Повышение эффективности и качества обучения естественнонаучным дисциплинам на основе современных подходов
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Касяник Людмила Васильевна

Повышение эффективности и качества обучения естественнонаучным дисциплинам на основе современных подходов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Орска»

«Повышение эффективности и качества обучения естественнонаучным дисциплинам на основе современных подходов»

Касяник Л.В.

Учитель химии

1 категории

педсовет 26.08.2025 г.

Орск 2025

Повышение эффективности и качества обучения естественнонаучным дисциплинам на основе современных подходов.

1 Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

 Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей.

Качественное образование – это главный ресурс человека, который даст ему возможность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать. Качество образования «определяет» качество жизни человека и общества. )

Повышение качества образования – одна из основных целей современной школы.

Качество образования – важный показатель деятельности образовательного учреждения во все времена. Однако  образование меняется,  и  появляется необходимость постоянного переосмысления целей и задач в новом контексте.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,  педагогического коллектива,  организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

 Качество образования — это также востребованность полученных знаний  для достижения успешности выпускника.

2 Повышение качества образования в целом и при изучении естественнонаучных дисциплин (химии, биологии, физики и географии) в частности – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.     В Концепции  подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.)

3 Из чего складывается качество образования?

  • из высокого уровня профессионализма педагогов
  • из создания комфортности в обучении школьников;
  • качества обученности школьников;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • из материально-технического обеспечения школы;
  • Мотивации обучающихся;
  • Мотивации родителей учеников.

Повышение  качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;
  • организации образовательного процесса;
  • квалификации педагогических работников.)

КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ определяется:

-Уровнем научности теоретических профессиональных и интеллектуальных знаний

-Методической подготовкой

-Педагогическим мастерством

-Психолого-педагогическим взаимодействием с коллегами, учащимися, родителями

-Инновационной деятельностью, участием в общешкольных проектах, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе.

-Научной организацией труда учителя и обучающихся

-Состоянием учебно-методической базы

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ зависит от:

-Уровня индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.) знаний

-Традиций и новаций в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения).

Уровня подготовленности к обучению

-Состояния учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)

-Внешнего влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)

-Системы оценивания знаний учащихся

-Педагогического взаимодействия детей и взрослых: уровень коммуникативных отношений.

Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации: получение  нового образовательного результата – развитие личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий.

Система мониторинга активно входит в работу  по определению качества обучения. С введением новых государственных стандартов  в каждой школе сложилась своя система мониторинга, но она должна производиться на основе единых принципов и критериев, чтобы служить основой принятия управленческих решений.

Какую же работу необходимо проводить в  школе, чтобы повысить качество образования? Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Новый государственный стандарт требуют от учителя проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением современных средств обучения, в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно–познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.

Качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему способность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать.  Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь  качество образования это – итог деятельности школы.

4 Общие принципы современного преподавания естественнонаучных дисциплин

Первый и, пожалуй, самый важный принцип – индивидуальный подход к каждому ученику. Невозможно представить успешное обучение, если не учитывать уровень знаний, способности и интересы конкретного ребенка. Универсальных методик не существует, и задача учителя – адаптировать программу и темп обучения под индивидуальные потребности каждого ученика. 

Второй важный принцип – активное обучение. Ученик не должен быть пассивным слушателем, он должен быть активно вовлечен в процесс обучения. Стимулирование самостоятельного мышления и исследовательской деятельности – важные задачи учителя. Вместо простого заучивания формул, определений, материала необходимо предлагать ученикам задачи, требующие анализа, синтеза и применения полученных знаний на практике. 

Третий принцип – практико-ориентированное обучение. Связь теории с реальными задачами и примерами из жизни – это то, что делает науку интересной и понятной. Абстрактные понятия, формулы и законы должны быть подкреплены конкретными примерами, которые ученик может увидеть и понять в окружающем мире. 

Четвертый принцип – развитие критического мышления и навыков решения проблем. В современном мире умение анализировать информацию, оценивать аргументы и находить решения сложных задач является одним из ключевых факторов успеха. Преподавание естественнонаучных дисциплин должно быть направлено на развитие этих навыков. Вместо того, чтобы просто давать готовые ответы, учитель должен задавать ученикам вопросы, стимулирующие их к самостоятельному поиску решений, анализу различных точек зрения и оценке достоверности информации. 

И, наконец, пятый принцип – использование современных технологий и ресурсов. В эпоху цифровых технологий учитель должен использовать все доступные инструменты для того, чтобы сделать обучение более эффективным и интересным. Интерактивные симуляции, виртуальные лаборатории, онлайн-курсы, видеоуроки, приложения для смартфонов – все это может значительно обогатить процесс обучения и сделать его более увлекательным. )

 

5 Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях?

