возникшее еще в начале 19 века для группы веществ, которые были выделены из природных источников, в основном из приятно пахнущих растительных смол, эфирных масел и бальзамов. В дальнейшем это название укрепилось за большим семейством органических соединений, обладающих некоторыми особенностями в строении и свойствах. Первым представителем этого класса является бензол. Запишите в тетради определение: Ароматические углеводороды, или арены — это углеводороды, в молекулах которых имеется одно или несколько бензольных колец. Среди 25 миллионов известных на сегодняшний день органических соединений немного найдется таких, которые оказали на развитие органической химии большее влияние, чем бензол. На минуты станем исследователями и попробуем вывести формулу бензола. Молекулярная формула бензола: С6Н6. Общая формула аренов: CnH2n-6 После открытия бензола дискуссия о его строении велась в науке очень долго. Молекула, соответствующая формуле Кеккуле, содержит двойные связи, следовательно бензол должен иметь ненасыщенный характер, то есть вступать в реакций присоединения. Все атомы углерода в молекуле бензола лежат в одной плоскости и образуют кольцо. Каждый из них находится в состоянии sp2-гибридизации и связан с двумя соседними атомами углерода и атомом водорода тремя σ-связями. Негибридные р-орбитали всех атомов углерода взаимодействуют между собой путем бокового перекрывания. Они образуют единое циклическое π-электронное облако, сосредоточенное над и под плоскостью кольца. Это означает, что в молекуле бензола нет трех отдельных двойных связей (как в формуле Кекуле), а π-электронная плотность делокализована, т.е. равномерно распределена между всеми атомами углерода. Поэтому американский ученый Л.Полинг предложил структурную формулу бензола изображать в виде шестиугольника с окружностью внутри. Таким образом, химические связи в бензоле не одинарные и не двойные, а как принято говорить полуторные, промежуточные по своему характеру. Эти связи еще называют ароматическими, они прочнее π – связей (поэтому бромная вода не обесцветилась – атомы брома не присоединяются). Зафиксируйте формулу в тетради и запишите основные выводы электронного строения молекулы. 1)Атомы углерода находятся в состоянии sр2- гибридизации. 2)Валентный угол –120° 3)Длина связи С-С 0,140нм 4)Между атомами углерода и углерода и водорода образуются σ- связи, лежащие в одной плоскости 5) Единая π - электронная система, состоящая из 6 р – электронов. Существуют так же соединения, молекулы которых содержат несколько циклических структур. Простейший гомолог бензола – толуол (метилбензол). Запишите его формулу. Следующий гомолог представлен в виде 4 изомеров- изомерия положения нескольких заместителей. Основой названия ароматического углеводорода с небольшими заместителями является слово бензол. Атомы в кольце нумеруют, начиная от старшего заместителя к младшему. Если заместители одинаковые, то нумерацию проводят по короткому пути. Прочитайте в учебнике о способах получения аренов. Выпишите в тетрадь уравнения реакции. Просит одного из учеников озвучить, выписанные методы получения аренов. Рассмотрим физические свойства аренов и кратко запишите их в тетрадь. Перечислите физические свойства бензола? Какие выводы мы должны с вами сделать? ФИЗМИНУТКА (динамическая пауза): Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород. Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый. Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород. Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить. Рассмотрим химические свойства бензола. Как вы думаете, какие реакции характерны для бензола? По химическим свойствам бензол занимает как бы промежуточное положение между предельными и непредельными углеводородами, то есть вступает в реакции замещения и присоединения. Но реакции замещения у бензола идут легче, чем у предельных, а реакции присоединения – труднее, чем у непредельных углеводородов и требуют жестких условий. Каждую реакцию на доске записывает отдельный ученик. 1.Реакции замещения: а)Реакция (галогенирования) хлорирования бензола протекает в присутствии катализатора хлорида железа (III): Полученный продукт также называют фенилхлорид, так как одновалентный радикал С6Н5 – называют фенилом. б)Реакция нитрования. При взаимодействии бензола с азотной кислотой в присутствии концентрированной серной кислоты в качестве катализатора, происходит замещения атома водорода на нитрогруппу –NO2: Эта реакция имеет очень важное промышленное значение. Восстановлением образовавшегося в этой реакции нитробензола (реакция Зинина) получают – анилин, вещество которое применяется для получения анилиновых красителей. 2.Реакции присоединения: а)Реакция хлорирования идет при освещении ультрафиолетовым светом и присоединяет 3 молекулы хлора: б)Каталитическое гидрирование бензола протекает при высокой температуре в присутствии платины: 3.Бензол горит на воздухе коптящим пламенем: 2С6Н6 + 15О2 12СО2 + 6Н2О. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.135 и слайд мультимедийной презентации и назовите области применения аренов. | Записывают определение в тетрадь. Ученики делают записи в тетради. Ученики фиксируют в тетради формулу толуола. Ученики работают с учебником, выписывают уравнения реакции в тетрадь. Ученик перечисляет способы получения аренов. Ученики фиксируют в тетради физические свойства аренов. Ученики выполняют движения. Один ученик записывает реакцию на доске, остальные – в тетради. Один ученик записывает реакцию на доске, остальные – в тетради. Один ученик записывает реакцию на доске, остальные – в тетради. Один ученик записывает реакцию на доске, остальные – в тетради. Один ученик записывает реакцию на доске, остальные – в тетради. |
V.Подведение итогов урока. Комментирование и выставление оценок. Рефлексия | Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке. Выставляет и комментирует оценки. | Выставляют оценки в дневники. |
VII.Домашнее задание | Повторите и закрепите изученный материал об аренах, используя записи в тетрадях и текст, ответьте на вопросы после § 7 . | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1
Карточка с заданиями для проверки усвоения знаний по теме: «Алкены. Алкадиены»
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока химии в 10 классе.
Тема урока: «Арены»
Тип урока: урок изучения новой темы.
Урок соответствует календарно-тематическому планированию
