Подготовка обучающихся к итоговой аттестации (из опыта работы)
статья по химии (9, 11 класс)

Шакирова Наталия Леонидовна

В статье обобщила свою деятельность по подготовке учеников к успешной сдаче экзаменов по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_initsiativa_cheboksary_na_sayt_.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Шакирова Наталия Леонидовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская средняя общеобразовательная школа № 6» Заинского муниципального района Республики Татарстан, Россия, город Заинск

Подготовка обучающихся к итоговой аттестации (из опыта работы)

        Учитель – личность, психолог, специалист, актер, друг… Можно долго перечислять эпитеты этой благородной профессии. Но не стоит забывать, что, прежде всего, учитель – это лицо с высокой ответственностью за воспитание и обучение другого человека. То есть, добровольно взявший на себя миссию наставника. Задача наставника – помочь ученику реализовать себя, развить в нем личностные качества и образовательные навыки. Наставничество – это постоянный диалог, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

Независимая система оценки образовательных достижений обучающихся прочно вошла в деятельность общеобразовательных учреждений. Она позволила выпускникам школ создать равные возможности для получения высшего профессионального образования. Подготовка обучающихся к Основному государственному экзамену (далее – ОГЭ) и Единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) покажет высокие результаты только при ежедневной системной совместной работе учителя и ученика, как на уроках, так и во внеурочное время.

        Первый шаг – это составление плана, который я готовлю до начала учебного года: в августе. В первую очередь, планирую работу в соответствии со спецификацией экзаменационной работы, кодификатором элементов содержания и демо-версией.

        На первых же уроках в сентябре напоминаю детям о мотивации выбора предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Обсуждаю индивидуально с каждым ребенком его успешность по предмету, профиль выбранной профессии, выбранного ссуза или вуза.

        С первых уроков приучаю детей к контрольным работам в виде контрольно-измерительных материалов. Тестовые задания активизируют мыслительную деятельность обучающихся, побуждают их к выбору одного ответа из четырех предложенных.

        В восьмом классе, с первых уроков знакомства детей с предметом химии, использую простые формы заданий («найди ошибку в предложении», «выбери верное утверждение», «верно-неверно»). По мере накопления химических знаний обучающимися, во второй-третьей учебных четвертях, предлагаю тестовые задания по типу «установи соответствие». Тестовые задания применяю на всех этапах урока: во время проверки домашнего задания, актуализации знаний, изучения и закрепления новой темы. Важно не перегружать ими урок. Обычно это два-три теста. Необходимо дать детям возможность и рассуждать, размышлять вслух, а это возможно при заданиях с открытым ответом. Задания заранее к уроку печатаю на рабочих листах или готовлю слайды для мультимедийной презентации.

        Текущие контрольные работы предлагаю из трёх частей. Первая часть – тестовая, максимально приближенная к форме ОГЭ или ЕГЭ. Вторая часть – задания с открытым ответом. Третья часть – «повышенного уровня» для одаренных и успешных учащихся. Перед контрольной работой на уроке по обобщению пройденного материала предлагаю демо-версию будущей контрольной работы. Во время такого урока обсуждаем с обучающимися возможные варианты решения и оформления заданий.

        Для обучающихся 9, 11 классов всегда составляю график внеурочных консультаций (обычно 1-2 раза в неделю). Только системная работа позволит достигнуть высоких результатов. На первых занятиях предлагаю демо-версию ОГЭ, ЕГЭ. Обучающиеся знакомятся с требованиями к проведению экзамена по химии, критериями оценивания, выполняют тестовую работу. Основные задачи внеурочных групповых консультаций: помочь школьникам обобщить и систематизировать полученные знания, проработать сложные вопросы.

        В школе, где я работаю, администрация учреждения в течение учебного года 3 – 4 раза организует пробные (репетиционные) ОГЭ (ЕГЭ). Обучающиеся погружаются в атмосферу экзамена, видят свои достижения, под руководством учителя занимаются по «западающим» темам. После каждого пробного экзамена я тщательно анализирую, по каким темам задания вызвали трудности у конкретного ученика. На последующих консультациях индивидуально с каждым из них обсуждаем и решаем задания такого типа. С радостью наблюдаю, когда результаты последующего пробного экзамена выше предыдущего.

        Пассивно заслушанный материал от учителя принесет немного пользы. Поэтому доношу до учеников важность самообразования и самостоятельной работы в домашних условиях. Для этого рекомендую образовательные сайты, где бесплатно можно заниматься и проходить онлайн тестирование. В первую очередь знакомлю учащихся с официальным сайтом ФИПИ http://www.fipi.ru.

        Не секрет, что психологический аспект играет важную роль. Во время экзамена ученик в состоянии стресса может хуже справиться с заданиями по причине волнения. Поэтому психологическому настрою уделяю внимание во время индивидуальных и групповых консультаций. Кроме того, сообщаю, как можно стать студентом Казанского открытого университета талантов 2.0, демонстрирую официальный сайт университета. Информирую о миссии Университета талантов, которая способствует раскрытию потенциала своих студентов, развивает их компетенции.

Важно научить ребенка распределять время на экзамене. Советую при получении заданий сначала выполнять те, которые не вызывают затруднений, пропускать трудные задания. При выполнении любого задания учу отбирать заведомо неверные. При полной уверенности в выборе правильного ответа советую всё-таки уделить время и другим предложенным ответам, чтобы убедиться в своей правоте.

        Системная работа с обучающимися даёт свои результаты. В 2019 году 7 моих выпускников успешно сдали ЕГЭ по химии и 6 обучающихся – ОГЭ при 100%-ной успеваемости и 100%-ном качестве.

        Учитель совершенствуется всю жизнь. Поэтому с желанием и интересом участвую в очных и заочных семинарах для педагогов по подготовке школьников к итоговой аттестации, изучаю дополнительную литературу, охотно сама решаю те задания на сайтах, которые предлагаю детям. При разработке уроков всегда знакомлюсь с опытом коллег на сайтах https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/ и других.

        Только при глубоком знании теоретического материала своего предмета, применении инновационных педагогических технологий, любви к своей профессии и уважении к детям будет достигнут высокий уровень результативности выпускников, что обеспечит конкурентоспособность Татарстана в образовательном российском пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Система работы школы по подготовки обучающихся к итоговой аттестации

В докладе рассматривается  система работы школы по подготовке к ГИА...

Подготовка выпускников 9 класса к итоговой аттестации ( из опыта работы)

В работе представлен материал по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации. Материал можно использовать в школах различного типа широким кругом педагогических работников....

Подготовка к итоговой аттестации. Из опыта работы.

Данный материал показывает систему подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...