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования естественнонаучных дисциплин – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям относятся:

  1. Развивающее обучение;

Развивающее обучение — это подход к обучению, ориентированный на развитие личности ученика, его навыков, компетенций и умений. В отличие от традиционных методов, которые часто фокусируются на запоминании информации, развивающее обучение стремится к формированию умений, необходимых для самостоятельного мышления и решения проблем. Термин «развивающее обучение» ввёл в научный обиход В.В. Давыдов. Центральная идея — активно-деятельностный подход: в образовательную деятельность включается мышление ученика, а не просто механическое использование возможностей его памяти. 

Некоторые примеры развивающего обучения по химии:

  • Дидактические игры. Например, «Третий — лишний», «Третий — нелишний», «Крестики-нолики». Такие игры помогают в занимательной форме закрепить знания о химических свойствах, классификации веществ. 
  • Составление уравнений реакций по схемам. Ученикам дают задание вставить формулу необходимого реагента и закончить уравнение реакций. Можно усложнить задание: по формулам продуктов реакций установить формулы реагентов, указать условия протекания реакций. 
  • Составление цепочек превращений веществ. Такое упражнение помогает обобщить знания школьников о свойствах веществ, сформировать понятие о генетической связи органических и неорганических соединений.  Ca → Ca Cl₂ → Ca(OH)₂ → Ca (NO₃)₂ → Ca Cl₂
  • Творческие задания. Например, составить рассказ или сказку о химическом элементе — металле, неметалле, о «путешествии» азота, кислорода и т. д. в природе. 
  • Кейс-технология. Метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В рамках учебного курса выделяют отдельные практические ситуации проблемного характера — кейсы, которые ориентируют обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения. 
  1. Проблемное обучение; 

Проблемное обучение – это процесс проектировки проблемных ситуаций в ходе урока, требующих от детей проявления инициативы, творческого поиска, слаженного взаимодействия и работы в команде. 

Несколько примеров проблемного обучения на уроках биологии:

  • Изучение темы «Процессы жизнедеятельности». У растений, в отличие от животных, нет мышечной и нервной ткани. За счёт чего растения закрывают и раскрывают лепестки, поворачивают листья и цветки за солнцем? В ходе беседы выясняется, что растения, как все живые организмы, способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. 
  • Изучение темы «Жизненные формы растений». Учитель демонстрирует пижму и сообщает ученикам, что это высокие растения, которые могут достигать до одного метра. Затем показывает фотографию с изображением черники и сообщает, что черника — кустарничек высотой до 15–40 см, с гладкими остро ребристыми зелёными ветвями. Затем учитель задаёт вопрос ученикам: почему низкорослую чернику относят к кустарничкам, а пижму к травам? 
  • Изучение темы «Способы размножения растений». Условие: было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Задание: объяснить ситуацию. 
  • Изучение темы «Состав крови». Условие: преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Вопрос: каким образом это удалось сделать? 
  • Изучение темы «Поведение и психика». Задача: известный литературный герой Маугли вырос среди зверей, при этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Задание: оценить реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки. 
  1. Разноуровневое обучение;

Для реализации разноуровневого обучения на уроках физики можно использовать при проверочных и контрольных работах  карточки-задания трех уровней:

  • Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.
  • Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
  • Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Например:

7.1. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (А)

ВАРИАНТ 1

1. Определите плотность металлического бруска массой 474,5 г и объемом 65 см3.
2. Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдет путь 250 м?
З. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.

  1. Коллективная система обучения; 

Коллективная система обучения (коллективный способ обучения, КСО) — это форма организации учебного процесса, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Цель — научить другого через общение всему тому, что знает и изучает сам. 

«Мурманская методика» была создана на основе технологии, разработанной в начале XX века педагогом Александром Григорьевичем Ривиным, который занимался в разновозрастной группе, в основном с отстающими учениками, и стремился добиться высокой успеваемости.  Мурманская методика основывается на идее А. Г. Ривина и В. К. Дьяченко о взаимном обучении, когда ученики одновременно играют роли и обучаемых, и обучающихся. 

Алгоритмы работы по методикам КСО на уроках географии

Мурманская методика (ММ)

Использование методики позволяет решать задачу по отработке формулировок, понятий, законов, правил. Методика используется во всех возрастных группах.

Алгоритм работы

1.   Получите цветную карточку.

2.  Выучите самостоятельно (или с помощью своего соседа) наизусть указанные в верхней части карточки формулировки понятий, правил, законов.

3.  Выполните самостоятельно задания нижней части карточки (устно!).