Цель урока: Сформировать у учащихся систему знаний об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: химические свойства, способы получения бензола, применение бензола на основе свойств.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представления о молекулярном и электронном строении молекулы бензола; способствовать изучению физических и химических свойств аренов; познакомить учащихся с методами получения и применения ароматических углеводородов.
Развивающая: продолжить формирование умений поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом; способствовать развитию логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность анализировать информацию, делать выводы и обобщения; развивать способности самостоятельной работы с текстом, схемами.
Воспитательная: формировать личностный смысл к изучению темы, интерес к заданиям;
продолжить воспитание навыков коммуникативности, умения участвовать в совместном решении проблем, внимательности, инициативности; продолжить воспитание научного мировоззрения; продолжить воспитание культуры труда, работы с химическими реактивами и техники безопасности.
По дидактической цели – урок предъявления новых знаний
- по основному способу проведения: фронтальная, индивидуальная работа в сочетании с различными видами самостоятельной деятельности на основе компьютерной презентации по содержанию курса.
- в ходе урока мне удалось реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели и задачи.
Актуальность урока.
Актуальность урока состоит в объяснении учащимся роли ароматических углеводородов в природе и жизни человека. Показать особенности физических и химических свойств бензола и его производных. Развить умения и навыки анализа, обобщения и систематизации материала.
Основные задачи урока для учащихся − формирование эмпирических знаний о систематических особенностях ароматических углеводородах. Объяснить алгоритмы номенклатуры аренов ряда бензол. Показать значимость в бытовом и промышленном производстве людей.
В предметном направлении: Урок изучения нового материала призван углубить знания учащихся по теме урока; продолжить выработку у школьников умения анализировать новую информацию в контексте ранее изученного, сопоставлять и строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы.
В метапредметном направлении: Урок должен формировать у учащихся универсальные учебные действия. Прививать коммуникативные и регулятивные умения, навыки индивидуальной работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Научить искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию. Формировать познавательную активность и творческое мышление.
В направлении личностного развития: По типу урок является развивающим. Одной из целей урока является формирование у учащихся научного мировоззрения при изучении веществ окружающей людей природы. В результате работы на уроке учащиеся смогут понять особенности организации части живой и неживой природы.
Планируемые результаты:
Урок способствует формированию у учащихся воспитанию культуры труда, работы с химическими реактивами и техники безопасности;
Урок создает условия для интеллектуальной деятельности учащихся по формированию знаний о строении, свойствах и применении ароматических углеводородов;
Урок учит учащихся систематизировать и анализировать химические факты, определять причинно-следственные связи проявляемых аренами свойств;
Урок учит учащихся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам;
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, развивает у них логическое и критическое мышление в оценке вопросов химии.
Основные понятия: арены, бензол, толуол, ароматическое бензольное кольцо.
Даты урока: в 1649 году - впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер
в 1865 г. - наиболее полно свойства бензола описал немецкий химик Фридрих Август Кекуле. Он же предложил циклическую формулу бензола.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point.
План урока:
- Организационный этап (1-2 мин)
- Актуализация опорных знаний и умений (5 мин)
- Постановка цели (1 мин)
- Изучение нового материала (25 мин)
Изложение нового материала по плану.
1 Общая характеристика аренов:
а) Определение и формула ароматических углеводородов;
б) Гомологический ряд;
в) Номенклатура;
2 Получение бензола;
3 Физические свойства бензола;
- Физминутка (1 мин)
4 Химические свойства бензола;
5 Применение бензола.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия (5 мин)
- Домашнее задание (1-2 мин)
Организационный момент включает в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока.
Проверка домашнего задания включала задания разного уровня по теме: «Алкены и алкадиены».
На основной этап было выделено больше времени. На нем учащиеся работали фронтально и индивидуально с различными вариативным материалом: учебником, материалами, предоставленными на слайдах презентации.
Мною были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей.
В активе урока мною были использованы:
- компьютер
- проектор
- вариативный дидактический материал.
На последнем этапе обучающиеся оценили свою работу и работу своих товарищей.
Результаты работы позитивны.
Поставленные задачи урока реализованы.
Задание на дом предполагает работу с текстом учебника, выполнение заданий, представленных после параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по методике Шадрикова . "Гидролиз"химия 9 класс
Вариант конспекта урока по методике Шадрикова. Химия . Тема "Гидролиз" 9 класс . В основу урока положен деятельностный подход,балльная система оценки , проблемный метод...
Конспект урока, презентация, самоанализ урока, раздаточный и наглядный материал для урока в 4 классе по теме "Домашние обязанности"
Данный урок был проведен в рамках конкурса учитель года 2013 в районном этапе....

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»
План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...
План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"
План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"...

Конспект урока по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс
Урок-путешествие по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс (конспект урока, презентация к уроку)...
Урок и самоанализ урока "Твое здоровье"3 класс
Цели урокаОбразовательные:· совершенствование лексико-грамматических навыков;· введение и первичное закрепление гр...

Конспект урока по теме "Аминокислоты. Белки" . химии 9 класс, О.С. Габриелян.
Урок по теме "Аминокислоты. Белки" в 9 классе в разделе "Органическая химия". На уроке используются материалы из Единой цифровой коллекции: видеоопыты, итерактивные задания. ...





