Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам. Значение периодического закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева в развитии науки
план-конспект урока по химии (11 класс)

Арсаев Арби Ильманович

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ГИЛЯНЫ имени ИСАЕВА АЙДАМИРА УВАЙСОВИЧА»

(МБОУ «СОШ №1 с. Гиляны им. Исаева А.У.»)

Технологическая карта урока химии на тему:

«Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам. Значение периодического закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева в развитии науки»

Класс: 11

(учебник под ред. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.)

Учитель: Арсаев Арби Ильманович

Первый зам. директора: _______________/Т.А. Гайбулатова/

Гиляны, 2025

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
  2. Класс: 11
  3. Дата: 15.09.2025
  4. Предмет: английский язык
  5. Тема урока: Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам. Значение периодического закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева в развитии науки
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний
  7. Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с вкладом в развитию науки Д.И. Менделеева
  8. Задачи:  
  • Обучающие: усвоение химических понятий, законов и формул; навыки работы с Периодической таблицей, расчетами и химическими уравнениями; умение наблюдать, анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
  • Развивающие: развитие логического и критического мышления; поиск и выявление закономерностей в химических свойствах и реакциях; творческий подход к решению нестандартных задач;
  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения и интереса к химии; аккуратность, ответственность и умение работать в команде; экологическая и социальная ответственность, этическое использование знаний.
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: учебник, карточки, Большой англо-русский словарь, презентация  
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Характеристика этапов:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (правильные ответы)

Форма работы

1. Организационный момент

2–3 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность.

Приветствуют, готовятся к уроку.

Фронтальная

2. Актуализация знаний

5–7 мин

Вопросы:
– Что такое Периодический закон?
– В чём суть периодичности?

– «Периодический закон: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомного номера».
– «Периодичность – это повторение свойств через определённые промежутки в таблице».

Фронтальная

3. Постановка целей и задач

3 мин

Сообщает: «Сегодня мы рассмотрим, как изменяются свойства элементов по периодам и группам, и почему Периодический закон важен для науки».

Записывают тему и цель урока.

Фронтальная

4. Изучение нового материала. Закономерности изменения свойств

15 мин

Объясняет:
– В периодах: слева направо уменьшается атомный радиус, увеличивается электроотрицательность, усиливаются неметаллические свойства.
– В группах: сверху вниз увеличивается радиус атома, уменьшается электроотрицательность, усиливаются металлические свойства.
Вопросы:
– Почему радиус атома уменьшается в периоде?
– Почему в группе сверху вниз усиливаются металлические свойства?

– «Потому что с увеличением заряда ядра электроны сильнее притягиваются к нему».
– «Потому что растёт число электронных слоёв, и внешние электроны слабее притягиваются ядром».

Фронтальная

5. Изучение нового материала. Свойства соединений

10 мин

Объясняет:
– В периодах свойства оксидов и гидроксидов изменяются от основных (слева) к кислотным (справа).
– В группах сверху вниз усиливаются основные свойства соединений.
Примеры: Na₂O – оснóвный, SO₃ – кислотный.
Вопрос:
– Как изменяются свойства оксидов по периодам и группам?

– «В периодах от основных к кислотным».
– «В группах сверху вниз основные свойства усиливаются, кислотные ослабевают».

Фронтальная, индивидуальная

6. Практическая работа / упражнения

10 мин

Задания:
1) Сравнить свойства Na и Cl.
2) Объяснить, почему K более активный металл, чем Na.
3) Объяснить, почему F₂ более активный неметалл, чем Cl₂.

– «Na – металл, Cl – неметалл, их свойства противоположны».
– «У калия больше электронных слоёв, электрон легче отдаётся → выше активность».
– «Фтор меньше по радиусу, сильнее притягивает электроны → выше электроотрицательность».

Парная, групповая

7. Значение периодического закона и системы Д. И. Менделеева

7–8 мин

Объясняет:
– Закон позволил предсказать существование и свойства новых элементов.
– Система стала фундаментом для развития химии, физики и биологии.
– Используется для классификации и объяснения свойств веществ. Вопросы:
– Какие элементы предсказал Менделеев?
– Почему Периодическая система универсальна?

– «Галлий, скандий, германий».
– «Потому что она отражает фундаментальные закономерности природы, основанные на строении атома».

Фронтальная

8. Закрепление знаний

7–8 мин

Вопросы:
– Как изменяются атомные радиусы в периоде и в группе?
– Как изменяются электроотрицательность и металлические свойства?
– Как меняются свойства оксидов в периодах?

– «В периоде радиусы уменьшаются, в группе увеличиваются».
– «Электроотрицательность в периоде увеличивается, в группе уменьшается; металлические свойства наоборот».
– «Оксиды в периодах изменяются от основных к кислотным».

Индивидуальная, фронтальная

9. Рефлексия

3–5 мин

Вопросы:
– Что нового вы узнали?
– Что показалось трудным?
– Для чего нужен Периодический закон в химии?

– «Мы узнали закономерности изменения свойств элементов и их соединений».
– «Трудно было запомнить все изменения по группам и периодам».
– «Периодический закон помогает объяснять и предсказывать свойства веществ».

Фронтальная

10. Домашнее задание

2–3 мин

Домашняя работа: подготовить сообщение «Значение открытия Менделеева для химии»

Записывают задание.

Фронтальная


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

последние Элементы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

—Где конец таблицы? Академик Оганесян в статье, опубликованной в журнале Pure and Applied Chemistry, пишет, что теория квантовой электродинамики и теория атома, созданная Резерфордом, допускает сущест...

Строение атома. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева

Зачетный урок по химии 8 класс по типу "Вертушка" - педагогическая технология КСО...

Периодический закон. Периодическая система химических элементов.

Периодический закон. Периодическая система химических элементов.  для 1Периодический закон. Периодическая система химических элементов. 11 класса...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....