4.  Найдите партнера с карточкой другого цвета, запишите его фамилию на полоске учета отработанных карточек.

5.  Тренируйте его по заданию первой части своей карточки.

6.  Ваш партнер тренирует вас по заданию первой части своей карточки.

7.  Обменяйтесь карточками и выполните задания нижней части новой для себя карточки самостоятельно (устно!).

8.  Обсудите результаты с партнером.

9.  Поблагодарите друг друга.

10. Найдите нового партнера с карточкой другого цвета и работайте с ним по алгоритму, начиная с пункта 4.

Методика Ривина — Баженова (МРБ)

Использование методики позволяет отработать умения и навыки в решении задач, упражнений и осуществить контроль знаний. Методика используется во всех возрастных группах.

Алгоритм  работы

1.  Получите цветную карточку и запишите ее цвет в тетрадь.

2.  Выполните оба задания самостоятельно.

3.  Найдите партнера с карточкой другого цвета и запишите его фамилию на полях тетради рядом с номером задания, которое будете ему объяснять.

4. Прочитайте вслух первое задание и, взяв чистый лист бумаги, расскажите и одновременно запишите ход его выполнения. Тетрадь с решением закрыта или находится у партнера.

5.  Ответьте на вопросы партнера, обсудите с ним ход решения, выслушайте его оценку.

6.  Дайте партнеру тетрадь для выставления отметки.

7.  Работайте с партнером по его заданию по алгоритму. Партнер начинает с пункта 4.

8.  Поблагодарите друг друга.

9.  Найдите следующего партнера с карточкой другого цвета и работайте с ним по второму заданию по алгоритму, начиная с пункта 4.

10.  Получите новую карточку и работайте по данному алгоритму, начиная с пункта 1.

ТЕМА  Климат России. (8 ч.)

Планирование

ВЛ

ММ

МРБ

ПР

ТУЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

1 – 2  уроки.

Вводная   лекция   (ВЛ):   «Климат. Условия   формирования     климата.     Воздушные массы и их типы. Атмосферные фронты. Циклоны и  антициклоны. Типы климатов. Зависимость человека от климатических условий. Охрана атмосферного воздуха».

3 – 4 уроки.

Отработка новых понятий, терминов, определений по мурманской методике (ММ).

5 – 6 уроки.

Отработка умений и навыков в решении задач и выполнение упражнений по методике Ривина–Баженова (МРБ).

7 урок.

Практическая работа (ПР) «Описание типов климата России»

8 урок.

Тематический учет знаний.

Листок учителя (мурманская методика)

Понятия, определения.

     Вопросы

      Задания

Карточки

  1. Климатообразующие факторы

1.1. Что называется климатообразующими  факторами?  Назовите     известные       вам  климатообразующие факторы. (У3, с. 52)

1.2. Какой фактор среди  климатообразующих  и почему   следует  считать   ведущим?

Красная

1.1; 7.1;

1.2; 7.2.

2. Солнечная радиация

2.1. Что    такое        солнечная  радиация? Каковы единицы ее  измерения? (У1, с. 56; У3, с. 53)

2.2. По рис. 23  (У1, с. 56) расскажите, как распределяется поступающая  на  земную   поверхность  солнечная   радиация, по   поверхности Земли?

Оранже-

вая

2.1; 8.1;

2.2; 8.2.

3. Солнечная постоянная

3.1. Что называется солнечной постоянной? Каковы единицы ее измерения? (У3, с. 53)

3.2. По карте (У3, с.54-55, рис.19-20) определите суммарную и поглощенную радиацию на побережье Северного Ледовитого океана, в средней   полосе    страны,  (по параллели 55° с. ш.), в устье Волги и объясните полученные показатели.

Желтая

3.1; 9.1;

3.2; 9.2.

4. Воздушные массы

4.1. Что  понимается  под  воздушной массой и циркуляцией  атмосферы?

(У3, с. 55-56)

4.2. Какие причины вызывают  образование   различных  воздушных масс? Какие воздушные массы господствуют над территорией РФ? Дай их характеристику.

Зеленая

4.1; 10.1;

4.2; 10.2.

5. Трансформация воздушных масс

5.1.Что такое трансформация воздушных масс? (У1, с. 58)

5.2. Как  изменятся  свойства арктического   воздуха    при  движении   на   юг?

Голубая

5.1; 11.1;

5.2; 11.2.

6. Атмосферные фронты

6.1. Что называется атмосферным фронтом?

(У3, с. 57-58)

6.2. Как образуются различные типы атмосферных фронтов? По  карте    определите, какие атмосферные   фронты  проходят на территории РФ?

Синяя

6.1; 12.1;

6.2; 12.2.

