Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Гильманова Зинфира Мадияровна

В статье рассматриваются причины снижения эффективности а качества обучения. Перечислены технологии, используемые на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_16.04.2013.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический Совет

Тема «Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка»

16.04.2013

Кафедра иностранных языков включает в себя 13 учителей, из которых 2 находятся в декретном отпуске.

Высшую категорию имеют – 7 учителей, 1 категорию – 3, 2 категорию – 2, и 1 человек не имеет никакой категории.

Актуальность  темы нашего педагогического совета объясняется тем, что одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Изучение английского языка основывается на том, что английский язык является важной составляющей стандарта образования настоящего века.

Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде. Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно- воспитательного процесса. 

Нашей кафедрой был проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов. Всего приняло участие в опросе 191 человек. Было задано 3 вопроса и вот каковы результаты.

По первому вопросу: «С желанием и интересом ты приступил к изучению иностранного языка?» «Да» - ответили 173 человека, что составило 90,5%, «Нет» ответили 18 человек, что составило 9,4%.

По второму вопросу: «Как обстоят дела теперь?»

а) учиться не хочу, неинтересно: 14 человек – 7,3%

в) учиться хочу, но стало неинтересно:  44 человека – 23%

с) учиться хочу и учусь с прежним интересом : 87 человек – 45,5%

По третьему вопросу: «Что побуждает тебя изучать иностранный язык?»

а) родители хотят, чтобы я знал иностранный язык: 14 человек – 7,3%

в) считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык: 75 человек – 39,2%

с) иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы и будущей профессии: 110 человек – 57,5%

d) изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе: 22 человека – 11,5%

 Исследования по теме «Повышение эффективности и качества обучения на уроках иностранного языка» были выявлены следующие противоречия:

  •  между современной российской системой образования, в которой господствующим остается подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков и повышение качества знания  и требованием  современной действительности постоянной готовности школьников к меняющимся условиям проблемной ситуации и умения рассмотреть ее с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.
  •  между возрастающими требованиями к современному уроку и снижением интереса к учёбе;
  • между традиционным подходом к обучению и необходимостью воспитать творческую личность;
  •  между разным уровнем учащихся и необходимостью привития им навыков творческого умственного труда.

Рассмотрим причины снижения эффективности и качества урока:

  • Разный уровень умственного развития учащихся
  • Разный темп умственной работоспособности учащихся
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе
  • Перегруженность содержания учебного материала
  • Дисциплина и поведение учащихся на уроке
  • Конфликт между педагогом и учащимися
  • Плохое понимание  прочитанного учебного материала (торопливость при чтении)
  • Низкая скорость чтения
  • Появление или возрастание ошибок к концу работы
  • Недостаточное развитие общеучебных умений и навыков

Многие учителя  задумываются над вопросом, почему на начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом, а потом появляется усталость и скука? Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются, понижается качество образования. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Что может сделать конкретный учитель в конкретной школе, чтобы изменить ситуацию?

Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес, и значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.

Выделяют следующие технологии, которые помогают в решении поставленной цели и применяемые как в урочной, так и во внеурочной деятельности: технология сотрудничества, проблемное обучение, метод проектов, исследовательские методы в обучении, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии.

Игровые технологии. Игра дополняет традиционные формы обучения, обеспечивают эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, контролирующие, обобщающие, воспитательные, развивающие, репродуктивные, коммуникативные, творческие. Обширная типология педагогических игр и по характеру игровой методики. Разделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные. Привлечение игры как приёма обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью ( деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

Технология сотрудничества. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас и просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов, но и их интеллектуального и нравственного развития. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот что составляет суть данного подхода.

Проблемное обучение. Проблемная ситуация представляет  собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы). Вопросы сформулированы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. Все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является и целью, и средством обучения. Цель – овладеть иностранным языком, язык – средство общения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно лишь говоря, слушать – слушая, читать – читая.

Информационно-комуникационная технология.  Kомпьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала. Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD-дисках с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Каждый аутентичный учебник снабжён компакт-дисками и дополнительными материалами, размещенными на сайте издательства.

К работе на компьютерах с подобными обучающими дисками ученики проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне продвинутого пользователя, к иностранному языку был равнодушен.

Здоровьесберегающие технологии. Одним из важнейших условий обучения школьников иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости.

Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Нельзя забывать и о том, что примером положительного фактора, влияющим на усиление мотивации обучения иностранным языкам является личность учителя. Учитель создаёт мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку, к культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к противоположному результату.

Технологические и информационные изменения в мире и развитие различных сфер человеческой деятельности происходит настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Учитель сам должен быть готов учиться с удовольствием. Компетенция учителя всегда должна быть на порядок выше компетенции своих учеников.

В качестве ещё одного важного пути повышения эффективности образовательного процесса по иностранному языку следует рассматривать аутентичность. Два последних десятилетия были отмечены повышением интереса к проблеме создания школьного учебника иностранного языка, отвечающего требованиям современного стандарта и меняющейся парадигмы образования и воспитания. В результате в настоящее время можно даже говорить о рынке учебной литературы и о достаточно высоком качестве предлагаемых учебно-методических комплектов, позволяющих достигать цели иноязычного образования – формирование поликультурной личности.

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие секреты, как бороться со скукой на уроке.

И сейчас мы выслушаем моих коллег, которые поделятся своим опытом работы, расскажут о формах работы, применяемых на уроках.

Решение педагогического совета:

Для успешности учебного процесса продолжить работать над устранением причин, снижающих эффективность и качество обучения на уроках иностранного языка:

  1. Соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя
  2. Постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя
  1. Личностно-ориентированный подход к учащимся, учёт индивидуальных особенностей обучающихся
  2. Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеклассной работой
  3. Развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся
  4. Формирование положительного отношения к предмету и разных видов мотивации (познавательной, ситуативно-коммуникативной, мотивации успеха)
  5. Улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов

Анкета

  1. С желанием и интересом ты приступил к изучению иностранного языка? Подчеркни нужное: да, нет.

2. Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:

  1. учиться не хочу, не интересно;
  2. учиться хочу, но стало неинтересно;
  3. учиться хочу и учусь с прежним интересом.

3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык:

  1. родители хотят, чтобы я знал иностранный язык
  2. считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык
  3. иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы и будущей профессии
  4. изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

«Использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения английскому языку»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МБОУ Гимназия №9 г.Кызыла Болат Аяны Конгар-ооловны....

Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка....

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...

Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ НА методическом объединении Топкинского района на тему:Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...