7. Циклоны и антициклоны

7.1. Что такое циклоны и антициклоны? Как они образуются?

7.2. Для каких районов страны  характерна  циклоническая, для каких антициклоническая погода?  

8. Изотермы, изобары.

8.1. Что называется изобарами,  изотермами? (У3, с. 63)

8.2. Определите   по карте (У3, с. 59-60, рис. 22-23)     максимальные летние и минимальные зимние температуры в районе Мурманска  на Кольском полуострове и восточнее – в районе Верхоянска. Сделай выводы.

9. Закономерности распределения тепла на территории РФ

9.1. От чего зависит распределение  температуры  воздуха? (У1, с. 61)

9.2. Остров Сахалин находится на широте Тулы, но климат его гораздо суровее,    чем Тулы. В чем причина  суровости климата Сахалина?

10. Закономерности  распределения влаги на территории РФ?

10.1. От чего зависит распределение осадков по территории страны?

(У1, с. 62-63)

10.2. Определите, откуда поступает основная масса влаги на Европейскую часть  РФ?

1. От Баренцева моря

2. Белого и Карского морей

3. Атлантического океана

4. Черного и Азовского морей. Ответ  обоснуйте.

11. Испарение и испаряемость

11.1. Что называется испарением и испаряемостью?

(У3, с. 66)

11.2. Определите   по   карте  (У3, с. 67, рис.31) годовую   испаряемость  для полуострова Таймыр, для г.г. Казань, Владивосток.  Сделайте соответствующие     выводы.

12.Коэффициент увлажнения

12.1. Что называется коэффициентом увлажнения? Приведите формулу, по которой  вычисляется Кув 

(У3, с. 67)

12.2. Определите Кув для пунктов: С-Петербург, Москва, Мурманск, Казань, Владивосток, Астрахань, Якутск. Сделайте выводы о том, в каком направлении возрастает испаряемость. Объясните причину.

Карточки, используемые при работе по ММ

 Карточка 1

Климат России

1. Что называется климатообразующими  факторами?  Назовите     известные       вам  климатообразующие факторы. (У3, с. 52)

2. Что такое циклоны и антициклоны? Как они образуются?

1. Какой фактор среди  климатообразующих  и почему   следует  считать   ведущим?

2. Для каких районов страны  характерна  циклоническая, для каких антициклоническая погода?

Листок учителя (методика Ривина-Баженова)

Типы заданий

Задания

Карточка

1. задачи

1. Условия формирования климата

1. На 1 км2 земной поверхности падает за год в среднем 10,89х1015 Дж солнечного тепла. Вычислите величину солнечной энергии поглощенной 15 км2 земной поверхности.

2. Определите величину солнечной энергии падающую на территорию РФ, площадью 17,1 млн км2 в течение одного дня. (На 1 км2 земной поверхности падает за год в среднем 10,89х1015 Дж солнечного тепла).

Красная

1.1 и

2.1а

2. Влияние рельефа материков и океанов на климат РФ

1. Определите суммарную радиацию и годовое количество осадков для г.г. Москвы и Астрахани. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах различия.

2. Определите суммарную радиацию и годовое количество осадков для г.г. Архангельска и Оренбурга. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах различия.

Синяя

1.2 и

2.2а

3. Климаты России

1. Пользуясь картами (У3, с. 59-60) определите основные показатели: среднемесячные температуры января и июля и, соответственно, годовую амплитуду температуры для арктического климата.

2. Пользуясь картами (У3, с. 59-60) определите основные показатели: среднемесячные температуры января и июля и, соответственно, годовую амплитуду температуры для умеренного климата.

Желтая

1.3 и

2.3а

4. Испарение и испаряемость

1. Определите по климатической карте коэффициент увлажнения для отдельных пунктов России: Москва и Магадан.

2. Определите по климатической карте коэффициент увлажнения для отдельных пунктов России: Мурманск и Казань.

Зеленая

1.4 и

2.4а

2. упражнения

1. Отчего зависит климат нашей страны

а) определите, какая территория России получает суммарную радиацию величиной от 420 до 500 кДж/см2 в год.

б) в Центральной России суммарная солнечная радиация за год составляет:

1) 165–250 кДж/см2      2) 335–375 кДж/см2

3) 420–460 кДж/см2      4) 500–585 кДж/см2 

2. Солнечная радиация

а) почему пункты, находящиеся на одной параллели, не всегда имеют одинаковые величины солнечной радиации?

б) город Владивосток расположен южнее городов Волгоград и Ставрополь, но прямая радиация здесь ниже и климат прохладнее. В чем причина данных различий?

3. Влияние рельефа материков и океанов на климат

а) сравните распределение осадков на склонах Алтайских гор и Срединного хребта Камчатки. Объясните, почему на Алтае наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных склонах, а на Камчатке – на восточных?

б) территориями с недостаточным увлажнением являются: 1) Ростовская область        2) Тюменская область 3) Волгоградская область  4) Сахалинская область

4. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

а) по климатической карте атласа проследите ход изотерм января –12 °С и –16 °С. Чем объясняется такой ход изотерм?

б) по климатической карте атласа проследите ход изотерм января –12 °С и –16 °С. Почему на одних и тех же широтах на северо-востоке холоднее, чем на северо-западе.

Карточки, используемые при работе по МРБ

Карточка 1

Климат России

1. На 1 км2 земной поверхности падает за год в среднем 10,89х1015 Дж солнечного тепла. Вычислите величину солнечной энергии поглощенной 15 км2 земной поверхности.

1. Определите, какая территория России получает суммарную радиацию величиной от 420 до 500 кДж/см2 в год.

Карточка 2

Климат России

1. Определите суммарную радиацию и годовое количество осадков для г.г. Москвы и Астрахани. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах различия.

1. Почему пункты, находящиеся на одной параллели, не всегда имеют одинаковые величины солнечной радиации?

Карточка 3

Климат России

1. Пользуясь картами (У3, с. 59-60) определите основные показатели: среднемесячные температуры января и июля и, соответственно, годовую амплитуду температуры для арктического климата.

1. Сравните распределение осадков на склонах Алтайских гор и Срединного хребта Камчатки. Объясните, почему на Алтае наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных склонах, а на Камчатке – на восточных?

Карточка 4

Климат России

1. Определите по климатической карте коэффициент увлажнения для отдельных пунктов России: Москва и Магадан.

1. По климатической карте атласа проследите ход изотерм января –12 °С и –16 °С. Чем объясняется такой ход изотерм?

Тематический учет знаний по теме «Климат России»

1. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности называется:

а) погода                                          

б) климат                            

в) радиация

2. Излучение солнцем тепла и света называется:

а) радиация                                      

б) излучение                        

в) циркуляция

3. Назовите солнечную радиацию, которая состоит из прямой и рассеянной:

а) поглощенная                  

б) суммарная                                      

в) отраженная

4. Самый большой климатический пояс России называется:

а) тропический                    

б) арктический                                    

в) умеренный

5. Назовите географический фактор климатообразования:

а) широта                          

б) солнечная радиация                    

в) циркуляция  атмосферы

6. Большой объем воздуха, обладающий разными свойствами называется:

а) ветер                              

б) воздушная масса                            

в) воздух

7. Назовите воздушную массу, которая формируется на территории России:

а) экваториальная              

б) тропическая                                    

в) умеренная

8. Пограничная полоса между двумя воздушными массами называется:

а) циклон                            

б) фронт                                            

в) антициклон

9. Назовите теплый фронт, где встречается арктическая и умеренная воздушные массы:

а) умеренный                      

б) тропический                                    

в) арктический

10. Назовите холодный фронт, где встречается арктическая и умеренная воздушные массы:

а) умеренный                      

б) тропический                                    

в) арктический

11. Перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого называется:

а) ветер                              

б) муссон                                            

в) бриз

12.  Область высокого давления, где воздух движется по часовой стрелке, принося самую хорошую благоприятную погоду:

а) циклон                            

б) антициклон                                    

в) ветер

13.  Область низкого давления, где воздух движется против часовой стрелки, принося плохую погоду с дождем, снегом, ветром:

а) ветер                              

б) антициклон                                    

в) циклон

14.  Количество влаги, которое может испариться при данных температурах влаги называется:

а) испарение                        

б) испаряемость                                  

в) увлажнение

15. Отношение годового количества осадков к испаряемости называется:

а) увлажнение                    

б) испарение                                      

в) испаряемость

16. Наука, которая изучает климат называется:

а) геология                          

б) метеорология                                  

в) климатология

17. Назовите тип климата смешанных лесов Дальнего Востока:

а) континентальный            

б) муссонный                                      

в) резкоконтинентальный

18. Назовите тип климата Татарстана:

а) умеренно-континентальный    

б) муссонный                                      

в) континентальный

19. Неблагоприятные климатические явления, которые образуются из-за длительного недостатка влаги называется:

а) туманы                                          

б) засуха                              

в) гололед

20. Что является причиной возникновения засух и суховеев:

а) циклон                                          

б) антициклон                      

в) фронт

21. Отрицательное воздействие человека на климат в результате хозяйственной деятельности:

а) охрана                                          

б) очищение                        

в) загрязнение

  1. Исследовательские методы обучения;

Исследовательские методы обучения в биологии предполагают вовлечение учащихся в научную деятельность, развитие навыков научного поиска, критического анализа и практической работы. Такие методы могут включать лабораторные работы,  наблюдения и дискуссии.

Лабораторные работы

Позволяют учащимся на практике применять методы биологических исследований, работать с различными инструментами и оборудованием. Некоторые примеры:

  • Изучение микроскопического строения растений и животных. Ученики самостоятельно готовят микропрепараты, изучают их под микроскопом, зарисовывают результаты и делают выводы.
  • Метод проблемного обучения. Перед учениками ставится вопрос или проблема, требующая решения, например: «Как свет влияет на рост растений?» или «Какие условия необходимы для фотосинтеза?». Ученики самостоятельно формулируют гипотезу, планируют эксперимент, собирают данные и анализируют результаты.

Наблюдения

Целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях. Некоторые примеры:  Наблюдение за ростом корней и листьев лука. Ученики проводят длительное наблюдение (около 20 дней), фиксируют результаты и делают выводы.

  • Наблюдения за жизнью растений в природе. Задания для наблюдений нацелены на установление взаимосвязи растений со средой, на характеристику сезонных изменений в растительном мире, на выяснение приспособленности растений к жизни в сообществе.

Дискуссии

Коллегиальное обсуждение темы, которое позволяет учащимся выявить и проанализировать различные точки зрения на проблему. Некоторые примеры: 

 Учебная дискуссия по теме «Представления о возникновении жизни на земле в истории естествознания» — учащиеся обмениваются мнениями о гипотезах происхождения жизни на земле.

  • Дискуссия-дебаты по теме «Организм — открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы» — учащиеся высказывают точки зрения о происхождении и строении вирусов.
  1. Проектные методы обучения;

Проектные методы обучения (метод проектов) — это педагогическая технология, при которой учащиеся приобретают знания и навыки в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий-проектов, направленных на решение конкретных проблем и создание конечного продукта. Особенность: метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Учитель в такой ситуации выполняет роль координатора и ментора. 

Некоторые примеры проектных методов обучения в химии:

  • «Великие алхимики Древнего мира». Цель проекта — знакомство с великими химиками Древнего мира, одна из задач — создание альбома по теме проекта. 
  • «Небесный металл». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История железа», «Художественное литьё», «Техническое железо», «Будущее без железа». 
  •  «Бытовая химия». Проект представляет мини-исследование по социальным вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при оформлении результатов. 
  • «Изомерия и номенклатура углеводородов». Расширенное изучение темы: алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины и изготовление моделей и таблиц. 
  • «Применение спиртов и их физиологическое действие». По типу проект относится к информационно-исследовательскому, межпредметному, по времени — к среднесрочному. 
  • «Химия и защита окружающей среды». Проект для 11 класса. 
  • «Тайна углеводов». Проект для 10 класса, работа в группах, продолжительность — 3 урока. 
  • «Создание кроссвордов». Практико-ориентированный проект, планируемый результат — оформление тематического кроссворда. 
  1. Технология развития «критического мышления»

Технология развития критического мышления (ТРКМ) — это вид личностно-ориентированного обучения, направленный на формирование навыков мыслительной деятельности: планирования, прогнозирования, анализа и структуризации информации. Разработана в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил). В российской образовательной практике появилась в 1997 году.  Основная идея — создать атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания. 

Некоторые примеры приёмов технологии развития критического мышления на уроках физики:

  • «Сводная таблица». Используется, когда нужно сравнить три и более аспектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
  • «Учебный мозговой штурм». Проводится в группах численностью 5–7 человек. Первый этап — создание банка идей, возможных решений проблемы. Второй этап — коллективное обсуждение идей и предложений. Третий этап — выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся ресурсов. Пример — тема «Кипение», вопрос: почему вода «шумит» перед тем, как начнётся процесс кипения.
  • «Синквейн». Это стихотворение из пяти строк. Первая строка — одно существительное, ключевое слово темы. Вторая строка — два прилагательных, относящихся к ключевому слову. Третья строка — три глагола, характеризующих действие предмета. Четвёртая строка — фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету. Пятая строка — одно слово, синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы. Могут быть использованы на любой из трёх фаз урока. На стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного. Пример — тема урока «Явление диффузии», 7 класс.
  • «Шесть шляп». Приём используется на стадии рефлексии, для обобщения и систематизации знаний учащихся. Класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
  • Прием «Кластеры» (гроздь).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Правила очень простые:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Ниже приведён пример кластера, используемый при изучении темы «Парообразование. Испарение и конденсация» 8 класс.

  • https://fhd.multiurok.ru/8/3/7/837cb96aeff8fe8d956bc9f991c3d0f8908f3f0e/tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlie-1_1.png

  1. Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это система методов и инструментов, направленных на решение технических и социальных задач. Она основана на утверждении, что любая проблема может быть решена путём анализа её структуры и поиска противоречий.

Основная цель ТРИЗ — помочь людям находить решения проблем, которые раньше казались неразрешимыми. Некоторые пути достижения этой цели:

Устранение противоречий, возникающих в процессе разработки новых продуктов или технологий.

Развитие креативного мышления у специалистов. Методология предлагает различные инструменты и приёмы, помогающие генерировать идеи и находить нестандартные решения.

Систематизация инновационного процесса. ТРИЗ предлагает структурированный подход к решению проблем, а также набор методов и инструментов, которые помогают организовать процесс поиска решений.

Оптимальное использование ресурсов — как материальных, так и знаний, навыков и опыта команды.

Создание инновационных продуктов и технологий, которые соответствуют требованиям рынка и потребителей.

Автор теории — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер.

Некоторые примеры заданий с использованием технологии ТРИЗ на уроках географии:

  • Задание по теме «Рельеф». Ученики выявляют связь между рельефом, строением и возрастом земной коры, предлагают способы защиты от стихийных явлений, связанных с горами (например, подвижные конструкции домов).
  • Задание по теме «Полезные ископаемые». Ученики наносят на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых, используя ресурсы области, предлагают меры по сбережению полезных ископаемых (например, предложение по использованию новых технологий, снижение потерь при добыче, транспортировке, переработке).
  • Задание по теме «Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека». Ученики видят проблемы воздействия хозяйственной деятельности человека на среду, предлагают пути разрешения проблемы по группам (например, интенсивная вырубка лесов, браконьерство).

  1. Технологии модульного и модульно-блочного обучения;

Технологии модульного и модульно-блочного обучения предполагают выстраивание образовательного процесса по принципу гибкой сборки знаний и навыков из отдельных тематических блоков и модулей

 Суть модульного обучения в том, что ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует. Программа по каждому предмету разделена на части (модули):

  1. Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
  2. Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) — включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
  3. Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
  4. Контрольный модуль (1–2 занятия) — проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.

Цель модульно-блочной системы — адаптировать обучение под индивидуальные способности, интересы и темп развития каждого ребёнка. Такой формат способствует формированию навыков самостоятельного поиска информации, ответственности за своё обучение и умения работать с целостными фрагментами знаний. 

Пример блочно-модульной технологии на уроках биологии — изучение темы «Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозах». Модуль урока позволяет школьникам самостоятельно отработать новый материал, применяя различные формы контроля, оценить степень достижения цели урока и свою работу на уроке. 

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Несколько примеров обучения в сотрудничестве (командной и групповой работы) по химии:

Групповая работа по теме «Фенол. Каменный уголь». Материал разбит на блоки: природные источники фенола и способы его переработки, строение, физические свойства и влияние фенола на организм человека, особенности химических свойств фенола, применение фенола, практическое определение фенола в выданных образцах с помощью качественной реакции. В качестве отчёта каждой группе было предложено составить устный ответ по изучаемому теоретическому вопросу и представить основные моменты схематично в виде рисунка. 

Практическая работа «Идентификация органических соединений». Посредством взаимообучения организовали повторение теоретического материала, необходимого для выполнения практических заданий. Каждой группе предложили теоретически решить экспериментальную задачу на определение органических соединений в выданных образцах. Затем путём переформирования групп (по одному представителю от каждой группы переходили в состав других групп) объяснялось решение своей экспериментальной задачи. После работы над теоретическим блоком каждая группа приступила к решению экспериментальных задач на практике. 

Командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением. 

Индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведённого ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе)

  1. Информационно-коммуникационные технологии;

Некоторые примеры использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в физике:

  • Виртуальные лаборатории и конструкторы. Позволяют собирать на экране компьютера различные экспериментальные установки и проводить исследования. Например, с помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде «Живая физика», можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. 
  • Виртуальные лабораторные работы. Имитируют лабораторные работы, которые обычно выполняются на уроках с использованием традиционного оборудования. 
  • Электронные задачники или пакеты задач. Предназначены для обучения учащихся решению задач. Такие программы могут содержать задачи различного уровня сложности, справочные материалы, подсказки, а также полные решения задач.
  • Электронные дидактические материалы. Это электронные базы данных или другие сборники материалов для учителей, которые содержат задачи, упражнения, контрольные работы, тесты, справочные таблицы, рисунки, графики и т. Д.
  • Компьютерные демонстрации. Позволяют демонстрировать физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. 
  • Компьютерное тестирование. Использование компьютеров значительно упрощает и автоматизирует процесс тестирования. 
  • Мультимедийные лекции. Изложение учебного материала, в котором учитель передаёт компьютеру часть своих функций, что усиливает воздействие на учеников, так как усвоение учебного материала идёт также путём зрительного восприятия. 
  1. Здоровьесберегающие технологии.

Некоторые примеры здоровьесберегающих технологий на уроках географии:

  • Географические физкультминутки. Обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Например, при изучении основных и промежуточных сторон горизонта можно использовать двигательные упражнения: север — руки вверх, юг — руки вниз, запад — влево, восток — вправо. 
  • «Географический театр». Учащимся предлагают представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Цунами», «Ураган», «Шторм», «Айсберг» и другие. 
  • «Воображаемое путешествие по карте». Ученики отправляются в воображаемое путешествие — в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза. 
  • «Найдём ошибку вместе». Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, а ученики её исправляют. 
  • Уроки-экскурсии и уроки-практикумы на местности. Такие занятия помогают уменьшить психологическую нагрузку на учеников и позволяют им усвоить особенности природных компонентов и физико-географических процессов своей местности. 
  • Проектные технологии, где темами проектов выступают вопросы ЗОЖ. Например, составление памятки, как выжить в условиях пустыни или джунглей, или памятки путешественника по Австралии.  

В процессе образования современные методы повышения эффективности обучения естественнонаучным дисциплинам выступают как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет учебный процесс.

Традиционные и современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

В результате использования различных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении, способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения.

Таким образом, качество образования – важный показатель деятельности образовательного учреждения во все времена.

Выпускники российских школ в 2025 году всё чаще выбирают для сдачи ЕГЭ естественно-научные дисциплины: химию, биологию, физику.

Такой тренд отмечают эксперты образовательной сферы и представители ведомств, анализируя итоги экзаменационной кампании и предпочтения абитуриентов. Эксперты связывают увеличение числа сдающих эти предметы с растущим спросом на инженерные, технические и медицинские специальности в вузах. Современная экономика нуждается в квалифицированных кадрах, способных работать в высокотехнологичных отраслях, что напрямую влияет на образовательные приоритеты школьников и их родителей.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) подчеркнул: «Инженерные кадры — это самая сейчас необходимая для экономики задача перед высшим и общим образованием».

Рост интереса к точным и естественным наукам уже отражается в образовательной политике. Власти и университеты разрабатывают новые программы, усиливают профильную подготовку в школах, обновляют учебники и методические материалы, чтобы соответствовать требованиям современной экономики.

Перспективы для выпускников

  • Больше шансов на бюджетные места: Технические и инженерные вузы расширяют приём на востребованные специальности.
  • Карьерные перспективы: Выпускники, выбравшие профильную математику, физику, химию и биологию, востребованы на рынке труда в наукоёмких и инновационных сферах.
  • Гибкость выбора: Сдача этих предметов открывает дорогу как в инженерные, так и в медицинские, биотехнологические и IT-специальности.

В 2025 году сдача ЕГЭ по естественнонаучным предметам и профильной математике становится всё более популярной среди российских выпускников. Это отражает не только личные интересы школьников, но и стратегические потребности экономики, которая всё больше нуждается в инженерах, учёных и специалистах в области высоких технологий.

Литература:

1 https://www.pedopyt.ru/categories/22/articles/3636

2 https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/sovremennye_podkhody_k_povysheniiu_kachestva_obrazovaniia

3 https://scienceforum.ru/2020/article/2018021663

4 https://tutortut.com/articles/obzor-sovremennyh-metodov-prepodavaniya-estestvennonauchnyh-disciplin

5 https://urok.1sept.ru/articles/579322

6 https://урок.рф/library/«ispolzovanie_effektivnih_metodov_i_sredstv_obuche_193206.html

7 https://multiurok.ru/files/doklad-povyshenie-effektivnosti-i-kachestva-obuche.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются причины снижения эффективности а качества обучения. Перечислены технологии, используемые на уроках иностранного языка....

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

"Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования»

Качество обучения является одной из важнейших проблем современного образования.Это в полной мере касается и школьного физкультурного образования. Поэтому данная проблема была рассмотрена на заседании ...

Роль учителя физической культуры в повышении эффективности и качества обучения на основе новых подходов модернизации Российского образования

 Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным пот...

«Повышение эффективности и качества обучения на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС»

Выступление на заседании РМО учителей географии   и на ШМО учителей естественно географического цикла...